Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 14:53, курсовая работа
Инфляция - это очень сложное социально-экономическое явление. Инфляция, как правило, проявляется в росте товарных цен и относительном обесценивании национальной денежной единицы, и поэтому затрагивает интересы практически каждого члена нашего общества
Инфляция присутствует в той или иной степени в экономике любого государства современного мира.
Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время. Считается, что она появилась, чуть ли не с возникновением денег, с функционированием которых неразрывно связана.
В России важное место в антиинфляционной стратегии занимает преодоление специфических форм проявления бюджетного кризиса. В их числе: неисполнение бюджета; финансирование расходов в произвольном объеме; секвестирование (сокращение) расходов в зависимости от реальных бюджетных доходов; нецелевое использование бюджетных средств; слабый контроль за исполнением бюджетов всех уровней. Как свидетельствует мировой опыт, рыночная экономика требует строгой регламентации бюджетного процесса.
Бюджетный дефицит в разных
размерах существует в ряде
развитых стран, но там обычно
применяются неинфляционные
бюджетного дефицита — налоги, займы, денежную эмиссию, но неэффективно, так что они не стимулировали экономический рост и не опирались на научно обоснованную экономическую политику.
Антиинфляционная направленность налоговой политики эффективна, если она ориентируется не только на фискальные цели, но и на регулирование развития экономики в результате снижения налогового бремени до приемлемого бизнесом уровня. Глобальной проблемой является борьба с уклонением от уплаты налогов и повышение их собираемости.
Важным направлением антиинфляционной политики является регулирование государственного долга, который растет почти во всех странах, создавая угрозу для стабильности цен. При отсутствии реальных источников своевременного погашения заимствований в мировой практике принято не только устанавливать лимит государственного долга, но и осуществлять контроль за его соблюдением и эффективным использованием занятых в долг ресурсов.
Учитывая значение монетарных факторов инфляции, антиинфляционная политика предусматривает регулирование эмиссии денег и скорости их обращения.
С
70-х годов в мировой практике
стало применяться
В
условиях открытой экономики валютный
курс отражает степень соответствия
курсовых соотношений и паритета
покупательной способности
Таргетирование денежных агрегатов на Западе стало увязываться с состоянием экономики, определяющим потребности хозяйственного оборота в деньгах. Односторонняя ориентация на ограничение денежной массы в обращении заменена более гибким подходом.
Объектом таргетирования являются также внутренние цены, динамика которых в основном отражает темп инфляции.
Хотя на практике таргетирование не обеспечивает выполнения целевых ориентиров, оно сохраняет свое значение в большинстве стран, так как служит базой для корректировки экономической, в том числе денежной, политики.
В
практике антиинфляционного
В мировом арсенале антиинфляционной политики известны примеры прямого воздействия Центрального банка на объем банковского кредита. Так, во Франции после второй мировой войны практиковалось лимитирование ежегодного роста банковских кредитов, предварительный контроль Центрального банка за предоставлением крупных ссуд и другие методы выборочного контроля.
Самое
трудное направление
Иногда
применялась крайняя мера — блокирование
роста цен на отдельные товары,
например, во Франции во второй половине
1950—60-х годов, в Италии, Нидерландах, Испании,
США — в 70-х годах. На Западе эти меры не
играли существенной роли в сдерживании
инфляции. Однако государство пытается
контролировать ценовую политику монополий
в рамках антимонопольного законодательства.
С 1960-х годов в ряде Развитых стран для сдерживания инфляции применялась «политика доходов» — согласование и увязка темпа роста заработной платы и цен под наблюдением и контролем государства. Ее сущность заключается в ежегодном установлении государством верхнего предела повышения номинальной заработной платы и цен, использовании экономических стимулов и санкций (например, налогов) для воздействия на соотношение прибыли и заработной платы. На практике «политика доходов» свелась к ограничению роста заработной платы, несмотря на систему коллективных договоров и профсоюзных гарантий в развитых странах. Во-первых, эти договоры охватывают обычно незначительную часть работающих по найму. Во-вторых, предусматриваемая компенсация ущерба от роста стоимости жизни хотя и обеспечивает прибавку заработной платы, но она отстает от роста цен. В-третьих, крупные предприниматели и правительство оказывают давление на профсоюзы с тем, чтобы они снизили свои требования.
С 60-х гг. XX в. в развитых странах впервые стали применяться планы
регулирования экономики и инфляции в рамках двух основных вариантов антиинфляционной политики в зависимости от стратегии развития экономики.
