Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 00:45, реферат
Институт банкротства - комплексный правовой институт: являясь, по определению, институтом гражданского права, он, примерно наполовину, включает в себя нормы процессуального права.
Институт банкротства - комплексный правовой институт: являясь, по определению, институтом гражданского права, он, примерно наполовину, включает в себя нормы процессуального права.
Основным предназначением процессуальной части законодательства о банкротстве является установление в судебном процессе факта банкротства (несостоятельности) участника экономического оборота, влекущего особые условия его дальнейшего функционирования. В связи с этим правомерным представляется вывод о равной составляющей (не по объему норм, а по их значению) в институте банкротства материального и процессуального начал, их равноправии и взаимопроникновении. Поэтому неправильно в данном случае представлять процессуальные нормы вспомогательными по отношению к материальным: без них институт банкротства являлся бы только декларацией, пожеланием, необеспеченным реальным механизмом функционирования.
Ввиду того, что банкротство - институт, реализуемый только через судебный процесс, главенствующую роль в любой национальной системе банкротства играет суд, рассматривающий дела о банкротстве. В мире существует несколько правовых систем рассмотрения судами дел о банкротстве: в некоторых странах эти дела отнесены к компетенции судов общей юрисдикции (Германия), в других -коммерческих судов (Франция), в третьих - специальных судов (США, Англия).
Несмотря на то, что процедура банкротства и восстановления финансового состояния должника окончательно оформилась в США только во второй половине XX века, сама идея судебного регулирования несостоятельности существует в США уже давно. Первые положения, касающиеся регулирования института появились еще в XVIII веке. Так, в сентябре 1787 года Конституционный Конвент США наделил Конгресс полномочиями принимать законодательные акты, которые составят единую национальную правовую базу для разрешения споров кредиторов с должниками. Это было сделано для того, чтобы уйти от английской практики, где при определенных обстоятельствах за объявление несостоятельности предприятия или физического лица предусматривалась смертная казнь.
Раздел 8 Статьи I Конституции США предоставляет Конгрессу исключительное право на принятие федеральных законов, составляющих единое законодательство по вопросам восстановления экономического положения должников, судебного урегулирования долгов и ликвидации имущества на территории Соединенных Штатов.
Значение института восстановления и банкротства
Законодательство США о конкурсном производстве дает (в большинстве случаев) возможность юридическим и физическим лицам, самостоятельно заявившим о своей несостоятельности, освободиться от большей части своего долга, а предприятиям, серьезно занимающимся своею деятельностью, предоставляется возможность реорганизовать производство, вновь обретя, таким образом, финансовую стабильность. Американские юристы и бизнесмены сходятся во мнении, что существование института несостоятельности служит "страховочной сеткой" для системы рыночной конкуренции и "спасательным кругом" - для свободного предпринимателя.1
Положительное значение этого института складывается из трёх составляющих - выгода отдельно взятого лица (неважно, является ли он кредитором или должником), выгода государства и выгода экономической системы общества.
Законодательное закрепление реорганизации/банкротства предоставляет шанс восстановить благополучие и взять "новый старт". Добросовестно действующие юридические и физические лица могут ставить себя практически в любую форму финансовой зависимости с уверенностью, что при необходимости они получат возможность начать всё сначала и прийти в будущем к финансовому процветанию. Коммерческое предприятие может обновить производство после сдачи его в аренду и после периода убыточности вновь стать экономически выгодным.
Интерес государства в наличии института несостоятельности состоит в том, что, восстановив своё финансовое благополучие, граждане и предприятия снова становятся субъектами налогообложения.
Нормативная база открывает дорогу к освобождению от долгов тем добросовестным и ответственным должникам, которые действительно нуждаются в "новом старте" в условиях конкуренции в обществе.
Упорядоченность и предварительная определенность правового статуса кредиторов и должников создает правовую основу для обеспечения предоставлений займов и увеличения объема кредитования, что является одним из необходимых компонентов рыночного хозяйства.
Законодательство о реорганизации и банкротстве предусматривает как освобождение добросовестных граждан и предприятий от долгов, так и предоставляет возможность погашения их большей части.
Однако, освобождая должника от финансовых обязательств необходимо обеспечить, также, защиту интересов и прав кредиторов. Поэтому правовые нормы, регулирующие данные процедуры в США создавались таким образом, чтобы удовлетворять обе стороны при осуществлении процедуры реорганизации/банкротства.
