Государственное регулирование внешней торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 19:15, реферат

Описание

Таможенный кодекс Российской Федерации определяет основы таможенного дела. В 1992 -1993 гг. были приняты Таможенный кодекс РФ и Закон РФ "О таможенном тарифе", которые в тот период создали правовую основу для работы таможенных органов. Однако вскоре потребовались такие законодательные положения, которые имели бы в своей основе многосторонние соглашения, заключенные в рамках ВТО и Международной таможенной организации.

Работа состоит из  1 файл

Государственное регулирование ВЭД.rtf

— 116.92 Кб (Скачать документ)

     Многочисленные полномочия федеральных органов государственной власти во внешнеторговой сфере могут быть объединены в три основные группы.

     1. Общеполитические вопросы:

     -- защита экономического суверенитета и экономических интересов Российской Федерации и российских лиц;

     -- формирование концепции и стратегии развития внешнеторговых связей и основных принципов торговой политики Российской Федерации.

     2. Вопросы, связанные с участием Российской Федерации в международных экономических отношениях:

     -- заключение международных договоров Российской Федерации в области внешнеэкономических связей;

     -- участие в деятельности международных экономических организаций и реализации решений, принятых этими организациями;

     -- учреждение, содержание и ликвидация торговых представительств Российской Федерации в иностранных государствах.

     3. Вопросы, непосредственно касающиеся государственного регулирования внешнеторговой деятельности:

     -- таможенно-тарифное и нетарифное регулирование;

     -- государственное регулирование деятельности в области подтверждения соответствия товаров обязательным требованиям в связи с их ввозом в Российскую Федерацию и вывозом из Российской Федерации;

     -- установление обязательных на всей территории Российской Федерации требований и критериев безопасности для жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений при ввозе в Российскую Федерацию товаров и правил контроля за ними;

     -- определение порядка вывоза из Российской Федерации и ввоза в Российскую Федерацию ряда товаров;

     -- установление показателей статистической отчетности внешнеторговой деятельности, обязательных на всей территории Российской Федерации;

     -- информационное обеспечение внешнеторговой деятельности на территории Российской Федерации;

     -- создание страховых и залоговых фондов в области внешнеторговой деятельности;

     -- координация международного сотрудничества Российской Федерации в области космической деятельности и контроль за разработкой и реализацией международных космических проектов Российской Федерации.

     В области государственного регулирования внешнеторговой деятельности имеются сферы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

     В сфере совместного ведения допускаются:

     а) самостоятельные действия Российской Федерации;

     б) самостоятельные действия субъектов Российской Федерации;

     в) совместные согласованные действия Российской Федерации и ее субъектов для достижения конкретных целей.

     Правовые основы взаимодействия федерального центра и регионов во внешнеторговой сфере заложены в Федеральных законах «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» и «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации». 

      3.Тарифные и нетарифные методы регулирование внешней торговли 

     Политика государства в области внешней торговли осуществляется с помощью тарифных и нетарифных методов регулирования.

     Введение импортных пошлин выгодно национальным производителям и государству, получающему дополнительный доход в бюджет от роста цен. Потребители же вынуждены покупать импортные товары по более высоким ценам, следовательно, несут потери. Эти потери обычно оказываются больше выигрыша, получаемого производителями и государством, поэтому суммарный чистый эффект от проведения данных мер будет отрицательным.

     Применение экспортных таможенных пошлин приводит к снижению внутренних цен, в результате чего национальные потребители оказываются в выигрыше, а производители несут потери. Суммарный выигрыш общества в результате введения экспортных пошлин оказывается меньше потерь производителей, так что чистые потери страны возрастают. Данный метод тарифного регулирования используется в основном слаборазвитыми странами.

     Развитые страны обычно прибегают к субсидированию экспорта, осуществляемого в следующих формах:

     предоставление низкопроцентных займов и налоговых льгот фирмам-экспортерам или иностранным клиентам;

     стимулирование сбыта экспортной продукции за рубежом. Нетарифные методы регулирования внешней торговли включают в себя: импортные квоты, "добровольные" ограничения экспорта, демпинг, торговое эмбарго и др.

     Импортные квоты (контингенты) - количественные ограничения объемов иностранной продукции, разрешенной к ввозу в страну. В результате введения импортных квот выигрывают производители, а потребители проигрывают. Чистый эффект для благосостояния страны оказывается отрицательным.

     "Добровольные" ограничения экспорта означают, что страна-экспортер обязуется ограничивать экспорт в данную страну.

     Основная причина их использования - выгода национальных производителей стран-импортеров, которым ограничение ввоза определенного товара в страну дает дополнительные возможности сбыта своей продукции на национальном рынке. Данный метод аналогичен импортным квотам, однако обходится стране-импортеру дороже, поскольку решения об ограничении торговли принимаются на правительственном уровне.

