Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 18:09, контрольная работа
В современном мире происходят важные экономические трансформации, связанные с интенсификацией накопления и использования интеллектуального капитала. В отличие от предыдущего периода, когда определяющими факторами развития были материально-вещественный и финансовый капитал, интеллектуальный капитал приобретает все большее значение. Как следует из работ многих ученых-экономистов, интеллектуальный капитал является стратегическим фактором экономического развития. В макроэкономическом аспекте интеллектуальный капитал в процессе экономической глобализации стал главным фактором, который определяет место страны в новой экономике.
ДОНЕЦЬКИЙ ІНСТИТУТ МІСЬКОГО ГОСПОДАРСТВА
Факультет обліково-економічний
Кафедра економіки підприємства
з дисципліни: «Економіка підприємства»
Варіант _6___
______Снэжко Г.С.________
(П.І.Б. студента)
Керівник __Шавкун Г.П.__
(посада)
________________________
(підпис керівника)
Донецьк, 2012р.
ВВЕДЕНИЕ
В современном мире происходят важные экономические трансформации, связанные с интенсификацией накопления и использования интеллектуального капитала. В отличие от предыдущего периода, когда определяющими факторами развития были материально-вещественный и финансовый капитал, интеллектуальный капитал приобретает все большее значение. Как следует из работ многих ученых-экономистов, интеллектуальный капитал является стратегическим фактором экономического развития. В макроэкономическом аспекте интеллектуальный капитал в процессе экономической глобализации стал главным фактором, который определяет место страны в новой экономике. Успех фирмы все в большей степени зависит от его интеллектуальных возможностей, которые воплощаются в процессе производства и реализации новых товаров, создании дополнительных финансовых потоков.
Предельно обострилась жесткая конкуренция на рынке массовых потребительских товаров. Другие страны вследствие отсутствия в них перехода на инновационный тип развития, которые не имели возможности использовать интеллектуальный капитал как важнейший экономический ресурс, были вынуждены активнее наращивать инвестиции в поддержание конкурентоспособности своих индустриальных производств.
Самовозрастания интеллектуального капитала играет в становлении новой экономики ту же роль, что и самовозрастания материально-вещественного капитала - в индустриальной. Так, рост интеллектуального капитала и эффективности его использования определяют перспективы по развитию экономики той или иной страны. Сегодня интеллектуальный капитал приобретает значение стратегического фактора экономического развития не только в постиндустриальных государствах, но и в Украине.
Поскольку концепция интеллектуального капитала начала формироваться сравнительно недавно - в конце 90-х годов XX ст., То много прикладных аспектов его использования остаются не разработанными.
Человеческий капитал — это часть интеллектуального капитала, который имеет непосредственное отношение к человеку (знание, практические привычки, творческие и умственные способности людей, их моральные ценности, культура работы). Человеческий капитал важный при проведении инноваций и дорогого восстановления.
Возможность использования человеческого капитала как инструмента инновационного развития предприятия зависит от многих факторов, среди которых: подготовка кадров по инновационной деятельности, наличие высокопрофессионального персонала на рынке труда, можно привлекать к интеллектуальной деятельности, состав кадров на предприятиях, знакомых с привлечением и внедрением новейших методик инновационного развития.
Организационный капитал — это часть интеллектуального капитала, который имеет отношение к организации в целом (процедуры, технологии, системы управления, техническое и программное обеспечения, организационная структура, патенты, товарные знаки, культура организации, отношения с клиентами). Организационный капитал — это организационные возможности фирмы отзываться на требования рынка. Он отвечает за то, как человеческий капитал используется в организационных системах, превращает информацию. Организационный капитал в большой степени является собственностью компании и может быть относительно самостоятельным объектом купли - продажи.
Потребительский, или клиентский капитал состоит из связей и стойких отношений с клиентами и потребителями. Одна из главных целей формирования потребительского капитала — создание такой структуры, которая разрешает потребителю продуктивно общаться с персоналом компании.
Структурный капитал как составляющая организационного капитала. И.В.Журавлева [15] предлагает под структурным капиталом понимать способность предприятия использовать компетентностный капитал в организационных системах, что превращает информацию с целью повышения доходности и отмечает, что структурный капитал обеспечивает среду, поощряет создавать, а затем капитализировать информацию и знания. Происходит своеобразная конвертация компетентностного капитала в структурное, поток знаний, информации, направленный от индивидуальной компетенции к внутренней структуры предприятия, затем закрепляется в информационных системах, интеллектуальной собственности [15].
Структурный капитал как инструмент инновационного развития обеспечивает формализацию и документирование знаний и опыта, которые могут быть использованы для инновационного развития. Соответствующая культура организации, формирует благоприятную среду для инициативности и творческой активности стимулирует работников, повышает их заинтересованность, открывает возможности инновационного развития предприятия. Использование структурного капитала обеспечивает преобразование результатов творческого труда на материальные продукты, а потом их коммерциализацию. Информатизац
Главными составляющими структурного интеллектуального капитала предприятия является не некомпьютерные и программное обеспечение, а нематериальные бизнес-процессы, построенные на основе компьютерных систем, создании и использовании объектов интеллектуальной собственности; основным направлением развития структурного капитала является разработка и постоянное развитие информационной модели управления знаниями предприятия как модели познавательных процессов организации, опосредованных бизнес-процессами (рабочими операциями) и документами [15].
