Государственный бюджет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 01:01, контрольная работа

Описание

Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет - это используемый правительством денежный фонд для финансирования своей деятельности, с помощью которого государство влияет на экономические процессы.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . 3

1. Государственный бюджет: основные понятия и устройство . . 5
2. Структура государственных доходов . . . . . . 8
3. Статьи расходов государственного бюджета . . . . . 10
Заключение . . . . . . . . . . . 14
Список литературы . . . . . . . . . . 15

Работа состоит из  1 файл

Реферат по экономике.doc

— 114.50 Кб (Скачать документ)

      Содержание

Введение . . . . . . . . . . . 3

1. Государственный  бюджет: основные понятия и устройство  . .  5

2. Структура  государственных доходов . . . . . . 8

3. Статьи расходов  государственного бюджета . . . . .       10

Заключение . . . . . . . . . . .       14

Список литературы . . . . . . . . . .       15

 

      Введение

 

       

       Центральное место в финансовой  системе любого государства занимает  государственный бюджет - это используемый  правительством денежный фонд для финансирования своей деятельности, с помощью которого государство влияет на экономические процессы. Государственный бюджет взаимодействует с другими звеньями финансовой системы, осуществляя перераспределение средств в пользу нуждающихся фондов (как правило, путем передачи денежных средств из центрального государственного фонда муниципальным финансовым фондам, фондам государственных предприятий и специальным правительственным фондам).

      Именно  с помощью бюджета государство  имеет возможность сосредотачивать финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития, с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности. Ни одно из финансовых звеньев не осуществляет такого многовидового и многоуровневого перераспределения средств, как бюджет. Вместе с тем, отображая экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики, бюджет дает четкую картину того, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных хозяйственных субъектов, показывает, соответствует ли размер ресурсов государства объему его потребностей.

      Бюджет  является важным рычагом воздействия на ход общественного воспроизводства и стимулирования экономического роста. Путем изменения уровня государственных расходов и налогообложения правительство может регулировать объем совокупного спроса (величину потребительских и инвестиционных расходов), а тем самым влиять на краткосрочные колебания экономической конъюнктуры. При правильном подходе бюджет объективно может быть не просто средством государственного экономического регулирования, он может реально влиять на рост экономики и социальной сферы, ускорение темпов научно-технического прогресса, обновление и совершенствование материально-технической базы общественного производства.

      Целью данной работы является рассмотрение принципов построения, структуры доходов и статей расходов бюджета, их классификации, состав и распределение.

      Основными задачами работы являются:

  • раскрытие содержания государственного бюджета как основы финансовой экономики, его функций;
  • рассмотрение источников формирования и направлений расходования средств государственного бюджета.

 

     1. Государственный  бюджет: основные  понятия и устройство 

      Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет - имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год. Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления». Таким образом, государственный бюджет, являясь для государства средством аккумулирования финансовых ресурсов, дает государственной власти возможность содержания государственного аппарата, армии, выполнения социальных мероприятий, реализации приоритетных экономических задач, т.е. выполнения государством присущих ему функций.

      В материальном понимании государственный бюджет представляет собой централизованный в масштабах государственного или административно-территориального образования денежный фонд, который находится в распоряжении соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления. Хотя материальное содержание бюджета не является постоянным, объем концентрируемых в нем денежных средств постоянно меняется, меняются виды поступлений в него, направления расходов. Однако сущность государственного бюджета постоянна. Она проявляется в общественных отношениях, связанных с концентрацией денежных средств в бюджете и их использованием, т.е. в характеристике сущности бюджета как экономической категории.

      Как экономическая категория государственный бюджет РФ представляет собой совокупность экономических (денежных) отношений, возникающих в процессе образования, планового распределения и использования государственного централизованного фонда денежных средств. Бюджетные отношения возникают между государством и юридическими и физическими лицами по поводу формирования и использования централизованного фонда денежных ресурсов, предназначенного для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны, государственного управления, материального стимулирования.

      Сосредоточение  финансовых ресурсов в бюджете необходимо для успешной реализации финансовой политики государства. Бюджет является формой образования и расходования денежных средств. Совокупность всех видов бюджетов образует бюджетную систему государства.

      БК  РФ дает следующее определение бюджетной системы: «основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов». Под бюджетным устройством принято понимать организацию бюджетной системы и принципы ее построения.

      Бюджетная система Российской Федерации состоит из трех звеньев и включает в себя:

        -  федеральный бюджет;

        - бюджеты субъектов РФ  (21 республиканский бюджет в составе Российской Федерации, 55 краевых и областных бюджетов, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области);

        - местные бюджеты (около 29 тысяч местных бюджетов: городских, районных, поселковых, сельских).

