Государственный бюджет как инструмент поддержания макроэкономической стабильности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 11:13, курсовая работа

Описание

Целью выполнения работы является рассмотрение государственного бюджета и его роли как инструмента макроэкономического регулирования.
В данной курсовой работе необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть основные понятия государственного бюджета. Показать функции и основную структуру государственного бюджета.
2. Изучить понятия: доходы, расходы бюджета, макроэкономическая стабильность. На примере Российской Федерации привестиобъемы расходов и доходов страны.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………5
1 Государственный бюджет, его структура и основные макроэкономические функции……………………………………………………………………………….6
1.1 Основные понятия государственного бюджета 6
1.2 Макроэкономические функции государственного бюджета 8
2 Макроэкономическая стабильность 11
2.1 Понятие расходов и доходов бюджета 11
2.2 Балансирование госбюджета и его особенности в России 14
2.3 Поддержание макроэкономической стабильности 16
Заключение………………………………………………………………………….19
Список изученной литературы 21

Работа состоит из  1 файл

Курсовая_макроэкономика .docx

— 484.59 Кб (Скачать документ)

С макроэкономической точки зрения все государственные расходы  делятся на:

  1. государственные закупки товаров и услуг (их стоимость включается в ВВП);
  2. трансферты (их стоимость не включается в ВВП, поскольку они являются результатом перераспределения национального дохода);
  3. выплаты процентов по государственным облигациям, т.е. обслуживание государственного долга (эти расходы также не входят в ВВП, так как выплачиваются из доходов государственного бюджета).

На рисунке 3 показан принцип  сбалансированности бюджета.

Рис. 3 – Соотношение расходов и  доходов бюджета8

Если запланированные доходы бюджета  превышают расходы бюджета, то это  называется бюджетный профици́т (или профицит бюджета). Если запланированные расходы бюджета превышают доходы бюджета, то это называется бюджетный дефицит (или дефицит бюджета). Когда при исполнении бюджета уровень дефицита бюджета превышает установленный при утверждении бюджета показатель, или происходит значительное снижение ожидавшихся доходов бюджета, то представительный орган власти (на основе предложений органа исполнительной власти) принимает решение о введении установленного законом механизма уменьшения расходов. Такое «урезание» запланированных бюджетом расходов называется секве́стр

Структура бюджетных расходов и  доходов и удельный вес отдельных  статей в государственном бюджете  страны выглядит приблизительно следующим  образом:

Доходы:

  1. Налоги, в том числе акцизные сборы и таможенные пошлины, гербовый сбор – 75–85%.
  2. Налоговые поступления: доходы от государственной собственности, государственного сектора в экономике, государственной торговли – 5–8%.
  3. Взносы в государственные фонды социального страхования, пенсионные, страхования от безработицы – 10–12%.

Расходы:

  1. Затраты на социальные услуги: здравоохранение, образование, социальные пособия, субсидии бюджетам местных властей на эти цели – 40–50%.
  2. Затраты на хозяйственные нужды: капиталовложения в инфраструктуру, дотации государственным предприятиям, субсидии с/х, расходы на осуществление государственных программ – 10–20%.
  3. Расходы на вооружение и материальное обеспечение внешней политики, включая содержание дипломатических служб и займы иностранным государствам – 10–20%.
  4. Административно-управленческие расходы: содержание правительственных органов, полиции, юстиции и прочих – 5–10%.
  5. Платежи по государственному долгу – 7–8%.9

Эти показатели свидетельствуют о  том, что расходы и доходы государства напрямую влияют на макроэкономическую стабильность.

 

2.2 Балансирование госбюджета и его особенности в России

 

Бюджетная политика балансирования основывается на трёх теоретических концепциях, которые построены на различных макроэкономических основаниях.

 

1. Бюджет, балансируемый ежегодно.

До недавнего времени ежегодно балансируемый бюджет считался целью  финансовой политики, обеспечивающей стабильное экономическое развитие национальной экономики. Однако такое  состояние бюджета исключает  или в значительной степени уменьшает  возможности фискальной политики государства, имеющую антициклическую, стабилизирующую направленность. Рассмотрим следующую логическую цепочку: допустим, что экономика сталкивается с длительным периодом безработицы. Доходы населения падают. При таких обстоятельствах налоговые поступления автоматически сокращаются. Стремясь непременно сбалансировать бюджет, правительство должно либо повысить ставки налогов, либо сократить государственные расходы, либо использовать сочетание этих двух мер. Однако следствием этих мероприятий будет ещё большее сокращение совокупного спроса.

