Инновации в экономике России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 20:26, доклад

Описание

Компания General Electric ежегодно проводит глобальное исследование в сфере инноваций Global Innovation Barometer («Глобальный инновационный барометр»). В 2012 году Россия впервые вошла в список участников, в составе которых 22 страны. В 2012 году GE расширила географию исследования, опросив в 22 странах почти 3 000 руководителей высшего звена, непосредственно задействованных в определении инновационной стратегии и принятии решений в своих компаниях. Для сравнения, в опросе 2011 года приняли участие 1000 руководителей из 12 стран. Основные цели исследования — определение факторов, способствующих и мешающих внедрению инноваций, и их восприятия. В феврале 2012 года на Всемирном экономическом форуме в Давосе состоится презентация данного исследования.

Работа состоит из  1 файл

инновоции в э.docx

— 17.58 Кб (Скачать документ)

Global Innovation Barometer — 2012

 

Компания General Electric ежегодно проводит глобальное исследование в сфере инноваций Global Innovation Barometer («Глобальный инновационный барометр»). В 2012 году Россия впервые вошла в список участников, в составе которых 22 страны. В 2012 году GE расширила географию исследования, опросив в 22 странах почти 3 000 руководителей высшего звена, непосредственно задействованных в определении инновационной стратегии и принятии решений в своих компаниях. Для сравнения, в опросе 2011 года приняли участие 1000 руководителей из 12 стран. Исследование Global Innovation Barometer было инициировано GE и проводилось независимой консалтинговой компанией StrategyOne. Основные цели исследования — определение факторов, способствующих и мешающих внедрению инноваций, и их восприятия. В феврале 2012 года на Всемирном экономическом форуме в Давосе состоится презентация данного исследования.[120]

 

Согласно результатам  исследования, 87 % опрошенных топ-менеджеров российских компаний считают, что за последние пять лет качество инновационной среды в России улучшилось. По словам директора по внешним связям GE в России и СНГ Екатерины Тутон, опрошенные руководители российских компаний, разделяют глобальную уверенность в том, что в ближайшие 10 лет инновации будут стимулировать экономический рост, способствуя улучшению качества жизни населения и развитию промышленности. Исследование показывает, что в России уровень общественной поддержки инноваций находится на высоком уровне. Данные исследования свидетельствуют о том, что более успешному ведению инновационной деятельности в России всё ещё препятствуют барьеры — невысокий уровень поддержки инновационных компаний со стороны государства и частных инвесторов и низкое качество регулятивной среды. Как следствие в сводном рейтинге «инновационного оптимизма» индекс России составляет 65 пунктов из 100, а в сводном рейтинге «удовлетворенности качеством инновационной среды» — 48 пунктов из 100. Наряду с барьерами, препятствующими внедрению инноваций, результаты опроса позволяют выявить факторы, которые, по мнению российских руководителей, могли бы помочь их компаниям в более успешном внедрении инноваций. К наиболее важным факторам можно отнести качество подготовки персонала, а также наличие государственной поддержки; к достаточно значимым факторам — партнерство с образовательными учреждениями и исследовательскими лабораториями для усовершенствования продукта и доступ к привлечению частных инвестиций на долгосрочной основе.[121]

 

Согласно исследованию, топ-менеджеры компаний в Израиле, ОАЭ, Швеции и Сингапуре отметили наиболее высокую удовлетворенность инновационной средой, в то время как в Японии, России, Польше и Франции — наиболее низкий уровень удовлетворенности.[122]

 

Согласно данным исследования, руководители российских компаний, отвечающие за внедрение инноваций и реализацию корпоративных инновационных стратегий, убеждены в перспективах развития инноваций  в России: отмечены как улучшения  инновационного климата внутри страны, так и уверенность в хорошей  репутации России как инновационного государства в сравнении с  другими странами.[123]

 

87 % руководителей российских  компаний, принимавших участие в  опросе, уверены, что за последние  5 лет качество инновационной  среды в России улучшилось (в  среднем по 22-м странам-участницам  исследования улучшения инновационного  климата в своих странах отмечают 82 % руководителей).[124]

 

7 % считают, что у России  хорошая «инновационная репутация», а 7 % уверены, что РФ входит  в тройку мировых лидеров в  сфере инноваций, что сопоставимо  с уровнем самооценки таких  стран как Индия, Великобритания  и Израиль.[125]

 

