Инфляция и ее виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2012 в 09:59, реферат

Описание

Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время. Это явление возникло одновременно с возникновением бумажных денег, с оборотом которых она неразрывно связана, так как они не обеспечены золотом. Когда в качестве меновой единицы были золотые и серебряные монеты, инфляции, по природе, быть просто не могло. Термин инфляция (от латинского inflatio - вздутие) впервые стал употребляться в Северной Америке в период гражданской войны 1861-1865 гг. и обозначал процесс разбухания бумажно-денежного обращения. В XIX этот термин употребляется так же в Англии и во Франции. Широкое распространение в экономической литературе понятие инфляция получило в ХХ веке сразу после первой мировой войны. В советской экономической литературе понятие возникло лишь в середине 20-х годов. Существует множество определений инфляции. Наиболее общим, традиционным является определение инфляции: Инфляция - это процесс переполнения каналов обращения денежной массой сверх потребностей товарооборота, что вызывает обесценивание денежной единицы и рост товарных цен.

Содержание

Введение
Инфляция и её определяющие
Понятие инфляции
Типы инфляции
Виды инфляции
Изменение инфляции. Индексы цен.
Индекс цен Ласпейреса.
Индекс цен Паше.
Идеальный индекс цен Фишера.
Основные причины инфляционного роста цен.
Социальные и экономические последствия инфляции.
Антиинфляционная политика государства.
Заключение.
Список использованных источников.

Работа состоит из  1 файл

Инфляция и ее виды.doc

— 268.50 Кб (Скачать документ)

 

Таблица 3 Индекс инфляции по категориям товаров и услуг

 

2010

Продукты 
питания

Коммунальные 
услуги

Транспортные 
услуги

Все товары 
и услуги

январь

103,3

3.3

100,4

0.4

100,7

0.7

101,8

1.8

февраль

103,7

7.1

100,2

0.6

100,3

1.0

101,9

3.7

март

101,3

8.5

100,0

0.6

100,6

1.6

100,9

4.7

апрель

99,3

7.8

99,9

0.5

100,3

1.9

99,7

4.4

май

98,5

6.1

100,2

0.7

100,6

2.5

99,4

3.7

июнь

99,0

5.1

100,3

1.0

100,4

2.9

99,6

3.3

июль

99,2

4.2

101,4

2.4

100,3

3.2

99,8

3.1

август

99,9

4.1

109,6

12.2

100,5

3.8

101,2

4.3

сентябрь

104,6

8.9

100,2

12.5

100,2

4.0

102,9

7.4

октябрь

100,5

9.5

100,4

12.9

100,1

4.1

100,5

7.9

ноябрь

               

декабрь

               

За 2010 год

109,5

9.5

112,9

12.9

104,1

4.1

107,9

7.9


 

  1.  Основные причины инфляционного роста цен

 

Основные различия при подходе к теории инфляции заключаются в определении ее причин, в качестве которых выдвигаются  превышение денежной массы над товарной, эмиссия, несоответствие темпов роста  производительности труда и заработной платы, дефицит бюджета, избыточные инвестиции, чрезмерный рост заработной платы и издержек производства и др.

Однако, инфляция, хотя и проявляется в росте  товарных цен, не может быть сведена  лишь к чисто денежному феномену. Это сложное социально-экономическое явление, порождаемое диспропорциями воспроизводства в различных сферах рыночного хозяйства. Вообще, корни такого явления, как инфляция, кроются в ошибках проводимой государственной политики. Обычно инфляция имеет в своей основе не одну, а несколько взаимосвязанных причин и проявляется она не только в повышении цен. Причины возникновения инфляции могут быть как внутренние, так и внешние.

К внешним причинам относятся, в частности, сокращение поступлений от внешней торговли, отрицательное сальдо внешнеторгового и платежного балансов.

Внутренние  причины чаще всего скрываются в неверной финансовой политике государства.

Важнейшими  причинами инфляционного роста  цен являются:

1. Диспропорциональность  или несбалансированность государственных  доходов и расходов.

Эта несбалансированность выражается в дефиците государственного бюджета. Если этот дефицит финансируется  за счет займов в Центральном эмиссионном  банке страны, то есть за счет печати новых денег, то это приводит к  росту массы денег в обращении и, следовательно, к росту цен.

