Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 22:26, курсовая работа
Инфляция - это обесценение денег, снижение их покупательной способности, дисбаланс спроса и предложения. В буквальном переводе термин "инфляция" (от лат. inflatio) означает "вздутие", т.е. переполнение каналов обращения избыточными бумажными деньгами, не обеспеченными соответствующим ростом товарной массы. Обычно инфляция имеет в своей основе не одну, а несколько взаимосвязанных причин, и проявляется она не только в повышении цен - наряду с открытой, ценовой имеет место скрытая, или подавленная, инфляция, проявляющаяся прежде всего в дефиците, ухудшении качества товаров.
1) Введение
2)Причины инфляции
3)Инфляция спроса и предложения
4)Основные виды инфляции
5)Экономические последствия инфляции
6)Государственная система антиинфляционных мер
7)Заключение
8) Список используемой литературы
В феврале 2000 года инфляция на потребительском рынке России составила 1% против 2.3% в январе. В целом с начала года цены выросли на 3.3% (в январе-феврале 1999 г. – на 12.9%). Таким образом, по результатам двух первых месяцев инфляция опустилась ниже показателей 1997 г., когда при том же значении в январе, февральская инфляция составила 1.5% (а в целом за год – 11%). Экономические и социальные последствия инфляции сложны и разнообразны. В нашей стране инфляционный процесс превратился в настоящее время в основное препятствие на пути поступательного развития экономики. По сути дела, инфляция стала в наших условиях формой выражения целого ряда явлений. Небольшие ее темпы содействуют росту цен и норм прибыли, являясь, таким образом, фактором временного оживления конъюнктуры. По мере углубления инфляция превращается в серьезное препятствие для воспроизводства, обостряет экономическую и социальную напряженность в обществе.
Галопирующая
инфляция дезорганизует хозяйство,
наносит серьезный
Кроме того, в условиях инфляции обесцениваются сбережения населения, потери несут банки и учреждения, предоставляющие кредиты.
Интернационализация
Негативное влияние инфляции на все стороны социально-экономического развития страны, на функционирование всех ее экономических и управленческих структур, на уровень жизни народа диктуют необходимость разработки и реализации антиинфляционной программы, которая включала бы меры по ограничению и преодолению инфляции, а также механизм защиты от инфляции различных звеньев экономики и защиты населения, в первую очередь, малообеспеченного.
Программа борьбы с инфляцией должна включать защитный механизм, который обеспечивал бы нормальное функционирование различных звеньев экономики в условиях инфляции и ограждал интересы населения. В этом механизме должны быть учтены и согласованы интересы всех звеньев и структур экономики в увязке с интересами населения. Например, система индексации издержек, цен и оценок основных и оборотных фондов предприятий и фирм должна быть увязана с индексацией заработной платы работающих. Такой механизм должен содержать определенные гарантии компенсации ущерба, возникающего в связи с инфляцией.
Однако мировая практика показывает, что размеры индексации потерь от инфляции должны быть меньше темпов обесценения денег. Только в этом случае инфляционный процесс не будет носить кумулятивный характер, и темпы обесценения денег удастся постепенно снизить до приемлемого уровня.
Можно выделить три этапа в проводимой Банком России антиинфляционной политике в зависимости от используемых инструментов и методов её осуществления: 1992-1995гг.; 1995- сентябрь 1998гг.; с 1998гг. Для каждого из этих этапов характерны свои особенности в подходе к способам управления инфляционными процессами.
Первый этап можно представить как попытку внедрения в деятельность Центрального банка инструментов и методов управления денежным предложением и инфляционными процессами. Вряд ли в рассматриваемый период можно говорить о систематичном, целенаправленном и эффективном антиинфляционном регулировании. Начиная с 1990-х годов, Банк России с одной стороны, осуществлял финансирование дефицита бюджета через эмиссию, кредиты правительству, покупку государственных ценных бумаг при их первичном размещении, предоставлял централизованные кредиты экономике для стимулирования её развития, с другой, проводил жесткую ограничительную денежно-кредитную политику. Непоследовательная политика Центрального банка в сфере денежного обращения и кредита усугубляла и без того кризисное состояние экономики.