Любой вид гражданских правоотношений регулируется в США не только федеральным законодательством, но и нормами штатов благодаря принципу "множественности юрисдикций". Однако, особенностью института несостоятельности в Соединенных Штатах является то, что, в отличие от других институтов гражданского права, он состоит из регулятивных, охранительных и специализированнных норм, содержащихся главным образом в федеральных законодательных актах. Законодательство о реорганизации/банкротстве определяет субъекты правоотношений, возникающих в сфере реорганизации и банкротства, их права и обязанности, объекты несостоятельности.
Основными законодательными актами, регулирующими отношения, возникающие при несостоятельности являются Кодекс банкротства 1986 года и Закон о банкротстве 1979 года. Первоначально Кодекс носил характер субсидиарного акта по отношению к Закону, но сейчас играет главенствующую роль. Кодекс банкротства и Закон о банкротстве включают в себя нормы как материального, так и процессуального права; проведение судебных разбирательств регулируется также и Правилами судов по делам о банкротстве.
Основным нормативным актов, регулирующим проведение процедур такого рода является Кодекс банкротства (Bankruptcy Code).
Кодекс содержит нормы, регулирующие как процедуру ликвидации предприятия вследствие его несостоятельности (bankruptcy liquidation), так и случаи возможной реорганизации в сфере финансов или так называемой финансовой реабилитации (финансового восстановления) предприятия (finansial reabilitation).
Под действие Кодекса попадают страховые и банковские корпорации, строительные и кредитные учреждения и союзы. Следует заметить, что, несмотря на то, что все категории субъектов несостоятельности в США можно свести к физическим лицам, товариществам и корпорациям, Кодекс предусматривает специальную процедуру для каждой специальной категории, причем организационно-правовая форма субъекта, как правило, во внимание ни принимается. В этом смысле, субъекты несостоятельности поделены на ограниченные категории в соответствии с видами деятельности, и для каждой категории предусматривается специальная модель правоотношений. В Кодексе выделяются предприятия торговли, производственные предприятия, транспортные предприятия (включая железные дороги), курорты и отели, строительные компании, конструкторские фирмы, предприятия по добыче и переработке нефти газа и угля, фермеры, юридические и бухгалтерские конторы, небольшие города (здесь речь идёт о банкротстве органов городского управления). Как и прежде в отдельную группу выделены брокеры фондовых и товарных бирж, для которых предусмотреная отдельная процедура регулирования.
Реализация законов о реорганизации/банкротстве производится Федеральными Судами по делам банкротства (United States Bankruptcy Courts). Суды по делам банкротства относятся к категории так называемых "судов Статьи I", в том смысле, что они были созданы Конгрессом США в соответствии с законодательными полномочиями, предоставленными ему Стаьёй I Конституции США.
Процесс о реорганизации или банкротстве может быть практически любого масштаба. В него могут быть вовлечены несколько человек, если речь идет о несостоятельности индивидуального предпринимателя или частного лица, но если разбирается дело по заявлению, к примеру, крупной транснациональной компании, то свои требования в процессе могут выдвигать до десяти тысяч работников.
В обмен на льготы, которые должник получает при проведении реорганизации либо после момента объявления банкротства, суду и кредиторам должна быть предоставлена вся документация, касающаяся финансового состояния должника и его прошлой деятельности. Предоставляемые материалы должны содержать сведения обо всех активах должника, о всех текущих и произведенных коммерческих операциях (как производственных, так и финансовых). Также должна предоставляться информация о возможных незаконных или неправомерных действиях должника. Требование предоставления подобной информации служит не только интересам кредиторов, но и поддержанию работоспособности всего механизма.
На должника накладываются существенные ограничения. Например, предприятие не может подавать несколько заявлений о реорганизации/банкротстве подряд. Также такие заявления не могут подаваться слишком часто (не более одного заявления в шесть лет). Кроме того, закон исключает освобождение от долгов должника, допустившего грубые нарушения при управлении предприятием либо в случае, если должник предпринял попытку фальсификации финансовых документов или обмана суда.
В ряде случаев суд назначает арбитражного управляющего, который осуществляет контроль за имуществом должника. изучает методы управления должником своим предприятием и активами. При необходимости он распределяет между кредиторами имущество должника, поступления от продажи этого имущества, руководствуясь принципом пропорциональности. Это позволяет наиболее объективно удовлетворить требования нескольких кредиторов, так как обычно при реорганизации или объявлении банкротства затрагивают интересы многих лиц. Кроме того достигается системность всех проводимых мероприятий.
Хотя при банкротстве/реорганизации в США не предусматривается мировая процедура, суды рекомендуют должникам и кредиторам достигать компросисса в вопросе возврата долгов и реализации обеспечения кредитов, фиксируя его в специальносм соглашении. Компромисс в равной степени служит интересам как должника, так и кредиторов.