Инфраструктура рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 19:50, реферат

Описание

Историческая практика показала, что обеспечению первого условия в наибольшей степени адекватен правовой режим частной собственности (хотя это не означает, что экономическая самостоятельность производителей не может быть достигнута другим путем). Экономическая обособленность означает, что производитель сам решает, что производить, как производить, для кого производить и что существуют свобода конкурентного поведения, свобода выбора характера и форм хозяйствования в интересах конкретного товаропроизводителя.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
1. Сущность , происхождение и основные элементы инфраструктуры рынка……………………………………………………………………………5
2. Характеристика основных элементов инфраструктуры рынка………….12
Заключение……………………………………………………………………..19
Список используемой литературы……………………………………………20

Работа состоит из  1 файл

Kurs_EP1.doc

— 299.50 Кб (Скачать документ)

Аудиторские компании. Аудит — это комплексная ревизия финансово- хозяйственной деятельности фирмы, которая позволяет оценить ее возможности на рынке и в сфере бизнеса. Такая проверка имеет характер независимой экспертизы (по инициативе властей, учредителей, управленцев, руководителей фирмы). В настоящее время в России созданы "Мосаудит" и "Инаудит", их экспертиза — обязательное условие для получения разрешения на внешнеэкономическую деятельность, получение лицензий, организации совместных предприятий. Объективность оценок западных аудиторских компаний служит визитной карточкой на внешнем рынке.

Учебные заведения. Раньше в России ни одно учебное заведение не готовило бизнесменов, менеджеров, и понятно почему. Сегодня таких учебных заведений стало много, но у них главный недостаток — крайне малый срок обучения. Часто в таких учреждениях преподают случайные люди. И все-таки этот элемент инфраструктуры рынка развивается и набирает силу и авторитет.

Существенное значение для развития рынка и формирования рыночной экономики имеют свободные экономические зоны (СЭЗ). Первая свободная экономическая зона появилась в 1959 г. в Ирландии. В 70-е годы наблюдался наибольший расцвет СЭЗ. Темпы занятости в этих зонах за последние 20 лет превышали ежегодно 20%. В русском языке имеет место несколько терминов, определяющих понятие "свободные экономические зоны":

• зоны свободного предпринимательства (ЗСП);

• зоны свободной торговли;

• экспортно-производительные зоны (ЭПЗ);

• производственные зоны в регионах;

• свободные порты;

• свободные банковские зоны.

Все эти зоны рассматриваются как факторы экономического развития с привлечением иностранного капитала, предоставлением различных льгот
(освобождение от налогов сроком на 10 лет; прямые государственные субсидии; беспошлинный ввоз и вывоз товаров; сдача земель в аренду за низкую плату; наличие дешевой рабочей силы и др.).

Для привлечения иностранного капитала СЭЗ очень важны: политическая стабильность; отсутствие хаоса, дезорганизации хозяйственных связей; законопорядок, а не война законов, дешевая рабочая сила. Всего этого у нас нет в настоящее время. Кроме того, отсутствует опыт создания и функционирования СЭЗ. Несомненно, это сдерживает развитие свободных экономических зон России.

В советской экономической литературе к инфраструктуре относили основную торговую сеть, постоянно действующие ярмарки, аукционы для оптовой реализации товара, коммерческие банки для обслуживания коммерческих кредиторов, складское хозяйство (элеваторы, холодильники), тарное и транспортное хозяйство, всякого рода биржи и информационную службу. В этом случае инфраструктура рынка имела расширительное толкование.

Говоря об организации торговой сети за рубежом, в числе получивших наибольшее распространение и более перспективных форм стоит выделить следующие: супермаркеты — магазины самообслуживания с преимущественно продовольственным ассортиментом; суперонтер — перспективный магазин по торговле скоропортящимися товарами, расположен чаще всего вне города; конвинненс онтор — небольшой магазин с ограниченным числом продуктов высокой степени готовности (как дополнение к крупным магазинам); супертриадо — новая модель крупного магазина, имеющая современный торговый центр с реализацией высококачественных дорогостоящих товаров, зона супермаркета-склада, зона продажи товаров улучшенного качества; драгонтер — розничное предприятие с высокой степенью автоматизации операций, где принимаются кредитные и дебиторские карточки; магазин-дискаунт — магазин сниженных цен, реализует товары среднего качества по сравнительно невысоким ценам и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Характеристика основных элементов инфраструктуры рынка

На рынке товаров и услуг инфраструктура представлена товарными биржами, предприятиями оптовой и розничной торговли, фирмами, предоставляющими участникам рыночную информацию, занимающимися маркетингом, рекламой и т.д. Эта часть инфраструктуры охватывает огромное экономическое пространство между производителями и потребителями; ее функционирование обеспечивает регулирование сбыта и обслуживание потребителей. Эта инфраструктура реагирует на сигналы, идущие от спроса, и обеспечивает равновесие на товарном рынке.

