Интеграционные процессы в отрасли: горизонтальная и вертикальная интеграция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 08:08, реферат

Описание

Цель работы – изучить процессы экономической интеграции отрасли.
Задачи:
1. раскрыть понятие экономической интеграции;
2. охарактеризовать процессы вертикальной интеграции;
3. описать горизонтальную интеграцию отрасли.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………..3
Интеграция: понятие, цель, признаки ………………………………………….5
Вертикальная интеграция ………………………………………………………7
Горизонтальная интеграция ……………………………………………………12
Заключение …………………………………………………………………………16
Библиографический список ……………………………………………………….18

Работа состоит из  1 файл

Реферат Интеграционные процессы отрасли.docx

— 41.44 Кб (Скачать документ)

Три перечисленных мотива против вертикальной интеграции рассматривают  ее влияние на производственную эффективность  и экономическое положение вовлеченных в этот процесс фирм.

Четвёртым мотивом против вертикальной интеграции служат создаваемые ею барьеры входа на рынок и монопольная власть фирм-продавцов. Вертикальная интеграция, объединяющая поставщиков промежуточной и производителей конечной продукции, на любом этапе технологической цепочки снижает фактическую и потенциальную конкуренцию на рынках как промежуточной, так и конечной продукции. На рынках промежуточной продукции доступ новых покупателей ограничен из-за невозможности заключения контрактов с фирмами, включенными в вертикально интегрированную структуру, или из-за неблагоприятных условий этих контрактов. Если вертикально интегрированные фирмы объединяют только часть поставщиков промежуточной продукции, то повышается монопольная (монопсоническая) власть не вовлеченных в объединение фирм. На рынках конечной продукции вертикально интегрированная фирма обладает преимуществом в издержках, позволяющим повысить монопольную власть [8, с.117].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Горизонтальная интеграция

 

Горизонтальная интеграция – это объединение предприятий, налаживание тесного взаимодействия между ними по горизонтали, с учетом совместной деятельности предприятий, выпускающих однородную продукцию и применяющих сходные технологии [3, с. 124].

Наиболее очевидным последствием горизонтальной интеграции является снижение количества независимых фирм-производителей на отраслевом рынке. Согласно традиционной экономической теории, чем больше самостоятельных продавцов на рынке  определенной продукции, тем ниже их способность влиять на уровень цен продукции [7, с. 111].

Горизонтальная интеграция производителей приводит к так называемому  квазиконкурентному рынку или рынку с небольшим числом участников. При квазиконкурентной рыночной структуре высокая концентрация продавцов совмещается с низкими барьерами входа на рынок для потенциальных конкурентов. В связи с этим желание производителей повысить цены сдерживается угрозой появления новых конкурентов, которых будет привлекать высокая норма прибыли на данном отраслевом рынке. Следовательно, квазиконкурентный рынок может обеспечивать эффективный выпуск в отрасли при отсутствии рыночной власти у какого-либо экономического агента.

Возможна и другая ситуация, когда повышение входных барьеров с сохранением небольшого числа  крупных фирм-производителей на отраслевом рынке приводит к появлению структуры, называемой олигопольным отраслевым рынком. Объем продаж и уровень равновесной цены на таком рынке определяются характером взаимодействия фирм: либо это будет «ценовая война», сопровождающаяся снижением цен, либо картельный сговор, результатом которого может стать ограничение объема выпуска и рост цен. В этом случае важно понятие «доминирующей фирмы», то есть той, которая контролирует значительную долю совокупного объема продаж отраслевого рынка. За счет этого фирма обладает возможностью влиять на цену и получать высокую прибыль, а ее конкуренты лишь «следуют» за ценой. В российском законодательстве доминирующей признается фирма, рыночная доля которой составляет 35 % и более [4, с. 138].

Третий вариант – когда  горизонтальная интеграция всех фирм отрасли может привести к появлению  монополии, которая обладает всей полнотой рыночной власти в регулировании уровня цен и объема продукции.

Снижение конкуренции  может угрожать общественному благосостоянию, однако такая точка зрения может  быть оспорена, если принять во внимание следующие последствия горизонтальной интеграции.

Иными словами, горизонтальный процесс интеграции может привести к рыночной власти фирм [2, с. 105].