2. Бюджет, балансируемый на циклической  основе.

Суть в том, чтобы сумму бюджетных  дефицитов уровнять с суммой бюджетных  профицитов, полученных при подъёме.

Проблема в том, что спады  и подъёмы в экономическом  цикле могут быть неодинаковыми  по глубине и продолжительности. Например, длительный и глубокий спад может смениться коротким периодом подъёма. Появившийся в период спада  дефицит бюджета и, соответственно, государственный долг в этом случае не покроется небольшим положительным  сальдо бюджета периода процветания, следовательно, будет иметь место  циклический дефицит бюджета.

3. Функциональный подход балансирования  бюджета.

Суть в том, что дефицит и  профицит бюджета это только один из макропоказателей, поэтому считается, что если другие макропоказатели  в норме, то обращать внимание на дефицит  и профицит не нужно. Здоровая макроэкономика сама со временем вернёт бюджет к балансу.

Активное использование новых  наукоемких технологий предполагает рост расходов на финансирование национальной экономики при повышении эффективности  бюджетных расходов.10

Впервые очередной трехлетний бюджет принимался в условиях неблагоприятной  экономической конъюнктуры, продолжающегося  мирового финансового кризиса, замедления темпов роста отечественной экономики. Ближайшие годы и, прежде всего 2013 г., станут серьезным испытанием на прочность для бюджетной системы и экономической стабильности страны.11

 

 

2.3 Поддержание  макроэкономической стабильности

 

Макроэкономическая стабильность и устойчивость государственных  финансов является необходимым условием экономического роста.

Минфин России располагает одним  из основных инструментов по поддержанию  макроэкономической стабильности –  регулированием денежного предложения  посредством накопления или расходования государственных финансовых резервов. Аккумулирование финансовых резервов сопровождается изъятием избыточной денежной ликвидности в бюджетную систему с помощью налогов и заимствований внутри страны, а расходование – погашением внутренних заимствований и наращиванием бюджетных расходов. Используя эти инструменты, Минфин России проводит контрциклическую политику, смягчая влияние краткосрочных внешних шоков на экономику страны, а также обеспечивает накопление финансовых резервов, гарантирующих макроэкономическую устойчивость в будущем.

 Результатом этой работы  является устойчивость государственных  финансов, предсказуемая и низкая  инфляция, а также стабильность  других макроэкономических показателей.  Указанные результаты влияют  на социально-экономическое развитие  по трем направлениям.

 В-первых, снижение инфляции  способствуют более быстрому  росту реальных доходов населения,  что в конечном итоге сказывается  на повышении уровня жизни  и сокращении бедности.

 Во-вторых, стабильное снижение  инфляции способствует снижению  процентных ставок по кредитам  населению и экономике, что  в конечном итоге приводит  к росту кредитования и увеличению  оборотных средств и инвестиционного  потенциала российских предприятий.

 В-третьих, стабильная макроэкономическая  ситуация является основным сигналом  для прихода в страну долгосрочных  инвесторов и повышения инвестиционных рейтингов российских компаний, способствует повышению доверия к российскому фондовому рынку, снижению оттока капитала и улучшению структуры оттока (снижению доли «бегства» капитала и росту вложений в зарубежные рынки).

 Таким образом, конечными  результатами достижения макроэкономической стабильности являются:

- снижение индекса потребительских  цен до 4% в 2011 году и до 3% в дальнейшем, которое будет достигнуто при условии эффективных действий других органов исполнительной власти по ограничению роста тарифов естественных монополий, а также Банка России по накоплению международных резервов;

- увеличение объема прямых иностранных  инвестиций в экономику до 44 млрд. долларов к 2012 году;

- снижение средней процентной  ставки по кредитам экономике  до 6,5% к 2012 году;

- увеличение валового притока  капитала до 40% ВВП к 2012 году;

 Для достижения указанных  результатов и сохранения положительной  динамики в будущем Минфин  России должен гарантировать  сохранение бюджетной сбалансированности  и макроэкономической стабильности  в случае снижения цен на  нефть.12

Для достижения цели  Минфин России, исполняя свои регулятивные функции, обеспечивает формирование среднесрочных бюджетов и долгосрочных прогнозов бюджетной  системы, сглаживает влияние на экономику  краткосрочных колебаний внешнеэкономической  конъюнктуры, в том числе, путем  стерилизации избыточного денежного  предложения и участия в разработке денежно-кредитной политики. Данные функции осуществляются, в том числе с помощью внедрения передовых методов управления общественными финансами.

