Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 14:18, курсовая работа
Цель курсовой работы – провести анализ особенностей и динамики инфляционных процессов в Республике Беларусь, учитывая их теоретические и исторические предпосылки, а также выявление направлений и методов реализации антиинфляционного регулирования.
Объект исследования – национальная экономика Республики Беларусь.
Предмет исследования – инфляция и антиинфляционное регулирование.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- определить сущность и источники понятия инфляции;
- рассмотреть механизмы ее развития;
- исследовать методы и способы оценки инфляционных процессов в стране;
- проанализировать особенности развития инфляционных процессов в Республике Беларусь и направления антиинфляционного регулирования, а также разработать рекомендации по его совершенствованию.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ИНФЛЯЦИЯ: ПОНЯТИЕ, ТИПЫ, ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРОТЕКАНИЯ ИНФЛЯЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Макроэкономические показатели Республики Беларусь
2.2 Инфляция в Республике Беларусь
ГЛАВА 3. АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Развитие инфляционного процесса зависит от проводимой государством экономической политики, в рамках которой, в частности, могут приниматься специальные антиинфляционные меры.
Наиболее вероятными в условиях повышения инфляции представляются такие меры, принимаемые государством и руководством предприятий, которые в той или иной мере будут направлены на компенсацию трудящимся потерь от удорожания потребительной корзины.
Государство при выборе методов
макроэкономического
Первоочередная важность проблемы инфляции в экономике республики нашла отражение в основных направлениях денежно-кредитной политики. На протяжении ряда последних лет снижение ее является стратегической целью ДКП (денежно-кредитная политика), проводимой в республике. Однако меры, предпринятые органами государственного управления, хотя и позволили снизить инфляцию, но не решили в полной мере данную проблему. Ощущается необходимость дальнейшего снижения инфляции и установления полного контроля над инфляционными процессами в стране.
Инфляцию, развивающуюся в масштабах, подрывающих законы товарно-денежного обращения, можно считать одной из закономерностей переходного периода. Очевидно, что стержнем любой антиинфляционной политики является подавление причин инфляции и нейтрализация условий ее возникновения и развития.
В контексте детализации системных причин инфляция и стратегического курса на их подавление целесообразно выделить ряд факторов:
Удорожание отечественной продукции различных отраслей, обусловленное иными причинами [13, c. 85].
Перечень системных факторов
инфляции в республике указывает
на то, что для борьбы с ней
в наших условиях невозможно использовать
только традиционный набор мер антиинфляционной
политики. Анализ общей динамики инфляционных
процессов в экономике Беларуси
позволяет сделать вывод о
невозможности перенесения
В связи с возникновением
хронической
Подавление инфляции в
долгосрочном аспекте может быть
достигнуто после создания надежного
механизма, поддерживающего и
Основы долгосрочного
безинфляционного развития экономики
закладываются на уровне предприятия,
здоровое, в финансовом отношении, предприятие
способное адекватно
В целях оздоровления финансового
состояния предприятий акцент необходимо
делать на смене механизмов ответственности.
Для создания эффективного мотивационного
механизма у субъектов
Развитие инфляционного
процесса зависит также и от реализуемой
государством валютной политики. Усиление
инфляции оказывает дополнительное
давление на обменный курс национальной
валюты в сторону его понижения.
Принимая в этих условиях решение
о девальвации, государство допускает
появление в экономике
Все многообразие причин, вызывающих инфляцию, можно классифицировать следующим образом: экономические — внутренние (экономическое состояние), макроэкономические (состояние бюджета, платежного баланса, уровень развития производства и др.), глобальные (состояние мировых финансовых рынков); политические — внешние (введение таможенных и прочих запретов), внутренние (уровень доверия населения к правительству); психологические (инфляционные ожидания).
Из перечисленных факторов только внешние политические и глобальные экономические не поддаются регулированию, следовательно, снижение темпов инфляции до желаемого целевого норматива возможно при регулировании остальных факторов, которые можно свести к трем группам: монетарные, немонетарные и структурные. Таким образом, антиинфляционная политика должна включать три направления: меры по ограничению монетарных факторов инфляции, издержек и по структурному регулированию рынка. В общем виде основной причиной инфляции выступает несоответствие денежной и товарной массы. Управление инфляцией будет эффективным, если бюджетная, налоговая и денежно-кредитная политики будут скоординированы и иметь во главе общую цель — обеспечение экономического роста в стране и преодоление инфляции. При этом ДКП должна быть направлена на эффективное управление денежной массой, а бюджетно-налоговая политика должна содействовать развитию производства. Модель, взаимосвязывающая денежно-кредитную, бюджетную и налоговую политики, позволит создать стимул для развития производства, насыщения внутреннего рынка продукцией, сделать национальную экономику более защищенной от колебаний внешнеэкономической конъюнктуры и поможет эффективно управлять инфляцией.
В период действия указанной схемы должна быть достигнута финансовая стабилизация и осуществлено дальнейшее реформирование секторов экономики. Переход к ДКП на основе метода целевой инфляции будет эффективным в постстабилизационный период.
Основным направлением решения
проблем социально-
Инфляция представляет собой комплексную проблему. Для ее решения необходима системная программа, охватывающая как аспекты, связанные с энерго- и ресурсосбережением, так и совершенствованием системы ценообразования, налогообложения, ужесточением бюджетных ограничений и смягчением проблемы неплатежей. Необходимый комплекс мер должен приниматься не в одночасье, а последовательно и согласованно друг с другом.
1. Единственный способ
остановить инфляцию - переход к
выдаче новых кредитов
Поэтому первейшая задача - добиться неукоснительного возврата ранее выданных кредитов (что в условиях уменьшающейся инфляции будет непросто), в том числе и за счет банкротства, санации или продажи эффективному собственнику отдельных предприятий.
2. Неукоснительный возврат
касается и заимствований
Поэтому вторая задача - восстановление
доверия к облигациям государства.
Для этого нужно добиться неукоснительного
погашения точно в срок каждого
тиража, кроме того, целесообразны
публичные аргументированные
3. Поддержание стабильных
цен снизит доходность
Поэтому третья задача - консолидация
банковского капитала путем слияния
и привлечения новых
4. Анализ обнаруживает
большую зависимость
5. Исследования показали,
что в условиях Беларуси
6. Поощрение конкуренции
и отмена правил, ограничивающих
развитие рынков. Моделирование
инфляции с помощью моделей
Леонтьева в условиях
7. Стабильный единый курс
и наибольшая (по белорусским
меркам) инфляция выровняет условия
хозяйствования для всех и
покажет истинную
С проблемой высокой инфляции сталкивались практически все страны мира, и каждая из них в решении этой проблемы шла своим путем, хотя в действиях, направленных на снижение инфляции, имелось и много общего.
Проведенный анализ позволил
обобщить методы и подходы по стабилизации
уровня покупательной способности
денег, показать их достоинства, недостатки
и определить комплекс условий возможного
применения. Анализ белорусского опыта
антиинфляционной политики в контексте
международных сопоставлений
1. С учетом финансовой
и экономической ситуации в
стране, размеров золотовалютных
резервов банковской системы
наиболее приемлемым методом
антиинфляционной политики для
Беларуси является прямое
Информация о работе Инфляция и ее особенности в Республике Беларусь