Характер государственного воздействия на структуру промышленности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 18:04, реферат

Описание

Целью работы является изучение инструментов государственного воздействия на промышленный комплекс республики Башкортостан.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить структуру промышленного производства республики в современных условиях;
- определить основные условия государственного регулирования промышленности;
- выявить важнейшие задачи государственного воздействия на промышленный комплекс республики;
- проанализировать основные направления государственной политики в сфере промышленности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1.Структура промышленного производства Республики Башкортостан……..5
2.Условия и задачи государственного регулирования промышленности...…..8
3.Основные направления государственной политики в области промышленности…………………………………….…………………………..10
Заключение…………………………………………………………………...…..14
Список литературы………………………………………

Работа состоит из  3 файла

реферат ЭБ.docx

— 31.32 Кб (Скачать документ)

     По  опыту многих стран известно, что  государственная фискальная политика, направленная на стимулирование структурных  сдвигов, основанная на предоставлении государственному и негосударственному секторам многочисленных налоговых, кредитных  и других льгот, не предотвращает, а  в известной мере ускоряет развитие негативных тенденций в промышленной и финансовой сферах. А это, в свою очередь, создает почву для формирования кризисной ситуации в промышленном производстве с охватом всех его  отраслей. Поэтому требуется сформировать такую промышленную и структурную  политику, которая по своему содержанию и инструментарию могла бы выполнять  роль важнейших государственных  средств регулирования и стимулирования процессов стабилизации производства и структурных сдвигов в экономике народного хозяйства республики.

     Прежде  всего, промышленная и структурная  политика должна быть направлена на окончательный выход из кризиса и стабилизацию экономики. А что касается принципов, то они не должны ограничиваться вопросами приватизации, акционирования, поддержки предпринимательства и различными инвестиционными, финансово-кредитными и другими инструментами. Они должны охватывать широкий круг производственных, структурных, воспроизводственных, инновационных, протекционистских проблем и задач.[2]

     Можно выделить несколько направлений  формирования промышленной структурной  политики в рамках региона. Первая касается главным образом необходимости  учета приоритетов и индикаторов  спроса и предложения, которых надо придерживаться при формировании структурных мероприятий, связанных с промышленным производством. На базе установленных индикаторов и приоритетов вырабатываются элементы макро- и микроэкономической структурной политики, призванной объединить усилия государства, различных ведомств и предприятий, а также различные ресурсы. Выработанная таким образом политика должна стать основой решения давно назревших структурных проблем в промышленном комплексе.

     Структурная политика не должна противостоять принципам  фискальной, кредитно-денежной, инновационной, инвестиционной и в целом экономической  политике.

     Структурная политика и механизмы ее реализации прежде всего направлены на устранение «структурных перекосов» в отраслевых пропорциях производительных сил и  промышленного производства.

     В настоящее время эффективная  структурная политика, в частности  в промышленном комплексе республики, необходима для укрепления своих позиций в разделении труда и сектора рынка на основе стратегических планов и прогнозов. Они обрисовывают общие контуры стратегии, которой следуют органы государственного, муниципального и отраслевого уровней.

     А для того, чтобы структурную политику сделать адаптивной к рыночным отношениям и эластичной по отношению к экономической  политике, требуются, во-первых, чтобы  планы и прогнозы строились на базе различных балансов, в частности, спроса и предложения; во-вторых, на основе достоверной оценки приоритетности базовых и жизненно важных отраслей; в-третьих, на базе учета перспектив технического и организационного строения экономики.

     Таким образом, важным моментом концепции  структурной политики является необходимость  ее увязки с прогнозом и социальной, экономической и промышленной стратегией. Такая увязка рассмотренных аспектов структурной политики должна, во-первых, повысить научный уровень структурной  политики; во-вторых, позволит обеспечить реальность и управляемость этой политики.

     Другое  направление формирования региональной промышленной структурной политики - это учет опыта ближнего и дальнего зарубежья. Этот опыт в основном касается проблем организации управления структурными преобразованиями. В структуре  управления промышленностью этих стран  имеются органы, обеспечивающие контроль, регулирование и стимулирование структурных процессов.

     Так, в США и Японии эти процессы регулируются и координируются органами управления промышленностью; во Франции - специальным комиссариатом планирования; в Германии - акционерным обществом  промышленного кредита; в Англии и Италии - государственными финансово-промышленными  объединениями в виде ЭФИМ (департамент  экономики, финансов, инвестиций и маркетинга) и ЭНИ (экономики, науки и инвестиций). Благодаря эффективной политике и активным действиям (субсидирование, кредитование, протекционистская защита и др.) этих организаций за короткий срок проведена структурная модернизация большинства отраслей промышленности в Англии и Италии, Франции и Германии. Причем в этих странах главные усилия сосредотачиваются на отборе мероприятий по приоритетам, благодаря чему достигается всемерная поддержка структурной модернизации, вплоть до защиты от потери созданного потенциала внутреннего и внешнего рынка и инфраструктуры. Для этого широко применяются оздоровление и активизация политики инвестирования процессов реконструкции производительных сил.[3] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

     Важнейшим аспектом промышленной политики государства  является структурная политика, которая  предполагает выделение приоритетных направлений промышленной деятельности, секторов или отраслей, развитие которых  необходимо в первую очередь в  силу их влияния на экономическую ситуацию в республике в целом.

     В числе таких направлений структурной  политики в Башкортостане сегодня должны быть следующие:

  • разработка и производство прогрессивных видов продукции;
  • развитие базовых составляющих промышленного комплекса (базовые отрасли,  подотрасли,  предприятия и их объединения, базовые технологии) и процессов их структурного реформирования  (образование крупных корпоративных структур, территориально-промышленных зон с особым статусом, создание малых предприятий на площадях, высвобождаемых в результате реорганизации и ликвидации крупных и средних предприятий);
  • осуществление процедур структурных реформ, обеспечивающих перепрофилирование избыточного научно-производственного потенциала и поэтапную ликвидацию структурно-депрессивных и экологически опасных объектов науки и производств.

     Приоритетные  направления промышленной деятельности связаны с отраслями, обеспечивающими  создание и развитие технической  базы народнохозяйственного комплекса, также выпускающими продукцию для отраслей инфраструктуры и удовлетворяющими первоочередные потребности населения.

     Таким образом, центральной задачей промышленной политики должно быть сохранение и  развитие прогрессивных базовых  производств, формирующих приоритетные для промышленного комплекса  технологии. Эти производства будут составлять основу развития и процветания республиканской экономики.

Список  литературы 

1.Закон Республики Башкортостан от 6 декабря 1999 года № 38-з "О промышленной политике в Республике Башкортостан" 
(в ред. Закона РБ от 12 декабря 2006 года № 392-з)

2.Барлыбаев Х.А. Экономика Башкортостана – Уфа, 2003

3.Региональная экономика: организационно - экономический механизм управления ресурсами регионов./И.В. Челноков, Б.И. Герасимов - М., 2008

4.www.bashkortostan.ru

5. www.gsrb.ru

Содержание ЭБ.doc

— 26.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

титульный лист ЭБ.doc

— 23.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Информация о работе Характер государственного воздействия на структуру промышленности