Индикативное планирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2011 в 13:43, реферат

Описание

Индикативное планирование, является основным рабочим инструментом по реализации целей, поставленных в стратегическом плане развития страны с учетом конкретно складывающейся экономической и социально-политической ситуации. Индикативное планирование есть процесс формирования системы параметров (индикаторов), характеризующих состояние и развитие экономики страны, соответствующие государственной социально-экономической политике, и установления мер государственного воздействия на социальные и экономические процессы целью достижения указанных индикаторов.

Работа состоит из  1 файл

Индикативное планирование.docx

— 39.29 Кб (Скачать документ)

Базой индикативного планирования является многостороннее макроэкономическое моделирование, определяющее требования к развитию основных отраслей экономики. Необходимо также просчитать соответствующие требования к наиболее крупным хозяйствующим субъектам, выработать рациональные параметры развития экономических систем субъектов Федерации.

Важнейшим элементом индикативного планирования следует считать развитие договорного  взаимодействия федеральных органов  управления с органами управления субъектов  федерации, финансово-промышленными  группами и крупнейшими предприятиями  страны. Это позволит сформировать согласованную с регионами и промышленниками систему индикаторов, включающую индикаторы важнейших межотраслевых и межрегиональных поставок продукции и услуг.

Индикативное  планирование - «механизм координации  интересов и деятельности государственных и негосударственных субъектов управления экономикой, сочетающий ее госрегулирование с рыночным и нерыночным регулированием, основанный на разработке системы показателей (индикаторов) социально-экономического развития и включающий определение его общенациональных приоритетов, целеполагание, прогнозирование, бюджетирование, программирование, контрактацию и другие процедуры согласованя решений на макро-, мезо-, и микроуровне, налоговые и иные меры государственной поддержки хозяйствующих субъектов, участвующих в реализации плана (под негосударственными носителями экономического управления понимаются институты местного    самоуправления,      управленческие    органы    корпораций,   финансово-промышленных групп и других хозяйствующих единиц, саморегулируемые организацииучастников рынков, и т.д.)»

В рыночной экономике индикативное планирование - метод реализации социально- экономической политики государства и инструмент воздействия на процессы ее функционирования. Индикативное планирование является основным методом воздействия на функционирование рыночной экономики. Оно призвано обеспечить решение многих вопросов социально-экономического развития, осуществление которых только рыночными методами невозможно или затруднено. Это форма взаимодействия всех звеньев системы федеральных органов управления как между собой, так и с региональными органами.

Индикативные  планы органично и взаимосвязанно соединяют в едином документе концепции социально-экономического развития и прогнозы функционирования экономики.

Индикативное      планирование     является    продолжением      и   развитием прогнозирования.

Являясь наиболее распространенной во всем мире формой государственного планирования макроэкономического развития, индикативное планирование представляет собой совокупность процессов формирования системы параметров (индикаторов) характеризующих состояние и развитие экономики страны, соответствующее государственной социально-экономической политике, а также разработку системы мер государственного воздействия на социальные и экономические процессы с целью достижения установленного уровня индикаторов. Основная функция индикативного плана – координация действий равноправных хозяйствующих     субъектов.     Информирование,      ориентация,    стимулирование хозяйствующих субъектов на выполнение заданий плана в тех или иных формах составляет основу и директивного планирования.

Главное содержание индикативного планирования заключается в обосновании целей, задач, направлений и методов реализации государственной социально-экономической политики и является действенной формой организации взаимодействия всех звеньев системы федеральных органов управления как между собой, так и с региональными органами управления. Индикативные планы позволяют органично соединить в едином документе концепции социально-экономической политики государства, прогнозы функционирования экономики, государственные программы, систему экономических регуляторов, поставки для государственных нужд, объемы государственных капитальных вложений и др.

Индикативный план содержит ограниченное число обязательных заданий, он носит в значительной мере направляющий, рекомендательный характер и позволяет обеспечить     решение    многих    вопросов    социально-экономического   развития, осуществление которых чисто рыночными методами без мер государственного воздействия затруднительно, а иногда и невозможно.

В качестве индикаторов социально-экономического развития используются показатели, характеризующие динамику, структуру и эффективность экономики; состояние финансово-кредитной системы и денежного обращения; состояние рынка товаров и ценных бумаг, валютного рынка; движение цен; занятость, уровень жизни населения внешнеэкономические связи и т.д.

Взаимоувязанная и сбалансированная система показателей  дополняется мерами государственного воздействия, в числе которых используются бюджетные средства, нормы амортизации, процент за кредит, налоги, таможенные пошлины, лицензии и квоты,

государственные заказы и др. В систему индикативного планирования вписывается и деятельность предприятий, т.к. индикативные планы составляются с целью помочь различным хозяйствующим субъектам ориентироваться при разработке собственных планов, исходя из показателей государственного индикативного плана. Индикативное планирование позволяет хозяйствующим субъектам, принимать самостоятельные решения, действовать  наилучшим образом в своих и общественных интересах. Отсюда вытекает одна из главных задач - создание организационных и экономических условий для формирования и свободного функционирования рынка товаров, капиталов, рабочей силы в стране, а также выгодных внешних экономических связей.

В их числе – централизованные финансовые и валютные средства и кредиты, налоговые рычаги, система амортизации, таможенные пошлины, лицензии и квоты, объемы поставок продукции для государственных нужд, определение условий функционирования государственных предприятий.

