Инфляция, её виды, последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 21:59, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является раскрытие смысла процесса инфляции, посредством рассмотрения понятия инфляции, ее причин и видов.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть историю инфляционных процессов и выявить их влияние на экономику;
- ознакомиться с взглядами на инфляцию разных экономических школ;
- выявить возможные причины инфляции и проанализировав их, рассмотреть меры по их устранению;
Также, рассмотреть последствия инфляции, как экономические, так и социальные.

Содержание

Ведение
1. Причины инфляции
2.Сущность категории “инфляция” и ее трактовка различными экономическими школами
3. Виды инфляции
4. Последствия инфляции: социальные и экономические
5. Антиинфляционная политика государства.
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая 2.doc

— 142.00 Кб (Скачать документ)

- Неожиданная инфляция характеризуется быстрым скачком цен, обусловленный увеличением под влиянием инфляционных ожиданий общественного спроса населения на потребительские товары, товаропроизводителей-на сырьё и средства производства.

При непредсказуемости, неожиданности роста цен даже при умеренной инфляции может  произойти заметное ухудшение экономического положения в стране. Комбинация сбалансированной и ожидаемой инфляции не наносит значительного экономического ущерба, а сочетание несбалансированной и неожиданной инфляции может привести к падению производства, перекосам в его структуре и вызвать неоправданное перераспределение доходов и богатства.

Если рассматривать  инфляцию с точки зрения соотносительности  роста цен по различным товарным группам, т.е. по степени сбалансированности их роста, то можно выделить:

1. Сбалансированную инфляцию

2. Несбалансированную  инфляцию

При сбалансированной инфляции цены различных товаров неизменны  относительно друг друга, а при несбалансированной – цены различных товаров постоянно  изменяются по отношению друг к другу, причем в различных пропорциях. Сбалансированная инфляция не страшна для бизнеса. Приходиться лишь периодически повышать цены товаров: сырье подорожало в 10 раз, и вы соответственно увеличиваете цену своей конечной продукции. Риск потери доходности присущ только тем предпринимателям, которые стоят последними в цепочке повышения цен. Это, как правило, производители сложной продукции, основанной на интенсивных внешних кооперационных связях. Цена на их продукцию отражает всю сумму повышения цен внешней кооперации, и именно они рискуют задержать сбыт сверхдорогой продукции конечному потребителю.

В Украине и СНГ  преобладает несбалансированная инфляция. Рост цен на сырье опережает рост цен на конечную продукцию, стоимость  комплектующего компонента превышает  цену всего сложного прибора и  т.п. Несбалансированная инфляция –  большая беда для экономики. Нет прогноза на будущее, нет уверенности хотя бы в том, что товарные группы-лидеры роста цен останутся лидерами и завтра. Невозможно рационально выбрать сферы приложения капитала, рассчитать и сравнить доходность вариантов инвестирования. В такой ситуации возможны лишь короткие спекулятивно-посреднические операции, удобренные стихийными, несбалансированными скачками относительных цен как в отраслевом, так и в территориальном аспектах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Последствия инфляции: социальные и экономические.

Социально-экономические  последствия инфляции разнообразны и противоречивы. В значительной мере они зависят от вида инфляции и от способности хозяйственных  субъектов прогнозировать инфляцию.

Главное последствие  инфляции – это перераспределение  доходов. Даже ожидаемая инфляция означает значительное перераспределение богатства. Она порождает так называемый инфляционный налог, не санкционированный законодательно, но навязанный государством частному сектору. Его автоматически уплачивают все держатели реальных денежных остатков. Он является регрессивным: с большей тяжестью он ложится на более бедных людей.

Под влиянием инфляции фактически меняются ставки налогообложения. Рост цен обычно сопровождается увеличением  номинальных доходов индивидов. При прогрессивной системе налогообложения они вынуждены уплачивать налоги по более высоким ставкам. В то же время, поскольку существует временной лаг между начислением и уплатой налогов, реальная величина налоговых поступлений снижается, уменьшая реальные доходы государственного бюджета и возможность осуществления государством экономической и социальной политики.

Обесцениваются амортизационные  отчисления, основанные на первоначальной стоимости. В результате растет налоговое  бремя фирм, и уменьшаются их инвестиционные возможности.

Перераспределение доходов  в пользу государства осуществляется также путем государственной  эмиссии денег. Доход от эмиссии  денег называется сеньеранжем. Он равен  разнице между суммой номиналов  дополнительно выпущенных бумажных денег и затратами на их печатание.

