Характеристика машиностроения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2010 в 17:52, реферат

Описание

В данном реферате будет отражена не только отраслевая структура машиностроительного комплекса и факторы размещения его отраслей и подотраслей. Но и охарактеризовано современное состояние комплекса, перспективы и варианты выхода из создавшейся сегодня сложной экономической ситуации.

Содержание

Введение 3
1 Значение отрасли в системе народного хозяйства 4
2 Современное состояние отрасли в России 13
3 Перспективы развития отрасли 16
Заключение 20
Список использованной литературы 22

Работа состоит из  1 файл

реферат по машиностроению.doc

— 121.50 Кб (Скачать документ)

     Авиапромышленный  комплекс переживает общие для всего  промышленного комплекса  проблемы:

  1. Острую нехватку финансовых средств,
  2. Heвозмещение затрат на незавершенное производство, пpиoбpeтшие  хронолоческий характер корректировки государственного оборонного заказа,
  3. Превышение накопленной задoлжeнности заказывающих министерств годовых paзмepoв финансирования предприятий,
  4. ослабление кадрового потенциaлa и т.д.

      Согласно  данным оборонных ведомств США и  стран Западной Европы, Россия сохранила  высокий уровень критических технологий в военном авиастроении, что является базовой предпосылкой для сохранения конкурентоспособности отечественной промышленности в авиастроении вообще.

      Отечественная авиационная промышленность, несмотря на сложное финансовое положение  в экономике всего народнохозяйственного комплекса, сумела сохранить передовые позиции и высокий научный и технологический потенциал при минимальном уровне государственной поддержки. Она является самой крупной среди оборонных отраслей по таким показателям, как численность высококвалифицированных кадров, стоимость основных фондов предприятий, объем производства и продаж продукции (около 40% в общем объеме продукции военно-промышленного комплекса).

     . 

 

 

3 Перспективы развития  отрасли  

     Сейчас  для всех, очевидно, что Россия находится  в жесточайшем кризисе. Из него невозможно выйти, не дав, прежде всего, реалистичную оценку и не вскрыв причины пребывания страны в перманентном воспроизводственном коллапсе.

     Как справедливо отмечают многие экономисты, российское правительство все эти  годы вопреки фактам старательно  избегало понятия “кризис”, постоянно  твердило о “стабилизации” и “признаках роста”. Предпочитая говорить о “стабилизации”, Правительство РФ признавало кризис лишь в отдельных сферах: “кризис неплатежей”, “бюджетный кризис”, “финансовый кризис” и т.п.

     Не  рассматривая кризис всесторонне, правительство  недооценивало ситуацию, не провело глубокого анализа, который позволил бы до конца понять причины кризиса и далее разработать систему взаимосвязанных всеобъемлющих  мер по выходу из экономического тупика.

     На протяжении достаточно длительного времени анализ положения дел в экономике России обычно связывался с оценкой финансов, денежного обращения, рынков ценных бумаг. И определяется это возрастающей ролью финансовой среды в функционировании экономических отношений как во внутристрановом, так и в мировом разрезе. Резко способствовала возрастанию всеобщего интереса к финансовой среде череда финансовых кризисов, разверзшихся в самое последнее время в различных регионах мира. В этой связи происходит существенное смещение исходных данных анализа экономической жизни. Реальный сектор экономики где-то уже не представляется опережающим, и формируется обманное впечатление, что исключительно мощь и развитость финансовой сферы делают государства и их народы богатыми, процветающими.

     Однако, основой любой экономики является промышленность.

     Стратегия развития данной отрасли на среднесрочную перспективу предусматривает внедрение новейших зарубежных технологий с возможностью импорта оборудования, постепенное накопление опыта его производства на собственных мощностях, а затем развитие отечественных приоритетных технологий. При этом российское машиностроение при благоприятных рыночных условиях будет развиваться в следующих направлениях:

  1) выпуск модернизированных машин и оборудования для предприятий с морально устаревшими, но еще функционирующими технологическими линиями;

     2) производство (в том числе сборочное)  наукоемкой продукции на импортном оборудовании с привлечением в различных формах иностранного капитала;

     3) участие в проектах, предполагающих  производство технологически сложных комплектующих изделий для техники, выпускаемой иностранными фирмами за рубежом (включение российских технологий в международную систему технологического сотрудничества );

     4) точечное развитие отдельных  производств по выпуску оборудования для высоких технологий как на импортной, так и на собственной технологической базе.

