Инвестиции и их роль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 17:08, реферат

Описание

Цель контрольной работы — формы и методы государственного регулирования и прямого управления инвестициями в условиях рыночной экономики.
Задачи контрольной работы:
–изучить сущность и виды инвестиций,
–рассмотреть основные механизмы формирования инвестиций и их регулирования в российской экономике,

Содержание

Оглавление 2
Введение 3
1. Инвестиции: сущность, роль, виды и источники 6
2. Инвестиции в основной капитал 15
3.Значение инвестиций для развития экономики России 21
4. Перспективы развития инвестиционной политики в Российской Федерации 25
Заключение 29
Библиографический список 31

Работа состоит из  1 файл

Экономика организации.doc

— 114.00 Кб (Скачать документ)

     Подрядчики  – физические и юридические лица, которые выполняют работы по договору подряда, государственному контракту. Договор заключается с заказчиком в соответствии с Гражданским кодексом РФ.

     Пользователи  объектов капитальных вложений –  это те физические и юридические  лица, а также государственные  органы, органы местного самоуправления, для которых создаются такие  объекты.

     К категории «другие лица» относятся  поставщики необходимого оборудования и материалов, кредитные организации, финансирующие инвестиционную деятельность, страховые организации.

     Действующее законодательство позволяет субъектам  инвестиционной деятельности совмещать  функции двух и более субъектов. Все такие совмещения регулируются договорами.

     Все инвесторы в соответствии с законодательством  имеют равные права на осуществление  инвестиционной деятельности, на определение  объемов и направлений капитальных  вложений, на владение, пользование  и распоряжение объектами капитальных вложений и результатами осуществленных капитальных вложений.

     Также равны инвесторы и в своих  обязанностях. В частности, субъекты инвестиционной деятельности обязаны  осуществлять инвестиционную деятельность в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами федерации, а также законами субъектов федерации, иными нормативными правовыми актами субъектов федерации и установленными стандартами (нормами и правилами). Кроме того, инвесторы обязываются использовать средства, направляемые на капитальные вложения, по целевому назначению, исполнять требования, предъявляемые государственными органами.

     Инвестиционная  деятельность находится в сфере  государственного регулирования. Вышеназванный закон определяет, что такое регулирование осуществляется двумя путями:

     1) прямое участие государства в  инвестиционной деятельности;

     2) косвенное участие государства  в инвестиционной деятельности, через проведение соответствующей  макроэкономической политики.

     Государство выступает своеобразным системообразующим  фактором, формируя нормативную правовую базу для всех участников инвестиционного  процесса. В то же время государство  само является субъектом инвестиционной деятельности, вкладывая бюджетные  средства в приоритетные проекты, либо выделяя их на конкурсной основе инвесторам, либо предоставляя им разные формы поддержки.

     Выбор форм и методов регулирования  инвестиционной деятельности во многом зависит от состояния экономики, характеризующегося уровнем инфляции, доходами бюджета, объемами сбережений, структурой производства, платежеспособным спросом населения и др.

     В соответствии с государственным  устройством РФ государственное  регулирование инвестиционной деятельности осуществляется на уровне федерации  и на уровне субъектов федерации. При этом приоритетное значение имеет федеральный уровень, поскольку законодательные и нормативные правовые документы регионов базируются на федеральном законодательстве.

     Выполняя  свои особенные функции, государство  гарантирует субъектам инвестиционной деятельности определенные права и защиту осуществляемых капитальных вложений. [6,С.46]

 

3.Значение инвестиций для развития экономики России

 

     Инвестиционный  процесс – многосторонняя деятельность участников воспроизводственного процесса по наращиванию капитала нации. Он имеет непосредственное отношение к динамике экономической системы. Инвестиционный процесс – составная часть общественного воспроизводства. Он отражает все стадии воспроизводственного процесса: производство, распределение, обмен, потребление, но только со стороны движения инвестиционных благ. Этот процесс в РФ имел сложный характер развития.

     Очевидно, при той высокой степени износа основных фондов, которая характеризует  современный парк оборудования российской промышленности, поддержание высоких темпов роста ВВП (порядка 7-8% в год), требующихся для удвоения ВВП за 10 или 6 лет, без опережающего роста инвестиций невозможно – в 1990-е годы они сократились в гораздо большей степени, чем ВВП (почти в пять раз, тогда как ВВП – в два раза). Решение задачи обеспечения конкурентоспособности национальных производителей, поставленной наряду с удвоением ВВП, также связано с необходимостью обновления производственного аппарата и существенным ростом производительности труда, что нереально без значительных инвестиционных затрат.

     Отличительной особенностью 2003 г. Стало восстановление опережающих темпов роста инвестиционного  спроса относительно динамики ВВП и  конечного потребления. Высокую  динамику валового накопления обеспечил  рост инвестиций в основной капитал, который по итогам 2003 г. Составил 12,9%, в то время как расходы на конечное потребление увеличились на 6,1%, а ВВП – на 7,3%.

     Ускорение роста инвестиций было обусловлено  следующими причинами:

     - возобновился рост инвестиций  в экспортоориентированном секторе, носивший компенсационный характер и восполнявший стагнацию капитальных вложений в 2002 г.; возросшая инвестиционная активность в отраслях естественных монополий привела к росту производства (и инвестиций) в отраслях, производящих инвестиционные товары (например, железнодорожного машиностроения);

     - резкое усиление конкуренции  продукции отраслей, ориентированных  на внутренний рынок, со значительно  подешевевшим импортом в условиях  сохранения инфляции издержек  потребовало от отечественных производителей увеличения объемов инвестирования для сохранения своих рыночных позиций. Это подтверждается тем, что наиболее высокие темпы роста инвестиций продемонстрировали обрабатывающие отрасли (27%);

     - сохранилась и тенденция увеличения  ввода в действие жилых домов.

