Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2012 в 09:59, реферат
Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время. Это явление возникло одновременно с возникновением бумажных денег, с оборотом которых она неразрывно связана, так как они не обеспечены золотом. Когда в качестве меновой единицы были золотые и серебряные монеты, инфляции, по природе, быть просто не могло. Термин инфляция (от латинского inflatio - вздутие) впервые стал употребляться в Северной Америке в период гражданской войны 1861-1865 гг. и обозначал процесс разбухания бумажно-денежного обращения. В XIX этот термин употребляется так же в Англии и во Франции. Широкое распространение в экономической литературе понятие инфляция получило в ХХ веке сразу после первой мировой войны. В советской экономической литературе понятие возникло лишь в середине 20-х годов. Существует множество определений инфляции. Наиболее общим, традиционным является определение инфляции: Инфляция - это процесс переполнения каналов обращения денежной массой сверх потребностей товарооборота, что вызывает обесценивание денежной единицы и рост товарных цен.
Введение
Инфляция и её определяющие
Понятие инфляции
Типы инфляции
Виды инфляции
Изменение инфляции. Индексы цен.
Индекс цен Ласпейреса.
Индекс цен Паше.
Идеальный индекс цен Фишера.
Основные причины инфляционного роста цен.
Социальные и экономические последствия инфляции.
Антиинфляционная политика государства.
Заключение.
Список использованных источников.
Таблица 3 Индекс инфляции по категориям товаров и услуг
2010 |
Продукты |
Коммунальные |
Транспортные |
Все товары | ||||
январь |
103,3 |
3.3 |
100,4 |
0.4 |
100,7 |
0.7 |
101,8 |
1.8 |
февраль |
103,7 |
7.1 |
100,2 |
0.6 |
100,3 |
1.0 |
101,9 |
3.7 |
март |
101,3 |
8.5 |
100,0 |
0.6 |
100,6 |
1.6 |
100,9 |
4.7 |
апрель |
99,3 |
7.8 |
99,9 |
0.5 |
100,3 |
1.9 |
99,7 |
4.4 |
май |
98,5 |
6.1 |
100,2 |
0.7 |
100,6 |
2.5 |
99,4 |
3.7 |
июнь |
99,0 |
5.1 |
100,3 |
1.0 |
100,4 |
2.9 |
99,6 |
3.3 |
июль |
99,2 |
4.2 |
101,4 |
2.4 |
100,3 |
3.2 |
99,8 |
3.1 |
август |
99,9 |
4.1 |
109,6 |
12.2 |
100,5 |
3.8 |
101,2 |
4.3 |
сентябрь |
104,6 |
8.9 |
100,2 |
12.5 |
100,2 |
4.0 |
102,9 |
7.4 |
октябрь |
100,5 |
9.5 |
100,4 |
12.9 |
100,1 |
4.1 |
100,5 |
7.9 |
ноябрь |
||||||||
декабрь |
||||||||
За 2010 год |
109,5 |
9.5 |
112,9 |
12.9 |
104,1 |
4.1 |
107,9 |
7.9 |
Основные различия при подходе к теории инфляции заключаются в определении ее причин, в качестве которых выдвигаются превышение денежной массы над товарной, эмиссия, несоответствие темпов роста производительности труда и заработной платы, дефицит бюджета, избыточные инвестиции, чрезмерный рост заработной платы и издержек производства и др.
Однако, инфляция,
хотя и проявляется в росте
товарных цен, не может быть сведена
лишь к чисто денежному феномену.
Это сложное социально-
К внешним причинам относятся, в частности, сокращение поступлений от внешней торговли, отрицательное сальдо внешнеторгового и платежного балансов.
Внутренние причины чаще всего скрываются в неверной финансовой политике государства.
Важнейшими причинами инфляционного роста цен являются:
1. Диспропорциональность
или несбалансированность
Эта несбалансированность выражается в дефиците государственного бюджета. Если этот дефицит финансируется за счет займов в Центральном эмиссионном банке страны, то есть за счет печати новых денег, то это приводит к росту массы денег в обращении и, следовательно, к росту цен.
2. Общее повышение
уровня цен связывается
Структура современного рынка все менее и менее напоминает структуру рынка совершенной конкуренции, и в значительной степени напоминает олигополистическую. А олигополия имеет возможность в известной степени влиять на цену. Таким образом, олигополисты напрямую заинтересованы в усилении "Гонки цен", а также, стремясь поддержать высокий уровень цен, заинтересованы в создании дефицита (сокращении производства и предложения товаров). Монополисты и олигополисты препятствуют росту эластичности предложений товаров и связи с ростом цен. Ограничение притока новых производителей в отрасль олигополия поддерживает длительное несоответствие спроса и предложения.
3. "Инфляционные ожидания".
Инфляционные ожидания особенно опасны тем, что обеспечивают самоподдерживающийся характер инфляции. Так население, живущее в условиях постоянного ожидания повышения общего уровня цен, постоянно рассчитывает на дальнейший их рост. Население запасается товарами в прок, опасаясь, что цены на сырье, оборудование и комплектующие поднимутся и, желая обезопасить себя, многократно завышают цену на свою продукцию.
В каждой стране течение инфляции имеет свой характер. Так, сразу после Второй мировой войны в Западной Европе инфляция была связана с острейшим дефицитом многих товаров. В последующие годы главную роль в раскручивании инфляционного процесса стали играть государственные расходы, соотношение «цена - заработная плата».
