Государственное управление: понятие, основные черты, принципы и цели

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 19:50, реферат

Описание

Определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры
любого современного общества играет государственное регулирование,
осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики.

Работа состоит из  1 файл

Государственное управление.doc

— 39.50 Кб (Скачать документ)

Государственное управление: понятие, основные черты, принципы и цели 

     Определяющую  роль в формировании и развитии экономической  структуры  
любого современного общества играет государственное регулирование,  
осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из  
наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять  
экономическое и социальное регулирование, является финансовая система  
общества, ее главное звено - государственный бюджет. Именно посредством  
финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на  
формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая  
возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.  
              Экономические и политические реформы, проводимые в Украине с начала  
девяностых годов XX века, также не могли не затронуть сферу государственных  
финансов, и, в первую очередь, бюджетную систему. Государственный бюджет,  
являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства,  
дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику,  
финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие  
приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее  
защищенным слоям населения. Очевидно, что успех экономического  
реформирования в нашей стране в большой степени зависит от того, в каком  
направлении пойдет преобразование финансовой системы общества, насколько  
бюджетная политика государства будет отвечать требованиям времени. 

     Управление  рассматривается как целеполагающее (сознательное, продуманное!), организующее и регулирующее воздействие людей на собственную общественную, коллективную и групповую жизнедеятельность, осуществляемое как непосредственно (в формах самоуправления), так и через специально созданные структуры (государство, общественные организации, партии, фирмы, предприятия и т.д.). Существуют различные виды управления в обществе: военное, экономическое, социальное, политическое, государственное и другие,

             Государственное управление выделяется из управления вообще на основе характера и объема охватываемых управлением общественных явлении и на основе специфики субъекта управления. Государственное управление - это практическая деятельность государственных органов по реализации интересов государства, направленная на упорядочение, сохранение и развитие общества.

     Субъект государственного управления - государство  в лице своих органов управления, объект - общественная жизнедеятельность  людей, общая цель - упорядочение, сохранение и развитие общества.

     Государственно-управленческая деятельность - это есть функционирование субъектов исполнительной власти и  иных звеньев государственного управления по реализации их задач и функций.

     Органы  государственного управления - субъекты исполнительной власти и иные звенья, осуществляющие в том или ином объеме государственно-управленческую деятельность: правительство, министерства, госкомитеты, администрации и т.д.

     Так, на долю органов государственной  власти приходилось решение наиболее важных вопросов государственной и общественной жизни в форме законов (создание законов); органы государственного управления в основном осуществляли реализацию законов (приведение их в исполнение); судебные органы выполняли правоохранительную функцию.

Место и  роль государственного управления определялись следующими характеристиками: 

     а) государственное управление - конкретный вид деятельности по осуществлению  единой государственной власти, имеющий  функциональную и компетенционную  специфику, отличающую его от иных видов (форм) реализации государственной власти;

     б) государственное управление - деятельность исполнительно-распорядительного характера. Основным направлением ее является исполнение, т.е. проведение в жизнь законов  и подзаконных нормативных актов. Достигается эта цель использованием необходимых юридически-властных полномочий (распорядительство);

     в) государственное управление - прерогатива  специальных субъектов, обобщенно  обозначаемых как исполнительно-распорядительные органы государственной власти или  же органы государственного управления;

     г) государственное управление - исполнительная деятельность, осуществляемая в процессе повседневного и непосредственного  руководства хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством. Непосредственность такого руководства обусловлена тем, что именно в ведении (организационном подчинении) органов государственного управления находилась основная масса объектов собственности.

     Функции государственного управления - это  конкретные виды управляющих воздействий государства на свой объект. По существу это основные направления практической, повседневной деятельности государственных органов, направленных на осуществление общественных функций государства. Функции государственных органов всегда производны и состоят в том, чтобы исполнять общие задачи государства, определяемые высшими правительственными или политическими органами. Перед государством стоят объективные цели, которые озвучиваются политическими силами и исполняются государственными органами как собственные функции.

      Государственный бюджет - это важнейший плановый и контрольный  
инструмент. Бюджет возникает и действует там, где существует государство и  
развитые товарно-денежные отношения. Через государственный бюджет  
правительство реализует экономическую и социальную, внутреннюю и внешнюю  
политику. От размера государственного бюджета, состава и соотношения его  
доходов зависит реализация программ экономического и социального развития,  
устойчивость финансового положения страны. Он может активно влиять на  
экономическую активность, инвестиционную политику, совершенствование  
структуры экономики, на развитие приоритетных отраслей и социальной сферы. 
 

  При осуществлении бюджетного финансирования допускается передвижение кредитов. Оно означает изменение целевого назначения бюджетных средств путем увеличения ассигнований по одним видам расходов или распорядителям кредитов за счет уменьшения по другим видам расходов или распорядителям кредитов. Правом передвигать кредиты наделяются распорядители кредитов в пределах, установленных действующим законодательством Украины.

  Исполнение  бюджета предусматривает создание резервных фондов. Эти фонды образуются в Государственном бюджете и  в бюджетах местных Советов народных депутатов для неотложных расходов по народному хозяйству, социально-культурным и другим мероприятиям, не предусмотренным бюджетом. Размеры этих фондов определяются при утверждении бюджетов. 
 

     Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством  аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную функцию – фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной роли не играет.

Однако  именно бюджет, показывая размеры  необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся  резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.

Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.


Информация о работе Государственное управление: понятие, основные черты, принципы и цели