Инвестиционная деятельность предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 17:15, контрольная работа

Описание

В экономике неизбежно приходится в начале вкладывать в дело средства, создавать условия протекания производственных процессов и только затем получать желаемый результат, отдача от вложенных средств. Вложение капитала в конкретное дело происходит посредством привязки вкладываемых средств к определённому экономическому объекту. В ряду экономических проектов выделяют инвестиционные проекты, т.е. программы решения экономических задач, как совокупности сочетания разнообразных характерных действий, подчинённых единой целевой задаче.

Содержание

Введение
I Теоретическая часть
1.1 Общее понятие технико-экономического обосновние инвестиций
1.2 Методика составления технико-экономического обоснования инвестиций
1.3 Особенности оценки эффективности проектов с учетом факторов риска и неопределенности

Работа состоит из  1 файл

инвестиц деят пр.doc

— 106.50 Кб (Скачать документ)

План:

Введение

I Теоретическая часть

1.1 Общее понятие технико-экономического  обосновние инвестиций

1.2 Методика составления  технико-экономического обоснования  инвестиций

1.3 Особенности оценки  эффективности проектов с учетом  факторов риска и неопределенности

 

II Практическая часть (задачи)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Теоретическая часть

1.1 Общее понятие технико-экономического обосновние инвестиций

 

Любой экономический  проект представляет собой преобразование ресурсов в экономический продукт и протекает по схеме " Ресурсы - факторы производства - продукт экономической деятельности".

В экономике неизбежно  приходится в начале вкладывать в  дело средства, создавать условия  протекания производственных процессов  и только затем получать желаемый результат, отдача от вложенных средств. Вложение капитала в конкретное дело происходит посредством привязки вкладываемых средств к определённому экономическому объекту. В ряду экономических проектов выделяют инвестиционные проекты, т.е. программы решения экономических задач, как совокупности сочетания разнообразных характерных действий, подчинённых единой целевой задаче.

Инвестиционный проект осуществляется в несколько стадий. Различают разработку и реализацию проекта. Разработка проекта - создание модели, образа действий по достижению цели, осуществления расчётов, выбор вариантов, обоснование проекта. Главное в разработке проекта - подготовка развёрнутого технико-экономического обоснования, являющегося основным документом, на основании которого принимаются решения об осуществлении проекта и выделяются инвестиции под этом проект.

В узком смысле технико-экономическое обоснование – это обоснование затрат ресурсов и экономических результатов, в стоимостном выражении, по возможности реализации целевой проблемы комплекса работ: производственных, технических, технологических, инвестиционных проектов для принятия управленческих решений.

Технико-экономическое обоснование - это изучение экономической выгодности, анализ и расчет экономических показателей создаваемого инвестиционного проекта. Целью проекта может быть создание технического объекта или строительство или реконструкция существующего здания.

Главной задачей при  составлении технико-экономического обоснования (ТЭО) является оценка затрат на инвестиционный проект и его результатов, анализ срока окупаемости проекта.

Составить ТЭО необходимо самому предпринимателю для понимания  того, что стоит ли ждать от проекта, а для инвестора ТЭО предпринимателя, запрашивающего инвестиции необходимо, для понимания сроков окупаемости вложенных денег. Разработка ТЭО может быть поручена как группе специалистов (в сложных проектах), так и может быть составлено и самостоятельно предпринимателем.

 

1.2 Методика составления технико-экономического обоснования инвестиций

 

При составлении ТЭО допускается следящая последовательность тематических частей:

    • исходные данные, информация о секторе рынка;
    • существующие возможности действующего бизнеса предприятия;
    • источники сырья, материальные факторы для развития бизнеса;
    • капитальные затраты предполагаемые для достижения поставленной цели;
    • эксплуатационные затраты при реализации проекта;
    • производственный план;
    • финансовая политика и финансовая составляющая проекта;
    • общая информация о будущем проекте.

