Государство и его функции в переходной экономике

Автор работы: b***********@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 20:50, курсовая работа

Описание

Неэффективность функционирования административно-командной системы обусловлена по крайней мере двумя существенными предпосылками. Во-первых, негибкостью, неспособностью этой системы быстро адаптироваться к экономическим переменам. Формальное существование товарно-денежных отношений подрывало здоровую конкуренцию производителей, а централизованное, директивное планирование подавляло хозяйственную инициативу.

Работа состоит из  1 файл

Министерство образования и науки молодежи и спорта Украины.docx

— 26.36 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования и науки молодежи и спорта Украины

Харьковский национальный университет им. В.Н.Каразина 
 

Экономический факультет

Кафедра экономической теории и экономических методов управления 
 
 

Курсовая  работа

По курсу: «Макроэкономика»

На тему: «Государство и его функции в  переходной экономике» 
 
 
 

Выполнила:                                                                                 Фазан М.И.

Ст. 2 курса

Гр. ЭФ-22

Проверил:                                                                                  доц. Давыдова И.А.

Харьков 2011

Содержание

Введение…………………………………………………………

Глава 1……………………………………………………………….

 

Введение

     Необходимость реформирования экономики бывших социалистических стран назревала давно. Она была обусловлена нарастающей из года в год неспособностью административно-командной  экономики обеспечивать устойчивые темпы экономического развития. Положение осложнялось по мере исчерпания экстенсивных и предпринимаемых попыток использования интенсивных факторов роста.

     Неэффективность функционирования административно-командной  системы обусловлена по крайней мере двумя существенными предпосылками. Во-первых, негибкостью, неспособностью этой системы быстро адаптироваться к экономическим переменам. Формальное существование товарно-денежных отношений подрывало здоровую конкуренцию производителей, а централизованное, директивное планирование подавляло хозяйственную инициативу.

     Во-вторых, для командной экономики характерна низкая производительность труда. Плановый характер управления экономикой, показавший свои позитивные черты в первые годы советской власти, в дальнейшем, по мере усложнения экономики, начал  давать сбои и в итоге оказался неспособным эффективно реализовать  достижения НТР. В результате страны с плановой экономикой резко отстали от стран с развитой рыночной экономикой в техническом и технологическом отношениях. Все это и обусловило необходимость реформирования административно-командной экономики, ее преобразования в рыночную.

     Следовательно, переход от одной социально-экономической  системы к другой — весьма сложный  процесс реформирования, трансформации  и развития. С одной стороны, это  процесс постепенного "подрыва" коренных социально-экономических  отношений прежней системы и  зарождения и развития в ее недрах новых, противоречиво соединяющихся  с первыми. С другой стороны, постепенно в экономике будет происходить  развитие и усиление отношений и элементов современного рыночного хозяйства и ослабление отношений и элементов административно-командной системы.

     Таким образом, процесс становления современной  рыночной экономики требует довольно продолжительного периода времени, в течение которого будет существовать так называемая переходная экономическая  система или переходная экономика, представляющая собой некую смесь  отношений и элементов административно-командной  и современной рыночной систем. Переходная экономика характеризует как  бы "промежуточное" состояние  общества, когда прежняя система  социально-экономических отношений  и институтов разрушается и реформируется, а новая только формируется. Изменения, происходящие в переходной экономике, являются преимущественно изменениями  развития, а не функционирования, как  это характерно для сложившейся  системы.

 

Глава 1

     Успех сложных переходных преобразований экономической системы  в значительной мере зависит от регулирующих действий государства, от правильности его курса и политики. При этом под государственно-организованным регулированием понимается сознательно  осуществляемый законодательными, исполнительными  и контролирующими органами процесс  упорядочения перехода, а также обеспечение  условий для достижения необходимых  целей и задач переходного  периода в экономике. 

     Экономическое вмешательство государства в  современный рынок необходимо для  осуществления следующих функций, которые не в состоянии выполнить  любой рынок. Это, прежде всего: 

     1) обеспечение правовой базы и создание общих правовых условий экономической деятельности субъектов хозяйствования; 

     2) стимулирование и защита конкуренции,  антимонопольное регулирование; 

     3) антикризисная политика и стабилизация  экономики (приостановление спада  производства, падения уровня жизни  людей, снижение инвестиционной  активности, укрощение инфляции  и снижение безработицы); 

     4) регулирование распределительных  процессов и перераспределение  доходов в целях оказания помощи  инвалидам, остронуждающимся, безработным; 

     5) стимулирование экономического  роста, оптимизация структуры  национального продукта и производства; 

     6) обеспечение экономической и  политической стабильности в  целях развития предпринимательства  и привлечения иностранного капитала; 

     7) организация общенациональной денежной  системы. 

