Характеристика топливно-энергетического комплекса России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 09:41, контрольная работа

Описание

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК), снабжает топливом и электроэнергией все отрасли обеспечивает развитие хозяйства. Продукция ТЭК в настоящее время - основная статья экспорта России. В состав ТЭК входят отрасли добычи и переработки различных видов топлива и электроэнергетика. Успешная реализация энергетического потенциала страны напрямую связано с деятельностью предприятий нефтяной и газовой промышленности, а также с их экономическим состоянием.

Работа состоит из  1 файл

к.р. 1 в. экономика отрасли.doc

— 173.50 Кб (Скачать документ)

      Негативно на ценовую политику влияют корпоративные цены на нефть, нефтепродукты и услуги процессинга, применяемые нефтяными компаниями. Следует отметить, что применение корпоративных цен нефтяными компаниями не противоречит действующему законодательству и не сказалось на общих налоговых поступлениях в федеральный бюджет. В то же время внутрикорпоративные цены, применяемые нефтяными компаниями, существенно влияют на сумму налоговых поступлений за ресурсные платежи (платежи за недра), которые зачисляются в бюджеты субъектов Российской Федерации. Конкретные размеры ставок по указанным платежам устанавливаются по согласованию с органами государственной власти субъектов Российской Федерации в лицензионных соглашениях об условиях пользования недрами. При этом субъектам Российской Федерации предоставлено право увеличивать ставку налога в зависимости от геолого-географических и экономических условий разработки конкретного месторождения. Максимальный размер увеличения ставки налога в зависимости от геолого-географических и экономических условий разработки конкретного месторождения должен быть установлен законодательством Российской Федерации.  Корпоративные цены устанавливаются нефтяными компаниями ниже действующих цен на нефть внутреннего рынка, что приводит к снижению уровня прибыльности, рентабельности и налогооблагаемой базы нефтедобывающих предприятий.

      Серьезным препятствием для эффективного налогового контроля за применением нефтяными  компаниями внутрикорпоративных цен  являются отсутствие свободного рынка  нефти и невозможность применения положений статьи 40 части первой Налогового кодекса Российской Федерации, которой цены на нефть (по любым сделкам с нефтью и нефтепродуктами) признаются рыночными. Налоговым кодексом не установлены официальные источники информации о рыночных ценах на товары, а также о биржевых котировках, налогооблагаемая база по внутрикорпоративным ценам в МНС России отсутствует.  

      По  состоянию на 1.02. 2009 года уровень уплаты текущих налоговых платежей в федеральный бюджет составил 120 % от начисленных сумм. Вертикально-интегрированными нефтяными компаниями в конце 2008 - начале 2009 года полностью погашена просроченная налоговая задолженность перед федеральным бюджетом, накопленная за предыдущий период.  В МНС России отсутствуют расчеты суммарной налоговой нагрузки крупнейших нефтяных компаний на одну тонну добытой нефти, официальная информация, подтверждающая объективность применения нефтяными компаниями внутрикорпоративных цен и их влияния на финансовые результаты нефтедобывающих предприятий и налоговые поступления в бюджеты всех уровней, нет базы данных применения нефтяными компаниями корпоративных цен.

      Налоговое законодательство, действующее в  нефтяном комплексе, носит чисто  фискальный характер. Поэтому в добывающих отраслях ТЭК необходимо провести налоговую реформу, конечной целью которой должен стать переход на трехуровневую систему взимания налогов.  

      Первый  уровень - взимание государством разумно  обоснованной части прибыли (налог на прибыль) со всех субъектов предпринимательской деятельности. При этом в распоряжении хозяйствующих субъектов должны оставаться средства для инвестиционной и инновационной деятельности.  

