Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 00:21, реферат
Подходя к изучению программ по поддержке малого бизнеса в России, важно отметить, что деятельность малого бизнеса охватывает практически все отрасли экономики, поскольку малый бизнес являет собой движущую силу экономики, основу стабильного среднего класса в стране. Этим обусловлена актуальность рассматриваемой темы.
Малый бизнес, как и любая другая предпринимательская деятельность не может существовать сама по себе, поэтому имеет необходимость регулирования и контроля со стороны высших органов власти – государства.
Введение…………………………………………………………………………………2
1.Малый бизнес …………………………………………………………………............3
1.1Понятие малого бизнеса……………………………………………………………..3
1.2.Финансовые источники……………………………………………………………..3
1.3.Субъекты инфраструктуры поддержки…………………………………................3
2.Малый бизнес в России……………………………………………………………….6
2.1.Проблемы в развитии ………………………………………………………………6
2.2. Пути решения проблем ……………………………………………………………6
3.1.Программы поддержки……………………………………………………………..8
3.2. Итоги реализации…………………………………………………………………..9
Заключение……………………………………………………………………………..11
Список использованной литературы…………………………………………………12
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский государственный торгово-экономический университет»
(ФГБОУ ВПО «СПбГТЭУ»)
Кафедра экономической теории и мировой экономики
Реферат
по дисциплине «Экономика развития и модернизации»
Тема: Государственные программы поддержки
малого бизнеса в России: особенности и итоги реализации
Выполнил студент: Пирогова Ирина Александровна
Группа 1111 факультет ФУ и БТ курс 1
Научный руководитель: Головкина Светлана Ивановна
Санкт-Петербург
2012
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.Малый бизнес ………………………………………………………………….....
1.1Понятие малого бизнеса……………
1.2.Финансовые источники………………………………………………………
1.3.Субъекты инфраструктуры
поддержки…………………………………........
2.Малый бизнес в России…………………
2.1.Проблемы в развитии ………………………………………………………………6
2.2. Пути решения проблем ……………………………………………………………6
3.1.Программы поддержки………………………………………………………
3.2. Итоги реализации……………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………………
Подходя к изучению программ по поддержке малого бизнеса в России, важно отметить, что деятельность малого бизнеса охватывает практически все отрасли экономики, поскольку малый бизнес являет собой движущую силу экономики, основу стабильного среднего класса в стране. Этим обусловлена актуальность рассматриваемой темы.
Малый бизнес, как и любая другая предпринимательская деятельность не может существовать сама по себе, поэтому имеет необходимость регулирования и контроля со стороны высших органов власти – государства.
Материалом для написания работы послужил ряд научно – популярной и исследовательской литературы, использованной в реферате.
Таким образом, целью данного реферата является изучение государственных программ поддержки малого бизнеса в России.
В соответствии с этим, важнейшими задачами, стоящими перед нами в процессе выполнения работы, являются следующие:
1) Изучение состояния малого бизнеса в России, проанализировать программы по его поддержке.
2)Выявление основных проблем в развитии малого бизнеса, анализ путей решения.
3)Подведение итогов проделанной работы.
Введение раскрывает актуальность, определяет
степень научной разработки темы, объект,
предмет, цель, задачи и методы исследования,
раскрывает теоретическую и практическую значимость
В первой главе рассматривается понятие малого бизнеса в России.
Вторая глава посвящена
В третьей главе обозначены основные проблемы в малом бизнесе, а также пути их решений.
В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.
Малый бизнес
Малый бизнес – это бизнес, опирающийся на предпринимательскую деятельность небольших фирм, малых предприятий, формально не входящих в объединения.
Социальная значимость малых предприятий определяется массовостью группы мелких собственников - владельцев малых предприятий и их наемных работников, общая численность которых является одной из наиболее существенных качественных характеристик любой страны с развитой рыночной экономикой. Именно эта группа деятельного населения обслуживает основную массу потребителей, производя комплекс продуктов и услуг в соответствии с быстро изменяющимися требованиями рынка.
Малый бизнес способствует формированию среднего класса, созданию новых рабочих мест, снижению уровня безработицы, снижению социальной напряженности в стране;
1)собственные средства;
2)привлеченный капитал (кредиты, ссуды, займы, граны, лизинг)
Субъекты инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.
Бизнес-школы (школы управления, образовательные центры, школы предпринимателей) - структуры, осуществляющие подготовку, переподготовку и повышение квалификации предпринимателей, руководителей и персонал малых предприятий, государственных и муниципальных служащих, работающих в департаментах, отвечающих за развитие малого предпринимательства в городе, области, регионе и т.д., а также учащихся старших классов, а также граждан, желающих создать собственное дело, и безработных.
Агентства
поддержки малого
Региональные фонды и центры поддержки малого предпринимательства -проводят отбор, экспертизу предпринимательских проектов и их финансирование, контролируют использование финансовых ресурсов, формируют региональную информационную базу предпринимательских проектов.
Технопарки - структуры,
создаваемые в основном на базе высших
учебных заведений с целью использования
научного потенциала этих вузов и коммерциализации
разработанных технологий через создание
и развитие размещающихся на
территории технопарка малых инновационных
предприятий.