2. Общее повышение  уровня цен связывается современной  экономической теорией с изменением  структуры рынка. 

Структура современного рынка все менее и менее  напоминает структуру рынка совершенной  конкуренции, и в значительной степени напоминает олигополистическую. А олигополия имеет возможность в известной степени влиять на цену. Таким образом, олигополисты напрямую заинтересованы в усилении "Гонки цен", а также, стремясь поддержать высокий уровень цен, заинтересованы в создании дефицита (сокращении производства и предложения товаров). Монополисты и олигополисты препятствуют росту эластичности предложений товаров и связи с ростом цен. Ограничение притока новых производителей в отрасль олигополия поддерживает длительное несоответствие спроса и предложения.

3. "Инфляционные  ожидания".

Инфляционные  ожидания особенно опасны тем, что обеспечивают самоподдерживающийся характер инфляции. Так население, живущее в условиях постоянного ожидания повышения  общего уровня цен, постоянно рассчитывает на дальнейший их рост. Население запасается товарами в прок, опасаясь, что цены на сырье, оборудование и комплектующие поднимутся и, желая обезопасить себя, многократно завышают цену на свою продукцию.

В каждой стране течение инфляции имеет свой характер. Так, сразу после Второй мировой войны в Западной Европе инфляция была связана с острейшим дефицитом многих товаров. В последующие годы главную роль в раскручивании инфляционного процесса стали играть государственные расходы, соотношение «цена - заработная плата».

 

  1.  Социальные и экономические последствия инфляции

Прежде чем  разрабатывать определенные методы регулирования инфляции и программы  ее сдерживания, необходимо задуматься к каким последствиям в экономике  это приведет. Они настолько противоречивы и разнообразны, поэтому требуют к себе особого внимания и понимания.

1.Одним из последствий является перераспределение доходов и богатства. Этот процесс возможен в условиях, когда доходы не индексированы, а кредиты предоставляются без учёта ожидаемого уровня инфляции. Она ведёт к перераспределению национального дохода по различным направлениям:

  • между разными сферами производства и регионами в силу неравномерного роста цен;
  • между населением и государством, так как последнее использует излишнюю денежную эмиссию в качестве дополнительного источника своих доходов. Выпуская необеспеченные товарами бумажные деньги, государство фактически осуществляет скрытое налогообложение граждан через действия эффекта инфляционного налогообложения;
  • между классами и слоями населения. Быстрое социальное расслоение, углубление имущественного негативно влияют на благосостояние населения сразу по двум направлениям – через сбережения и текущее потребление.

2. Отставание цен государственных предприятий от рыночных цен. В государственном секторе рыночной экономики цены издержек производства и товаров пересматриваются реже и дольше, чем в частном секторе. В условиях инфляции каждое повышение своих цен госпредприятия вынуждены обосновывать, получать на это разрешение всех вышестоящих организаций. Это долго и неэффективно. В условиях ежемесячного неожиданного и скачкообразного роста инфляции подобный механизм даже технически трудно осуществим. В итоге нарастает дисбаланс частного и общественного секторов, государство утрачивает свой экономический потенциал воздействия на рынок. Данный эффект особенно опасен.

3. Ускоренная материализация денежных средств. Население и корпорации стремятся материализовать свои быстро обесценивающиеся денежные запасы. Фирмы разрабатывают планы по активизации использования денежных ресурсов. Отрицательное здесь заключается в том, что стимулируется поспешный и чрезмерный темп накопления материальных запасов впрок.

4. Нестабильность экономической информации. Она мешает составлению бизнес - планов. Цены есть главный индикатор рыночной экономики. Ценовая информация - главная для бизнеса. В ходе же инфляции цены постоянно меняются, продавцы и покупатели товаров все чаще ошибаются в выборе оптимальной цены. Падает уверенность в будущих доходах, население утрачивает экономические стимулы, снижается активность бизнеса.

5. Падение реального процента. Реальная денежная процентная ставка уменьшается на величину ежегодного процента роста инфляции. Так, если в 1990 г. темп инфляции в США был 4%, то обладатели денег в этом же году получили реальный доход на валюту на эти же 4% ниже.