      Бюджеты нижестоящих органов самоуправления не входят своими доходами и расходами в бюджеты вышестоящих уровней.

      Помимо  федерального государственного бюджета  существуют и внебюджетные фонды социальной сферы. К ним относятся: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Федеральный фонд занятости населения, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

          Государственный бюджет состоит  из 2-х дополняющих друг друга взаимосвязанных частей: доходной и расходной.

      Доходная  часть показывает, откуда поступают  средства на финансирование деятельности государства, какие слои общества отчисляют больше из своих доходов. Структура доходов непостоянна и зависит от конкретных экономических условий развития страны,  рыночной конъюктуры и осуществляемой экономической политикой политики. Любое изменение структуры бюджетных доходов отражает изменения в экономических процессах.

      Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством средства. Расходы бюджета представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям. Расходная часть охватывает всю экономику, так как государство учитывает экономические интересы общества в целом. На величину и структуру расходов федерального бюджета влияют множество факторов, как-то: государственное устройство, внешняя и внутренняя политика государства, общий уровень экономики, уровень благосостояния населения, размер государственного сектора в экономике и многие другие факторы. Основные статьи расходов бюджета РФ: управление, оборона,  поддерживание правопорядка, социальное обеспечение, здравоохранение, культура, образование, а также обслуживание внешнего государственного долга. 

 

      2. Структура государственных  доходов 

      Доходы  бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии  законодательством  в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня.

      Согласно  действующей бюджетной классификации  все доходы бюджетов делятся на следующие виды:

1. Налоговые  доходы, которые включают в себя:

  • прямые налоги на прибыль, доход, прирост капитала;
  • налоги, взимаемые в зависимости от фонда оплаты труда;
  • налоги на товары и услуги;
  • налоги на имущество;
  • платежи за использование природных ресурсов;
  • налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции;
  • прочие налоги, сборы и пошлины;

2. Неналоговые  доходы, к которым в соответствии  со ст. 41 Бюджетного кодекса относятся:

  • доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
  • доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления;
  • средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной, уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;
  • доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов;
  • иные неналоговые доходы (прибыль Банка России, доходы от внешнеэкономической деятельности).

3. Безвозмездные  перечисления (ст. 45 Бюджетного кодекса  РФ) включают следующие поступления:

  • от нерезидентов;
  • от других уровней власти (дотации, субвенции, средства, перечисленные по взаимным расчетам, трансферты, прочие безвозмездные поступления);
  • от государственных внебюджетных фондов;
  • от государственных предприятий и учреждений;
  • от наднациональных организаций.

      Помимо  собственных, в бюджетах 2-го и 3-го уровней  выделяют т.н. регулирующие доходы - федеральные или региональные налоги и платежи, по которым устанавливаются процентные нормативы отчислений в бюджеты субъектов или местные бюджеты на финансовый год или на долговременной основе (не менее чем на 3 года) по разным видам таких доходов (в отличие от закрепленных доходов, полностью поступающих в соответствующий бюджет).

 

      3. Статьи расходов  государственного  бюджета

      Расходы бюджета – это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям.

      Через бюджетные расходы финансируются  бюджетополучатели – организации производственной и непроизводственной сферы, являющиеся получателями или распорядителями бюджетных средств. Бюджет определяет только размеры бюджетных расходов по статьям затрат, а непосредственные расходы осуществляют бюджетополучатели. Кроме того, за счет бюджета происходит перераспределение бюджетных средств по уровням бюджетной системы через дотации, субвенции, субсидии и бюджетные ссуды. Расходы бюджета носят в основном безвозвратный характер. На возвратной основе могут предоставляться только бюджетные кредиты и ссуды.

      Каждый  вид расходов обладает качественной и количественной характеристикой. При этом качественная характеристика, отражая экономическую природу явления, позволяет установить назначение бюджетных расходов, количественная – их величину. Структура бюджетных расходов ежегодно устанавливается непосредственно в бюджетном плане и зависит от экономической ситуации и общественных приоритетов.