     Однако  обеспечить решение указанных выше программ может только часть мощностей  существующего машиностроительного комплекса, которая главным образом сосредоточена в районах Европейской части страны, включая Урал (92% от общего объема производства отрасли в 2002 году). Таким образом, в среднесрочной перспективе приоритет в развитии машиностроения сохранится за старопромышленными районами запада и центра Европейской части России.

     Проявившаяся в 1999 году положительная динамика спроса внугреннего рынка на машины и оборудование сохранится и в ближайшие годы. При этом следует ожидать такое увеличения экспорта некоторых видов машиностроительной продукции. Импорт определенной части машин и оборудования, обусловленный ограниченным потенциалом импортозамещения отечественного машиностроения, сохранится на достигнутом уровне. Существенный структурный сдвиг в объемах реализации продукции на внутреннем рынке в результате импортозамещающего фактора ожидается по легковым автомобилям. На мировом рынке машин и оборудования Россия выступает как поставщик узкого круга специализированных изделий, прежде всего техники военного назначения и отдельных видов энергетического оборудования. Развитие российского экспорта машин и оборудования в прогнозируемом периоде до 2005г. может произойти при усилении интeгpaциoнных тенденций и подъема экономики стран СНГ. При этом следует ожидать увеличения вывоза продукции российского тяжелого и общего машиностроения для расширения экспорта продукции машиностроения в развивающиеся страны особое значение имеет вocстановление сотрудничества в рамках технического содействия. Весьма значительным остается потенциал российского экспорта оружия и военной техники. Успешное продвижение этой товарной группы на мировой рынок будет достигнуто действенной политической и экономической поддержкой со стороны государства. Реализация отечественных научно-технических проектов организации производства наукоемкой машиностроительной продукции может способствовать значительному увеличению экспорта, доходы от которого могут служить достаточно весомым источником инвестиций в отрасль.

     Одним из наиболее важных и реальных источников привлечения инвестиций в промышленные отрасли в современных условиях является международное сотрудничество, а авиационная промышленность обеспечивает до 2/3 объема экспорта оборонных отраслей промышленности, как по линии гражданской продукции, так и по линии авиационных вооружений и военной техники.

.Авиационная промышленность России способна и должна стать одним из основных «локомотивов» возрождения нашей экономики, стать точкой роста. Однако для этого необходима реализация взвешенной и последовательной промышленной политики, в меру гибко адаптированной к меняющимся внешним условиям, но не упускающей глaвную цель - сохранение и развитие высокотехнологичной отрасли для обеспечения вопросов оборонной достаточности, безопасной эксплуатации авиационной техники, эффективной конкурентности в открытом авиационном сообществе. Стабилизация и развитие предприятий российской авиационной промышленности возможно при осуществлении комплекса необходимых, глубоко продуманных и конкретных мероприятий, затрагивающих как вопросы гocyдapcтвенной поддержки авиастроения, так и нaxoдящиecя в ведении ФСВТ России, МАК и Минторга России вопросы.

     С целью обеспечения государственной  поддержки российской aвиaциoнной промышленности и стимулирования продаж отечественной авиатехники Минэкономики России, по предложениям головных институтов авиационной промышленности, ведущих конструкторских бюро, специализирующихся в области создания гражданской и военной авиационной техники, разработало и внесло на рассмотрение Правительства пакет законодательных и других нормативно-правовых документов, предусматривающих:

     -введение ряда налоговых льгот для российских лизинговых компаний и банков, финансирующих приобретение отечественных воздушных судов (освобождение от уплаты налога на пользователей автодорог, частичное освобождение от уплаты налога на прибыль и т.д.);

     -снижение  величины госпошлины за регистрацию договоров залога воздушных судов;

     -освобождение от НДС ввозимых комплектующих иностранного производства для отечественной авиатехники при условии, что ввозимые комплектующие не имеют российских аналогов;

     -освобождение от уплаты таможенных пошлин ранее экспортированных отечественных воздушных судов и ввозимых обратно российскими авиакомпаниями на условиях временного ввоза;

     -повышение  до 85% лимита государственных гарантий по проектам лизинга отечественных воздушных судов.