     Необходимость выполнения этих функций государством в смешанной рыночной экономике  приводит к следующему выводу: нерегулируемого  рынка фактически вообще не бывает, ибо в определенном воздействии  со стороны государства нуждается  даже идеальный, свободный рынок. Однако даже развитая рыночная экономика не составляет еще всю экономику  страны. Рынок ведь занят лишь теми потребностями, которые выражаются через платежеспособный спрос и  приносят частному товаропроизводителю  прибыль. В этот круг "выгодных" потребностей и производств не входит целый ряд иных – невыгодных. Но они представляют собой жизненно важные потребности общества, например: национальная оборона, охрана общественного  порядка, единая энергосистема, водопроводная  сеть страны, здравоохранение, защита от наводнений и т.д. 

     Производство  таких нерентабельных, с позиций  частного капитала, но необходимых  для страны товаров и услуг  составляет особый сектор экономики  – так называемый государственный  сектор. Кстати, в 80-х гг. ХХ в. государственный  сектор (по доле добавленной стоимости) составлял во Франции – 17%, в Италии – 14, в ФРГ – 12, в Англии – 11%. Притом от того, как развит сектор, зависит  состояние всей экономики, в том  числе и рыночного, частного ее сектора. Отсюда – вторая группа функций  государства, связанная с управлением  государственным сектором экономики. 

     Однако  в переходный период экономика находится  в особом состоянии промежуточности  между разными типами экономических  систем. Это, естественно, существенно влияет на объем, направления и функции государственного регулирования. Так, при межсистемном переходе (от одной системы к другой) возникает необходимость серьезнейших институциональных реформ – таких преобразований, которые трансформируют важнейшие институты социально-экономической системы: права, собственности, типы государственного устройства и т.д. Эти изменения настолько масштабны и существенны, что приводят к трансформации функций государственного регулирования в переходный период. 

     Под трансформацией функций государственного регулирования понимается изменение  его главной целевой функции, а также связанная с этим актуализация и расширение одних функций и  сужение других. Более того, в  переходный период не только трансформируются функции государства, но его действия становятся особенно необходимыми. Ведь те преобразования, которые в этот период совершаются, должны, прежде всего, коснуться законодательной базы в данной стране. Это значит, что  одни законы и подзаконные акты должны быть отменены, а другие – созданы, притом в комплексе, непротиворечиво, взаимоувязанно. Обычно в переходный период существенно изменяются также общенациональная денежная и банковская системы, бюджетно-налоговая и социальная политика. А это все – заботы государства. 

     Как видим, функций у государства  становится больше, и сами они усложняются. В переходный период функции государства  можно разделить на три основных блока (группы): 

     1) по формированию и регулированию  новых законов, отношений секторов  и инфраструктуры в экономике; 

     2) по реформированию и управлению  государственным сектором экономики; 

     3) по разрешению противоречий, связанных  с переходным периодом, и по  социально-экономической стабилизации (рис. 9.3). 

     Таким образом, специфика переходного  периода значительно усложняет  задачи, которые приходятся на долю государства и не только расширяет  его функции, но и трансформирует их. От выполнения же их во многом зависят  результативность и продолжительность  переходного периода, а также  большие или меньшие издержки, потери происходящего перехода. А  поскольку такие издержки могут  быть велики и очень болезненны (утечка в связи с кризисом национального  капитала за границу, обнищание населения, распространение болезней, падение  морали, развитие преступности и т.д.), то роль государства в переходный период становится особенно ответственной. 

Переходная  экономика – это такое состояние экономики, при котором происходит отмирание старой и становление новой экономической системы. Переходная экономика характеризует "промежуточное" состояние общества – эпоху экономических, политических и социальных преобразований. В исторически небольшой отрезок времени меняются:

Роль  государства в  странах переходной экономики 

Проблема  государственного вмешательства в  экономику является, по моему

мнению,  основной проблемой для любого государства, независимо от того

рыночная  это экономика или плановая. В  плановой экономике государство  просто

берёт на себя все права и обязанности  по производству и распределению  товаров

и услуг. В таком случае речь идёт о замещении  всего многообразия форм

собственности и способов ответа на вопрос “Что, как  и для кого производить”

одной единственной формой собственности  – государственной, а в ответ  на

основной  экономический вопрос строгой централизацией и распределением. Однако

эта система  на деле показала свою неэффективность. Остаётся рыночный путь

развития, где перед государством не стоят  такие задачи, как непосредственное

производство  и распределение ресурсов, товаров  и услуг. На мой взгляд, в

рыночном  хозяйстве государству постоянно приходится корректировать глубину

влияния, оно должно постоянно балансировать, то увеличиваю, то уменьшая

степень вмешательства в экономику. Ведь рыночная экономика – это, прежде

всего, гибкость и динамизм в принятии решений, как со стороны потребителя,

так и  со стороны производителя. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что современная рыночная

экономика представляет собой так называемую смешанную экономику, которая

базируется  на многообразии форм собственности  и представляет собой синтез

двух  сил: саморегулирования, заключённого в самой природе рыночного

механизма, и государственного регулирования. Существуют различные варианты

или модели рыночной экономики. Они отличаются друг от друга удельным весом

государственного  сектора, а также формами и  методами такого регулирования. В

одних случаях государству отводится  крайне скромная роль, в других –  оно

весьма  активно вмешивается в экономику, являясь хозяйствующим субъектом, с

Информация о работе Государство и его функции в переходной экономике