Технологические центры - инновационно-технологические центры создаются, как правило, на базе научно-исследовательских институтов и центров.
Бизнес-инкубаторы - структуры, размещающие на льготных условиях специально отобранные малые предприятия на своих площадях и оказывающие им консалтинговые, образовательные и офисные услуги.
Учебно-деловые центры - широкомасштабная программа поддержки малого предпринимательства и подготовки кадров для рыночной экономики, нацелены на реализацию образовательных программ и к консалтинговому и организационному сопровождению проектов.
Социально-деловые центры - структуры, создаваемые при центрах занятости. Цель - создание новых рабочих мест для незанятого населения и безработных через развитие малого предпринимательства.
Бизнес-центры - оказывают сервисные услуги предпринимателям и бизнесменам. Предоставляют помещения для переговоров, средства связи, компьютерную и оргтехнику, оказывают услуги физическим лицам и по коммерческим расценкам.
Региональные информационно-аналитические центры в задачи входят информационное обслуживание предпринимателей (предоставление консультационной, юридической, справочной информации), проведение работ по созданию реестра малых предприятий и банка инвестиционных и инновационных проектов, осуществление рекламной и издательской деятельности, осуществление образовательной деятельности, предоставление услуг по компьютерной технике.
Доля малого бизнеса в национальной экономике России на сегодняшний день не превышает 20-25%, в то время как во всех экономически развитых странах она составляет не мене 40% , что обуславливает необходимость финансовой, правовой, консультационной поддержки малых предприятий.
Проблемы в развитии малого бизнеса
Основная проблема малых предприятий в России — недостаточная ресурсная база, как материально-техническая, финансовая, так и законодательная база, на которую сейчас может опираться малое предпринимательство. Пока она несовершенна, а во многих существенных положениях вообще отсутствует, нет сводной единой законодательной основы сегодняшней деятельности российских малых предприятий; во-вторых, имеющиеся разрозненные, с данной точки зрения, установления претворяются в жизнь далеко не полностью.
Еще одна важная проблема — кадры. Им нужно иметь определенный объем знаний, хорошую подготовку. Но с обучением кадров для бизнеса дело обстоит не лучшим образом.
Развитие и поддержка малого бизнеса является одной из важнейших задач государства. Именно поэтому в современной России создана правовая база по его регулированию. Например, приняты следующие законы и постановления: Федеральный закон № 209-ФЗ от 24 июля 2007 года «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», Постановление Правительства РФ № 556 от 22 июля 2008 года «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства», Федеральный закон № 432-ФЗ от 28 декабря 2010 года «О внесении изменений в статью 33 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» о понижении ставок страховых взносов для малого бизнеса в2011 – 2012 годах». Проблемы малого бизнеса рассматриваются в научной литературе. Так, роль малого бизнеса в стратификационных процессах российского общества анализировалась в работах Н.Д. Аппаковой, Е.А. Арслановой, Н.А. Беззубенковой, А.В. Быковского.
Государственная поддержка малого предпринимательства по данному Закону предусматривает:
1)Формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;
2)Создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;
3)Установление упрощенного порядка регистрации, лицензирования, сертификации их продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;
4)Поддержку внешнеэкономической деятельности;
5)Организацию подготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий.
Программы поддержки малого бизнеса
Для подержания своего отечественного предпринимателя, Россия предоставляет предпринимателям различные виды помощи. Инфраструктура поддержки малого предпринимательства - это совокупность государственных, негосударственных, общественных, образовательных и коммерческих организаций, осуществляющих регулирование деятельности предприятий, оказывающих образовательные, консалтинговые и другие услуги, необходимые для развития бизнеса и обеспечивающие среду и условия для производства товаров и услуг.
Основные из министерств и ведомств на федеральном уровне, которые занимаются вопросами развития предпринимательской деятельности- Государственный комитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства, Государственный антимонопольный комитет РФ, Министерство финансов РФ, Министерство экономики РФ, Министерство труда и социального развития РФ, Министерство науки и технологий РФ, Государственный комитет по делам молодежи РФ, Министерство общего и профессионального образования РФ и другие.
Аналогичные структуры действуют и на региональном уровне. К объектам инфраструктуры в широком смысле можно отнести и различные общественные предпринимательские организации, которые прямо или косвенно представляют и лоббируют интересы предпринимателей либо содействуют объединению усилий для решения собственных проблем. Ассоциации, союзы, объединения, лиги и прочие образования зарегистрированы и действуют практически в каждом регионе РФ.
Российские Банки поддержки малого и среднего предпринимательства в рамках государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности", реализуют Программу финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства (МСП). Основная цель этой работы — создание и поддержание эффективных механизмов финансирования предприятий МСП и организаций, образующих инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства, за счет объединения усилий государственных и частных финансовых институтов на принципах отсутствия конкуренции МСП Банка с банками, публичности и открытости механизма финансовой поддержки.
Программа финансовой поддержки МСП
реализуется через