Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 14:29, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение роли инвестиций в экономике государства.
Задачи курсовой работы.
Рассмотреть общие понятия инвестиций.
Рассмотреть инвестиционный спрос.
Рассмотреть роль государственных инвестиций в экономике.
Рассмотреть роль инвестиций в человеческом капитале
ВВЕДЕНИЕ
1.СУЩНОСТЬ ИНВЕСТИЦИЙ……………………………….....5
1.1.Виды инвестиций……………………………………………...5
1.2.Функции инвестиций………………………………………....11
2.ИНВЕСТИЦИОННЫЙ СПРОС……………………………….13
2.2Факторы, влияющие на спрос инвестиций………………….16
2.3. Инвестиции и доход………………………………………....19
2.4. Мультипликатор и акселератор……………………………..20
3.РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В ЭКОНОМИКЕ
3.1. Роль государственных инвестиций в экономике…...……..23
3.2.Формы и виды государственных инвестиций……………...28
4. ИНВЕСТИЦИИ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ ……….....34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………...35
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………....36
С
переходом к рынку происходит
существенное изменение инвестиционного
статуса государства и негосударственных
структур, разделение их функций в инвестиционном
процессе, сокращение доли государственных
инвестиций в их общем объеме, изменение
структуры инвестиций по формам собственности.
Ведущим направлением изменения структуры
инвестиций в период рыночных преобразований
становится снижение доли бюджетных ассигнований
и увеличение доли собственных средств
предприятий частных инвестиций и заемных
ресурсов.
В настоящее время общий уровень государственных инвестиций в России примерно соответствует аналогичному показателю в странах ОЭСР. По оценкам МВФ, в среднем в развитых странах уровень государственных инвестиций составляет около 3,7% ВВП, или 15% всего объема инвестиций. Однако для стран с высокой нормой сбережения — Японии (26% ВВП) и новых индустриальных стран Азии (29% ВВП) — характерен втрое более высокий, чем в России, уровень государственных инвестиций. В России, где в условиях благоприятной макроэкономической ситуации последних лет норма сбережения достигла 30% ВВП, и, соответственно, возросли инвестиционные возможности государства, увеличение государственных инвестиций могло бы послужить осуществлению крупных инвестиционных программ. Для обеспечения структурной перестройки экономики, поддержки и обновления изношенной инфраструктуры.
Согласно Бюджетному кодексу РФ для финансирования государственных капитальных расходов необходимо, чтобы инвестиции были включены в федеральную адресную инвестиционную программу, другие федеральные и региональные целевые программы или чтобы государственные (федеральные, региональные), органы исполнительной власти предусмотрели данные расходы в бюджете соответствующего уровня своим решением.
Между
тем общий объем капитальных
государственных вложений на 2003 г. составил
всего 72,4 млрд. руб. (3,3% общего объема инвестиций
в основной капитал). Столь незначительные
объемы государственных инвестиций не
способствуют решению задач достижения
устойчивых темпов экономического роста
и повышения уровня жизни Населения.
3.2. Формы
и виды государственных
При всем многообразии форм и видов государственных инвестиций можно условно выделить два основных направления их осуществления:
Инвестиции
в объекты государственной
Инвестиции в рамках государственной поддержки частных инвесторов являются важным инструментом государственного экономического регулирования. С их помощью государство может оказывать поддержку предприятиям реального сектора, воздействовать на состояние стратегически важных отраслей, производственный потенциал и занятость. Такие меры, особенно в условиях экономического спада, способны стабилизировать социально-экономическую ситуацию, придать импульс частной инвестиционной активности. Однако при использовании данного инструмента также необходимо учитывать угрозу эффекта вытеснения частного инвестиционного спроса, возникающего при избыточных государственных расходах.
По
направлению использования
По источникам финансирования выделяют государственные инвестиции, осуществляемые за счет бюджетных средств (капитальные расходы бюджета), за счет других государственных финансовых источников (внебюджетных целевых фондов и др.), за счет средств, привлекаемых с финансовых рынков (эмиссии государственных ценных бумаг, внутренних и внешних кредитов и займов).
Государственные
капитальные расходы могут
Согласно Бюджетному кодексу РФ для финансирования государственных капитальных расходов необходимо, чтобы инвестиции были включены в федеральную адресную инвестиционную программу, другие федеральные и региональные целевые программы или чтобы государственные (федеральные, региональные), органы исполнительной власти предусмотрели данные расходы в бюджете соответствующего уровня своим решением.
