Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 12:00, реферат
Чтобы представить современное состояние экономики республики и выяснить основные причины, обусловившие эту ситуацию, необходима, в первую очередь, трехсторонняя характеристика:
• оценка экономики Республики Беларусь как социально-экономической системы в составе бывшего СССР;
• оценка влияния распада СССР, подрыва и ликвидации командно-распорядительной системы на процессы социально-экономического развития республики;
• определение объективно необходимых путей развития экономики на современном этапе.
3
Государственное
регулирование в
Республике Беларусь
3.1 Экономика Республики Беларусь как объект государственного регулирования
Чтобы
представить современное
• оценка экономики Республики Беларусь как социально-экономической системы в составе бывшего СССР;
• оценка влияния распада СССР, подрыва и ликвидации командно-распорядительной системы на процессы социально-экономического развития республики;
• определение объективно необходимых путей развития экономики на современном этапе.
Беларусь
была одной из наиболее благополучных
республик бывшего Советского Союза. На
конец 80-хгг. XX в. приходится наивысший
уровень ее социально-экономического
развития. Занимая 1% территории бывшего
СССР, Беларусь в 1990 г. производила 4% валового
национального продукта, 4,5% промышленных
товаров и 5,6% продукции сельского хозяйства
тогдашней огромной страны. Экономика
республики являлась частью единого народнохозяйственного
комплекса СССР. Развиваясь как глубоко
и широко интегрированная часть народнохозяйственного
комплекса СССР, республика была зависимой
от него и по источникам материально-технических
ресурсов, и по рынкам сбыта готовой продукции.
Вся структура народного хозяйства ориентировалась
на вывоз продукции в другие регионы и
не была приспособлена к достаточному
удовлетворению собственных потребностей.
Наиболее зависимой от экономических
связей оказалась промышленность республики,
где оборот ввоза и вывоза продукции достигал
почти 75% общего объема промышленного
производства. До 40% промышленной продукции
предназначалось для военных целей. В
целом годовой объем ввоза и вывоза продукции
в Республике Беларусь в 1990 г. составил
40 млрд. рублей, или более половины валового
общественного продукта. Существенной
особенностью экономики республики того
периода был экстенсивный путь ее развития.
Сравнительно высокие темпы роста производства
сопровождались еще более высокими темпами
ресурсопотребления. Основные показатели
эффективности (производительность труда,
фондоотдача, материалоемкость) снижались
на протяжении последних 20 лет. Ежегодно
падал прирост продукции на 1 рубль капитальных
вложений, и за 20 лет он снизился примерно
наполовину. И лишь благодаря крайне низким
ценам, в сравнении с мировыми, на энергетические
и сырьевые ресурсы и ценам на готовую
продукцию, приближенным к мировым, республика
имела благоприятный торговый и платежный
баланс.
Отягощающе повлияли на экономику республики
чернобыльская катастрофа и нездоровая
экологическая обстановка в целом. Последнее
десятилетие внесло существенные изменения
в социально-экономическое развитие Республики
Беларусь. Условно его можно разделить
на два этапа: 1991-1995 гг. и 1996-2000 гг.
На первом этапе распад СССР, разрыв хозяйственных связей, нарушение планового управления экономикой раньше, чем сформировались другие структуры, резкое изменение внешнеэкономических условий, утрата традиционных рынков сбыта продукции, закупок сырья и материалов, неподготовленность к проведению самостоятельной экономической политики, особенно в сфере финансовых, кредитно-денежных и внешнеэкономических отношений, непоследовательность и отсутствие достаточно продуманных и эффективных рыночных преобразований повергли экономику республики в тяжелейший кризис.
За
1991-1995 гг. существенно ухудшились все важнейшие
показатели.