Результаты опроса также  свидетельствуют о том, что в  России сильна поддержка инноваций  со стороны общественности: граждане положительно относятся к инновациям и уверены в том, что инновации  способны улучшить качество их повседневной жизни.[126]

 

83 % руководителей считают,  что в России общественность  положительно относится к инновациям, особенно отмечая аппетит к инновациям среди молодых предпринимателей (75 % в среднем по 22 странам; 76 % в среднем по странам БРИК). По этому показателю Россия занимает седьмую позицию в глобальном рейтинге, уступая ОАЭ, Канаде и Израилю, но опережая такие страны как Сингапур, Швеция, Великобритания, Турция, Германия и Китай.[127]

 

69 % согласны, что инновации  могут оказать положительное  влияние на качество повседневной  жизни граждан(67 % в среднем по 22-м странам; 69 % в среднем по  странам БРИК). По этому показателю  Россия находится на десятом  месте в глобальном рейтинге, оставив позади Швецию, Турцию, Алжир,  Бразилию, Австралию, Великобританию  и Индию.[128]

 

Взгляд российских руководителей  на основные движущие силы развития инноваций, позволяет сделать вывод о  том, что в России в большей  степени, чем в среднем по остальным  странам, принимавшим участие в  исследовании, бизнес убежден в том, что определяющую роль в этом направлении  предстоит сыграть государственным  институтам в партнерстве с крупным  бизнесом и образовательными учреждениями. Роль малого и среднего бизнеса в развитии инноваций, напротив, выглядит менее значимой, чем в глазах руководителей из других стран.[129]

 

Российские респонденты  в большей степени, чем в других странах, уверены в том, что в  ближайшие 10 лет основную роль во внедрении  инноваций будут играть государственные  органы (9 % против 3 % в среднем), крупные  компании (22 % против 21 % в среднем) а  также образовательные учреждения и научно-исследовательские институты (6 % против 4 % в среднем). Как менее значимую (в сравнении с коллегами из других стран), руководители из России оценивают роль малого и среднего бизнеса (18 % против 27 % в среднем) и индивидуальных предпринимателей (1 % против 4 % в среднем). При этом, 39 % респондентов (как в России, так и в среднем по 22-м странам), указывают на важность партнерства между всеми заинтересованными игроками.[130]

 

88 % опрошенных убеждены, что  проекты частно-государственного партнерства являются ключевым элементом создания инновационной экономики (83 % в среднем по 22-м странам; 85 % в среднем по странам БРИК).[131]

 

74 % считают, что компании  могут с легкостью привлекать  университеты к решению своих  задач в сфере R&D (66 % в среднем  по 22-м странам; 65 % в среднем по  странам БРИК).[132]

 

Согласно данным исследования, опрошенные руководители российских компаний, разделяют глобальную уверенность  в том, что инновации будут  стимулировать экономический рост, способствуя улучшению качества жизни населения и развитию промышленности:[133]

93 % российских руководителей  уверены в том, что инновации  — основная движущая сила для  создания более конкурентоспособной  экономики (92 % в среднем по 22-м  странам; 93 % в среднем по странам  БРИК).

76 % считают, что инновации  — основная движущая сила для  создания более экологичной («зеленой») экономики (85 % в среднем по 22-м странам; 89 % в среднем по странам БРИК).

72 % согласны, что инновации  — основная движущая сила для  создания рабочих мест (85 % в среднем  по 22-м странам; 81 % в среднем по  странам БРИК).

 

В России, как и в других странах, принявших участие в  исследовании, опрошенные руководители считают, что инновации окажут наиболее благоприятное воздействие на динамику роста и создания рабочих мест в таких отраслях как энергетика (39 % — в России; 50 % в среднем  по 22-м странам); здравоохранение (32 % в России; 42 % в среднем по 22-м  странам) и телекоммуникации (34 % —  в России;37 % — в среднем по 22-м странам).[134]

 

Взгляд российских руководителей  на то, каким образом внедрение  инноваций отразится на улучшении  благосостояния общества в перспективе  ближайших 10-и лет, позволяет сделать  вывод о том, что их влияние  на разные сферы общественной жизни  будет различаться.[135]

 

Наиболее уверенно можно  говорить о положительном влиянии  инноваций на качество телекоммуникаций (90 %), энергетическую безопасность (82 %), качество медицинских услуг (76 %), качество транспортных услуг (74 %) и рынок труда (70 %). Достаточно положительно оценивается влияние инновации на качество образования (67 %), уровень гражданской безопасности (64 %), доступ к здравоохранению (64 %), защиту окружающей среды (63 %), качество жилищного строительства (63 %) и доступ к образованию (60 %).[136]