     И инвесторы, и наблюдатели согласны с тем, что в России сложился не очень благоприятный инвестиционный климат. Из этого можно сделать  два вывода. Первый состоит в том, что вопреки тяжелейшему кризису  либерализация коммерческой деятельности освободила экономику от плановой «смирительной рубашки» и удержала накопление на уровне выше 16% ВВП (в СНГ есть примеры и хуже). Второй вывод: если полтора десятилетия нет инвестиционного бума, то, значит, не сформировалась связка «корпоративный контроль – конкурентная среда». При этом инвестиционный процесс шел в естественных рамках, что позволяло расширять применение все более «нормальных» методов экономического анализа. [4, С.25]

 

4. Перспективы развития инвестиционной политики в Российской Федерации

 

     На  современном сложном переходном этапе российской экономики производственный и экономический потенциал России не может сохраниться, эффективно использоваться и воспроизводиться, если не будет  сформирован эффективный хозяйственный  механизм управления инвестиционным процессом на макро- и микроуровнях.

     Переход России к рыночной модели ведения  хозяйства непосредственно связан с формированием новой идеологии  инвестиционного процесса. В условиях централизованной плановой экономики  инвестиционный процесс практически монопольно регламентировался и осуществлялся государством. В современных российских условиях инвестиционной деятельности возрастающую роль приобретают частные юридические и физические лица (отечественные и зарубежные), а также такие субъекты рыночной инфраструктуры, как коммерческие и специализированные банки, финансовые компании, консультационные фирмы и т.д.

     Первоосновой  инвестиционной деятельности являются финансы, которые как субъект  управления являются достаточно сложным  объектом регулирования, т.к. отражают высокую степень неопределенности экономических процессов и их результатов. Следует отметить также, что в организации инвестиционной деятельности крайне значительной становится роль субъективного фактора – интеллектуальных способностей участников данного процесса.

     Эффект  результатов инвестирования проявляется  через определенное, зачастую весьма продолжительное время, что в  значительной степени усложняет  прогнозирование и проектирование инвестиционной деятельности.

     Необходимыми  и взаимосвязанными условиями ведения инвестиционной деятельности в рыночной экономике являются: наличие свободного капитала (ресурсов) у потенциального инвестора; желание инвестора разместить свободный капитал на приемлемых условиях (доходность, риск) в отдельных секторах экономики; правовые условия, способствующие эффективному размещению и движению капитала в прямом (инвестирование) и обратном (вывоз, присвоение прибыли) направлениях.

     Обеспечиваются  эти условия через инвестиционную политику государства.

     Инвестиционная  политика государства – комплекс взаимосвязанных целей и мероприятий по обеспечению необходимого уровня и структуры капитальных вложений в экономику страны и в отдельные ее сферы и отрасли, повышению инвестиционной активности всех участников воспроизводственной деятельности: населения, предпринимателей, государства.

     Главные задачи инвестиционной политики:

     а) расширение объема и повышение эффективности  инвестиций за счет совершенствования  их структуры;

     б) превращение государственных инвестиций в средство повышения инвестиционной активности в стране, в средство управления структурной трансформацией экономики.

     Инструментами проведения общегосударственной инвестиционной политики являются:

     - инвестиционный план страны;

     - бюджет развития, как часть федерального  бюджета;

     - методические материалы по оценке  эффективности инвестиционных проектов.

     С учетом необходимости преодоления  дальнейшего спада производства и ограниченности финансовых возможностей государства инвестиционную политику предусматривается осуществлять на основе следующих принципов:

     - последовательная децентрализация  инвестиционного процесса путем  развития многообразных форм  собственности, повышение роли  внутренних (собственных) источников  накоплений предприятий для финансирования  их инвестиционных проектов;

     - государственная поддержка предприятий  за счет централизованных инвестиций;

     - размещение ограниченных централизованных  капитальных вложений и государственное  финансирование инвестиционных  проектов производственного назначения  строго в соответствии с федеральными целевыми программами и исключительно на конкурентной основе;

     - усиление государственного контроля  за целевым расходованием средств  федерального бюджета;

     - совершенствование нормативной  базы в целях привлечения иностранных  инвестиций;

     - значительное расширение практики совместного государственно-коммерческого финансирования инвестиционных проектов. [5, С.25]

     На  данный момент среди основных направлений  инвестиционной политики РФ можно выделить следующие:

     - двустороннее экономическое сотрудничество  со странами дальнего зарубежья;

     - содействие реализации инвестиционных  проектов;

     - двустороннее инвестиционное сотрудничество  со странами мира;

     - анализ и координация инвестиционных  проектов, требующих господдержки;

     - инвестиции в сфере деятельности  субъектов естественных монополий;

     - консультативный совет по иностранным  инвестициям в России (КСИИ);

     - реализация Федеральной адресной  инвестиционной программы;

     - совершенствование инвестиционного  законодательства;

     - создание договорно-правовой базы для развития инвестиционного сотрудничества;

     - международное инвестиционное сотрудничество. [10,С.21]

     Вопросы повышения инвестиционной активности являются сегодня и в обозримой  перспективе главными в экономической  политике российского государства. На всех уровнях управления ясно понимают, что без инвестиций невозможны структурная перестройка народного хозяйства, подъем экономики, рост уровня жизни населения.

Информация о работе Инвестиции и их роль