Таким образом, непосредственная вовлеченность  в плановый процесс всех хозяйствующих субъектов на основе равноправного взаимодействия государственных органов управления и всех хозяйствующих субъектов отличает индикативное планирование от директивного. Индикативное планирование выступает одновременно   средством     государственного    регулирования    экономики,   и    средством    ее саморегулирования, корректируя как дефекты рыночного механизма, так и изъяны прямого государственного вмешательства в воспроизводственные процессы. В своем развитии индикативное планирование прошло через формы соответствующие различным этапам государственного регулирования экономики. Исторически первой формой индикативного планирования является конъюнктурная, предполагающая усиление влияния бюджета на темпы и пропорции экономического роста.

Как было рассмотрено, народнохозяйственный прогноз и бюджет образуют единую систему, состоящую из прогнозных и бюджетных показателей, причем исполнение последних обязательно. Процедурой разработки бюджетно-прогнозных документов обеспечивается их взаимосвязанность и адекватность реальным экономическим процессам, они и составляют макроплан, в котором бюджетные показатели имеют директивный, а остальные – прогнозно-информационный характер. Таким образом, индикативное и директивное планирование не антиподы и только их научно обоснованное сочетание позволяет повысить эффективность макроэкономического регулирования. В      литературе   часто макропланированию   отождествляют      с  акропрограммированием. Макропрограммирование – предполагает осуществление в той или иной форме целенаправленного регулирующего воздействия на экономику, путем своевременного принятия корректирующих мер и обеспечения надлежащего объема внешнего и внутреннего финансирования. В этом – важнейшая особенность макропрограмм . Итак, макрорегулирование не может не принимать формы макропланирования. Однако взаимоувязанные прогнозирование и бюджетирование еще не являются индикативным планированием. План становится индикативным при соблюдении двух принципиальных условий:

1) информация макропланов используется  хозяйствующими субъектами для

принятия  своих решений;

2) наличие обратной связи хозяйствующих субъектов с государственными

плановыми органами.

Реализация  последнего условия предполагает установление заинтересованности хозяйствующих субъектов в предоставлении сведений о намерениях будущего развития производства     государственным     органам    планирования.     Заинтересованность хозяйствующих субъектов обуславливается получением государственных заказов и связанных с ними финансовых и кредитных льгот. Подключение к реализации индикативных планов частных предприятий и региональных властей с предоставлением

налоговых льгот, льготных кредитов и иных мер  господдержки в рамках селективной структурной политики породило структурную форму индикативного планирования. По мере развития экономики и глобализации рынков индикативное планирование трансформируется в стратегическую свою форму. Суть стратегической формы индикативного планирования – в выборе главных долгосрочных приоритетов развития национальной экономики, каждое из которых получает статус целевой государственной программы, обеспеченной системой различного рода финансовых преференций. Переход индикативного планирования от одной формы к другой предполагает повышение степени его зрелости, меры отлаженности взаимодействия всех институтов регулирования. Эволюция форм индикативного планирования «конъюнктурная» «структурная» «стратегическая» в развитых странах заняла десятилетия. Суть стратегического планирования состоит в выборе долгосрочных, главных приоритетов развития национальной экономики, ведущую роль в реализации которых должно взять на себя государство. Посредством стратегического планирования определяются пути, по которым предстоит идти обществу, решается, на каких рынках лучше действовать, какую технологию осваивать в первую очередь, как обеспечить социальное единство страны, на какие секторы экономики и общественные структуры при этом следует опираться.

Основная  цель стратегического планирования - обеспечение достаточного потенциала для успешного развития национальной экономики. Свое отражение стратегическое планирование находит в концепциях общегосударственного развития.    Таким образом, сущность стратегического планирования состоит не в разработке и доведении многочисленных показателей до исполнителей, а в научной постановке целей предстоящего развития и выработке средств их достижения. Общегосударственное стратегическое планирование направлено на увязку всех факторов производства и поддержание сбалансированности натурально вещественных и финансово-стоимостных

потоков, обеспечение рационального и  эффективного использования ресурсов. По периоду действия выделяют долгосрочные планы (разрабатываемые на десять и более лет), среднесрочные (продолжительностью, как правило, от трех до пяти лет) и текущие (годовые) планы. 

2. Директивное планирование

Директивное планирование - представляет собой процесс разработки планов,

имеющих силу юридического закона, и комплекс мер по обеспечению их выполнения. Директивные планы носят адресный характер, обязательны для всех исполнителей, а должностные лица несут ответственность за невыполнение плановых заданий. Сущность директивного планирования заключается в том, что до хозяйствующих субъектов из единого планового центра доводятся планы работы, утверждаются цены, прикрепляются  поставщики  и регламентируется сбыт. Выполнение планов жестко контролируется. Объективно основой директивного общегосударственного планирования является функционирование в народном хозяйстве только одного собственника – государства. Важным условием применения директивного планирования является использование методов принуждения и поощрения выполнения планов. В  наиболее завершенном виде директивное планирование применялось в бывшем СССР для прямого воздействия центральной власти на все звенья народного хозяйства, для достижения целей, заданных общих направлений развития. План, подготавливаемый Госпланом, был в основном производственно-техническим – макроэкономические показатели складывались из натуральных показателей, которые в свою очередь вытекали из производственного, технологического и др. планов и выступали их следствием. Соответственно из плана производства строился план распределения продукции, служивший основой установления хозяйственных связей. Каждый поставщик привязывался к своему потребителю, зная, сколько должен поставить ему своей продукции и наоборот, потребитель знал, кто ему поставляет сырье, полуфабрикаты, комплектующие изделия. Планы носили адресный характер и отличались чрезмерной детализацией. Вследствие названных особенностей они были труднореализуемыми в масштабах страны и постепенно себя исчерпали.

Можно выделить три «порока» последствий  такого планирования  в  государственном

масштабе:

Малая эффективность государственного сектора  в экономике и поощрение так называемых планово-убыточных предприятий не способствовало экономическому росту.

Информация о работе Индикативное планирование