Инфляция и антиинфляционная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2012 в 09:09, задача

Описание

3. Допустим, что при отсутствии инфляционных процессов реальная процентная ставка (ir) составляла 5 %.
А) Какой размер номинальной процентной ставки гарантирует ту же самую реальную процентную ставку при росте инфляции 15 %?
Б) Почему заемщики могут согласиться платить такую высокую номинальную ставку?

Работа состоит из  1 файл

Задачи по макроэкономике.doc

— 312.50 Кб (Скачать документ)

Тема 7. Инфляция и антиинфляционная политика

Типовые задачи.

3. Допустим, что при отсутствии инфляционных процессов реальная процентная ставка (ir) составляла 5 %.

А) Какой  размер номинальной процентной ставки гарантирует ту же самую реальную процентную ставку при росте инфляции 15 %?

Б) Почему заемщики могут согласиться платить  такую высокую номинальную ставку?

      Решение

А) Вычислим размер номинальной процентной ставки, используя формулу:

i= i− π, где

i− номинальная процентная ставка

i− реальная процентная ставка

π − ожидаемый уровень инфляции.

Получим:

i= ir + π, следовательно

in = 5 % + 15 % = 20 %

Б)   По утверждению М.Фридмана, изменение темпа роста денежной массы влияет на процентные ставки первоначально в одном направлении, а затем − в противоположном. Ускорение темпов роста денежной массы сопровождается понижением процентных ставок. Но затем результирующее расширение расходов, а немного позднее − и увеличение темпа инфляции вызывают рост спроса на ссуды, который влечет повышение процентных ставок. Более высокая инфляция расширяет разрыв между реальными и номинальными процентными ставками. Поскольку и кредиторы, и заемщики прогнозируют дальнейшее развитие инфляционных процессов, кредиторы требуют, а заемщики соглашаются уплачивать более высокие номинальные процентные ставки, компенсирующие предполагаемое обесценение денежной единицы. Поэтому процентные ставки выше в тех странах, которые характеризуются более высокими темпами роста денежной массы и цен. 

4. В  потребительской корзине имеется  только два продукта: хлеб и молоко. В базовом году стоимость хлеба в потребительской корзине в 3 раза превышала стоимость молока. За 7 лет хлеб подорожал на 40%, а молоко – на 60%. Найти индекс потребительских цен.

     Решение:

Год Базовый Отчетный
Хлеб 3x 4,2x
Молоко x 1,6x

      1 способ

      Пусть x – стоимость молока в базовом году, тогда стоимость хлеба в этом году составит 3x. За 7 лет хлеб подорожал на 40%, а молоко – на 60%.

      В отчетном году стоимость хлеба равна 1,4*3x = 4,2x;

      молока: 1,6*x = 1,6x

      Получим

      ИПЦ =

=
= 1,45 или 145%

      2 способ

Год Базовый Отчетный
Хлеб 0,75x 1,05x
Молоко 0,25x 0,4x

      Пусть х – стоимость потребительской корзины в базовом году, тогда стоимость хлеба в этом году составит 0,75х, стоимость молока - 0,25х.

      Так как структура потребительской корзины за исследуемый период не изменилась, то стоимость каждого продукта возросла пропорционально его цене.

      В отчетном году стоимость хлеба равна: 1,4 * 0,75х = 1,05х;

молока: 1,6 * 0,25 = 0,4х;

Следовательно, стоимость потребительской корзины составит 1,05х + 0,4х = 1,45х.

      Таким образом 

      ИПЦ =

= 1,45 или 145 % 

5. Рыночная корзина состоит из 3 кг муки и 2 кг яблок. Начальная цена муки равна                     8 денежных единиц за килограмм, а яблок - 10. Цена муки не изменилась.

Найти уровень инфляции, если цена яблок выросла на 60 %.

    Решение:

    Ден.ед за кг. Базовый Отчетный
Мука 3 кг 8 24 24
Яблоки 2 кг 10 20 32

      Так как структура потребительской  корзины за исследуемый период не изменилась, то стоимость каждого продукта возросла пропорционально его цене.

Цена  муки в отчетном году не изменилась. Цена яблок выросла на 60 %, следовательно в отчетном году она составит 1,6 * 20 = 32 ден.ед.

     Уровень инфляции характеризует индекс потребительских цен (ИПЦ),получим:               

ИПЦ =

или 127,3 %
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Тема 8. Фискальная политика государства

Типовые задачи

1. Экономика  страны характеризуется следующими  данными:

Фактический доход  равняется 4 000 у.д.е; предельная склонность к потреблению равняется 0,8;

равновесный доход  равняется 4 200 у.д.е

А) Как должны измениться правительственные расходы для достижения экономикой состояния равновесия при прочих неизменных условиях?

Б) Как должна измениться величина налоговых поступлений (другие показатели постоянны) для того, чтобы экономика достигла состояния равновесия? 