При высоком уровне концентрации поставщиков фирмам, принадлежащим  одной отрасли, необходимо усилить  влияние на поставщиков с целью  снижения цен на ресурсы. Горизонтальная интеграция фирм может стать способом решения этой задачи.

При концентрации потребителей между предприятиями поставщиков  обостряется борьба за крупные заказы потребителей. Для снижения своих  цен и выпуска уже более  значительного объема продукции  поставщикам необходимо укрупняться. Они могут сделать это либо за счет расширения своих производственных мощностей, либо через горизонтальную интеграцию. В первом случае при  сохранении числа поставщиков обострение конкуренции между ними значительно  снизит цены на их продукцию, поскольку  у потребителей появится выбор. Во втором случае высококонцентрированный рынок  поставщиков будет противопоставлен высококонцентрированному рынку потребителей, что позволит сохранить уровень  цен [6, с. 88].

Для выживания в конкурентной борьбе фирма должна обладать особыми  конкурентными преимуществами, которые  следует удерживать и защищать в  долгосрочной перспективе. Фирма вырабатывают эти преимущества за счет повышения  своей компетентности, наращивания  и использования научно-технического потенциала, благодаря которому она сможет поставить на рынок продукцию, отличающуюся от продукции других продавцов [1, с. 139].

Стремительное развитие технологий и процессы глобализации экономики  заметно изменили не только конъюнктурные  экономические факторы, но методы работы по сохранению и развитию конкурентных преимуществ.

Ускорение темпа научно-технического прогресса приводит к увеличению затрат на научно-исследовательские  работы, расходов на новые технологии, тем самым усложняя создание новых  конкурентных преимуществ. Эти факторы  служат дополнительным стимулом к горизонтальной интеграции фирм [8, с. 97].

Кроме того, на фоне глобализации экономики и унификации нужд потребителей, интеграция становится необходимостью, прежде всего, для того, чтобы стремительно осваивать перспективные рынки. Компания должна распространять свою продукцию быстрее, чем ее конкуренты. Поскольку размещение в других регионах или странах автономных подразделений  связано с высокими издержками, то без кооперации не обойтись. При  этом если нужды потребителей в разных географических областях отличаются друг от друга, компания должна дифференцировать свое предложение, чтобы в каждом регионе, где совершаются операции компании, она смогла использовать конкурентные преимущества местных  партнеров [9, с. 104].

С экономической точки  зрения, интеграция позволяет в существенной мере сократить уровень неопределенности и риска на рынке. В противоположность  общепринятому представлению о  конкуренции, само по себе понятие «интеграция» свидетельствует о союзе между  компаниями, обязательствах осуществлять взаимную поддержку и взаимопомощь. Фирмы принимают все эти условия с тем, чтобы гарантировать безопасность для каждого из них, чтобы противостоять какой-либо внешней угрозе.

Недостатком такого подхода  является допущение, что в рамках одного альянса все партнеры преследуют одну и ту же цель, а именно обеспечение  собственной безопасности. Другими  словами, интеграция рассматривается  только в качестве такого средства, которое позволит усилить группу союзников с помощью целого ряда коллективных действий. На практике же создание альянсов часто приводит к ослаблению одного партнера к выгоде другого. Следует отметить, что такая ситуация характерна в случаи интеграции в форме договоров или альянсов.

В горизонтально интегрированной  группе конкуренция между фирмами  выступает под видом соперничества  в рамках самого объединения. Речь идет о конкуренции на рынке прибыли, которую предприятия хотели бы перенаправить  из объединенной структуры к себе [6, с. 93].

Довольно часто в качестве цели интеграции упоминается возможность  объединения научно-технического потенциала участвующих партнеров для получения  ощутимой прибыли. Однако есть и другая, менее невинная причина: партнеры стремятся  усилить свои позиции на рынке  в ущерб другому партнеру, например, за счет экономических рычагов [1, с. 205].

Соперничество может выразиться через агрессивные намерения  одного партнера по отношению к другому: желание овладеть максимальным количеством  информации, стремление переманить ключевые трудовые ресурсы, попытки использовать с выгодой для себя полученные и быстро усвоенные уроки, чтобы  «догнать и обогнать» своего партнера. Следовательно, создавая интегрированную  группу как единое целое, необходимо анализировать механизмы, сдерживающие соперничество, поскольку до определенной степени оно носит позитивный характер. Создание соответствующей  институциональной среды для  сглаживания негативных последствий  соперничества является необходимым  условием [8, с. 156].