Прежде чем разрабатывать определенные методы регулирования инфляции и программы ее сдерживания, необходимо задуматься к каким последствиям в экономике это приведет. Они настолько противоречивы и разнообразны, поэтому требуют к себе особого внимания и понимания.
1.Одним из последствий является перераспределение доходов и богатства. Этот процесс возможен в условиях, когда доходы не индексированы, а кредиты предоставляются без учёта ожидаемого уровня инфляции. Она ведёт к перераспределению национального дохода по различным направлениям:
2. Отставание цен государственных предприятий от рыночных цен. В государственном секторе рыночной экономики цены издержек производства и товаров пересматриваются реже и дольше, чем в частном секторе. В условиях инфляции каждое повышение своих цен госпредприятия вынуждены обосновывать, получать на это разрешение всех вышестоящих организаций. Это долго и неэффективно. В условиях ежемесячного неожиданного и скачкообразного роста инфляции подобный механизм даже технически трудно осуществим. В итоге нарастает дисбаланс частного и общественного секторов, государство утрачивает свой экономический потенциал воздействия на рынок. Данный эффект особенно опасен.
3. Ускоренная материализация денежных средств. Население и корпорации стремятся материализовать свои быстро обесценивающиеся денежные запасы. Фирмы разрабатывают планы по активизации использования денежных ресурсов. Отрицательное здесь заключается в том, что стимулируется поспешный и чрезмерный темп накопления материальных запасов впрок.
4. Нестабильность экономической информации. Она мешает составлению бизнес - планов. Цены есть главный индикатор рыночной экономики. Ценовая информация - главная для бизнеса. В ходе же инфляции цены постоянно меняются, продавцы и покупатели товаров все чаще ошибаются в выборе оптимальной цены. Падает уверенность в будущих доходах, население утрачивает экономические стимулы, снижается активность бизнеса.
5. Падение реального процента. Реальная денежная процентная ставка уменьшается на величину ежегодного процента роста инфляции. Так, если в 1990 г. темп инфляции в США был 4%, то обладатели денег в этом же году получили реальный доход на валюту на эти же 4% ниже.
6. Обратная пропорциональность темпа инфляции и уровня безработицы. Рост инфляции практически всегда сочетается с высокой, хотя и неполной занятостью и большим объемом национального производства. И наоборот, снижение инфляции совпадает по времени со спадом производства и ростом безработицы.
Как видим, последствия инфляции противоречивы и требуют особого внимания к себе. С одной стороны, увеличиваются денежные прибыли, расширяются капиталовложения, а с другой стороны, рост цен ведет к обесценению неиспользуемого капитала. Выигрывают не все, а наиболее сильные фирмы, имеющие современное оборудование, наиболее совершенную организацию производства. В лучшем положении оказываются социальные группы, живущие на нефиксированные доходы, если их номинальные доходы будут расти темпом, обгоняющим рост цен. Кроме того, от инфляции могут выиграть люди, взявшие деньги в кредит, если не оговорено, что процент за кредит должен учитывать инфляционный рост цен.
5. Антиинфляционная политика государства
Как показывает мировая практика, бороться с можно только с открытой инфляцией, подавленная инфляция регулированию не подлежит. Поэтому первоочередная задача антиинфляционной политики государства состоит в переключении подавленной инфляции на открытый ее тип.
Решая проблему борьбы с инфляцией, следует уяснить два момента:
Антиинфляционную политику государства можно условно подразделить на две части: на стратегию и тактику. Стратегия предусматривает соединение целей и методов борьбы с инфляцией на длительную перспективу, а тактика – в краткосрочном периоде.
В стратегическом плане первая и важнейшая задача антиинфляционной политики государства состоит в погашении инфляционных ожиданий, то есть необходимо переломить психологию субъектов экономической системы, избавив их от страха перед обесцениванием сбережений, предотвратить нагнетание ажиотажного спроса, обусловленного неуклонным подорожанием товаров и услуг. Опыт показывает, что инфляционные ожидания скорее всего преодолевались там, где выполнялись по крайне мере два условия.
Первое—всемирно укреплялись механизмы рыночной системы: ослаблялись таможные ограничения на ввоз и вывоз продукции; осуществлялся контроль за состоянием рынков и своевременно пересекались факты монополистического поведения субъектов хозяйствования и др.
Второе – существовало правительство, непоколебимо придерживающиеся курса на постепенное искоренение неуправляемой инфляции и пользовавшиеся доверием большинства населения. Заслужить такое доверие можно лишь в том случае, если правильно ставить перед собой вполне определенные, практически осуществимые антиинфляционные задачи, заблаговременно информирует об этом граждан и добиваться их решения.
Другим неотъемлемым компонентом стратегической антиинфляционной политики государства является долгосрочная денежная политика, отличительная особенность которой – введение жестких лимитов на ежегодные приросты денежной массы. Этот показатель складывается из долгосрочного темпа роста реального производства и такого уровня инфляции, который правительство считает приемлемым и обязуется его контролировать.
Для того чтобы денежная политика была антиинфляционной, указанный лимит надо удерживать в течении дополнительного времени вне зависимости от состояния бюджета, интенсивности капиталовложений, уровня безработицы и т. д.
Третья задача антиинфляционной политики государства – сокращение бюджетного дефицита с перспективой его полной ликвидации. К решению этой задачи можно двигаться двумя путями – увеличивая доходы и уменьшая расходы государства.
Заключение
Инфляция –
это кризисное состояние