Стремясь защититься от инфляционного налога и ожидая дальнейшего повышения цен, население  стремится скорее потратить деньги на приобретение товаров длительного  пользования, вложить их в необесцениваемые активы. В результате растут реальные издержки.

Цены и ставки заработной платы изменяются в различной  степени, что означает изменение  относительных цен и перераспределение  доходов между различными группами населения.

Значительно повышаются так называемые издержки меню расходы  фирм на смену ценников, прейскурантов, каталогов, перенастройку счетчиков, торговых и телефонных автоматов.

В конечном итоге, понижается эффективность экономики в целом. У производителей снижаются стимулы  к инвестированию в результате роста  ссудного процента. Уменьшается заинтересованность в выпуске товаров высокого качества, растет выпуск низкокачественных товаров. Вместе с тем сокращается производство относительно дешевых товаров. У работников снижаются стимулы к труду в результате постоянного обесценения заработной платы.

В реальной действительности население не в состоянии осуществлять точные прогнозы инфляции. Она часто  бывает неравномерной. Наблюдаются  частые и существенные колебания  цен. Инфляция становится непредвиденной. Непредвиденная инфляция усиливает перераспределительные процессы в экономике.

Перераспределяется доход  и богатство между различными слоями населения, что обусловлено  различиями в активах и пассивах, которыми они владеют. Идет перераспределение  доходов от кредиторов к заемщикам, потому что долг отдается обесценившимися деньгами. Это касается как частного сектора, так и государства. При низких процентных ставках и высокой инфляции правительство может сократить реальный размер неоплаченной части государственного долга, так как фактически реальные ставки выплачиваемого процента становятся отрицательными. В роли кредиторов и держателей номинальных активов чаще выступают пожилые люди. В результате происходит перераспределение доходов от старших к более молодым группам общества.

Происходит снижение реальных доходов населения, особенно тех его слоев, которые получают фиксированные доходы  (получатели пенсий, стипендий, пособий, работники бюджетной сферы). В то же время могут увеличить свой реальный доход получатели нефиксированных доходов – прибыли, дивидендов. Выигрывают продавцы товаров и услуг, занимающие монопольное положение на рынке.

Обесцениваются сбережения населения хранящиеся на руках населения, а также и на счетах в банках, поскольку проценты по вкладам обычно меньше темпов роста цен и не возмещают уменьшение реальных размеров сбережений. Происходит снижение эффективности государственных социальных программ, поскольку снижаются реальные размеры социальных выплат бедным слоям населения.

Следствием подавленной  инфляции является появление черного рынка, двойных цен на одни и те же товары, гигантских очередей и спекуляции. Исчезает равнодоступность товаров для различных слоев населения при одинаковых размерах дохода. В целом ухудшается социально-психологическая атмосфера в обществе.

Высокая инфляция порождает не только экономические, но и социальные проблемы. Возрастает социальная напряженность, подрывается политическая стабильность общества. Весьма характерно, что многие восстания и революции XIX – XX веков произошли в моменты чрезвычайного роста цен.

Все виды инфляции имеют  сложные, разнообразные и весьма значительные экономические и социальные последствия для всех хозяйственных  субъектов. Небольшие темпы инфляции содействуют росту цен и нормы  прибыли, являясь, таким образом, фактором временного оживления конъюнктуры. По мере развития инфляция превращается в серьезное препятствие для воспроизводства, обостряет экономическую и социальную напряженность в обществе.

Галопирующая инфляция наносит серьезный экономический  ущерб, как крупным корпорациям, так и мелкому бизнесу, прежде всего из-за неопределенности рыночной конъюнктуры. Она дезорганизует хозяйство, затрудняет проведение эффективной макроэкономической политики. Неравномерный рост цен усиливает диспропорции между отраслями экономики, искажает структуру потребительского спроса. Цена перестает выполнять свою главную функцию в рыночном хозяйстве — быть объективным информационным сигналом.

Инфляция активизирует бегство от денег к товарам, превращая  этот процесс в лавинообразный, обостряет  товарный голод, подрывает стимулы к денежному накоплению, нарушает функционирование денежно-кредитной системы, возрождает бартер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Антиинфляционные государственные меры

Негативные социальные и экономические последствия  инфляции вынуждают правительства разных стран проводить определенную экономическую политику. В первую очередь экономисты пытаются определить, что лучше  — адаптироваться к инфляции или ликвидировать ее путем радикальных мер. В разных странах этот вопрос решается по разному, с учетом целого комплекса специфических обстоятельств. Например, в США и Англии на государственном уровне ставится задача борьбы с инфляцией, тогда как некоторые другие страны разрабатывают комплекс адаптационных мероприятий (индексация и т.п.).

