Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 14:04, реферат
Несомненно, одной из ключевых проблем макроэкономической теории во все времена являлась проблема бюджетного дефицита и государственного долга. Долговая зависимость государства в целом и перед иностранными кредиторами в частности имеет актуальнейшее значение, так как полная реализация суверенитета государства возможна лишь при его определенной экономической независимости.
Несомненно, одной из ключевых проблем макроэкономической теории во все времена являлась проблема бюджетного дефицита и государственного долга. Долговая зависимость государства в целом и перед иностранными кредиторами в частности имеет актуальнейшее значение, так как полная реализация суверенитета государства возможна лишь при его определенной экономической независимости.
Под государственным долгом РФ понимаются «долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права».1 С позиции бюджетного планирования государственный долг также можно определить, как сумму накопленных за определенный период времени бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся в это время положительных сальдо бюджета.
Существует несколько классификаций государственного долга, однако наиболее распространенным и, на мой взгляд, целесообразным является деление на внутренний и внешний долг. Внутренний долг – это задолженность государства гражданам и организациям данной страны - держателям ценных бумаг, выпущенных ее правительством; внешний же долг, в свою очередь, можно определить как задолженность иностранным гражданам, фирмам и учреждениям.
Внутренние долговые обязательства можно условно разбить на рыночные, существующие в форме эмиссионных ценных бумаг (государственные краткосрочные облигации (ГКО), облигации федерального займа с переменным и постоянными купонами (ОФЗ), облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ), облигации внутреннего валютного займа и др), и нерыночные, возникшие по итогам исполнения федерального бюджета и выпущенные в счет финансирования образовавшейся задолженности (векселя Министерства финансов, задолженность Центробанку и пр). Если выпуск и обращение первых достаточно регламентированы и включаются в программу внутренних заимствований на очередной финансовый год, то вторые выпускаются регулярно, несмотря на принятие соответствующих законодательных актов.
По
состоянию на сегодняшний день в соответствии
с материалами официального сайта Министерства
финансов Российской Федерации (www.minfin.ru) структура государственного
долга, выраженного в ценных бумагах, выглядит
следующим образом (см. таб.1)
Таблица 1. Государственный долг Российской Федерации, выраженный в государственных ценных бумагах
|
Обращает на себя внимание то, что в первые годы после перестройки (1993, 1994) внутреннего долга не существовало как такового. Связано это с тем, что в то время Центробанк имел в своем распоряжении только денежные инструменты - целевые кредиты и обязательные резервы. После того как в апреле 1995 г. с принятием закона «О Центральном банке» ЦБ обрел независимость, стало возможным разграничить денежно-кредитную и фискальную политику и финансировать бюджетный дефицит не за счет одной лишь денежной «накачки», а с помощью долговых обязательств. Таким образом именно с 1995 года и стоит «вести историю» внутреннего государственного долга РФ.
Что касается внешнего долга, то здесь стоит отметить, что по показателю отношения внешнего долга к ВВП Россия находится в числе наиболее проблемных стран, хотя до кризиса 1998 года это соотношение составляло всего 30%. До кризиса система фиксированного валютного курса обеспечивала относительную предсказуемость расходов по обслуживанию внешнего долга. Девальвация и переход к плавающему курсообразованию сделали объемы ежегодных выплат менее прогнозируемыми в рублевом выражении. После финансового кризиса внешний долг российского правительства был фактически разделен на две категории. В первую, которая подлежала обслуживанию, попали все кредиты, взятые в период с 1991 года собственно Россией: это были обязательства перед МВФ и Всемирным Банком, еврооблигации и двусторонние кредиты российского правительства. Во вторую – долги, унаследованные Россией от Советского Союза. Это были обязательства перед Парижским и Лондонским клубом.
Внешний долг РФ по состоянию на 1 октября 2006 года представлен в таб. 2:
Таблица
2. Структура государственного
внешнего долга
|
Данные, представленные в таблице 2, свидетельствуют о значительном снижение внешнего государственного долга РФ за 2006 год почти на 40 млрд. дол. (с 86,8 до 50,1 млрд. дол.), что в первую очередь связано с выполнением в 2006 г. плана по досрочному погашению практически всей задолженности России перед членами Парижского клуба кредиторов. Учитывая это, а также тот факт, что в 2007-2009 гг. Министерство финансов РФ планирует разместить государственные ценные бумаги РФ на общую сумму 897 млрд руб, что приведет к увеличению государственного внутреннего долга РФ с 1 трлн 028,04 млрд руб (см. таб. №1) до 1 трлн 640,2 млрд руб., можно придти к выводу, что основными источниками финансирования погашения государственных долговых обязательств становятся средства, привлеченные за счет размещения государственных ценных бумаг на внутреннем рынке. Все вышесказанное полностью соответствует сформулированным Правительством РФ целям долговой политики на ближайшие годы, а именно: уменьшение абсолютных и относительных размеров государственного внешнего долга РФ путем замещения внешнего долга внутренними заимствованиями; сохранение и развитие национального рынка государственных ценных бумаг; использование инструментов долговой политики при проведении денежно-кредитной политики с целью осуществления дополнительной стерилизации излишней денежной массы и борьбы с инфляцией.
2
В связи с этим ожидается, что в течение 2007-2009 гг. значительно изменится структура государственного долга РФ: доля государственного внутреннего долга, номинированного в национальной валюте, возрастет с 35,5% на конец 2006 г до 53,1% на конец 2009 г при соответствующем снижении доли внешнего долга.
Я считаю, что столь пристальное внимание к проблеме сокращения внешней задолженности абсолютно обосновано, поскольку данная проблема может оказывать значительное негативное влияние на развитие страны в долгосрочной перспективе. Как я уже писала выше, реализация суверенитета требует финансовой независимости государства, в первую очередь, от внешних источников финансирования. Конечно, полностью отказаться от них невозможно, однако постепенно сокращать долю внешнего долга в долговой структуре нашего государства, чем сейчас и занимается Министерство финансов и Центробанк, необходимо.
В своей работе
я постаралась очень кратко отразить основные
теоретические вопросы, связанные с государственным
долгом, продемонстрировать его статистические
и динамические характеристики по состоянию
на конец 2006 – начало 2007 года и сделать
на основе имеющихся данных некоторые
выводы относительно ключевых направлений
деятельности нашего правительства по
управлению как внешним, так и внутренним
долгом.
Список литературы:
Информация о работе Государственный долг россии его виды и проблемы финансирования