Дано:

Y = 4000 у.д.е

MPC = 0,8

Y* = 4200 у.д.е

G - ?

T - ?

Решение

      А) Увеличение правительственных расходов вызывает мультипликационное увеличение дохода. Мультипликатор правительственных расходов определяется как величина, обратная предельной склонности к сбережению (MPS).

      MPC + MPS = 1, откуда

      МРS = 1 – МРС;

      MPS= 1 – 0,8 = 0,2.

      Мультипликатор правительственных расходов будет равен: 
            MG = = 5

        Для того, чтобы экономика достигла  равновесного состояния, фактический  доход должен быть увеличен на:

       Y = Y* – Y;

       Y = 4200 – 4000 = 200 у.д.е.

      Определим величину необходимых дополнительных правительственных расходов ( G):

      MG = , откуда

       G = ;

       G = = 40 у.д.е

      Для того, чтобы экономика пришла в равновесное состояние, необходимо увеличение правительственных расходов на 40 у.д.е.

      Б) Изменение налоговых поступлений также вызывает мультипликационное изменение дохода, при этом, чтобы величина дохода ( Y) выросла на 200 у.д.е., уровень налоговых поступлений должен быть снижен.

      Мультипликатор  налоговых поступлений определяется как отношение предельной склонности к потреблению к предельной склонности к сбережению.

      MT = = 4 
 
 

      Изменение дохода вследствие изменения налоговых поступлений ( T) :

      MT = , откуда

       T =

            T = = 50 у.д.е

      Для того, чтобы экономика достигла равновесного состояния, правительство должно снизить уровень налоговых поступлений на 50 у.д.е. 

2. Экономика страны находится в состоянии равновесия при условиях, что потребление домашних хозяйств определяется функцией C = 100 + 0,8*Д, инвестиции равняются                100 у.д.е; расходы государства – 200 у.д.е; трансфертные выплаты из бюджета –                       62,5 у.д.е., а ставка подоходного налога – 0,25. Определить равновесный НД; значение мультипликатора.

Дано:

C = 100 + 0,8*Д

I = 100 у.д.е

G = 200

TR = 62,5

t = 0,25

Др - ?

M - ?

Решение

C = C0 + MPC*Д; откуда

С = 100 + 0,8 *Д, следовательно

С0 = 100; MPC = 0,8

Са = C0 +  MPC *(Д – t);

Са = 100 + 0,8 * (Д – 0,25Д);

Са = 100 + 0,8*0,75Д;

Са = 100 + 0,6 *Д;

Определим равновесный  НД:

Др = С + I + G + TR

Др = 100 + 0,6 *Д + 100 + 200 + 62,5;

Др = 1156,25 у.д.е

Рассчитаем значение мультипликатора:

M = ; получим

M = = 5 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Прогнозируется, что через год экономическая  ситуация в стране будет характеризоваться  такими данными: 

функция потребления  C = 100 + 0,7*Д; валовые частные инвестиции 100 у.д.е; государственные закупки товаров и услуг 200 у.д.е.; предельная склонность к экспорту 0,2

Рассчитайте прогнозируемый на следующий год  уровень ВВП.

Дано:

C = 100 + 0,7*Д

I = 100 у.д.е

G = 200 у.д.е

MPX = 0,2

ВВП(Др) - ?

Решение

Др = C + I + G + Xn;

Др = 100 + 0,7Д + 100 + 200 + 0,2Д;

Др = 400 + 0,9Д;

0,1Др = 400;

Др = 4000 у.д.е

Прогнозируемый на следующий год уровень ВВП составит 4000 у.д.е 

4. Почему сторонники экономики предложения при проведении стимулирующей политики в большей степени ориентируются на снижение налогов, чем сторонники экономики спроса (кейнсианцы)? Как с точки зрения этих двух экономических школ снижение налогов влияет на бюджетный дефицит?

      Сторонники  экономики предложения ориентируются  на совокупное предложение, считая, что  предложение создаёт собственный спрос. Они считают, что воздействие сокращения налоговых ставок на совокупное предложение приводит к увеличению доходов. Это в свою очередь приводит к тому, что население увеличивает сберегаемую часть своих доходов, а предприниматели увеличивают норму накопления капитала (прибыльности инвестиций). Таким путём наилучшим образом импульсируется экономическая активность как отдельных лиц, так и фирм, но прогрессивно возрастающий налог рассматривается как препятствие для роста сбережений, а следовательно, и новых вложений капитала, наращивания деловой активности, устойчивого экономического роста. По словам Л. Лаффера, люди работают не для того, чтобы платить налоги. Таким образом, сокращение налогов вызывает рост национального производства и дохода, что в свою очередь, не только не уменьшает налоговые поступления в бюджет и не вызывает бюджетного дефицита, но и при более низких ставках налога обеспечивает рост налоговых поступлений в бюджет за счёт расширения налоговой базы.

Информация о работе Инфляция и антиинфляционная политика