Если оценить характер антиинфляционной политики, то можно выделить в ней два подхода, один из которых разрабатывают современные кейнсианцы, а другой является детищем экономистов неоклассической школы.

 В рамках первого  (кейнсианского) подхода предусматривается  активная бюджетная политика — маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос.

В условиях инфляции, при  избыточном спросе государство ограничивает свои расходы и повышает налоги. В результате, за счет  сокращения спроса, снижаются темпы инфляции. Но одновременно сокращается и рост производства, что может привести к застою и даже кризисным явлениям в экономике, к расширению безработицы.

Для расширения спроса, в  условиях спада, тоже проводится  бюджетная  политика. Для стимуляции спроса понижаются налоги, проводятся программы государственных капиталовложений и других расходов. Прежде всего, низкие налоги устанавливаются в отношении получателей средних и невысоких доходов, которые обычно немедленно реализуют выгоду. Считается, что таким образом расширяется спрос на потребительские товары и услуги. Однако стимулирование спроса бюджетными средствами, как показал опыт многих стран в 60-е и 70-е гг., может усиливать инфляцию. К тому же большие бюджетные дефициты ограничивают правительственные возможности маневрировать налогами и расходами.

Неоклассицисты, которым  принадлежит авторство второго  подхода,  выдвигают на первый план денежно-кредитное регулирование, косвенно и гибко воздействующее на экономическую  ситуацию. Считается, что государство должно проводить дефляционные мероприятия для ограничения платежеспособного спроса, поскольку стимулирование экономического роста и искусственное поддержание занятости путем снижения естественного уровня безработицы ведет к потере контроля над инфляцией.

 Такое регулирование  проводит Центральный банк, который   формально не находится под  контролем правительства. Банк  воздействует на экономику путем  изменения количества денег в  обращении и ставок ссудного  процента.

В современной рыночной экономике невозможно устранить все факторы инфляции (бюджетный дефицит, монополии, диспропорции в народном хозяйстве, инфляционные ожидания населения и предпринимателей, переброс инфляции по внешнеэкономическим каналам и др.), поэтому ее считают  инфляционной. Следовательно, очевидно, что полностью ликвидировать инфляцию, нереально. Именно поэтому многие государства стремятся не допустить разрушительных ее масштабов, сделать  умеренной, контролируемой, вместо того, чтобы пытаться устранить ее совсем.

В наше время считается, что целесообразнее всего сочетать долговременную и краткосрочную политики. Вот примерный комплекс мер антиинфляционной политики.

Долговременная политика включает в себя несколько задач. В том числе погашение инфляционных ожиданий населения, которые нагнетают текущий спрос. Для этого правительство должно проводить четкую последовательную антиинфляционную политику и завоевать, таким образом, доверие населения. Оно должно содействовать своими мероприятиями (стимулирование производства, антимонопольные меры, либерализация цен и т.п.) эффективному функционированию рынка, что повлияет на изменение потребительской психологии. Другая задача – принятие мер по сокращению бюджетного дефицита (так как его финансирование посредством займов у Центрального банка ведет к инфляции) за счет повышения налогов и снижения расходов государства.

Еще одна задача – проведение мероприятий в области денежного  обращения, в частности, установление жестких лимитов на ежегодный  прирост денежной массы, что позволяет контролировать уровень инфляции.

Ослабление влияния  внешних факторов так же является одной из задач долговременной политики. В частности, задача состоит в  том, чтобы  уменьшить инфляционное воздействие на экономику переливов  иностранного капитала (при положительном сальдо платежного баланса) в виде краткосрочных кредитов и займов правительства за рубежом для финансирования бюджетного дефицита.

Краткосрочная же политика направлена на временное снижение темпов инфляции. Здесь необходимое расширение совокупного предложения без увеличения совокупного спроса достигается предоставлением государством льгот предприятиям, выпускающим дополнительно к основному производству побочные товары и услуги. Государство может приватизировать часть своей собственности и таким образом увеличить поступления в государственный бюджет и облегчить решение проблемы его дефицита, а также понизить инфляционный спрос за счет продажи большого количества акций новых частных предприятий. Содействует росту предложения массированный импорт потребительских товаров.

Информация о работе Инфляция, её виды, последствия