Характеристика налоговой системы. Налоги и их виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 00:33, контрольная работа

Описание

Целью нашей работы является рассмотрение налоговой системы России. Обоснование, цели исследования.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность и принципы налоговой системы РФ;
2. Рассмотреть историю возникновения и роль налоговой системы;
3. Отметить виды налогов и их классификацию;
2. Выделить перспективы развития банковской системы в России, также рассмотреть проблемы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Налоговая система РФ
1.1 Происхождение и история развития налогов……………………………….5
1.2.Сущность и принципы налогообложения…………………………………...9
Вывод……………………………………………………………………………..13
Глава 2. Виды налогов
2.1 Виды налогов………………………………………………………………...14
2.2 Классификация налогов……………………………………………………..17
Вывод……………………………………………………………………………..19
Заключение……………………………………………………………………….21
Литература……………………………………………………………………….22

Работа состоит из  1 файл

Контр по экономике.doc

— 106.00 Кб (Скачать документ)

Налоговая ставка - это величина налоговых исчислений на единицу налоговой базы. Ставка может устанавливаться в абсолютных суммах (в рублях) либо в процентах к налоговой базе.

Различают твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные налоговые ставки. Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения, независимо от размеров дохода (например, на тонну нефти или газа). Пропорциональные - действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины. Прогрессивные - средняя ставка прогрессивного налога повышается по мере возрастания дохода. При прогрессивной ставке налогообложения налогоплательщик выплачивает не только большую абсолютную сумму дохода, но и большую его долю. Регрессивные - средняя ставка регрессивного налога понижается по мере роста дохода. Регрессивный налог может приносить большую абсолютную сумму, а может и не приводить к росту абсолютной величины налога при увеличении доходов.

Порядок исчисления налога – зависит от вида предпринимательской деятельности, физические показатели и базовой доходности в месяц.

Срок уплаты - это период времени, когда налог вносится в бюджет. Сроки налогов и сборов устанавливаются НК РФ применительно к каждому налогу и сбору и определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями.

Порядок уплаты налогов и сборов

Подлежащая уплате сумма налога уплачивается (перечисляется) налогоплательщиком разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном НК и другими законодательными актами в наличной или безналичной форме.

Функция налога - это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств.

Налоги выполняют три важнейшие функции:

1. Обеспечение финансирования государственных расходов (фискальная функция) Она проявляется в обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности;

2. Поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними (социальная функция);

3. Государственное регулирование экономики (регулирующая функция): 1.Установление и изменение системы налогообложения,

2. Определение налоговых ставок, их дифференциация,

3. Предоставление налоговых льгот.

Изъятие государством в свою пользу определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и есть сущность налога.

              Принципы построения Российской налоговой системы

Налоговая система - это совокупность налогов и сборов, взимаемых государством, а также принципов, методов их установления, изменения, отмены, взимания и контроля.

Принципы налогообложения [2, c.58] определены в Налоговом Кодексе РФ.

1. Налоги устанавливаются законом

2. Принцип всеобщности налогообложения. Согласно этого принципа каждая организация и физическое лицо должны участвовать в финансировании общегосударственных расходов с помощью уплаты налогов, т.е. каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

3. Принцип равного налогообложения. Он предполагает равенство всех плательщиков перед налоговыми законами.

4. Принцип справедливости. Согласно этого принципа каждый плательщик обязан принимать участие в финансировании расходов государства, соразмерно своим расходам и доходам.

5. Налоги должны быть экономически эффективны. Т.е. суммы платежей по каждому налогу должны многократно превышать затраты по их сбору.

6. Однократность налогообложения. Один и тот же объект не может облагаться налогами одного вида два раза за один период налогообложения.

7. Налоги не должны препятствовать реализации гражданами своих конституционных прав. Как бы велики ни были потребности государства в финансовых средствах, налоги не должны подрывать заинтересованность налогоплательщиков в хозяйственной деятельности.

8. Принцип удобного налогообложения. Каждый должен точно знать, какие налоги, когда и в каком порядке он должен платить. Порядок налогообложения устанавливается заранее, размеры налога (что и по какой ставке облагается налогом) и сроки его уплаты известны заблаговременно.

9. Принцип определения в законе перечня прав и обязанностей налогоплательщиков и налоговых органов.

Общепризнанные принципы: однократный, обязательный характер уплаты налога, простота и гибкость.

Вывод. На основе изученного материала, можно сделать выводы, что налоговая система - один из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов социального и экономического развития. Поэтому необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту. Для обеспечения стабильного развития страна должна учитывать и строго соблюдать все вышеперечисленные базовые принципы и методы налогообложения. На них должна основываться налоговая политика страны, налоговые законы не должны приниматься и проводиться в нарушение этих принципов, суды должны разрешать налоговые споры в духе этих налоговых принципов, даже если они и не выражены прямо в форме конкретной нормы закона или иного правового документа (если налоговые правила допускают неоднозначное толкование или намеренно оставляют вопрос на усмотрение исполнительной власти).

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Виды налогов

2.1 Виды налогов

ст. 12. НК РФ. [1, c.50] Виды налогов и сборов в Российской Федерации. Полномочия законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и представительных органов муниципальных образований по установлению налогов и сборов.

В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.

Статья 13. Федеральные налоги и сборы (Федерального закона от 29.07.2004 №95-ФЗ)

К федеральным налогам и сборам относятся:

1. налог на добавленную стоимость;

2. акцизы;

3. налог на доходы физических лиц;

4. утратил силу. - Федеральный закон о: 24.07.2009 N9213-ФЗ;

5. налог на прибыль организаций;

6. налог на добычу полезных ископаемых;

7. утратил силу. - Федеральный закон от 01.07.2005 N9 78-ФЗ;

8. водный налог;

9. сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.

