Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2012 в 09:59, реферат
Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время. Это явление возникло одновременно с возникновением бумажных денег, с оборотом которых она неразрывно связана, так как они не обеспечены золотом. Когда в качестве меновой единицы были золотые и серебряные монеты, инфляции, по природе, быть просто не могло. Термин инфляция (от латинского inflatio - вздутие) впервые стал употребляться в Северной Америке в период гражданской войны 1861-1865 гг. и обозначал процесс разбухания бумажно-денежного обращения. В XIX этот термин употребляется так же в Англии и во Франции. Широкое распространение в экономической литературе понятие инфляция получило в ХХ веке сразу после первой мировой войны. В советской экономической литературе понятие возникло лишь в середине 20-х годов. Существует множество определений инфляции. Наиболее общим, традиционным является определение инфляции: Инфляция - это процесс переполнения каналов обращения денежной массой сверх потребностей товарооборота, что вызывает обесценивание денежной единицы и рост товарных цен.
Введение
Инфляция и её определяющие
Понятие инфляции
Типы инфляции
Виды инфляции
Изменение инфляции. Индексы  цен.
Индекс цен Ласпейреса.
Индекс цен Паше.
Идеальный индекс цен Фишера.
Основные причины инфляционного  роста цен.
Социальные и экономические  последствия инфляции.
Антиинфляционная политика государства.
Заключение.
Список использованных источников.
Таблица 3 Индекс инфляции по категориям товаров и услуг
| 2010 | Продукты  | Коммунальные  | Транспортные  | Все товары  | ||||
| январь | 103,3 | 3.3 | 100,4 | 0.4 | 100,7 | 0.7 | 101,8 | 1.8 | 
| февраль | 103,7 | 7.1 | 100,2 | 0.6 | 100,3 | 1.0 | 101,9 | 3.7 | 
| март | 101,3 | 8.5 | 100,0 | 0.6 | 100,6 | 1.6 | 100,9 | 4.7 | 
| апрель | 99,3 | 7.8 | 99,9 | 0.5 | 100,3 | 1.9 | 99,7 | 4.4 | 
| май | 98,5 | 6.1 | 100,2 | 0.7 | 100,6 | 2.5 | 99,4 | 3.7 | 
| июнь | 99,0 | 5.1 | 100,3 | 1.0 | 100,4 | 2.9 | 99,6 | 3.3 | 
| июль | 99,2 | 4.2 | 101,4 | 2.4 | 100,3 | 3.2 | 99,8 | 3.1 | 
| август | 99,9 | 4.1 | 109,6 | 12.2 | 100,5 | 3.8 | 101,2 | 4.3 | 
| сентябрь | 104,6 | 8.9 | 100,2 | 12.5 | 100,2 | 4.0 | 102,9 | 7.4 | 
| октябрь | 100,5 | 9.5 | 100,4 | 12.9 | 100,1 | 4.1 | 100,5 | 7.9 | 
| ноябрь | ||||||||
| декабрь | ||||||||
| За 2010 год | 109,5 | 9.5 | 112,9 | 12.9 | 104,1 | 4.1 | 107,9 | 7.9 | 
Основные различия при подходе к теории инфляции заключаются в определении ее причин, в качестве которых выдвигаются превышение денежной массы над товарной, эмиссия, несоответствие темпов роста производительности труда и заработной платы, дефицит бюджета, избыточные инвестиции, чрезмерный рост заработной платы и издержек производства и др.
Однако, инфляция, 
хотя и проявляется в росте 
товарных цен, не может быть сведена 
лишь к чисто денежному феномену. 
Это сложное социально-
К внешним причинам относятся, в частности, сокращение поступлений от внешней торговли, отрицательное сальдо внешнеторгового и платежного балансов.
Внутренние причины чаще всего скрываются в неверной финансовой политике государства.
Важнейшими причинами инфляционного роста цен являются:
1. Диспропорциональность 
или несбалансированность 
Эта несбалансированность выражается в дефиците государственного бюджета. Если этот дефицит финансируется за счет займов в Центральном эмиссионном банке страны, то есть за счет печати новых денег, то это приводит к росту массы денег в обращении и, следовательно, к росту цен.
2. Общее повышение 
уровня цен связывается 
Структура современного рынка все менее и менее напоминает структуру рынка совершенной конкуренции, и в значительной степени напоминает олигополистическую. А олигополия имеет возможность в известной степени влиять на цену. Таким образом, олигополисты напрямую заинтересованы в усилении "Гонки цен", а также, стремясь поддержать высокий уровень цен, заинтересованы в создании дефицита (сокращении производства и предложения товаров). Монополисты и олигополисты препятствуют росту эластичности предложений товаров и связи с ростом цен. Ограничение притока новых производителей в отрасль олигополия поддерживает длительное несоответствие спроса и предложения.
3. "Инфляционные ожидания".
Инфляционные ожидания особенно опасны тем, что обеспечивают самоподдерживающийся характер инфляции. Так население, живущее в условиях постоянного ожидания повышения общего уровня цен, постоянно рассчитывает на дальнейший их рост. Население запасается товарами в прок, опасаясь, что цены на сырье, оборудование и комплектующие поднимутся и, желая обезопасить себя, многократно завышают цену на свою продукцию.
В каждой стране течение инфляции имеет свой характер. Так, сразу после Второй мировой войны в Западной Европе инфляция была связана с острейшим дефицитом многих товаров. В последующие годы главную роль в раскручивании инфляционного процесса стали играть государственные расходы, соотношение «цена - заработная плата».
