Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 18:39, курсовая работа
Рассмотрены вопросы государственного противодействия теневой деятельности субъектов малого предпринимательства.
Предложен механизм политики противодействия теневой экономике и экономический механизм поддержки официальной деятельности субъектов МП.
Предполагается введение принципа прямой заинтересованности регионов в их деятельности.
Государственное управление системой противодействия
теневой экономике субъектов малого предпринимательства
Рассмотрены вопросы государственного противодействия
теневой деятельности субъектов малого предпринимательства.
Предложен механизм политики противодействия теневой
экономике и экономический механизм поддержки официальной
деятельности субъектов МП. Предполагается введение принципа
прямой заинтересованности регионов в их деятельности.
Ключевые слова: теневая деятельность; государственное
управление системой противодействия теневой экономике;
механизм противодействия.
Burov Vitaliy Yurievich
Head of “Anti-crisis management, finance and credit” department
Chita State University
E-mail: burovschool@rambler.ru
The article covers the issues of state counteraction of small
businesses covert activities. A mechanism of such counteraction
policy has been offered as well as the mechanism of state support of
small businesses economic activities. The principle of regions’ direct
concern in their economic activities is suggested for further usage.
Key words: shadow economy; state control over the system of
shadow economy counteraction; mechanism of counteraction. Наиболее высокая эффективность решения актуальных экономических
проблем предпринимательской
достигается лишь при условии, если теневая деятельность малых
предприятий будет исследоваться как подсистема, органически
взаимодействующая с другими подсистемами в рамках единого комплекса
экономики.
Основная проблема, инициирующая теневую деятельность малых
предприятий, имеет более глобальный характер – это недостаточная
государственная поддержка малого бизнеса, в аспекте создания адекватных
экономических и правовых условий: финансовая и имущественная
поддержка; доступ к ресурсам; здоровая конкуренция; низкие
административные барьеры.
Проблемным остается вопрос государственного регулирования
деятельности субъектов малого предпринимательства в т.ч. в вопросе
противодействия теневым отношениям. Методы, формы, пути и средства
государственного
рассматриваются редко. Регулирование деятельности субъектов МП
невозможно без ограничений, но неадекватные ограничения провоцируют
предпринимателя на переориентацию своей деятельности в теневой сектор
экономики.
Для совершенствования системы государственного регулирования и
поддержки малого предпринимательства целесообразно рассмотреть
функции исследуемой системы. Государственное регулирование
предпринимательства, по мнению ученых, представляет собой систему
экономического, социального, организационного, правового и политического
обеспечения государством благоприятной среды для формирования и
устойчивого развития современного предпринимательства.
В настоящее время государство в период становления
предпринимательства выполняет следующие основные функции
- формирование субъектов
потенциала предпринимателей;
- формирование конкурентной
- создание условий для
услуг;
- стимулирование и формирования спроса;
- формирование организационной и рыночной инфраструктуры
предпринимательства;
- социальной ориентации
предпринимательства.
Коротко рассмотрим содержание данных функций.
Первая функция — это формирование субъектов современного
предпринимательства, способных и реализующих свои возможности к
инновационной, рисковой деятельности во всех сферах экономики.
Второй функцией государственного регулирования является создание
режима
наибольшего
предпринимателей.
Третья функция — формирование конкурентной среды. Эта функция
способствует развитию подлинной экономической состязательности, в
которой конкурентные преимущества обеспечиваются за счет непрерывного
обновления технологии и техники на базе высших достижений прогресса;
внедрения инновационного менеджмента и маркетинга; полной реализации
инновационных и рисковых способностей предпринимателей.
Четвертой функцией является создание условий для устойчиво
развивающегося предложения товаров и услуг высокого качества,
производимых на инновационной основе, с помощью стимулирования,
целенаправленной ориентации, поддержки предпринимательских структур в
сфере производства. При этом формирование предложения инновационных
товаров и услуг требует соответствующей ориентации инновационной
политики государства, определенной стратегии предпринимательскихструктур в рамках всего инновационного цикла: фундаментальная наука —
прикладная наука — сфера воспроизводства на всех уровнях макро-, мезо- и
микроэкономики.
Характеристика содержания функций
государства в области
малого предпринимательства
формирование организационной и рыночной инфраструктуры
предпринимательства.
Государственное регулирование процесса формирования и развития
малого предпринимательства, кроме отмеченных, выполняет также функцию
стимулирования и
инновационную продукцию. Для реализации этой функции, прежде всего,
необходима разработка системы государственных заказов на наукоемкую
продукцию.
Государственное воздействие на формирование и развитие
предпринимательской деятельности в секторе малого бизнеса подразумевает
и внедрение механизма
отношениям субъектов малого предпринимательства. На рис. 1 представлен
механизм политики противодействия теневой экономике в секторе малого
бизнеса.
Главной целью государственной политики в противодействии теневой
экономики в России на всех уровнях является создание высокоэффективного
механизма противодействия, обеспечивающего широкие возможности
участия всех заинтересованных лиц: правоохранительных органов, органов
государственного управления всех уровней, общественных и политических
организаций, объединений и партий. Рис. 1. Механизм политики противодействия теневой экономике
Политика противодействия
теневой экономики
Разработка и
реализация концепции
развития среднего
класса.
Проведение широкой
идеологической и
компании для разъяснения
стратегической значимости и
выгод от снижения уровня теневой
экономики
Придание
противодействию
теневой экономики
приоритетности в
системе социально-
экономического
Усиление уровня
социальной
Правовые меры
Социальные меры
Политические
меры
Мониторинг
теневого сектора
МП. Определение
масштабов ТЭ.
Определение
основных отраслей
ТЭ
Создание правовых и
экономических
условий,
способствующих
развитию сектора
малого
предпринимательства.
Внедрение механизма
государственно-
Мониторинг социально-
экономического развития
региона в целях определения
приоритетного развития
сектора МП.
Инвестиционная поддержка
приоритетных проектов
Макроэкономический уровень
Макроэкономический уровень. Мезоэкономический уровень.
Экономические
мерыСуществует практическая необходимость взаимодействия субъектов
малого предпринимательства
являющимся в странах с
субъектом рыночной экономики, с государственными структурами —
носителями законодательной и исполнительной власти.
Сущность и содержание этого взаимодействия раскрывается в его
механизме как сложная совокупность принципов, методов, экономических и
правовых форм, технологий, организационных структур, в рамках и
посредством которых строятся отношения между органами государственной
власти и субъектами предпринимательства.
Механизм взаимодействия прежде всего представляет собой конкретные
формы производственных отношений, складывающихся между обществом в
лице органов законодательной и исполнительной власти на всех уровнях
(федеральном, региональном, муниципальном) и предпринимательством как
основной движущей силой рыночного хозяйства в процессе
функционирования и развития национальной экономики.
Среди методов взаимодействия субъектов малого бизнеса с органами
государственной власти и управления необходимо выделить:
· политико-экономические, реализуемые во всевозможных формах
лоббирования;
· экономические, находящие свое выражение в таких формах
экономически выгодного взаимодействия, как государственная система
контрактирования;
смешанное частно-
предпринимательство; всевозможные формы владения и пользования
ресурсной базой, находящейся в государственной собственности (аренда,
концессия, траст, лизинг и т.п.); инвестиционное взаимодействие в рамках
реализации государственных, региональных и муниципальных программ
социального, экономического и научно-технического развития и т.д.;
· социальные, воплощающиеся в практике социального партнерства;