10. государственная пошлина.

Статья 14. Региональные налоги (В ред. Федерального закона от 29.07.2004 №95-ФЗ.)

К региональным налогам относятся:

1. налог на имущество организаций;

2. налог на игорный бизнес;

3. транспортный налог.

Статья 15. Местные налоги (В ред. Федерального закона от 29.07.2004 №95-ФЗ)

К местным налогам относятся:

1. земельный налог;

2. налог на имущество физических лиц.

Статья 16. Информация о налогах (В ред. Федерального закона от 29.06.2004 №58-ФЗ)

Информация и копии законов, иных нормативных правовых актов об установлении, изменении и прекращении действия региональных и местных налогов направляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в Министерство Финансов Российской Федерации и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, а также в финансовые органы соответствующих субъектов Российской Федерации и территориальные налоговые органы. (В ред. Федеральных законов от 29.07.2004 №95-ФЗ, от 27.07.2006 N137-ФЗ)

Статья 17. Общие условия установления налогов и сборов

1. Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: (В ред. Федерального закона от 09.07.1999 №154-ФЗ)

объект налогообложения;

налоговая база;

налоговый период;

налоговая ставка;

порядок исчисления налога;

порядок и сроки уплаты налога.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Классификация налогов

Классификация налогов имеет не только научно-познавательный характер, но и практические цели, такие как более обоснованное применение налогов, проведение необходимых аналитических расчетов, составление отчетности и т.д. Налоги весьма разнообразны по видам и образуют довольно разветвленную совокупность. [2, c.111].

Наиболее распространенной классификацией налогов является их разделение на прямые и косвенные. В практике налогообложения в России используются различные виды налогов.

1. По форме изъятия различают прямые и косвенные налоги:

Прямые налоги взимаются в процессе накопления материальных благ и непосредственно обращены к налогоплательщику, его имуществу, доходам и т.д. Это подоходный налог с юридических и физических лиц, налог на операции с ценными бумагами, налог на землю и др.

Прямые налоги в свою очередь делятся на личные и реальные:

*Личные налоги уплачиваются с действительно полученной прибыли (дохода).

*Реальными налогами облагается не действительно полученный доход, а предполагаемый, нормальный доход, который лицо должно получить. Такой налог используется в случаях, когда невозможно установить действительный доход налогоплательщика. Чаще всего это налоги с имущества.

При косвенном налогообложении субъект налога и его носитель обычно не совпадают. Косвенные налоги взимаются через надбавку к цене и являются налогами на потребителей. Так, например, акцизы на табачные и алкогольные товары уплачиваются производителем, который включает их в цену реализации. Соответственно, покупатель этих товаров становится фактическим плательщиком налога. К косвенным налогам относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины, монопольный налог.

Таким образом, создается впечатление, что косвенные налоги - несправедливые налоги. Покупатели в магазинах ежедневно, сами, не замечая того, уплачивают косвенный налог (НДС). Косвенные налоги в гораздо большей степени подрывают имущественное положение слоев населения с низким уровнем дохода, чем богатых, так как, покупая один и тот же товар, они уплачивают одну и ту же сумму налога, что в процентном отношении к их доходу далеко не одинаково.

Для государства косвенные налоги наиболее приемлемы в виду своей замаскированности.

2. В зависимости от распределения сумм налога они делятся на закрепленные и регулирующие:

Закрепленные налоги представляют собой налоги, которые полностью в твердо фиксированной доле (в процентах) на постоянной либо долговременной (более 5 лет) основе поступают в соответствующий бюджет, за которым они закреплены.

Регулирующие налоги в виде процентных отчислений от налогов по ставкам (нормативам) ежегодно перераспределяются вышестоящими органами власти между нижестоящими бюджетами с целью устранения их несбалансированности.

2. В зависимости от характера использования налоги делятся на общие и целевые.

Общие налоги составляют основную налоговую массу. Они обезличиваются и поступают в бюджет, как в общий денежный фонд (на общий счет). Они предназначены для финансирования общегосударственных мероприятий.

Специальные целевые налоги имеют строго определенное назначение и обычно формируют вне6бюджетные фонды (пенсионный, социального страхования, обязательного медицинского страхования, дорожные фонды…).

4. В зависимости от категории налогоплательщика налоги делят на:

- налоги с физических лиц (подоходный налог; налог на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения и т.д.).

- налоги с юридических лиц (налог на прибыль; налог на добавленную стоимость и т.д.).

- налоги, взимаемые и с юридических и с физических лиц (земельный налог; налог на доходы от капитала; некоторые налоги, зачисляемые в дорожные фонды).

В зависимости от ставки обложения различают:

Пропорциональный налог - это налог, взимаемый независимо от размеров дохода;  регрессивный налог  - это налог, средняя ставка которого понижается по мере роста дохода; прогрессивный налог - это налог, средняя ставка которого повышается по мере возрастания дохода.

Вывод. Изучив виды налогов и их классификацию, мы вывод, что классификации налогов помогают составить более полное представление об изучаемом предмете. Однако следует отметить, что все они носят условный и субъективный характер и в зависимости от целей анализа, проводимого исследователями, имеют тот или иной срез, так как все без исключения налоги в различной степени влияют на все стороны хозяйственной деятельности и по природе своей всегда оказывают комплексное воздействие на экономику.

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Характеристика налоговой системы. Налоги и их виды