Прежде чем разрабатывать определенные методы регулирования инфляции и программы ее сдерживания, необходимо задуматься к каким последствиям в экономике это приведет. Они настолько противоречивы и разнообразны, поэтому требуют к себе особого внимания и понимания.
1.Одним из последствий является перераспределение доходов и богатства. Этот процесс возможен в условиях, когда доходы не индексированы, а кредиты предоставляются без учёта ожидаемого уровня инфляции. Она ведёт к перераспределению национального дохода по различным направлениям:
2. Отставание цен государственных предприятий от рыночных цен. В государственном секторе рыночной экономики цены издержек производства и товаров пересматриваются реже и дольше, чем в частном секторе. В условиях инфляции каждое повышение своих цен госпредприятия вынуждены обосновывать, получать на это разрешение всех вышестоящих организаций. Это долго и неэффективно. В условиях ежемесячного неожиданного и скачкообразного роста инфляции подобный механизм даже технически трудно осуществим. В итоге нарастает дисбаланс частного и общественного секторов, государство утрачивает свой экономический потенциал воздействия на рынок. Данный эффект особенно опасен.
3. Ускоренная материализация денежных средств. Население и корпорации стремятся материализовать свои быстро обесценивающиеся денежные запасы. Фирмы разрабатывают планы по активизации использования денежных ресурсов. Отрицательное здесь заключается в том, что стимулируется поспешный и чрезмерный темп накопления материальных запасов впрок.
4. Нестабильность экономической информации. Она мешает составлению бизнес - планов. Цены есть главный индикатор рыночной экономики. Ценовая информация - главная для бизнеса. В ходе же инфляции цены постоянно меняются, продавцы и покупатели товаров все чаще ошибаются в выборе оптимальной цены. Падает уверенность в будущих доходах, население утрачивает экономические стимулы, снижается активность бизнеса.
5. Падение реального процента. Реальная денежная процентная ставка уменьшается на величину ежегодного процента роста инфляции. Так, если в 1990 г. темп инфляции в США был 4%, то обладатели денег в этом же году получили реальный доход на валюту на эти же 4% ниже.
6. Обратная пропорциональность темпа инфляции и уровня безработицы. Рост инфляции практически всегда сочетается с высокой, хотя и неполной занятостью и большим объемом национального производства. И наоборот, снижение инфляции совпадает по времени со спадом производства и ростом безработицы.
Как видим, последствия инфляции противоречивы и требуют особого внимания к себе. С одной стороны, увеличиваются денежные прибыли, расширяются капиталовложения, а с другой стороны, рост цен ведет к обесценению неиспользуемого капитала. Выигрывают не все, а наиболее сильные фирмы, имеющие современное оборудование, наиболее совершенную организацию производства. В лучшем положении оказываются социальные группы, живущие на нефиксированные доходы, если их номинальные доходы будут расти темпом, обгоняющим рост цен. Кроме того, от инфляции могут выиграть люди, взявшие деньги в кредит, если не оговорено, что процент за кредит должен учитывать инфляционный рост цен.
5. Антиинфляционная политика государства
Как показывает мировая практика, бороться с можно только с открытой инфляцией, подавленная инфляция регулированию не подлежит. Поэтому первоочередная задача антиинфляционной политики государства состоит в переключении подавленной инфляции на открытый ее тип.
Решая проблему борьбы с инфляцией, следует уяснить два момента:
Антиинфляционную политику государства можно условно подразделить на две части: на стратегию и тактику. Стратегия предусматривает соединение целей и методов борьбы с инфляцией на длительную перспективу, а тактика – в краткосрочном периоде.
В стратегическом плане первая и важнейшая задача антиинфляционной политики государства состоит в погашении инфляционных ожиданий, то есть необходимо переломить психологию субъектов экономической системы, избавив их от страха перед обесцениванием сбережений, предотвратить нагнетание ажиотажного спроса, обусловленного неуклонным подорожанием товаров и услуг. Опыт показывает, что инфляционные ожидания скорее всего преодолевались там, где выполнялись по крайне мере два условия.
Первое—всемирно укреплялись механизмы рыночной системы: ослаблялись таможные ограничения на ввоз и вывоз продукции; осуществлялся контроль за состоянием рынков и своевременно пересекались факты монополистического поведения субъектов хозяйствования и др.
Второе – существовало правительство, непоколебимо придерживающиеся курса на постепенное искоренение неуправляемой инфляции и пользовавшиеся доверием большинства населения. Заслужить такое доверие можно лишь в том случае, если правильно ставить перед собой вполне определенные, практически осуществимые антиинфляционные задачи, заблаговременно информирует об этом граждан и добиваться их решения.
Другим неотъемлемым компонентом стратегической антиинфляционной политики государства является долгосрочная денежная политика, отличительная особенность которой – введение жестких лимитов на ежегодные приросты денежной массы. Этот показатель складывается из долгосрочного темпа роста реального производства и такого уровня инфляции, который правительство считает приемлемым и обязуется его контролировать.
Для того чтобы денежная политика была антиинфляционной, указанный лимит надо удерживать в течении дополнительного времени вне зависимости от состояния бюджета, интенсивности капиталовложений, уровня безработицы и т. д.
Третья задача антиинфляционной политики государства – сокращение бюджетного дефицита с перспективой его полной ликвидации. К решению этой задачи можно двигаться двумя путями – увеличивая доходы и уменьшая расходы государства.
Заключение
Инфляция – 
это кризисное состояние