Государственные программы поддержки малого бизнеса в России: особенности и итоги реализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 00:21, реферат

Описание

Подходя к изучению программ по поддержке малого бизнеса в России, важно отметить, что деятельность малого бизнеса охватывает практически все отрасли экономики, поскольку малый бизнес являет собой движущую силу экономики, основу стабильного среднего класса в стране. Этим обусловлена актуальность рассматриваемой темы.
Малый бизнес, как и любая другая предпринимательская деятельность не может существовать сама по себе, поэтому имеет необходимость регулирования и контроля со стороны высших органов власти – государства.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………2
1.Малый бизнес …………………………………………………………………............3
1.1Понятие малого бизнеса……………………………………………………………..3
1.2.Финансовые источники……………………………………………………………..3
1.3.Субъекты инфраструктуры поддержки…………………………………................3
2.Малый бизнес в России……………………………………………………………….6
2.1.Проблемы в развитии ………………………………………………………………6
2.2. Пути решения проблем ……………………………………………………………6
3.1.Программы поддержки……………………………………………………………..8
3.2. Итоги реализации…………………………………………………………………..9
Заключение……………………………………………………………………………..11
Список использованной литературы…………………………………………………12

Работа состоит из  1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — копия.docx

— 46.38 Кб (Скачать документ)

 

        МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

 

«Санкт-Петербургский государственный торгово-экономический университет»

(ФГБОУ ВПО «СПбГТЭУ»)

Кафедра экономической теории и мировой экономики

 

 

 

Реферат

по дисциплине «Экономика развития и модернизации»

Тема: Государственные программы поддержки

малого бизнеса в России: особенности и итоги реализации

 

 

 

 

 

 

Выполнил студент: Пирогова Ирина Александровна

Группа 1111 факультет ФУ и БТ курс 1

Научный руководитель:  Головкина Светлана Ивановна

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2012

    Содержание

Введение…………………………………………………………………………………2

1.Малый бизнес …………………………………………………………………............3

1.1Понятие малого бизнеса……………………………………………………………..3

1.2.Финансовые источники……………………………………………………………..3

1.3.Субъекты инфраструктуры поддержки…………………………………................3

2.Малый бизнес в России……………………………………………………………….6

2.1.Проблемы в развитии ………………………………………………………………6

2.2. Пути решения проблем ……………………………………………………………6

3.1.Программы поддержки……………………………………………………………..8

3.2. Итоги реализации…………………………………………………………………..9

Заключение……………………………………………………………………………..11

Список использованной литературы…………………………………………………12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                           Введение

             Подходя к изучению программ по поддержке малого бизнеса в России, важно отметить, что деятельность малого бизнеса охватывает практически все отрасли экономики, поскольку малый бизнес являет собой движущую силу экономики, основу стабильного среднего класса в стране. Этим обусловлена актуальность рассматриваемой темы.

            Малый бизнес, как и любая другая предпринимательская деятельность не может существовать сама по себе, поэтому имеет необходимость регулирования и контроля со стороны высших органов власти – государства.

             Материалом для написания работы послужил ряд научно – популярной и исследовательской литературы, использованной в реферате.

            Таким образом, целью данного реферата является изучение государственных программ поддержки малого бизнеса в России.

             В соответствии с этим, важнейшими задачами, стоящими перед нами в процессе выполнения работы, являются следующие:

             1) Изучение состояния малого бизнеса в России, проанализировать программы по его поддержке.

             2)Выявление основных проблем в развитии малого бизнеса, анализ путей решения.

             3)Подведение итогов проделанной работы.

            Введение раскрывает актуальность, определяет степень научной разработки темы, объект, предмет,  цель, задачи и методы исследования, раскрывает теоретическую и практическую значимость работы.

           В первой главе рассматривается понятие малого бизнеса  в России.

            Вторая глава посвящена разнообразным  программам по поддержке частного  предпринимательства, описаны их  основные направления и цели.

           В третьей главе обозначены  основные проблемы в малом  бизнесе, а также пути их  решений.

            В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                           Малый бизнес

           Малый бизнес – это бизнес, опирающийся на предпринимательскую деятельность небольших фирм, малых предприятий, формально не входящих в объединения.

           Социальная значимость малых предприятий определяется массовостью группы мелких собственников - владельцев малых предприятий и их наемных работников, общая численность которых является одной из наиболее существенных качественных характеристик любой страны с развитой рыночной экономикой. Именно эта группа деятельного населения обслуживает основную массу потребителей, производя комплекс продуктов и услуг в соответствии с быстро изменяющимися требованиями рынка.

           Малый бизнес способствует формированию среднего класса, созданию новых рабочих мест, снижению уровня безработицы, снижению социальной напряженности в стране;

Основные  финансовые источники для предприятий  малого бизнеса

     1)собственные средства;

     2)привлеченный капитал (кредиты, ссуды, займы, граны, лизинг)

             Субъекты инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.

       Бизнес-школы (школы управления, образовательные центры, школы предпринимателей) - структуры, осуществляющие подготовку, переподготовку и повышение квалификации предпринимателей, руководителей и персонал малых предприятий, государственных и муниципальных служащих, работающих в департаментах, отвечающих за развитие малого предпринимательства в городе, области, регионе и т.д., а также учащихся старших классов, а также граждан, желающих создать собственное дело, и безработных.

       Агентства  поддержки малого предпринимательства - консалтинговые фирмы, оказывающие широкий спектр услуг малым предприятиям в регистрации, обучении персонала, получении инвестиций.

       Региональные фонды и центры поддержки малого предпринимательства -проводят отбор, экспертизу предпринимательских проектов и их финансирование, контролируют использование финансовых ресурсов, формируют региональную информационную базу предпринимательских проектов.

