Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 19:25, реферат
Отдельные авторы классифицируют внебюджетные доходы (а именно они образуют результат самостоятельной экономической деятельности вуза) на доходы от основной деятельности (реализация образовательных программ, содержание, воспитание обучающихся, воспитанников; проведение НИР; деятельность по обеспечению и обслуживанию образовательного и научно-исследовательского процесса) и от прочей деятельности (работы (услуги), выполняемые (оказываемые) с использованием ресурсов образовательного учреждения; внереализационные доходы, включая иные поступления (24, с. 165-169).
Границы самостоятельности образовательного учреждения.
Анализ гражданско-правового
статуса образовательного учреждения
позволяет сделать вывод, что, во-первых,
имущественная
Таким образом, в
правовом смысле самостоятельная экономическая
деятельность образовательного учреждения,
исходя из соответствующего определения
ГК РФ, не может рассматриваться
как предпринимательская в
В первую очередь
этот вывод следует отнести к
государственным
В целом,по моему мнению, неправомерно применение понятия предпринимательской деятельности к самостоятельной экономической деятельности некоммерческих организаций, применяемого в ГК РФ, в Федеральном законе «О некоммерческих организациях».
Современное российское
высшее учебное заведение, прежде всего
государственное, осуществляет, в силу
своего предназначения, ряд самостоятельных,
целевых, но между тем взаимосвязанных
функций, которые подпадают под
определение экономической
Отдельные авторы классифицируют внебюджетные доходы (а именно они образуют результат самостоятельной экономической деятельности вуза) на доходы от основной деятельности (реализация образовательных программ, содержание, воспитание обучающихся, воспитанников; проведение НИР; деятельность по обеспечению и обслуживанию образовательного и научно-исследовательского процесса) и от прочей деятельности (работы (услуги), выполняемые (оказываемые) с использованием ресурсов образовательного учреждения; внереализационные доходы, включая иные поступления (24, с. 165-169).
Таким образом, следует
выделять основную экономическую деятельность
вуза – собственно образовательный
процесс; деятельность, непосредственно
связанную с ней – научные
исследования, производство учебной, научной,
исторической литературы: деятельность,
входящую в инфраструктуру вуза и
обеспечивающую основную и связанную
с ней деятельность; иные виды, не
обусловливаемые целью и
В правовом регулировании экономической деятельности вузов необходимо учитывать следующие особенности их положения.
• Высшее учебное заведение является как юридическое лицо в организационно-правовой форме образовательным учреждением.
• Следует признать, что вуз в имущественной сфере предстает как некоммерческая организация, основной целью которой является образовательная деятельность.
• В соответствии с Законом об образовании и Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (п.1 и п.2 ст.27) в вузе может быть имущество как бы двух видов: имущество, закрепленное за ним учредителем на основе оперативного управления, и собственное имущество, которым вуз вправе распоряжаться по своему усмотрению.
• Вуз самостоятельно осуществляет учебную, научную, финансово-хозяйственную и иную деятельность в соответствии с законодательством и своим уставом, утвержденным в установленном законодательством порядке (это проявление автономии вуза (п.1 ст.3 Закона о высшем образовании)).
Так, на первый взгляд,
законодательное закрепление
Право на самостоятельность действий и, следовательно, на свободное распоряжение соответствующим имуществом ограничено специальной правоспособностью вуза: он может осуществлять лишь те виды деятельности, которые предусмотрены его учредительными документами (уставом), что следует отдельно закрепить в Законе.
В то же время необходимо четко разграничивать деятельность вуза, осуществляемую в соответствии с заданием учредителя, и его деятельность, решение о которой принималось самим вузом, его органом. В действительности такую грань нередко весьма трудно провести.
Самостоятельность вуза, в первую очередь, в хозяйственной деятельности, ограничивается в соответствии со следующими критериями.
• Главная цель деятельности вуза – обучение, подготовка кадров.
• Ведение образовательного процесса по определенному профилю – направлениям, специальностям.
• Соответствие
направления самостоятельной
• Самостоятельность в совершении сделок (на основе собственного имущества).
• Закрепление соответствующих правомочий в уставе вуза.
• Задание учредителя на проведение соответствующей деятельности
Тем самым наделение
законом вуза правом заниматься предпринимательской
деятельностью за счет собственного
имущества (иным имуществом вуз распоряжаться
не вправе даже с согласия собственника,
т.к. это противоречит содержанию права
оперативного управления) вступает в
противоречие с принципом субсидиарной
ответственности учредителя по обязательствам
вуза. Более того, закон не предусматривает
фактически и принятие мер со стороны
учредителя, контролирующего
Информация о работе Границы самостоятельности образовательного учреждения