Объекты интеллектуальной собственности как составляющая организационного капитала включают [16]
объекты авторского права (произведения науки, литературы, искусства, компьютерные программы, базы данных);
объекты смежных прав (исполнение произведений, фонограммы и видеограммы, программы телерадиоорганизаций)
объекты научно-технической информации (научно-техническая документация, научные открытия, рационализаторские предложения, сорта растений (селекцiйнi достижения), породы животных (селекцiйнi достижения);
объекты промышленной собственности (изобретения, полезные модели, промышленные образцы;топографии интегральных микросхем; секретные объекты: объекты промышленной собственности (изобретения, полезные модели i промышленные образцы), составляющих государственную тайну, защиту от недобросовестной конкуренции: защита через административные или судебные органы от недобросовестных конкурентных действий - неправомерное использование деловой репутации предпринимателя, создание препятствий в процессе конкуренции, неправомерное использование коммерческой тайны);
средства индивидуализации (субъектов, товаров и услуг) (знаки для товаров и услуг; указание происхождения товаров (название места или географическое указание происхождения товара); фирменные названия; доменные имена)
ноу-хау (коммерческие секреты; техническая документация; творческие разработки, системы организации производства, маркетинга, управления качеством продукции, кадрами, финансами, политикой капиталовложений; производственно-коммерческий опыт организации производства, маркетинга и обучение персонала).
Использование объектов интеллектуальной собственности предприятием является одним из главных инструментов инновационного развития.
Клиентский капитал. Клиентский капитал как экономическая категория является составной частью общей концепции интеллектуального капитала, это устойчивое положительное отношение клиентов к компании и (или) ее продукции, которое является средством создания дополнительного дохода, предоставляет дополнительные преимущества на рынке [17].
Любая организация не в состоянии развиваться, а тем более инновационно, без благоприятной внешней среды и устойчивых отношений с партнерами. Поэтому для инновационного развития предприятия необходимо обеспечивать надлежащий уровень коммуникаций, по взаимодействию различных инновационных структур и субъектов инфраструктуры, связей и устойчивых отношений с потребителями и клиентами.
Интеллектуальный капитал — многомерное явление, поэтому вряд ли возможно сформулировать простую и универсальную его модель.
Интеллектуальный капитал становится инструментом инновационного развития именно через влияние его составляющих, которые приведены на рис. 2.
Заключение
Возрастающее значение интеллектуального капитала становится ясным не только для руководителей отдельных компаний и организаций, но и для политиков многих стран мира.
Передовые российские организации уже обладают достаточно большим интеллектуальным капиталом. В то же время значительная часть российских предприятий характеризуется незначительным капиталом этого вида. Более того, в ряде случаев его величина отрицательна. В стране в целом величина интеллектуального капитала также существенно ниже той, которая могла бы быть в случае более успешного экономического развития.
Интеллектуальный капитал предприятия имеет несколько составных элементов, и на его формирование и величину влияет достаточно многочисленная группа разнородных факторов. Поэтому интегральная оценка интеллектуального капитала предприятия должна отражать многогранную деятельность предприятия в целом. Важно отметить, что для предприятий различной специализации типовым может быть только подход к оценке его интеллектуального капитала, набор же показателей строго индивидуален. Поэтому можно сформулировать всего три прагматичных принципа, руководствуясь которыми можно сделать правильный выбор инструментария оценки:
1. Не переусложнять задачу. Для более-менее качественной и объективной оценки интеллектуального капитала предприятия требуется, как правило, не более трех измеряемых параметров каждого его вида – человеческого, структурного, потребительского – плюс один интегральный показатель, характеризующий эту сторону потенциала предприятия в целом.
2. Измерять нужно только то, что имеет важное стратегическое значение для деятельности предприятия.
3. Измерять нужно только те виды деятельности, которые создают интеллектуальное богатство.
Каждое конкретное предприятие в силу специфики своей деятельности и индивидуальности организационного кадрового построения может самостоятельно определить свою систему показателей для расчета интеллектуального потенциала и определения стратегии развития.
ЛІТЕРАТУРА:
1. Иванюк И. А. «Воспроизводство интеллектуального капитала в современных маркетинг-системах». #"#">http://dis.ru
6. Леонтьев Б. Б. Цена интеллекта. Интеллектуальный капитал в российском бизнесе. - М.: Издательский центр "Акционер", 2002 - 200 с.
7. Макконнелл К. Р., Брю С. А. Экономикс: В 2 т. / Пер. с англ.- Баку: Изд. "Азербайджан", 1992.-Т. 1.-399с.
8. Спиркин А. Г. Сознание и самосознание. - М.: Владос, 1499 176 с.
9. Эскиндаров М. А. Развитие корпоративных отношении и современной российской экономике. - М.: Республика, 1999.-368 с.
Информация о работе Интеллектуальный капитал предприятия: сущность, виды, направления использования