      Второй  уровень - взимание государством разумно  обоснованной части горной ренты (налог на недропользование). Действующая законодательная база в области недропользования по многим своим параметрам не соответствует сложившейся в отрасли структуре в основном истощенных запасов и действующей системе управления и регулирования через вертикально-интегрированные компании. Для преодоления сложившейся ситуации с использованием пробуренного фонда скважин главным стратегическим направлением должна стать разработка единого пакета соподчиненных законодательных и нормативных актов, обеспечивающего гибкое (стимулирующее) налогообложение в части:

  • эксплуатации истощенных запасов;
  • ввода в разработку трудноизвлекаемых запасов с помощью новых технологий;
  • ввода в эксплуатацию бездействующих, законсервированных и контрольных скважин; применения методов повышения нефтеотдачи пластов.

Основные  налоги предприятий:

1. Налоги  с цены:

  • НДС – 10%; 18% от добавленной стоимости;
  • Акцизный налог – от 5 до 80% от стоимости подакцизных товаров;
  • Таможенные платежи – 5 – 10% от таможенной стоимости товара;

2. Налоги  с прибыли или финансового  результата:

  • Налог на прибыль – 24% от балансовой прибыли;
  • Налог с дивидендов – 6% - для резидентов; 15% – с  дивидендов иностранных организаций; 15% - по государственным ценным бумагам;
  • Налог на имущество – до 2,2% от стоимости имущества;
  • Налог на рекламу – до 5% от стоимости рекламы;
  • Плата за негативное воздействие на окружающую среду – специальный расчет (около 10% от величины экономического ущерба).
  1. Налоги, относимые на себестоимость:
    • Плата за землю – за 1 год по ставкам;
    • ЕСН – 26% от выплат и вознаграждений работникам предприятия;
    • Налог на добычу полезных ископаемых – для нефти и газа 16,5% от стоимости добытых полезных ископаемых (с 2006 г.);
    • Импортная таможенная пошлина – таможенная стоимость импортируемых товаров, ставки дифференцированы;
    • Экспортная таможенная пошлина – масса вывозимого товара, ставка определена в евро за тонну;
    • Плата за воду – объем используемой воды, тарифы за 1 куб. м.;
    • Разовые платежи за право на добычу (лицензии, бонусы) – среднегодовая проектная мощность добывающего предприятия, до 10%;
    • Платежи за поиск, оценку и разведку – площадь лицензионного участка 500-3000 руб. за кв. м;
  1. Налоги на доходы физических лиц:
  • Налог на доходы – 13% от доходов; 30%-35% от других видов доходов.

      Результаты  проведенных проверок Счетной палатой  нефтяных компаний подтверждают, что  основная причина перевода нефтяных скважин в категорию бездействующих и их консервации (из-за низкого дебита нефти и высокой обводненности) - действующая налоговая система, которая ориентирована на налогообложение высокодебитных месторождений и не учитывает объективно обусловленного роста издержек добычи по мере уменьшения дебитов скважин и роста обводненности нефти. Принятие федерального закона «О налоговом режиме добычи нефти из низкопродуктивных участков недр» позволило бы не только стабилизировать добычу нефти, но и увеличить ее ежегодную добычу.  

      Третий  уровень - взимание государством разумно  обоснованной части дифференциальной ренты, то есть прибыли, полученной предприятиями, находящимися в относительно лучших экономических условиях  

Перспективное развитие нефтяного  комплекса, наращивание уровня добычи нефти и ее переработки в России видится по следующим направлениям.  

     В нефтедобывающей промышленности.

     Изменение стратегии и повышения эффективности  геологоразведочных работ. Вовлечение в эксплуатацию бездействующего  фонда скважин и доведения его до соответствующего норматива. Освоение новых месторождений нефти и подготовка к промышленному освоению ресурсов Тимано-Печерского бассейна, Восточной Сибири, Республики САХА (Якутия), на шельфах северных морей, Каспийского моря и о. Сахалин. Дальнейшее развитие и совершенствование механизма соглашений о разделе продукции.  

       В нефтеперерабатывающей промышленности.