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Цель, поставленная во введении, а именно изучить процессы экономической интеграции отрасли, достигнута.

В качестве достижения выше указанной цели были раскрыты следующие  аспекты: понятие экономической интеграции, её цель, признаки; процессы вертикальной и горизонтальной интеграции.

В заключение следует отметить, что возникновение интеграционных процессов в отрасли – это объективное и закономерное явление, возникающее на уровне хозяйствующих субъектов экономики и перерастающее постепенно в стадию, когда нужна государственная поддержка в форме институциональных и политико – правовых форм взаимодействия.

Вертикальные процессы интеграции характеризуются как положительными, так и отрицательными моментами.

К плюсам вертикальной интеграции следует отнести: увеличение скорости производства товара за счет оптимизации внутренний процессов ранее разных предприятий отрасли; сокращение издержек на производство продукции; уменьшение зависимости от внешней среды.

К минусам вертикальных процессов  интеграции относятся: вхождение в  новый рынок, который требует опыта работы на этом рынке;

увеличение зависимости от внешней среды, то есть от своих поставщиков; уменьшение гибкости.

Горизонтальные процессы интеграции также имеют ряд положительных  и отрицательных сторон.

Положительные стороны горизонтальной интеграции характеризуются: снижением издержек за счет выбрасывания дублирующих процессов; снижением издержек за счет эффекта массовости; снижением уровня издержек за счет обмена опытом, а также сокращением издержек за счет уменьшения конкуренции.

Отрицательные стороны горизонтальной интеграции: снижение уровня диверсификации; недовольство коллектива при изменении организационной структуры предприятия, а она обязательно изменится, ведь руководство как минимум будет убирать дублирующие процессы; длительность интеграционных процессов.

На основании из выше сказанного, хотелось бы сделать следующий вывод.

Горизонтальная интеграция позволяет экономить в среднесрочной перспективе, а в краткосрочной способна привести к некоторому спаду производства. Это значит если рынок на подъёме – самое время заниматься вертикальными поглощениями для увеличения доли рынка в отрасли.  Если рынок стабилизировался или на спаде – то горизонтальными поглощениями для уменьшения издержек в среднесрочной перспективе. В последнее время на первый план все больше выходит горизонтальная интеграция фирм, процессов в различных отраслях.  Всё закономерно: подъём сменился спадом, а вертикальные процессы – горизонтальными процессами.

Таким образом, на современном этапе нужны такие комплексные меры по интеграции и модернизации хозяйственных комплексов, которые содействовали бы государственному регулированию. Экономическая стратегия и государственная поддержка производства должны помогать наращиванию инвестиционных ресурсов развития, в том числе высокие технологии, качество продукции и конкурентоспособность экономики. Поэтому интеграция и модернизация экономики приводит к становлению России как крупной технологической и конкурентоспособной державы.

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

 

Основная литература:

  1. Басовский Л. Е. Экономика отрасли. – М.: Инфра-М, 2010. - 144с.
  2. Гребенников П.И., Леусский А.И., Тарасевич Л.С. Микроэкономика. – Спб.: СПбГУЭФ, 2007. – 410с.
  3. Поздняков В. Я., Казаков С. В. Экономика отрасли. – М.: Инфра-М, 2008. - 322с.
  4. Поплавский Г. В. Экономика отрасли. – М.: ГМА им. адм. С. О. Макарова, 2009. – 244с.
  5. Симонов Ю.Ф., Иванов Г.И., Пузиков О.С. и др. Основы экономики. – Ростов н/Д.: Феникс, 2009. – 320с.

 

Дополнительная  литература:

  1. Бедрина Е.Б., Мокроносов А.Г. Экономика отраслевых рынков. -Екатеринбург: РГППУ, 2005. - 110с.
  2. Гоголева Т.Н. Теория отраслевых рынков. - Воронеж: ВГУ, 2009. - 124с.
  3. Казачун Н. У., Дремина Г. А. Экономика отрасли. - Омск: ОГИС, 2006. -196с.
  4. Хитер Кен. Экономика отраслей и фирм. - М.: Финансы и статистика, 2004. - 480с.

 


Информация о работе Интеграционные процессы в отрасли: горизонтальная и вертикальная интеграция