Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 11:13, курсовая работа
Целью выполнения работы является рассмотрение государственного бюджета и его роли как инструмента макроэкономического регулирования.
В данной курсовой работе необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть основные понятия государственного бюджета. Показать функции и основную структуру государственного бюджета.
2. Изучить понятия: доходы, расходы бюджета, макроэкономическая стабильность. На примере Российской Федерации привестиобъемы расходов и доходов страны.
Введение………………………………………………………………………………5
1 Государственный бюджет, его структура и основные макроэкономические функции……………………………………………………………………………….6
1.1 Основные понятия государственного бюджета 6
1.2 Макроэкономические функции государственного бюджета 8
2 Макроэкономическая стабильность 11
2.1 Понятие расходов и доходов бюджета 11
2.2 Балансирование госбюджета и его особенности в России 14
2.3 Поддержание макроэкономической стабильности 16
Заключение………………………………………………………………………….19
Список изученной литературы 21
С макроэкономической точки зрения все государственные расходы делятся на:
На рисунке 3 показан принцип сбалансированности бюджета.
Рис. 3 – Соотношение расходов и доходов бюджета8
Если запланированные доходы бюджета превышают расходы бюджета, то это называется бюджетный профици́т (или профицит бюджета). Если запланированные расходы бюджета превышают доходы бюджета, то это называется бюджетный дефицит (или дефицит бюджета). Когда при исполнении бюджета уровень дефицита бюджета превышает установленный при утверждении бюджета показатель, или происходит значительное снижение ожидавшихся доходов бюджета, то представительный орган власти (на основе предложений органа исполнительной власти) принимает решение о введении установленного законом механизма уменьшения расходов. Такое «урезание» запланированных бюджетом расходов называется секве́стр
Структура бюджетных расходов и доходов и удельный вес отдельных статей в государственном бюджете страны выглядит приблизительно следующим образом:
Доходы:
Расходы:
Эти показатели свидетельствуют о том, что расходы и доходы государства напрямую влияют на макроэкономическую стабильность.
Бюджетная политика балансирования основывается на трёх теоретических концепциях, которые построены на различных макроэкономических основаниях.
1. Бюджет, балансируемый ежегодно.
До недавнего времени ежегодно балансируемый бюджет считался целью финансовой политики, обеспечивающей стабильное экономическое развитие национальной экономики. Однако такое состояние бюджета исключает или в значительной степени уменьшает возможности фискальной политики государства, имеющую антициклическую, стабилизирующую направленность. Рассмотрим следующую логическую цепочку: допустим, что экономика сталкивается с длительным периодом безработицы. Доходы населения падают. При таких обстоятельствах налоговые поступления автоматически сокращаются. Стремясь непременно сбалансировать бюджет, правительство должно либо повысить ставки налогов, либо сократить государственные расходы, либо использовать сочетание этих двух мер. Однако следствием этих мероприятий будет ещё большее сокращение совокупного спроса.
2. Бюджет, балансируемый на циклической основе.
Суть в том, чтобы сумму бюджетных дефицитов уровнять с суммой бюджетных профицитов, полученных при подъёме.
Проблема в том, что спады
и подъёмы в экономическом
цикле могут быть неодинаковыми
по глубине и продолжительности.
Например, длительный и глубокий спад
может смениться коротким периодом
подъёма. Появившийся в период спада
дефицит бюджета и, соответственно,
государственный долг в этом случае
не покроется небольшим
3. Функциональный подход
Суть в том, что дефицит и профицит бюджета это только один из макропоказателей, поэтому считается, что если другие макропоказатели в норме, то обращать внимание на дефицит и профицит не нужно. Здоровая макроэкономика сама со временем вернёт бюджет к балансу.
Активное использование новых
наукоемких технологий предполагает рост
расходов на финансирование национальной
экономики при повышении
Впервые очередной трехлетний бюджет принимался в условиях неблагоприятной экономической конъюнктуры, продолжающегося мирового финансового кризиса, замедления темпов роста отечественной экономики. Ближайшие годы и, прежде всего 2013 г., станут серьезным испытанием на прочность для бюджетной системы и экономической стабильности страны.11
Макроэкономическая
Минфин России располагает одним из основных инструментов по поддержанию макроэкономической стабильности – регулированием денежного предложения посредством накопления или расходования государственных финансовых резервов. Аккумулирование финансовых резервов сопровождается изъятием избыточной денежной ликвидности в бюджетную систему с помощью налогов и заимствований внутри страны, а расходование – погашением внутренних заимствований и наращиванием бюджетных расходов. Используя эти инструменты, Минфин России проводит контрциклическую политику, смягчая влияние краткосрочных внешних шоков на экономику страны, а также обеспечивает накопление финансовых резервов, гарантирующих макроэкономическую устойчивость в будущем.
Результатом этой работы
является устойчивость
В-первых, снижение инфляции
способствуют более быстрому
росту реальных доходов
Во-вторых, стабильное снижение
инфляции способствует
В-третьих, стабильная
Таким образом, конечными
результатами достижения
- снижение индекса
- увеличение объема прямых
- снижение средней процентной ставки по кредитам экономике до 6,5% к 2012 году;
- увеличение валового притока капитала до 40% ВВП к 2012 году;
Для достижения указанных
результатов и сохранения
Для достижения цели Минфин России,
исполняя свои регулятивные функции, обеспечивает
формирование среднесрочных бюджетов
и долгосрочных прогнозов бюджетной
системы, сглаживает влияние на экономику
краткосрочных колебаний
Административные функции
Внешними условиями
Кроме того, достижение данной
цели в значительной степени
зависит от неконтролируемых
внешних факторов, таких как конъюнктура
мировых цен на товары
По итогам выполненной работы, можно сделать следующие выводы:
Во-первых, рассмотрены основные понятия государственного бюджета, показаны функции и основная структура государственного бюджета.
Можно отметить, что одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в ее состав – государственный бюджет. Именно через государственный бюджет производится направленное воздействие на макроэкономическое регулирование страны в целом.
С помощью государственного бюджета государственные власти получают финансовые ресурсы для содержания государственного аппарата, армии, осуществления социальных мероприятий, реализации экономических задач, т.е. для выполнения государством возложенных на него функций.
Во-вторых, изучены такие понятия, как доходы, расходы бюджета, макроэкономическая стабильность.
На примере Российской Федерации показан бюджет, который отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым экономическую политику в стране.
Таким образом, бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта, что позволяет ему выступать в качестве эффективного стабилизатора экономики.
В-третьих, нормальное состояние госбюджета является его сбалансированность. Однако часто образуется бюджетный дефицит – превышение расходов над доходами. Для покрытия дефицита приходится прибегать к печатанию новых денег, увеличивать внутренний и внешний долг, что имеет ряд отрицательных последствий. Действительные меры по улучшению соотношения бюджетных доходов и расходов ведут к профициту (превышению доходов над расходами).
Поэтому, для эффективной стабильности в макроэкономике необходимо учитывать следующие параметры: снижение индекса потребительских цен, увеличение объема прямых иностранных инвестиций в экономику, снижение средней процентной ставки по кредитам экономике, увеличение валового притока капитала.