6. Обратная пропорциональность темпа инфляции и уровня безработицы. Рост инфляции практически всегда сочетается с высокой, хотя и неполной занятостью и большим объемом национального производства. И наоборот, снижение инфляции совпадает по времени со спадом производства и ростом безработицы.

Как видим, последствия  инфляции противоречивы и требуют  особого внимания к себе. С одной  стороны, увеличиваются денежные прибыли, расширяются капиталовложения, а с другой стороны, рост цен ведет к обесценению неиспользуемого капитала. Выигрывают не все, а наиболее сильные фирмы, имеющие современное оборудование, наиболее совершенную организацию производства. В лучшем положении оказываются социальные группы, живущие на нефиксированные доходы, если их номинальные доходы будут расти темпом, обгоняющим рост цен. Кроме того, от инфляции могут выиграть люди, взявшие деньги в кредит, если не оговорено, что процент за кредит должен учитывать инфляционный рост цен.

5. Антиинфляционная  политика государства

Как показывает мировая практика, бороться с можно  только с открытой инфляцией, подавленная  инфляция регулированию не подлежит. Поэтому первоочередная задача антиинфляционной политики государства состоит в  переключении подавленной инфляции на открытый ее тип.

Решая проблему борьбы с инфляцией, следует уяснить  два момента:

  1. рыночная экономика, в которой обращаются бумажные деньги, инфляционна по своему устройству. Требовать же от государства раз и навсегда покончить с инфляцией – значит ставить перед ним заведомо невыполнимую задачу. Поэтому цель антиинфляционной политики заключается не в искоренении инфляции, а в том, чтобы сделать инфляцию управляемой, а ее уровень –достаточно умеренным;
  2. борьбу с инфляцией нельзя сводить к выполнению некой программы, после окончания которой можно отчитаться об успешно проделанной работе. Нужна не программа, а реализуемая государством политика, не уступающая по своему значению социально1 или научно-технической.

Антиинфляционную  политику государства можно условно подразделить на две части: на стратегию и тактику. Стратегия предусматривает соединение целей и методов борьбы с инфляцией на длительную перспективу, а тактика – в краткосрочном периоде.

В стратегическом плане первая и важнейшая задача антиинфляционной политики государства состоит в погашении инфляционных ожиданий, то есть необходимо переломить психологию субъектов экономической системы, избавив их от страха перед обесцениванием сбережений, предотвратить нагнетание ажиотажного спроса, обусловленного неуклонным подорожанием товаров и услуг. Опыт показывает, что инфляционные ожидания скорее всего преодолевались там, где выполнялись по крайне мере два условия.

Первое—всемирно укреплялись механизмы рыночной системы: ослаблялись таможные ограничения на ввоз и вывоз продукции; осуществлялся контроль за состоянием рынков и своевременно пересекались факты монополистического поведения субъектов хозяйствования и др.

Второе –  существовало правительство, непоколебимо придерживающиеся курса на постепенное искоренение неуправляемой инфляции и пользовавшиеся доверием большинства населения. Заслужить такое доверие можно лишь в том случае, если правильно ставить перед собой вполне определенные, практически осуществимые антиинфляционные задачи, заблаговременно информирует об этом граждан и добиваться их решения.

Другим неотъемлемым компонентом стратегической антиинфляционной политики государства является долгосрочная денежная политика, отличительная особенность  которой – введение жестких лимитов  на ежегодные приросты денежной массы. Этот показатель складывается из долгосрочного темпа роста реального производства и такого уровня инфляции, который правительство считает приемлемым и обязуется его контролировать.

Для того чтобы  денежная политика была антиинфляционной, указанный лимит надо удерживать в течении дополнительного времени вне зависимости от состояния бюджета, интенсивности капиталовложений, уровня безработицы и т. д.

Третья задача антиинфляционной политики государства  – сокращение бюджетного дефицита с перспективой его полной ликвидации. К решению этой задачи можно двигаться двумя путями – увеличивая доходы и уменьшая расходы государства.

 

 

Заключение

Инфляция –  это кризисное состояние денежной системы, обусловленное диспропорциональностью развития общественного производства, проявляющееся, прежде всего в общем и неравномерном росте цен на товары и услуги.

Информация о работе Инфляция и ее виды