     Демпинг означает продажу товара за границей по цене ниже, чем он продается на внутреннем рынке страны-экспортера, или ниже себестоимости данного товара. К данному методу прибегают в периоды экономических спадов, когда производитель не может полностью продать свой товар на внутреннем рынке, а сокращать производство не хочет. Использование демпинга в мировой торговле рассматривается как форма недобросовестной конкуренции и запрещено правилами ГАТТ/ВТО и национальным законодательством ряда стран

     Торговое эмбарго - запрещение государством ввоза в какую-либо страну или вывоза из какой-либо страны определенных видов продукции. В основе таких санкций лежат не экономические выгоды, а политические соображения. Эмбарго наносит ущерб всем участникам международной торговли и является крайней формой нетарифных ограничений во внешней торговле.

     Экономика считается открытой, если государство применяет минимум экспортных и импортных ограничений. Открытость экономики характеризуют следующие показатели:

     внешнеторговая квота в ВНП;

     доля экспорта в производстве;

     доля импорта в производстве;

     удельный вес зарубежных инвестиций по отношению к внутренним.

     Дополнительный стимул мировая торговля получила вследствие деятельности Всемирной торговой организации (ВТО) по либерализации экспортно-импортных операций и, в частности, по снижению и ликвидации тарифных и нетарифных барьеров.

 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Основной формой международных экономических отношений является международная торговля. Сущность и роль внешней торговли объясняют многочисленные экономические теории. Их цель состоит в определении наиболее эффективных путей расширения внешней торговли и превращения ее в действенный фактор социально-экономического развития.

     Для любой страны роль внешней торговли трудно переоценить. По определению Дж. Сакса, «экономический успех любой страны мира зиждется на внешней торговле. Еще ни одной стране не удалось создать здоровую экономику, изолировавшись от мировой экономической системы».  Международная торговля -- старейшая форма международных экономических отношений. Она существовала еще задолго до формирования мирового хозяйства и являлась его непосредственной предшественницей. Именно развитие международной торговли создало экономические условия для развития машинного производства, которое зачастую могло расти лишь на базе импортного сырья и массового заморского спроса. Международная торговля занимает ведущее место в системе всемирных экономических отношений. Международной торговый обмен является одновременно и предпосылкой, и следствием международного разделением труда, выступает важным фактором формирования и функционирования мирового хозяйства. В своей исторической эволюции  он прошёл путь от единичных внешнеторговых сделок до долгосрочного крупномасштабного торгово-экономического сотрудничества. В условиях НТР международный торговый обмен приобретает все большее значение.

     Регулирование внешней торговли осуществляется:

     - экономической политикой страны;

     по двусторонним договоренностям государств;

     в рамках региональных союзов;

     на многосторонней основе.

     СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

    1. Авдокушкин Е.Ф. Международные экономические отношения. - М.: Владос, 2001. - 370 с.
    2. Булатов А.С. Как основать компанию на Западе. - М.: Международные отношения, 2001. - 320 с.
    3. Васильев И. Россия и Всемирная торговая организация: проблемы и перспективы присоединения. - М.: Аспект-Пресс, 2002. - 440 с.
    4. Герчикова И.Н. Маркетинг и международное коммерческое дело. - М.: Аспект-Пресс, 2006. - 328 с.
    5. Данилова Е.В. ВТО: регулирование торговли услугами. - М.: Академкнига, 2003. - 216 с.
    6. Киреев А.П. Международная экономика. - М.: Финансы и статистика, 2004. - 458 с.
    7. Котлер Ф. Основы маркетинга. - М.: Прогресс, 2000. - 736 с.
    8. Ноздрева Р.Б., Синецкий Б.И. Организация и управление внешнеэкономической деятельностью. - М.: Дашков и К0, 2000.  - 480 с.
    9. Покровская В.В. Организация и регулирование внешнеэкономической деятельности. - М.: Знание, 2007. - 258 с.
    10. Попов С.Г. ВЭД фирмы. Особенности менеджмента и маркетинга. -  М.: БЭК, 2007.  - 366 с.
    11. Прокушев Е.Ф. Внешнеэкономическая деятельность. - М.: Наука, 2006. - 326 с.
    12. Семенов К.А. Международные экономические отношения. - М.: Гардарики, 2002. - 436 с.
    13. Тишков В.Н. Внешнеторговая политика: тарифное и нетарифное регулирование внешней торговли. - СПб.: С-Птб. Гос. университет экономики и финансов, 2001. - 258 с.

Информация о работе Государственное регулирование внешней торговли