В 1995г. с принятием новой редакции федерального закона «О Центральном банке (Банке России)» начинается новый этап денежно-кредитного регулирования Банка России. Именно в 1995г. происходят серьезные изменения в приоритетах, ориентирах и инструментах денежно-кредитной политики. Одновременно происходят изменения в механизме и инструментах осуществления антиинфляционной политики. Официально были определены цели и задачи деятельности Центрального банка РФ, приоритетные инструменты денежно-кредитного регулирования: переучет векселей, операции на открытом рынке, операции междилерского РЕПО, рефинансирование. Важным шагом в преодолении инфляционных процессов стало положение, согласно которому Центральному банку запрещалось предоставлять прямые кредиты правительству и приобретать государственные ценные бумаги при их первичном размещении. Таким образом, был перекрыт один из основных источников инфляционного давления на экономику.
В качестве основного направления денежно-кредитной политики в этот период Банк России выделил ограничение спроса для недопущения возможности раскручивания инфляционной спирали за счет инфляции спроса. При этом предусматривалось, что правительство предпримет меры по регулированию цен на продукцию естественных монополий для недопущения развития инфляции по спирали «издержки - цены». Основными задачами, вставшими перед Центральным банком в этот период, были обеспечение экономики деньгами в количестве, соответствующем достижению официально установленных целей по инфляции и производству реального ВВП, а также стимулирования инвестиционной активности в экономике.
Кризис 1998г. положил начало нового этапа в развитии денежно-кредитного регулирования. Соответственно, изменились и подходы к антиинфляционному регулированию. Прежде всего, претерпела изменения система предложения денег Центральным банком. Основным каналом предложения денег в 1999г. становится эмиссионное финансирование бюджета, а с 2000г. – покупка иностранной валюты у экспортеров. Следует признать, что у Центрального банка по-прежнему отсутствует система управления денежным предложением. Используемая Банком России система управления денежной массой, опирающаяся на валютные интервенции и депозитные операции, не позволяет взять под полный контроль динамику денежно-кредитных показателей. Последняя определяется на сегодняшний день не столько политикой Банка России, сколько состоянием платежного баланса и бюджетных расходов, а набор инструментов денежно-кредитного регулирования, которые используются Банком России, недостаточен для эффективного управления ликвидностью банковского сектора. Для управления инфляционными процессами Центральный банк, по сути, использует сегодня два монетарных режима: монетарное и инфляционное таргетирование.
Инфляционное таргетирование позволяет добиться стабильности цен и является важнейшим фактором экономического роста. Суть инфляционного таргетирования заключается в определении Центральным банком прогнозного уровня инфляции, который сравнивается с её целевыми планируемыми значениями. Разница между прогнозным и целевым значениями инфляции отражает величину корректировки денежно-кредитной политики. При инфляционном таргетировании необходимо выполнение двух главных условий: первое условие - Центральный банк должен быть достаточно независимым, вследствие отказа от фискального доминирования; второе условие - отказ от таргетирования других экономических показателей. Кроме того, необходимо разработать методологию прогноза инфляции, подобрать инструментарий и определить степень его эффективности. Сегодня главными задачами финансовых органов России является сбор налогов и выплаты по внешнему долгу. Кроме того, наблюдается конфликт лоббирования целей – увеличение доходов населения, снижение инфляции, стабилизация курса рубля, увеличение ВВП, развитие банковской системы. Трудности при использовании валютного таргетирования заключаются в выборе ориентира инфляции в среднесрочной перспективе, что в современных российских условиях является довольно тяжелой задачей, ввиду наличия некоторой неустойчивости отечественной экономики.
Необходимо
также отметить, что одним из препятствий
является административное и государственное
регулирование цен –
Для стабилизации денежной системы и осуществления эффективной антиинфляционной политики государству необходимы:
• оздоровление экономики в целом, преодоление спада инвестиционной активности и обеспечение приемлемых темпов роста производства;
• разработка
и осуществление государственной экономической
стратегии, способствующей становлению
конкурентоспособного,
• усиление стимулов производственного накопления у предпринимателей и населения;
• изменение структуры производственных фондов в целях расширения производства товаров народного потребления;
• стимулирование кредитной инвестиционной деятельности банков;
• совершенствование
• формирование и развитие единого общероссийского рынка товаров, кредита, валюты, земли, труда и т.д.;
• восстановление
• создание условий для превращения зарубежных долларовых запасов в товары производственного назначения для национальной экономики;
• изменение денежно-кредитной политики, а также платежно-расчетного механизма в пользу безналичных расчетов в целях тесной увязки всех элементов рыночных товарно - денежных отношений;
• стимулирование экспортной продукции, в том числе вооружения, и проведение разумной протекционной политики.
Осуществление этих мероприятий в комплексе потребует определенного времени, но они неизбежно приведут к укреплению национальной денежной единицы и стабилизации денежной системы России в целом. Уже сегодня наметились некоторые позитивные моменты в экономике, а темпы инфляции приобрели, хотя и слабую, тенденцию к затуханию.