Для сдерживания инфляции в условиях экономического роста (при перегреве рынка) обычно применяется дефляционная политика — ограничение роста денежной массы, кредитов, дефицита государственного бюджета, заработной платы, платежеспособного спроса.
Для сдерживания инфляции в условиях снижения темпов экономического развития применяется набор антиинфляционных мер, не противодействующих стратегии экономического роста. С 80-х гг. США, ФРГ, Япония и другие страны сделали упор на стимулирование реального предложения экономических ресурсов путем предоставления налоговых, амортизационных льгот, субсидий предприятиям, снижения процентных ставок в целях интенсификации и структурной перестройки экономики. Тем самым на основе экономического роста увеличивается товарное обеспечение денег.
Регулирование
инфляции на основе комплексных планов
стабилизации в принципе более эффективно,
чем разрозненные меры, применявшиеся
в развитых странах в 40—50-е гг.
Координация методов
Важным
аспектом антиинфляционной политики является
воздействие на внешние факторы
инфляции. В условиях интеграции страны
в мировое хозяйство и
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Процесс
инфляции носит не случайный, а весьма
устойчивый характер. В странах с
развитой рыночной экономикой инфляция
может рассматриваться в
Управление инфляцией представляет важнейшую проблему денежно-кредитной и в целом экономической политики. При этом необходимо учитывать многосложный и много факторный характер инфляции, поскольку в ее основе лежат не только монетарные, но и другие факторы: ее источниками могут быть чрезмерный спрос (инфляция спроса) или опережающий рост заработков и цен на материалы и комплектующие (инфляция издержек). Инфляция может стимулироваться неоправданно низким курсом национальной валюты (бегство от дешевых денег) или неоправданным снятием ограничений на цены, на ценообразующие товары (топливо, транспорт, сельскохозяйственное сырье). Стимулируют инфляцию и дефицит госбюджета, и монополизм поставщиков и производителей. Практически действует не одна, а комплекс причин и взаимосвязанных факторов. Поэтому и методы борьбы с инфляционным процессом обычно носят комплексный характер; они постоянно уточняются и корректируются.
При всей значимости
Западноевропейская
интеграция послужила почвой для
межгосударственного
Комиссии Европейского экономического сообщества (ЕЭС). В 70—80-х гг. периодически проводились совместные антиинфляционные программы, направленные на уменьшение темпа роста денежной массы, дефицита госбюджета, заработной платы. В 90-е годы Маастрихское соглашение о создании Европейского политического, экономического и валютного союза (ЕС) в числе критериев присоединения страны к зоне евро (с января 1999 г.) предусматривало низкие темпы инфляции.7
Таким образом, как свидетельствует мировой опыт, инфляция может быть контролируемым и регулируемым процессом. Для этого используются методы рыночного и государственного регулирования. Монетаризм, утверждающий, будто
рынок лучше осуществит экономическое регулирование, чем государство, на Западе в чистом виде не применяется как теоретическая основа экономической политики. Его постулаты сочетаются с кейнсианскими рецептами государственного вмешательства в экономику.
Но в каждой стране инфляция имеет свои особенности, поэтому она исследуется экономистами многих стран мира. Следует признать, что ни в России, ни в большинстве других стран, вставших на путь системных экономических реформ, расчеты на быстрое укрощение стихии цен и пробуждение заинтересованности у производителей не оправдались. Запустить новую систему хозяйственного регулирования оказалось далеко не просто. Переход от одной системы к другой - от централизованно управляемой к основанной на действии рыночных сил - натолкнулся на беспрецедентные проблемы, которые не были предвидимы ни в деталях, ни в целом. Управлять инфляционным процессом в переходной экономике оказалось необычайно трудно. Возник новый тип инфляции, который не отвечает привычным оценкам и слабо реагирует на традиционные методы воздействия. В условиях затяжного инфляционного "заболевания" складывалась ситуация своего рода консервации инфляционного климата, негативного или непредвиденного реагирования на попытки вывести экономику из состояния инфляционного шока. Опыт борьбы с инфляцией в государствах бывшего
СНГ показывает, что большая часть мероприятий основываемых на “книжных” примерах, малоэффективна, тогда как успех в борьбе с этим явлением возможен только лишь при учете тонких особенностей ситуации.
Информация о работе Инфляция, ее виды, последствия и механизмы управления