В общем, в ТЭО приводится описание отрасли, в которой работает предприятие, и дается обоснование выбора территориального и географического положения действующего и предполагаемого бизнеса, а так же описывается вид выпускаемой продукции. Здесь необходимым является описание и обоснование цен на выпускаемую продукцию. При этом финансовая часть ТЭО содержит информацию об источниках финансирования и сроки погашения задолженности, условия использования заемных средств.

Расчеты в ТЭО состоят  из таблиц, в которых представлено движение денежных средств и баланс.

Такая структура ТЭО  может и не являться единственно  правильной и может изменяться в зависимости от конкретного проекта. Так же, она может быть расширена для больших и сложных бизнес проектов.

Существуют следующие  варианты технико-экономического обоснования на практике:

Вариант 1 включает:

  • реальное состояние предприятия;
  • анализ рынка и оценка производственных мощностей предприятия;
  • техническая документация;
  • положение дел с трудовыми ресурсами;
  • организационные и накладные расходы предприятия;
  • оценка длительности проекта;
  • анализ финансовой привлекательности и экономической обоснованности проекта.

Вариант 2 включает:

  • суть предлагаемого проекта, представление основ проекта и принципов его воплощения в жизнь;
  • небольшой обзор рынка, изложение результатов различных исследований с целью изучения спроса на новую услугу или товар;
  • технологические и инженерные аспекты проекта:

а) описание процесса производства;

б) доказательства необходимости приобретения нового оборудования или модернизации старого;

в) сравнение нового продукта с действующими стандартами качества;

г) обзор сильных и  слабых сторон нового товара или услуги;

      • финансовые и экономические показатели, включающие в себя:

а) предполагаемые и необходимые  инвестиции в проект;

б) предполагаемые внутренние и внешние финансовые источники;

в) производственные издержки;

  • оценка эффективности и окупаемости продвигаемого проекта, гарантия возврата внешних заимствований;
  • восприимчивость предлагаемого нового продукта, услуги к существующим на рынках рискам, а также стойкость к возможным рискам в будущем;
  • общая оценка эффективности возможного внешнего заимствования.

Вариант 3 включает:

  • краткое изложение всех основных положений технико-экономического обоснования;
  • условия претворения нового проекта в жизнь (кому принадлежит авторство проекта, исходный материал по проекту, какие подготовительные мероприятия и исследования уже проведены и т.п.);
  • анализ предполагаемых рынков сбыта, обзор производственных возможностей предприятия, а также расчет пиковых возможностей предприятия и ряд других факторов;
  • в данном разделе отражается все, что связано с обеспечением производства (необходимые запасы и производственные ресурсы), анализ существующих контрагентов и возможных поставщиков, анализ возможных издержек на различные производственные факторы;
  • раздел посвящен территориальному расположению предприятия и расходам, связанным с этим положением (ориентировочная оценка, где будет находиться предприятие, предварительные расчеты, связанные с оплатой аренды участка под производство или под офисное помещение);
  • конструкторская и проектная документация (оценка необходимых технологий для нового проекта, оценка дополнительных объектов вспомогательного назначения, без которых будет невозможно осуществление производства;
  • организационные и другие дополнительные расходы, связанные с новым проектом (расчет дополнительных расходов, а также набросок предполагаемой структуры будущего производства);
  • анализ трудовых ресурсов для будущего проекта (оценка человеческих ресурсов, которые понадобятся для запуска нового проекта). Указывается предполагаемое число рабочего и обслуживающего персонала, необходимое количество инженерно-технических работников. Кроме того, указывается, будут ли привлекаться только местные работники, либо иногородние (иностранные) специалисты. В этом же разделе указываются просчитанные затраты на оплату труда, налоги, связанные с заработной платой и ряд других моментов;
  • график хода осуществления представляемого проекта;
  • общая оценка экономической и финансовой состоятельности планируемого проекта.