С целью вывода страны из кризисного состояния
была разработана программа неотложных
мер, реализация которой позволила в 1994-1995
гг. несколько уменьшить инфляцию, снизить
дефицит государственного бюджета, затормозить
падение уровня жизни народа, приостановить
обвальный спад производства. К концу
1995 г. в основном было завершено формирование
экономических институтов суверенного
государства, создана независимая кредитно-денежная
и банковская система, сформированы органы
управления, выстраивалась инфраструктура
рынка товаров, рабочей силы и капиталов,
складывался реальный облик модели экономического
развития республики социально ориентированного
типа.
Актуальной
стала новая задача: создать предпосылки
для перехода от спада производства
к его стабилизации и последующему
росту. Она нашла отражение в «Основных
направлениях социально-экономического
развития Республики Беларусь на 1996-2000
гг.», где в качестве приоритетов были
определены: экспорт, жилье, продовольствие.
Экономический спад был приостановлен
в начале второго этапа. С 1996 г. заметно
оживились многие отрасли промышленности,
внешнеэкономическая деятельность, увеличился
выпуск продукции сельского хозяйства,
сократились темпы инфляции и снижения
капитальных вложений. В 1996-2000 гг. в экономике
республики в целом имела место позитивная
динамика экономического подъема: рост
ВВП, инвестиций в основной капитал, снижение
потребления топливно-энергетических
ресурсов, рост производства товаров народного
потребления, увеличение розничного товарооборота,
рост внешнеторгового оборота.
Однако наряду с позитивными в этот период
имели место и негативные тенденции. На
фоне роста валового внутреннего продукта
наблюдаются значительные различия в
объемах выпуска продукции по отдельным
отраслям. Несмотря на статистический
рост инвестиций в основной капитал, их
совокупный объем еще далек от уровня
1990 года. Ценовые перекосы и нестабильность
валютного рынка повлекли нестабильность
потребительского рынка, неорганизованный
вывоз товаров первой необходимости из
республики, бартерные сделки в реальном
секторе экономики. В 1998 г. в России разразился
финансово-экономический кризис. Его негативное
воздействие на экономику Беларуси во
многом было обусловлено:
Социально
ориентированная белорусская модель предполагает
тип рыночной экономики, основой которой
является плюрализм форм собственности,
значительная степень участия государства
в обеспечении эффективного функционирования
экономики, регулировании доходов населения
и занятости, формировании условий, обеспечивающих
удовлетворение наиболее значимых потребностей
всего населения. Такой тип экономики
является повернутым и открытым для всех.
Формируемая модель использует опыт мирового
экономического развития, исходит из признания
большого потенциала рыночной экономики,
учитывает объективную мировую тенденцию
к регулированию рыночной экономики обществом
в лице государства. Одна из особенностей
белорусской модели - сильная роль государства,
т.е. значительно большая, чем в других
странах.
При формировании модели белорусской
экономики учитывается и опыт развития
стран с переходной рыночной экономикой,
который учит, что чрезмерный акцент либо
на монетарные рычаги воздействия на экономику
(страны Балтии, Польша), либо на немонетарные
(государства СНГ) не дает ожидаемого результата.
В условиях национальной специфики необходимо
их взвешенное сочетание. Переход от административно-командной
системы к рыночной экономике не может
быть осуществлен в виде единовременного
акта, а требуется достаточно длительный
- переходный - период. В процессе формирования
социально ориентированной модели экономики
Республики Беларусь в условиях переходного
к ней периода необходимо:
• создать условия для ускоренного формирования и развития частного сектора экономики в республике;
• при достаточно высоком удельном весе государственного сектора экономики обеспечить его безболезненное функционирование в рыночной среде;
• сохранить значительную роль государства и как регулятора построения соответствующей модели экономики, и как субъекта хозяйствования;
• сочетать рыночный механизм регулирования с вмешательством государства в социально-экономические процессы;
• создать соответствующую методологическую основу регулирования, включая четкую отработку функций государства, подходов, принципов и методов государственного регулирования экономики.