     Принятие  этих документов позволит обеспечить действенную государственную поддержку авиационной промышленности, а также специализированным лизинговым компаниям, так как содержит глубоко продуманные и профессионально подготовленные экономические меры поддержки системе разработки, производства и поставок авиационной техники. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

Заключение 

     Неотложные  нужды народного хозяйства, вызванные  необходимостью ходя бы минимальной  поддержки технологического уровня в машиностроительном комплексе, определяют приоритеты структурно-инвестиционной политики в машиностроении. Требуется нормализовать инвестиционный процесс путем восстановления спроса на оборудования и межрегиональных кооперационных связей. Особенно важно возродить спрос на оборудования в базовых, жизнеобеспечивающих отраслях народного хозяйства. В результате станет возможным возрождение наиболее отсталых отраслей машиностроения с неразвитой структурой производства.

     В условиях спада производства в отраслях машиностроения целесообразно ограничить закупки за рубежом техники, аналоги которой выпускаются или могут выпускаться в России. Это позволит повысить загрузку производственных мощностей и может, в связи с поставкой ряда видов комплектующих деталей и оборудования, восстановить разорванные производственно-кооперационные связи со странами ближнего зарубежья и бывшими странами СЭВ. Вместе с тем необходима государственная поддержка тех подотраслей машиностроительного комплекса (прежде всего оборонных), чьи производственные мощности позволяют провести техническое перевооружение производственного аппарата страны.

     Для реализации структурно-инвестиционной политики страны необходимо сконцентрировать на приоритетных направлениях значительные средства. Но объем капиталовложений, формируемых за счет собственных средств предприятий, в настоящее время ограничен в результате роста цен на инвестиционные ресурсы и из-за катастрофического финансового положения самих предприятий. Одним из дополнительных источников капиталовложений в отечественное машиностроение являются частные инвестиции. Однако возможность привлечения частных инвестиций ограничена узостью сфер для капиталовложений. По некоторым оценкам, инвестиционная привлекательность машиностроения в целом невысока, в то время как рейтинг отраслей с экспортно-сырьевой ориентацией находится на высоком уровне. Вместе с тем масштабное привлечение средств частных (отечественных и зарубежных) инвесторов в такие подотрасли, как сельскохозяйственное машиностроение и машиностроение для переработки сельскохозяйственной продукции в ближайшее время вообще маловероятно.

     Поэтому основная нагрузка по поддержанию жизнеспособности машиностроения для базовых отраслей народного хозяйства ложится  на плечи государства.

 

     

Список  использованной литературы

  1. География России; население и хозяйство: учебник для общеобразовательных учебных заведений.” В.Я. Ром, В.П. Дронов, М. 1997 год.
  2. “Размещение производительных сил.” В.В. Кистанов, Н.В. Копылов, А.Т. Хрущев, М. 1996 год.
  3. “Экономическая и социальная география”, справочные материалы. В.П. Дронов, В.П. Максаковский, В.Я. Ром, М. 1997 год.
  4. “Экономика машиностроительной промышленности: учебное пособия для студентов вузов, обучающихся по специальности “Экономика и организация машиностроительной промышленности.” М.И. Орлова, Л.М. Лукашевич, под ред. Г.А. Краюхина, М. 1995 год.
  5. “Региональная экономика”, под редакцией проф. Т.Г. Морозовой, М. 1999г.
  6. “Положение в машиностроительном комплексе России.” “БИКИ” №55-56, 16.05.2001, стр. 3-5.
  7. “Машиностроительный комплекс: состояние и варианты развития в 2001 году. (Обзор.)” Подготовлен по материалам департамента машиностроения Минэкономики РФ. “Экономист” №1, 2001, стр. 32-40.
  8. “Инновационная сфера: состояние и перспективы.” Ионов М., “Экономист” №10, 1999, стр. 37-46.
  9. «Воздушному движению- надежное управление». В. Егоров. «Авиапанорама» №1 2001, стр.15-17.
  10. «4 форум российского вертолетного общества». Е.Ружицкий. «Вертолет» №6, 2000, стр.27-31.
  11. «Кризис миновал». ЭКСПАНС.2000. «Техномир» №3-4, 2000, стр.10-14
  12. «Радикальная смена курса». «Авиатранспортное обозрение» под ред. А. Комарова, №7-8, 2001, стр.6.
  13. “Социально-трудовые проблемы российской экономики в 2000 г.” Е. Аноносеков. “Российский экономический журнал.” №10, 2001, стр. 31-40.
  14. “Инновационная деятельность в машиностроении.” Г. Хорошилов. “Экономист”, №7, 1999, стр.32-40.
  15. Федеральный справочник: «Бюджет, финансы, налоги, экономика, торговля, социальная сфера, наука, оборона, безопасность, законность, правопорядок», М.: «Родина-Про» 2002г., выпуск 6.

Информация о работе Характеристика машиностроения