 

Более осторожная оценка влияния  инноваций на отдельные сферы  общественной жизни находит свое отражение в позиции России в  сводном рейтинге «инновационного  оптимизма», ранжирующем страны в  соответствии с их совокупной оценкой  влияния инноваций на качество жизни  населения. Позиция России в данном индексе составляет 65 пунктов из 100 (против 72/100 в среднем по 22-м  странам), что позволяет отнести  ее к группе стран с «умеренным»  уровнем инновационного оптимизма, куда также вошли Индия, Франция, Китай, Южная Корея и Япония.[137]

 

Данные опроса по России позволяют  утверждать, что российские руководители привержены ценностям «инновационной модели 21-го века» в основе которой  лежит открытость и сотрудничество между всеми заинтересованными  игроками, а также — направленность на рост благосостояния общества и  удовлетворение общечеловеческих потребностей:[138]

89 % российских руководителей  уверены, что успех инновационной  деятельности в XXI-м веке будет  в большей степени определяться  сотрудничеством между несколькими  заинтересованными игроками, чем  индивидуальным успехом каждой  отдельной организации (86 %в среднем  по 22-м странам).

 84 % согласны с тем, что самыми значимыми инновациями XXI-го века станут решения, приносящие пользу не отдельным индивидуумам, а обществу в целом(84 % в среднем по 22-м странам), а 76 % считают, что ими станут решения, сосредоточенные на удовлетворении общечеловеческих потребностей, а не на создании большей прибыли (75 % в среднем по 22-м странам).

 

Разделяя ценности инновационной  модели будущего, российские руководители, тем не менее, более осторожны, чем  бизнес лидеры других стран, при оценке перспектив использования творческого  потенциала малого и среднего бизнеса, а также индивидуальных предпринимателей в целях создания инновационных  продуктов, удовлетворяющих потребности  локальных рынков:[139]

 Всего 66 % подтверждают, что инновации должны быть  локализованы для того, чтобы  создавать продукты, в наибольшей  степени отвечающие специфическим потребностям локальных рынков. (75 % в среднем по 22-м странам).

 Только 66 % согласны, что  в качестве движущей силы развития  инноваций будет преобладать  креативность людей, нежели просто глубокие научные исследования (73 %в среднем по 22-м странам).

 Лишь 65 % считают, что  малый и средний бизнес, а также  индивидуальные предприниматели  могут быть такими же инновационными, как и крупные компании (80 % в  среднем по 22-м странам).

 

Результаты опроса позволяют  выявить факторы, которые, по мнению российских руководителей, могли бы помочь их компаниям в более успешном внедрении инноваций.[140]

 

К наиболее важным факторам можно отнести качество подготовки персонала, а также — наличие  государственной поддержки:[141]

 Среди трех наиболее  важных факторов, которые могли  бы способствовать достижению  успеха в инновационной деятельности, 64 % российских руководителей отмечают  наличие сотрудников, умеющих  креативно мыслить и находить нестандартные решения (56 % в среднем по 22-м странам; 54 % в среднем по странам БРИК).

42 % выделяют наличие сотрудников  с более высоким уровнем технической  подготовки (49 % в среднем по 22-м  странам; 51 % в среднем по станам  БРИК).

46 % отмечают снижение  бюрократических барьеров для  доступа к бюджетному финансированию  инновационной деятельности (25 % в  среднем по 22-м странам; 33 % в среднем  по странам БРИК).

29 % указывают на увеличение  объемов государственной поддержки  инновационной деятельности (34 % в  среднем по 22-м странам; 37 % в среднем  по странам БРИК).

 

К достаточно значимым факторам можно отнести следующие:[142]

 Партнерство с образовательными  учреждениями и исследовательскими  лабораториями при разработке  продукта (25 % в России; 28 % в среднем  по 22-м странам).

 Доступ к привлечению  частных инвестиций на долгосрочной  основе (24 % в России; 29 % в среднем  по 22 странам).

 

Среди наименее значимых факторов можно перечислить:[143]

 Наличие партнеров,  готовых идти на риск (15 % в России; 17 % в среднем по 22-м странам)  а также — оказать поддержку  в коммерциализации продукта (9 % в России; 22 % в среднем по 22-м  странам).

 Уверенность в защите  авторских прав от возможных  нарушений (7 % в России, 16 % в среднем  по 22-м странам).


Информация о работе Инновации в экономике России