На рынке труда инфраструктурой являются биржи труда, системы, обеспечивающие обучение и переквалификацию работников.

На рынке ценных бумаг это в первую очередь фондовая биржа, где покупаются и продаются акции и облигации. Соединяя инвесторов и владельцев сбережений, биржа способствует межотраслевому и межрегиональному переливу капиталов.

Инфраструктура кредитного рынка — это современная двухуровневая банковская система (Центральный банк и коммерческие банки), страховые компании и различные фонды, способные мобилизовать свободные денежные средства и превратить их в кредиты.

Государственные финансы (центральные и местные бюджеты) также являются частью инфраструктуры рынка. Бюджеты через налоги, а также через расходы позволяют государству решать те проблемы, перед которыми отступает рынок.

Следующий элемент инфраструктуры — это законодательство, правовая система, регулирующая взаимодействие участников рынка. Отсутствие или слабое развитие правовой системы превращает рынок в «дикий», а экономику делает криминальной.

«Мы рассмотрели основные элементы инфраструктуры рынка. Еще раз отметим, что рынок не может нормально функционировать без развитой инфраструктуры. Поэтому перед странами, входящими в рынок, а значит, и перед нашей страной стоит задача создания рыночной инфраструктуры».

Инфраструктура рынка товаров и услуг.

В настоящее время уровень развития инфраструктуры товарных рынков в России в целом и в регионах не соответствует условиям свободного движения товаров. В ходе экономических реформ нарушились процесс товародвижения и существовавшие между хозяйствующими партнерами взаимосвязи, увеличилась эффективность в процессе реализации товаров, возросли издержки, цены, количество нерациональных перевозок, бессистемно осуществляется оптовая и торгово-посредническая деятельность.

Мировой опыт свидетельствует, что непременным условием эффективности функционирования экономики рыночного типа является развитая инфраструктура товарного рынка. Ее субъекты выполняют очень важные функции: затаривание, расфасовка, хранение товаров на складах, в холодильниках, разукрупнение или наоборот увеличение объемов поставок, транспортировка и доставка продукции; предоставление информации о спросе, предложении, ценах, условиях продажи, местонахождении товаров, финансовая помощь для поддержки производства в некоторых случаях и др.[4]

В услугах оптовых баз особенно нуждаются мелкие и средние потребители, так как из-за нетранзитных объемов поставок им товаров только эти базы могут предложить широкий ассортимент продукции и гарантировать стабильное и бесперебойное ее поступление. Инфраструктура товарных рынков должна создавать условия для поддержания необходимого соотношения спроса и предложения, сокращения времени реализации товаров, ускорения оборота капиталов, снижения издержек товарообращения и цен, формирования эффективной конкурентной среды.

В настоящее время в России насчитывается около 20 тыс. посреднических организаций с численностью более 600 тыс. человек. Доля реализации товаров организациями оптовой торговли в общем объеме отгружаемой изготовителями продукции составляет около 25%. Два года назад она не превышала 10%, но и нынешний уровень еще не соответствует потребностям рыночной экономики. В развитых странах количество объектов инфраструктур и численность занятых в них в несколько раз больше. Например, в США еще в 1985 г. только в оптовой торговле работало 4,3 млн. человек, 60% которых было занято в обороте товаров производственно-технического назначения. В Германии доля реализации товаров через оптовых посредников составляет 40%.

 

 

 

[4] Экономическая теория: Учебник / Под общ. ред. акад. В.И. Видяпина,А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича. – М.:ИНФРА-М,2001г.-С.573-578.

 

 

Условия рынка требуют увеличения количества торгово-посреднических предприятий и организаций, и прежде всего - реализующих товары производственного назначения в розницу и мелким оптом, а также оказывающих чисто посреднические и информационные услуги, а также более равномерного их размещения на территории России. Более 70% предприятий и организаций оптовой торговли сосредоточено в пяти регионах: Центральном – 24%.Западно-Сибирском - около 14%, Поволжском и Уральском-более 11%.Северо-Кавказском-10%.