Административные функции Минфина  России в рамках достижения этой цели состоят в эффективном управлении средствами Резервного фонда и Фонда  национального благосостояния.

 Внешними условиями достижения  данной цели являются соблюдение  Минэкономразвития России, Банком  России и ФСФР России сроков  и процедур подготовки и согласования  нормативных правовых актов и  других документов, соблюдение тарифов  на услуги естественных монополий,  установленных среднесрочными прогнозами  социально-экономического развития, эффективные действия Банка России  по накоплению международных  резервов, эффективное таможенное  регулирование. 

 Кроме того, достижение данной  цели в значительной степени  зависит от неконтролируемых  внешних факторов, таких как конъюнктура  мировых цен на товары российского  экспорта, поведение мировых валютных  и фондовых рынков.13

 

Заключение

 

По итогам выполненной работы, можно сделать следующие выводы:

Во-первых, рассмотрены основные понятия государственного бюджета, показаны функции и основная структура государственного бюджета.

Можно отметить, что одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в ее состав – государственный бюджет. Именно через государственный бюджет производится направленное воздействие на макроэкономическое регулирование страны в целом.

С помощью государственного бюджета  государственные власти получают финансовые ресурсы для содержания государственного аппарата, армии, осуществления социальных мероприятий, реализации экономических  задач, т.е. для выполнения государством возложенных на него функций.

Во-вторых, изучены такие понятия, как доходы, расходы бюджета, макроэкономическая стабильность.

На примере Российской Федерации  показан бюджет, который отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым экономическую политику в стране.

Таким образом, бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта, что позволяет ему выступать в качестве эффективного стабилизатора экономики.

В-третьих, нормальное состояние госбюджета является его сбалансированность. Однако часто образуется бюджетный дефицит – превышение расходов над доходами. Для покрытия дефицита приходится прибегать к печатанию новых денег, увеличивать внутренний и внешний долг, что имеет ряд отрицательных последствий. Действительные меры по улучшению соотношения бюджетных доходов и расходов ведут к профициту (превышению доходов над расходами).

Поэтому, для эффективной стабильности в макроэкономике необходимо учитывать  следующие параметры: снижение индекса потребительских цен, увеличение объема прямых иностранных инвестиций в экономику, снижение средней процентной ставки по кредитам экономике, увеличение валового притока капитала.

 

Список изученной литературы

  1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт-Издат, 2005.
  2. Бюджетный процесс в Российской Федерации: Учебное пособие / Л.Г.Баранова, О.В.Врублевская и др. – М.: «Перспектива»: ИНФРА-М, 2007.
  3. Бюджетная система России: Учебник для вузов / Под ред. проф. Г.Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
  4. Годин А.М., Максимова Н.С., Подпорина И.В. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник – 3-е изд., – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006.
  5. Государственное регулирование национальной экономики: Учебное пособие / Под ред. И.П. Платоновой, В.А. Шумаева, И. В, Бушуевой. – М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2008.
  6. Иохин В.Я. Экономическая теория: Учебник. – М.: Юристь, 2000.
  7. Национальный продукт и проблемы его измерения: Учебно – метод. пособие / А.В. Рощенко. – Мн.: БГЭУ, 2002. – 42 с.
  8. Экономика: Учебник / Под ред. А.С. Булатова – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
  9. Экономическая теория: Учебник для вузов / Под ред. проф. И.П. Николаевой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
  10. Кудрин А.Л. Бюджет – основа обеспечения долгосрочной финансовой устойчивости страны // Финансы. 2008. №12.
  11. Коровкина Е.Б. о доходах и расходах федерального бюджета // Финансы. 2011. №8.
  12. Селезнев А.С. Проблемы бюджетной трехлетки // Экономист. 2009. №2.
  13. Интернет ресурс Материал из Википедии http://ru.wikipedia.org/wiki/ Государственный _ бюджет

Информация о работе Государственный бюджет как инструмент поддержания макроэкономической стабильности