В
соответствии с российским бюджетным
законодательством
Второе направление — вложение средств в эффективные инвестиционные проекты на возвратной и платной основе, предоставление гарантий и страхование инвестиций — существенно отличается от традиционного подхода к финансированию государственных инвестиций. Как правило, выделение государственных инвестиционных ресурсов на эти цели происходит на конкурсной основе.
Для финансирования инвестиционных программ государство вправе выпускать облигационные займы, вовлекать в инвестиционный процесс временно приостановленные и законсервированные стройки, другие объекты, находящиеся в государственной собственности. Государство может предоставлять право отечественным и зарубежным инвесторам на поиск, разведку и добычу минерального сырья на участках недр в форме соглашении о разделе продукции.
Расширение практики предоставления государственных инвестиций на основе долевого финансирования является общей тенденцией, проявляющейся в странах, как с развитыми, так и развивающимися рынками. Так, в странах развитой рыночной экономики все большее распространение получает принцип развития сотрудничества государства и бизнеса, особенно в сфере инфраструктуры.
В
настоящее время подходы к
решению проблем
Ключевой
идеей данного документа
По итогам исполнения федерального бюджета в 2003 г. на социальный комплекс направлены средства в размере 45,5 млрд. руб., что составляет 62,8% уточненного объема средств, в то время как на развитие и поддержание производственных комплексов было инвестировано лишь 9,5 млрд. руб. (13,1%).
Важной проблемой, требующей своего решения, является обеспечение государственных инвестиций в реструктуризацию и развитие государственного сектора российской экономики.
Несмотря на масштабное сокращение, государственный сектор в отечественной хозяйственной системе продолжает занимать ведущее место в отраслях топливно-энергетического и оборонного комплексов, медицинской и микробиологической промышленности, транспорта, связи, социальной сферы. Наиболее сильными являются позиции государственного сектора в отраслях естественных монополий — электроэнергетике и железнодорожном транспорте. Мировой опыт показывает, что эти отрасли традиционно являются сферой пристального внимания со стороны государства, хотя масштабы и структура государственного сектора в отдельных странах зависят от состояния национального хозяйства, исторических и социальных условий и традиций, а также принятой модели, предполагающей определенные отраслевые приоритеты.
Статья 115 Основного закона ФРГ закрепляет принцип использования заемных средств только на государственные инвестиции и достижение экономической стабилизации.
Данный подход содержится и в британском финансовом законодательстве. Представления о том, что правительство не может принимать обязательства, по которым будут расплачиваться его преемники, уступили новой логике: будущие поколения не должны оплачивать текущие расходы, которые приносят пользу только нынешнему поколению, но должны частично финансировать инвестиции, выгодные как нынешнему, так и будущим поколениям. Это соответствует принципу справедливого распределения финансового бремени между поколениями.
Мировой опыт показывает, что «золотому правилу» при финансировании государственных инвестиций следуют в неявном виде и те страны, где разделение текущего и инвестиционного бюджетов не закреплено законодательно, а используются иные формы выделения инвестиционных расходов; финансирование инвестиционных программ за счет выпуска долгосрочных облигаций и иных заемных средств; образование государственных институтов развития; создание специальных фондов инвестиционного назначения и др.
Основным способом финансирования государственных инвестиций выступает эмиссия ценных бумаг финансирования текущих потребностей бюджета и урегулирования проблем задолженности государства перед физическими лицами, и среднесрочные и долгосрочные обязательства, имеющие инвестиционную направленность.
Данный опыт целесообразно использовать для России, где рынок государственных ценных бумаг был изначально ориентирован на привлечение средств для финансирования текущего дефицита государственного бюджета. Возрастание государственных заимствований в российской экономике середины 90-х годов было инициировано увеличением непроизводительных расходов, связанных с обслуживанием высокого по стоимости и краткосрочного по структуре государственного долга. Оно не только не компенсировалось ростом инвестиционных расходов, а, напротив, выступило одним из факторов, обусловливающих сокращение государственных капитальных вложений, и, более того, вытеснение частного инвестиционного спроса.
Помимо банков развития государственные инвестиции могут осуществляться через систему трастовых фондов целевого назначения.
Последние могут создаваться в рамках центрального банка, банков развития, специальных административно-финансовых и хозяйственных структур. Ресурсы данных фондов формируются за счет государственных трансфертов, взносов предпринимательских групп и объединений, кредитов международных финансовых организаций и расходуются на строго целевой основе, в рамках задач, сформулированных правительством при их создании.
В
современной системе