     Осуществить структурную перестройку нефтеперерабатывающей  промышленности в части:

    • повышения глубины переработки нефти до 80-85%;
  • снижение энергетических и материальных затрат в процессах производства продуктов нефтепереработки и нефтехимии;
  • вывод из эксплуатации излишних и неэффективных установок и других объектов нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) и строительства современных малых и средних предприятий с целью максимального приближения производства нефтепродуктов к потребителям.

     Техническое перевооружение и реконструкция  нефтеперерабатывающей промышленности позволит не только изменить качество продуктов переработки, но и увеличить выпуск высококачественных светлых продуктов, соответствующих мировым стандартам, повысить эффективность экспорта нефтепродуктов и существенно снизить при этом долю отгрузки нефти на экспорт. Такого результата можно достичь только одними способом – за счет проведения дифференцированной налоговой политики. В этом случае основные налоги (на добавленную стоимость, на прибыль, единый социальный налог) будут постепенно снижаться, но при этом специфические налоги, взимаемые только с сырьевого комплекса, будут расти. В результате обрабатывающая промышленность получит своеобразные «налоговые каникулы», в то время как нефтегазовые компании, наоборот, столкнуться с необходимостью увеличить размер фискальных выплат.  
 
 
 
 
 
 
 

  1. Задача

Исходные  данные:

  1. По  плану объем добычи нефти – 200 тыс.т. Объем валовой продукции – 120 млн.руб. Численность промышленно-производственного персонала 600 чел. Договорная цена на нефть 1600 руб/т.
  2. Фактически на уровне производительности труда отразились следующие факторы:

    - за  счет сверхпланового ввода скважин дополнительная добыча составила 8000 т нефти;

    - за  счет применения методов интенсификации  дополнительная добыча составила  4000 т нефти;

    - за  счет укрупнения цехов и участков  НГДУ высвобождено – 30 чел.;

    - уволено  в связи с переходом на другую работу, в связи с выходом на пенсию и т. д. – 40 чел.;

    - сокращение  аппарата – 10 чел.

    Определить  плановый и фактический уровень  производительности труда в стоимостном  и натуральном выражении.

    Дано:

    Vпл = 200 тыс. т

    ВПпл = 120 млн.руб.

    ПППпл = 600 чел.

    Рдог = 1600 руб/т

    ΔVСКВ = 8000 т

    ΔVинт = 4000 т

    ΔППП = - 40 чел.

    ----------------------

    W - ? 
     
     

    Решение:

    Производительности  труда предприятия (выработка) определяется по формулам:

    - в натуральном  выражении:

    ;

    - в стоимостном выражении:

    Т.е. плановая выработка равна:

     

    Фактическая выработка составила:

    ; где Р – плановая цена 1 т нефти.

     

      
 

Вывод: фактическая  производительность труда по сравнению  с планом выросла на 13,6% или ( ) 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

   Богатый природный энергетический потенциал  обеспечивает России весьма выгодное положение. Она по-прежнему является единственной крупной мировой державой, полностью удовлетворяющей свои энергетические потребности за счет собственных ресурсов. По запасам минерального топлива на душу населения Россия находится впереди всех крупных промышленно развитых государств.

   Перспективы развития ТЭК определены в Энергетической политике России до 2020 года. Основными  приоритетами в данном документе  являются:

  • Повышение энергоэффективности экономики и энергосбережение;
  • Совершенствование ТЭБ страны и структуры ТЭК;
  • Обеспечение энергетической безопасности.

   Цена  – один из важнейших экономических  рычагов в повышении эффективности  производства. Ценовая политика предприятия имеет свои особенности на рынке свободной конкуренции. Процесс формирования ценовой политики предполагает постановку целей и задач ценообразования, оценку спроса, издержек производства и цен конкурентов, анализ методов ценообразования, установления окончательной цены и системы модификации цен, разработки ценовой стратегии поведения предприятия на рынке. 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Характеристика топливно-энергетического комплекса России