Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 22:00, реферат
Переход нашей экономики на рыночные отношения резко повысил значение денег. Проблемы денежного хозяйства становятся основными и в практических мероприятиях по реконструкции народного хозяйства, и в теоретических исследованиях. Поэтому, несмотря на оживленное обсуждение указанных вопросов на страницах экономической прессы, актуальность их не уменьшается. Высокая стоимость анализа инфляционных процессов, большое число действующих факторов затрудняют выработку правильной денежной политики.
На вспышку инфляции, рост потребительских цен большое влияние оказали чисто психологические факторы. Они являлись следствием политических событий в стране. Достаточно было пройти седьмому Съезду, отправить в отставку Е. Гайдара, назначить В. Черномырдина премьер-министром (когда не было известно, какую линию он станет проводить, но все знали, что он производственник и захочет, наверное, спасать производство), чтобы у людей создалось определенное впечатление.
Так что с полным основанием можно сказать, что гиперинфляция — это явление, прежде всего, поведенческое. Можно не достигнуть критических 50 процентов, остановиться на 30, а гиперинфляция уже налицо. Можно дойти и до 60 процентов, а состояние нельзя назвать гиперинфляцией. Собственно, гиперинфляция наступает на самом деле, когда наблюдается характерное для нее поведение. Основной сигнал — бегство от рубля. Если даже бешеные цены перестают отпугивать покупателя, то гиперинфляция началась.
Методы борьбы с инфляцией
Правительство каждой страны, находящейся в кризисе, должно проводить антиинфляционную политику. Методы борьбы с инфляцией могут быть прямые и косвенные.
Косвенные методы:
регулирование общей массы денег через управление ими центральным банком;
регулирование ссудного и учетного процесса коммерческих банков через управление ими центральным банком;
обязательные резервы коммерческих банков, операции центрального банка на открытом рынке ценных бумаг.
Прямые методы регулирования покупательной способности денежной единицы, то есть борьбы с инфляцией, включают в себя:
прямое и непосредственное регулирование государством кредитов и тем самым — денежной массы;
государственное регулирование цен;
государственное (по соглашению с профсоюзами) регулирование заработной платы;
государственное регулирование внешней торговли, ввоза и вывоза капитала и валютного курса.
Заключение
Окончившиеся неудачей попытки финансового оздоровления народного хозяйства как первого шага в осуществлении перехода к рыночной экономике только усугубили тяжесть финансового положения страны. Идея, заложенная в основу большинства "оздоровительных" программ, заключалась в приведении материально-вещественных и стоимостных пропорций в относительно равновесное состояние и осуществлении на этой основе либерализации цен. Предполагалось, что удастся избежать их стремительного роста.
Представляется, однако, что в основу данной идей была положена ложная посылка, поскольку равновесие при административно-управляемой и рыночной экономике достигается в различных точках экономического пространства. Именно в этом видятся причины неудачных мер по финансовому оздоровлению и того ухудшения общеэкономической и финансовой ситуации, которое имело место в 1989 – 1991 гг., выразившегося в мощнейшем потоке инфляции.
Истоки инфляционных явлений коренятся в сложившихся и постоянно воспроизводимых макроэкономических диспропорциях; в созданной в административной экономике форме управления, предопределяющей модель ценообразования, в способе принятия инвестиционных и внешнеэкономических решений; в специфической модели бюджетно-финансовой и кредитно-денежной политики. Разделение глубинных причин инфляции на структурные, управленческие и монетарные очень условно, поскольку все они тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены, между ними существуют множественные прямые и обратные связи. Макроэкономическая структура определяет характер механизма управления и оказывает существенное воздействие на финансовые пропорции и отношения.
В заключение, необходимо отметить, что методы регулирования инфляции будут эффективны лишь в случае их адекватного соответствия ее сущностным причинам. Поскольку инфляция в нашей стране носит, во-первых, структурно-системный характер, то есть порождена сложившейся структурой экономики и действовавшей длительное время системой управления хозяйством, и только во-вторых, традиционными монетарными факторами, рычаги регулирования этого процесса должны базироваться на снятии всех барьеров на пути действия рыночных механизмов, обеспечении условий структурной перестройки экономики и включать в себя широкий спектр кредитно-денежных и бюджетно-финансовых регуляторов.
Библиографический список
Политическая экономия. Учебник для высших учебных заведений. Под редакцией Медведева В. А. М.: Политиздат, 1988.
Макконнелл, Брю. Экономикс. Том 1. М.: Республика, 1992.
Амосов А. Инфляция и кризис: пути выхода. М.: Пресса, 1992.
Лушин С. И. Откуда взялась инфляция? // Финансы. 1992, № 9.
Ясин Е. Из пропасти кризиса выкарабкаться можно. // Дело N2, экономическое приложение к газете "Российские вести".
Вопросы экономики. 1992, № 2.
Воронин Д. Инфляция худший из налогов. // Дело N2, экономическое приложение к газете "Российские вести".
Маневич В. Е., Перламутров В. Л. Об инфляционной политике. // Финансы. 1993, № 8.