Методика составления ТЭО:

  • оглавление или структура. Краткое описание глав документа.
  • общее описание проекта, вводные данные о проекте. Информация об исследованиях, которые были проведены предварительно, оценка необходимых инвестиций.
  • описание рынка и производства. Оценка спроса и прогноз будущих продаж, описание мощностей предприятия.
  • сырье и ресурсы. Расчет необходимых объемов материальных ресурсов, прогноз и описание поставок ресурсов на предприятие, анализ цен на них.
  • выбор месторасположения предприятия (объектов предприятия). Обоснование выбора места и оценка стоимости аренды помещения или участка.
  • проектная документация. Описание технологии производства будущих изделий, характеристики необходимого оборудования, дополнительные строения.
  • организационная структура предприятия. Описание организации предприятия и накладные расходы.
  • трудовые ресурсы. Оценка потребности в трудовых ресурсах с делением на категории (рабочие, служащие, топ-менеджеры, руководители и т. д). Оценка расходов на заработную плату.
  • сроки осуществления проекта. План-график проекта, смета расходов, размеры траншей и пр.
  • экономические расчеты. Оценка инвестиционных издержек, производственные издержки, финансовая оценка проекта.

 

1.3 Особенности оценки эффективности проектов с учетом факторов риска и неопределенности

 

Под неопределенностью понимается неполнота или неточность информации об условиях реализации проекта, в том числе связанных с ними затратах и результатах. При оценивании проектов наиболее существенными представляются следующие виды неопределенности и инвестиционных рисков:

- риск, связанный с нестабильностью  экономического законодательства  и текущей экономической ситуации, условий инвестирования и использования  прибыли;

- внешнеэкономический  риск (возможность введения ограничений  на торговлю и поставки, закрытие границ и т.п.);

- неопределенность политической  ситуации, риск неблагоприятных  социально- политических изменений в стране или регионе;

- неполнота или неточность информации о динамике технико-экономических показателей, параметрах новой техники и технологии;

- колебания рыночной  конъюнктуры, цен, валютных курсов  и т.п.;

- неопределенность природно-климатических  условий, возможность стихийных бедствий;

- производственно - технологический риск (аварии и отказы оборудования, производственный брак и т.п.);

- неопределенность целей,  интересов и поведения участников;

- неполнота или неточность  информации о финансовом положении  и деловой репутации предприятий  - участников (возможность неплатежей, банкротств, срывов договорных обязательств).

Организационно-экономический  механизм реализации проекта, сопряженного с риском, должен включать специфические элементы, позволяющие снизить риск или уменьшить связанные с ним неблагоприятные последствия.

В этих целях используются:

  • разработанные заранее правила поведения участников в определенных "нештатных" ситуациях (например, сценарии, предусматривающие соответствующие действия участников при тех или иных изменениях условий реализации проекта);
  • управляющий (координационный) центр, осуществляющий синхронизацию действий участников при значительных изменениях условий реализации проекта.

В проектах могут предусматриваться  также специфические механизмы  стабилизации, обеспечивающие защиту интересов участников при неблагоприятном изменении условий реализации проекта (в том числе в случаях, когда цели проекта будут достигнуты не полностью или не достигнуты вообще) и предотвращающие возможные действия участников, ставящие под угрозу его успешную реализацию. В одном случае может быть снижена степень самого риска (за счет дополнительных затрат на создание резервов и запасов, совершенствования технологий, уменьшения аварийности производства, материального стимулирования, повышения качества продукции), в другом – риск перераспределяется между участниками (индексирование цен, предоставление гарантий, различные формы страхования, залог имущества, система взаимных санкций).

Как правило, применение в проекте стабилизационных механизмов требует от участников дополнительных затрат, размер которых зависит от условий реализации мероприятия, ожиданий и интересов участников, их оценок степени возможного риска. Такие затраты подлежат обязательному учету при определении эффективности проекта.

Неопределенность условий реализации инвестиционного проекта не является заданной. По мере осуществления проекта участникам поступает дополнительная информация об условиях реализации и ранее существовавшая неопределенность "снимается".

С учетом этого система  управления реализацией инвестиционного проекта должна предусматривать сбор и обработку информации о меняющихся условиях его реализации и соответствующую корректировку проекта, графиков совместных действий участников, условий договоров между ними.

Информация о работе Инвестиционная деятельность предприятия