Основная часть объектов оптовой торговли (95%) - негосударственные, 90% всех предприятий являются малыми с численностью работников до 25 человек, а на 58% предприятий занято лишь до пяти человек. Наиболее активно объекты оптовой торговли образовывались в 1992-1994 гг. В этот период было зарегистрировано более 80% таких предприятий, при этом лишь около 10% были созданы путем приватизации, остальные - вновь образованные.

Наиболее распространенная организационно-правовая форма хозяйствования указанных предприятий - товарищество с ограниченной ответственностью (52% общего их числа), 18% составляют индивидуальные частные предприятия, 13 - акционерные общества закрытого типа, 9 - открытого типа, 10% - предприятия других форм.

По мере развития рыночных отношений создаются новые рыночные структуры и видоизменяется их деятельность. Например, на протяжении двух трех лет происходил бурный рост бирж, реализующих продукцию производственно- технического назначения и товары народного потребления. В настоящее время биржевая активность снижается. Значительно уменьшилось количество товарных бирж - на начало 1997 г. их было всего 78. Через них на протяжении последних двух лет реализуется менее 1% общего объема продаваемой продукции.

Важной проблемой функционирования товарных рынков является формирование системы соответствующего информационного обеспечения. Пока этот процесс происходит стихийно, никто не учитывает создаваемые базы данных о состоянии и развитии товарных рынков, не координирует деятельность производителей информации и не обеспечивает их взаимовыгодное сотрудничество. В результате, несмотря на большое число фирм, специализирующихся на производстве и распространении информации, ни одна из них не имеет надежную и полную информацию, всесторонне характеризующую состояние товарных рынков и инфраструктуру (спрос, товарное положение, цены, конкурентоспособность, условия продажи, формы обслуживания).

Не отвечает объективным требованиям и нормативно-правовое обеспечение торговых отношений, не сформирована его четкая система и достаточная законодательная основа. Количество правовых актов, принимаемых на разных уровнях власти и ведомствами, даже не поддается учету Нормативные акты рассогласованы между собой на стадии подготовки, принятия и действия, некоторые из них не отражают все стороны и аспекты функционирования товарных рынков, а многие необходимые - еще не разработаны. В нормативной документации есть много противоречий. Эффективность правовой системы в целом и отдельных ее составляющих не определяется.

Недостаточно развито и производство тароупаковочной продукции. Ее выпускают около 4000 предприятий самых различных отраслей промышленности, в том числе 78 предприятий (из них 21 специализированное)- картонную тару, 71 (6 специализированных) - полимерную, 38 - металлическую и более 2000 - деревянную тару.

Затраты на упаковку продукции обрабатывающей промышленности составляют в 12-14 трлн. руб. в год. Доля российской продукции, продаваемой в расфасованном и упакованном виде, равняется всего лишь 30%, при этом одна треть упаковки - импортная.

Что касается системы транспортно-экспедиционных услуг, то она формируется стихийно, причем идет интенсивный процесс дезинтеграции, в то время как в развитых странах происходит интеграция складского бизнеса в крупные компании (оказывающие транспортно-экспедиционные, консалтинговые. информационные услуги) и товарораспределительные центры. Это позволяет рационализировать грузодвижение, обеспечивать экономию на общесистемных затратах и получать экономический эффект.

Создание рациональной инфраструктуры товарных рынков требует координации деятельности различных субъектов экономики в региональном. отраслевом и институционном аспектах, а в ряде случаев - и непосредственного участия государства. Поэтому она должна развиваться на основе комплексного системного подхода с использованием программного метода реализации решений.

Для формирования и функционирования рациональной инфраструктуры российских товарных рынков Правительство РФ постановлением от 3августа 1996 г. "О комплексной программе развития инфраструктуры товарных рынков Российской Федерации" поручило Минэкономики России с привлечением заинтересованных федеральных и местных органов исполнительной власти разработать указанную комплексную программу на 1998-2005 гг. В настоящее время закончена научная проработка и в ближайшее время будет подготовлен ее проект.

В соответствии с прогнозом развития инфраструктуры товарных рынков на 1998 г. и ближайшую перспективу доля реализации продукции производственно- технического назначения через оптовых посредников будет расти на 2-3% в год. По мере развития сети эффективных посредников и увеличения объемов производства продукции этот показатель будет повышаться.

Информация о работе Инфраструктура рынка