Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 18:41, реферат
Обращение к аспектам социального, институционального, экономического взаимодействия неизбежно ставит вопрос о свойствах индивида и общества, которые делают их возможными объектами познания. Однако ответ на данный вопрос затрагивает не только собственно методологическую проблематику, но также и онтологические стороны феноменов индивида и общества. Поэтому в широком смысле под индивидуализмом и холизмом в
исследовании экономических явлений следует понимать эпистемологические, а также онтологические и ценностные установки, отраженные в современных экономических концепциях.
Введение………………………………………………………………...…………3
Основные понятия……………………………………………………………...…4
1.Индивидуализм и холизм в экономическом знание……………………….….5
2. Рассмотрение интеллектуальных традиций «истинную» и «ложную»……..6
3.Рационалистический индивидуализм………………………………………….6
4. Индивидуализм с точек зрения учёных…………………………….…………7
5.Модель экономического человека……………………………………………..8
6.Заключение…………………………………………………………………......10
7.Список использованной литературы……
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
ОМСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ
Факультет экономики и управления
Кафедра «Организация и управление наукоемкими производствами»
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
По дисциплине «Институциональная Экономика»
на тему: «Индивидуализм и холизм в России»
Омск 2012
Содержание
Введение…………………………………………………………
Основные понятия……………………………………
1.Индивидуализм и холизм в
экономическом знание……………………….
2. Рассмотрение интеллектуальных традиций «истинную» и «ложную»……..6
3.Рационалистический
4. Индивидуализм с точек зрения учёных…………………………….…………7
5.Модель экономического
6.Заключение………………………………………………
7.Список использованной
Введение
Обращение к аспектам социального, институционального, экономического взаимодействия неизбежно ставит вопрос о свойствах индивида и общества, которые делают их возможными объектами познания. Однако ответ на данный вопрос затрагивает не только собственно методологическую проблематику, но также и онтологические стороны феноменов индивида и общества. Поэтому в широком смысле под индивидуализмом и холизмом в
исследовании экономических явлений следует понимать эпистемологические, а также онтологические и ценностные установки, отраженные в современных экономических концепциях.
Данная тема достаточно актуальна в наше время т. к экономика занимает
огромную роль в жизни общества .
Основные понятия
Индивидуали́зм (фр. individual
Холи́зм (от др.-греч. ὅλος, «целый, цельный») — в широком смысле — позиция в философии и науке по проблеме соотношения части и целого, исходящая из качественного своеобразия и приоритета целого по отношению к его частям
В узком смысле под холизмом понимают «философию целостности», разработанную южноафриканским философом Я. Смэтсом, который ввёл в философскую речь термин «холизм» в 1926 году, опираясь на слова из «Метафизики» Аристотеля «целое больше, чем сумма его частей».
1.Индивидуализм
и холизм в экономическом
В онтологическом плане индивидуализм полагает, что общество состоит только из людей и их действий, а каких-либо надындивидуальных сущностей или субстанций не существует (т.н. «социальный атомизм. Сторонники же холизма считают, что хотя социальные целостности зависят от действий и установок индивидов, онтологически они не тождественны этим действиям, а управляющие ими законы не сводимы к закономерностям поведения индивидов.
Ряд теоретиков (Л. фон Мизес, Ф.А. фон Хайек, Б.Бруцкус - среди экономистов и К.Поппер - среди социальных философов) связывают онтологический холизм, «коллективизм» с определенной ценностно- идеологической позицией: враждебностью к политическому и экономическому либерализму, приверженностью к различного рода тоталитаристским и социалистическим идеям, а также теориям планирования социально-экономического развития. Хотя типичность таких связей нельзя отрицать, они не являются неизбежными, классическим примером чему может быть индивидуализм Т.Гоббса, совмещающийся с политическим абсолютизмом
2.Рассмотрение
интеллектуальных традиций «
Наше обращение к онтологическим аспектам индивидуализма ихолизма делает уместным краткое рассмотрение соответствующих интеллектуальных традиций. По всей видимости, одно из наиболее полных таких исследований принадлежит Ф. Хайеку [Хайек Ф.А., 1946], который разделил две индивидуалистические традиции в европейской научной культуре «истинную» и «ложную».
а) Развитие «истинного» индивидуализма, который Ф. Хайек защищает и на методологических основаниях которого построена его собственная эволюционная эпистемология, связано с британской философией и началось с Джона Локка, Бернарда Мандевиля и Дэвида Юма. В более или менее полном виде эта традиция закрепилась в экономическом трактате Адама Смита.
Однако
в XIX в. стало набирать силу новое
представление о
3.Рационалистический
В противоположность «истинному» индивидуализму рационалистический индивидуализм, лежащий в основании так называемых «проектных» теорий общества, полагает, что общественные процессы можно заставить служить людским целям под контролем индивидуального человеческого разума. Заметим, что эта противоположность между антирационалистическим и рационалистическим индивидуализмом пронизывает всю историю экономической и социальной мысли и воплотилась, в частности, в дискуссиях «план или рынок».
В современных исследованиях о человеке и обществе рассматриваемая проблематика индивидуализма и холизма все чаще трактуется как методологическая. Не претендуя на полноту классификации, можно выделить несколько основных исследовательских программ в экономической науке с точки зрения подхода к изучению индивида и общества.
4.Индивидуазизм с точек зрения учёных
Методологические
индивидуалисты требуют, чтобы социально-исторические
и экономические «макрособытия»
объяснялись через совокупности
или конфигурации действий, установок,
диспозиций, связей и обстоятельств
отдельных индивидов. Для К. Поппера,
например, «все социальные явления, и
особенно функционирование социальных
институтов, должны быть поняты как
результат решений человеческих
индивидов... Нам никогда не следует
удовлетворяться объяснениями в
категориях так называемых «коллективов»
[Поппер Индивидуализм и холизм в
экономическом знании 73К., 1992. Т.2]. Социальные
институты, таким образом суть абстрактные
модели, предназначенные истолковывать
факты индивидуального выбора. Л.
Мизес - «индивидуалист in extreme» - считал,
что онтологический тезис соответствия
коллективным понятиям индивидуальных
идей и действий должен быть усилен
методологическим тезисом, согласно которому
общественные институты, сложные социальные
взаимосвязи могут быть поняты только
посредством анализа
Понятия целого
и частей в принципе коррелятивны.
Причем Мизес, конечно же, не
оспаривает факт, что в сфере
человеческого действия социальные
образования реально
5.Модель экономического человека
В разработке
методологического