Наиболее важными на сегодняшний день функциями государственного регулирования народного хозяйства Республики Беларусь могут быть:
– реализация функций собственника государственного имущества, действующего на рынке на равных условиях с субъектами других форм собственности;
– формирование механизма экономического регулирования, поддержки и стимулирования работы инновационных субъектов хозяйствования;
– разработка и проведение рыночной структурной политики с использованием эффективных кредитноденежных, налоговых и ценовых инструментов;
– обеспечение экономической и социальной защиты населения.
Главнейшим направлением в сфере государственного регулирования экономики является формирование нормативно-правовой базы, определяющей законодательные основы функционирования на рынке всех субъектов хозяйствования. Экономика вне правового поля легитимно функционировать не может. Через право государство способствует созданию и выполнению «правил игры» путем воздействия своими обязательными предписаниями и неотвратимыми санкциями наряду с предоставлением равных условий для функционирования всех субъектов:
– равенство всех форм собственности, гарантия их неприкосновенности и использования в интересах общества;
– свобода предпринимательства, выбора форм хозяйствования, профессии и места работы;
– установление прямой связи между благосостоянием работника и результатами его труда.
В
рамках своей компетенции
3.2 Органы государственного управления Республики Беларусь
В соответствии с новой редакцией Конституции Республика Беларусь является унитарным, демократическим, социальным, правовым государством. Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и граждан выступает Президент. Президент в соответствии с Конституцией Республики Беларусь издает указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь, а также декреты, имеющие силу законов, и обеспечивает их исполнение. Президент образует, упраздняет и реорганизует:
Определяет
структуру Правительства
Органы государственной власти Республики Беларусь включают: Парламент - Национальное собрание; Совет Министров; Администрацию Президента; судебные органы и прокуратуру; Комитет государственного контроля.
Представительным и законодательным органом Республики Беларусь является Парламент - Национальное собрание Республики Беларусь, состоящий из двух палат - Палаты представителей и Совета Республики. Палата представителей формируется из 110 депутатов, которые избираются в соответствии с законом на основе всеобщего, свободного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Совет Республики является палатой территориального представительства. В его состав входят по восемь депутатов от каждой области и города Минска, избранные тайным голосованием, и восемь членов, назначенных Президентом Республики Беларусь.
Исполнительную власть в Республике Беларусь осуществляет Правительство — Совет Министров Республики Беларусь. Совет Министров является коллегиальным центральным органом, осуществляющим в соответствии с Конституцией Республики Беларусь исполнительную власть и руководство системой подчиненных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти. В качестве постоянного органа, обеспечивающего оперативное решение вопросов, входящих в компетенцию Совета Министров, действует Президиум Совета Министров. В его составе - Премьер-министр Республики Беларусь, его заместители, Глава Администрации Президента Республики Беларусь, Председатель Комитета государственного контроля, Председатель правления Национального банка, министр экономики, министр финансов, министр иностранных дел.
К республиканским органам государственного управления относятся: министерства Республики Беларусь; государственные комитеты (Комитет государственной безопасности, Государственный комитет пограничных войск, Государственный комитет по авиации, Государственный таможенный комитет), председатели которых по статусу являются министрами; комитеты при Совете Министров Республики Беларусь и государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь.
Комитет
при Совете Министров Республики
Беларусь является республиканским органом
государственного управления, реализующий
функцию государственного регулирования
в конкретной сфере деятельности. Комитет
при Совете Министров Республики Беларусь
образуется Президентом Республики Беларусь,
возглавляется председателем, который
назначается на должность и освобождается
Президентом Республики Беларусь.
В системе республиканских органов государственного
управления выделены государственные
организации, подчиненные Правительству
Республики Беларусь. К ним относятся
объединения юридических лиц, имущество
которых находится в собственности Республики
Беларусь, осуществляющие управление
объектами государственной собственности;
государственные учреждения и иные государственные
организации.
Информация о работе Государственное регулирование в Республике Беларусь