Таблица 1

Функциональная классификация расходов

государственного  бюджета РФ

1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И  МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
Функционирование главы государства - Президента Российской Федерации
Функционирование  законодательных (представительных) органов  государственной власти
Функционирование  исполнительных органов государственной  власти
Деятельность  финансовых и налоговых органов
Прочие  расходы на общегосударственное  управление
2. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ
Федеральная судебная система
3. МЕЖДУНАРОДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Международное сотрудничество
Реализация  межгосударственных договоров в  рамках Содружества Независимых  Государств
Международные культурные, научные и информационные связи
Экономическая и гуманитарная помощь другим государствам
4. НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБОРОНА
Строительство и содержание Вооруженных Сил  Российской Федерации
Военная программа Министерства Российской Федерации по атомной энергии
Обеспечение мобилизационной и вневойсковой подготовки
Подготовка  и участие в обеспечении коллективной безопасности и миротворческой деятельности
Обеспечение деятельности отраслей для национальной обороны
5. ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  И ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА
Органы  внутренних дел
Внутренние  войска
Уголовно-исполнительная система
Органы  налоговой полиции
Органы  государственной безопасности
Органы  пограничной службы
Таможенные  органы
Органы  прокуратуры
Государственная противопожарная служба
Органы  юстиции
Государственная фельдъегерская служба
6. ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И  СОДЕЙСТВИЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ  ПРОГРЕССУ
Фундаментальные исследования
Разработка  перспективных технологий и приоритетных направлений научно-технического прогресса
7. ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, ЭНЕРГЕТИКА И СТРОИТЕЛЬСТВО
Топливно-энергетический комплекс
Конверсия оборонной промышленности
Другие  отрасли промышленности
Строительство, архитектура
Стандартизация  и метрология
Воспроизводство минерально-сырьевой базы
Содержание  органов специального строительства
8. СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО И РЫБОЛОВСТВО
Сельскохозяйственное  производство
Земельные ресурсы
Рыболовное  хозяйство
Прочие  мероприятия в области сельского  хозяйства
9. ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ, ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЯ, КАРТОГРАФИЯ И ГЕОДЕЗИЯ
Водные  ресурсы
Лесные  ресурсы
Охрана  окружающей природной среды, животного  и растительного мира
Гидрометеорология
Картография и геодезия
10. ТРАНСПОРТ, ДОРОЖНОЕ ХОЗЯЙСТВО,  СВЯЗЬ И ИНФОРМАТИКА
Автомобильный транспорт
Воздушный транспорт
Водный  транспорт
Дорожное  хозяйство
Связь
Информатика (информационное обеспечение)
11. РАЗВИТИЕ РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ
Малый бизнес и предпринимательство
12. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И ЛИКВИДАЦИЯ  ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ И СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
Предупреждение  и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций
Гражданская оборона
13. ОБРАЗОВАНИЕ
Дошкольное  образование
Общее образование
Начальное профессиональное образование
Среднее профессиональное образование
Переподготовка  и повышение квалификации
Высшее  профессиональное образование
Прочие  расходы в области образования
14. КУЛЬТУРА, ИСКУССТВО И КИНЕМАТОГРАФИЯ
Культура  и искусство
Кинематография
Прочие  мероприятия в области культуры и искусства
15. СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
Телевидение и радиовещание
Периодическая печать и издательства
Прочие  средства массовой информации
16. ЗДРАВООХРАНЕНИЕ И ФИЗИЧЕСКАЯ  КУЛЬТУРА
Здравоохранение
Санитарно-эпидемиологический надзор
Физическая  культура и спорт
17. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
Учреждения  социального обеспечения и службы занятости
Социальная  помощь
Молодежная  политика
Пенсии  военнослужащим
Пенсии  и пособия в правоохранительных органах
Прочие  мероприятия в области социальной политики
Миграционная  политика
18. ОБСЛУЖИВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО  ДОЛГА
Обслуживание  государственного внутреннего долга
Обслуживание  государственного внешнего долга
19. ПОПОЛНЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ  И РЕЗЕРВОВ
Государственный материальный резерв
Прочие  государственные запасы и резервы
20. ФИНАНСОВАЯ ПОМОЩЬ БЮДЖЕТАМ ДРУГИХ  УРОВНЕЙ
Финансовая  помощь бюджетам других уровней
Прочие  мероприятия в области регионального  развития
21. УТИЛИЗАЦИЯ И ЛИКВИДАЦИЯ ВООРУЖЕНИЙ, ВКЛЮЧАЯ ВЫПОЛНЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ
Утилизация  и ликвидация вооружений по международным  договорам
Утилизация  и ликвидация вооружений, исключая международные договоры
22. МОБИЛИЗАЦИОННАЯ ПОДГОТОВКА ЭКОНОМИКИ
Мобилизационная подготовка экономики
23. ИССЛЕДОВАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  КОСМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА
Государственная поддержка космической деятельности
Научно-исследовательские  и опытно-конструкторские работы в области космической деятельности
24. ВОЕННАЯ РЕФОРМА
Проведение  военной реформы
25. ПРОЧИЕ РАСХОДЫ
Резервные фонды
Проведение выборов и референдумов
Бюджетные кредиты (бюджетные ссуды)
Прочие  расходы, не отнесенные к другим подразделам
26. ЦЕЛЕВЫЕ БЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ
Фонд  Министерства Российской Федерации  по атомной энергии

Информация о работе Государственный бюджет