       Технопарки - структуры, создаваемые в основном на базе высших учебных заведений с целью использования научного потенциала этих вузов и коммерциализации разработанных технологий через создание и развитие    размещающихся на территории технопарка малых инновационных предприятий.                       

       Технологические центры - инновационно-технологические центры создаются, как правило, на базе научно-исследовательских институтов и центров.

        Бизнес-инкубаторы - структуры, размещающие на льготных условиях специально отобранные малые предприятия на своих площадях и оказывающие им консалтинговые, образовательные и офисные услуги.

        Учебно-деловые центры - широкомасштабная программа поддержки малого предпринимательства и подготовки кадров для рыночной экономики, нацелены на реализацию образовательных программ и к консалтинговому и организационному сопровождению проектов.

      Социально-деловые центры - структуры, создаваемые при центрах занятости. Цель - создание новых рабочих мест для незанятого населения и безработных через развитие малого предпринимательства.

      Бизнес-центры - оказывают сервисные услуги предпринимателям и бизнесменам. Предоставляют помещения для переговоров, средства связи, компьютерную и оргтехнику, оказывают услуги физическим лицам и по коммерческим расценкам.

      Региональные информационно-аналитические центры в задачи входят информационное обслуживание предпринимателей (предоставление консультационной, юридической, справочной информации), проведение работ по созданию реестра малых предприятий и банка инвестиционных и инновационных проектов, осуществление рекламной и издательской деятельности, осуществление образовательной деятельности, предоставление услуг по компьютерной технике.

                                            Малый бизнес в России

            Доля малого бизнеса в национальной экономике России на сегодняшний день не превышает 20-25%, в то время как во всех экономически развитых странах она составляет не мене 40% , что обуславливает необходимость финансовой, правовой, консультационной поддержки малых предприятий.

 

                               Проблемы в развитии малого  бизнеса

       Основная проблема малых предприятий в России — недостаточная ресурсная база, как материально-техническая, финансовая, так и законодательная база, на которую сейчас может опираться малое предпринимательство. Пока она несовершенна, а во многих существенных положениях вообще отсутствует, нет сводной единой законодательной основы сегодняшней деятельности российских малых предприятий; во-вторых, имеющиеся разрозненные, с данной точки зрения, установления претворяются в жизнь далеко не полностью.

        Еще одна важная проблема — кадры. Им нужно иметь определенный объем знаний, хорошую подготовку. Но с обучением кадров для бизнеса дело обстоит не лучшим образом.

                                   Пути решения проблем 

Развитие и поддержка малого бизнеса является одной из важнейших  задач государства. Именно поэтому  в современной России создана  правовая база по его регулированию. Например, приняты следующие законы и постановления: Федеральный  закон № 209-ФЗ от 24 июля 2007 года «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», Постановление Правительства РФ № 556 от 22 июля 2008 года «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства», Федеральный закон № 432-ФЗ от 28 декабря 2010 года «О внесении изменений в статью 33 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» о понижении ставок страховых взносов для малого бизнеса в2011 – 2012 годах». Проблемы малого бизнеса рассматриваются в научной литературе. Так, роль малого бизнеса в стратификационных процессах российского общества анализировалась в работах Н.Д. Аппаковой, Е.А. Арслановой, Н.А. Беззубенковой, А.В. Быковского.

   Государственная поддержка малого предпринимательства по данному Закону предусматривает:

1)Формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;

2)Создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;

3)Установление упрощенного порядка регистрации, лицензирования, сертификации их продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;

4)Поддержку внешнеэкономической деятельности; 

5)Организацию подготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                      Программы поддержки малого бизнеса

            Для подержания своего отечественного предпринимателя,  Россия предоставляет предпринимателям различные виды помощи. Инфраструктура поддержки малого предпринимательства - это совокупность государственных, негосударственных, общественных, образовательных и коммерческих организаций, осуществляющих регулирование деятельности предприятий, оказывающих образовательные, консалтинговые и другие услуги, необходимые для развития бизнеса и обеспечивающие среду и условия для производства товаров и услуг.

          Основные из министерств и ведомств на федеральном уровне, которые занимаются вопросами развития предпринимательской деятельности- Государственный комитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства, Государственный антимонопольный комитет РФ, Министерство финансов РФ, Министерство экономики РФ, Министерство труда и социального развития РФ, Министерство науки и технологий РФ, Государственный комитет по делам молодежи РФ, Министерство общего и профессионального образования РФ и другие.

      Аналогичные структуры действуют и на региональном уровне. К объектам инфраструктуры в широком смысле можно отнести и различные общественные предпринимательские организации, которые прямо или косвенно представляют и лоббируют интересы предпринимателей либо содействуют объединению усилий для решения собственных проблем. Ассоциации, союзы, объединения, лиги и прочие образования зарегистрированы и действуют практически в каждом регионе РФ.

Российские Банки поддержки малого и среднего предпринимательства в рамках государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности", реализуют Программу финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства (МСП). Основная цель этой работы — создание и поддержание эффективных механизмов финансирования предприятий МСП и организаций, образующих инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства, за счет объединения усилий государственных и частных финансовых институтов на принципах отсутствия конкуренции МСП Банка с банками, публичности и открытости механизма финансовой поддержки. 

Программа финансовой поддержки МСП  реализуется через двухуровневую  процедуру кредитования: Банк предоставляет денежные средства банкам-партнерам, которые в последующем кредитуют своих клиентов из числа малых и средних предприятий, а также организации, образующие инфраструктуру поддержки МСП, придерживаясь основных стандартов.

Информация о работе Государственные программы поддержки малого бизнеса в России: особенности и итоги реализации