Одним из направлений регулирования инфляции являются ее внешние факторы, значение которых возросло в условиях либерализации внешнеэкономической деятельности России. Курсовая политика Банка России, сглаживание резких колебаний курса рубля по отношению к доллару и евро, ползучая девальвация в целях поощрения экспорта, т.е. политика "слабого" рубля снижает эффективность регулирования инфляции, направленного на укрепление рубля на внутреннем рынке. Это связано с зависимостью внутренних цен от валютного курса рубля в условиях значительной доли (до 50%) импортных товаров на российском потребительском рынке. Причем даже при временном повышении курса рубля к доллару цены не снижаются.
В условиях российской экономики основным фактором наблюдаемой инфляции выступает покупка Банком России выручки в иностранной валюте, поступающей от экспортных операций. Это приводит к появлению избыточной денежной массы в экономике. Инфляционного эффекта валютных интервенций можно было бы избежать, используя такой инструмент денежно-кредитного регулирования как операции на открытом рынке, а именно путем оперативной продажи Банком России государственных ценных бумаг коммерческим банкам. В результате, поступающая в результате валютных интервенций дополнительная денежная масса оперативно изымается и, соответственно, инфляционного эффекта не возникает. Влияние валютных интервенций на уровень инфляции в России объясняется между тем не столько невозможностью стерилизовать денежную массу, сколько неумением её правильно трансформировать в форме интервенций в реальный сектор экономики. Следовательно, проблема заключается не в избытке денежной массы, а в неумении правильно «канализировать» дополнительный её выпуск, в результате чего денежные средства аккумулируется на корреспондентских счетах в коммерческих банках.
В
связи с вышеизложенным, основная задача,
стоящая в настоящее время перед Банком
России, заключается в определении способов
трансформации денежной массы в реальный
сектор экономики.
АНТИИНФЛЯЦИОННОЕ
РЕГУЛИРОВАНИЕ
Негативные социально-экономические
последствия инфляции вынуждают
правительство разных стран проводить
определенную экономическую
политику. Различают 2 их части: антиинфляционную
стратегию, объединяющую цели и методы
долговременного характера, и антиинфляционную
тактику.
Составляющие антиинфляционной стратегии:
Гашение антиинфляционных ожиданий.
Правительство должно ставить перед собой
определенные антиинфляционные задачи,
информировать об этом население, и добиваться
их выполнения. Здесь срабатывает эффект
объявления: производители и потребители
убеждаются, что правительство
способно выполнять свои обещания, и изменяют
свое экономическое
поведение;
Долгосрочная денежная политика.
Связана с введением жестких лимитов на
ежегодные приросты денежной массы. Она
должна сочетаться с
разгосударствлением экономики, с развитием
рыночной инфраструктуры;
Сокращение бюджетного дефицита.
Это возможно осуществить двумя путями:
увеличением налогов или уменьшением
расходов государства. Но необходимо иметь
в виду, что большие налоги могут подорвать
стимулы к труду и инвестированию, сократить
поступления в бюджет. Кроме того, высокие
налоговые ставки сами по себе являются
инфляционными факторами. В мире наблюдается
общая тенденция к снижению ставок налога
на прибыль. Этосдает импульс инвестициям,
росту производства и занятости, а значит
— и доходов, подлежащих налогообложению.
Кроме того, нужно пойти на снижение государственных
расходов за счет структурной перестройки
производства, демилитаризации и конверсии,
формирование новых рынков (информации,
средств связи и т. д.). В случае, когда инфляционная
обстановка нетерпима, используется тактическое
антиинфляционное напряжение.
Антиинфляционная тактика должна быть
направлена на увеличение
предложение товаров без повышения спроса
или на снижение спроса без
падения предложения. Важную роль здесь
может сыграть повышение степени товарности
народного хозяйства. Этому содействует
льготное
налогообложение предприятий, продающих
побочные продукты производства, услуги,
информацию, формирующие новые рынки.
Мощным фактором снижение инфляции является
приватизация государственной собственности,
реализация государственных стратегических
запасов, материальных ресурсов предприятий,
массированный потребительский импорт.
Регулирование спроса предусматривает
повышение норм сбережений, и уменьшение
уровня их ликвидности. Для этого значительно
повышаются процентные ставки по вкладам,
по государственным облигациям, форсируется
приватизация. Иногда даже вводится временное
замораживание вкладов. Когда полностью
исчерпаны
все способы противодействия инфляции,
может быть проведена денежная
реформа конфискационного типа.