Инвестиционная политика региона и ее реализация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 11:15, контрольная работа

Описание

В работе рассмотрена инвестиционная политика как совокупность действий агентов воспроизводственной деятельности по обеспечению условий воспроизводства капитальных ресурсов в регионе.

Содержание

1. Сущность, виды и цели инвестиционной политики региона
2. Источники и структура государственных инвестиций региона
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Региональная экономика.doc

— 84.50 Кб (Скачать документ)


Министерство  образования  науки  российской  федерации

 

Филиал НОУ ВПО «Санкт-Петербургский институт

внешнеэкономических связей,  экономики и права»

в г. Кирове

 

 

Факультет экономический

             

                                                        Кафедра общегуманитарных

                                                  и естественно-научных

                             дисциплин

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ   РАБОТА

 

По дисциплине «РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА»

 

Тема: «Инвестиционная политика региона и ее реализация»

 

 

 

                                    

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

                                       

Киров 2012г.

 

 

 

Содержание

 

1.

Сущность, виды и цели инвестиционной политики региона

3

2.

Источники и структура государственных инвестиций региона

7

3.

 

11

4.

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.      Сущность, виды и цели инвестиционной политики региона.

 

Инвестиционная политика – совокупность действий агентов воспроизводственной деятельности по обеспечению условий воспроизводства капитальных ресурсов в регионе.

Сущность инвестиционной политики заключается в обеспечении воспроизводства основных фондов производственных и непроизводственных отраслей, их расширении и модернизации.

По наличию и характеру правовой базы можно выделить формализованную и неформализованную государственную инвестиционную политику. При этом формализованная инвестиционная политика означает наличие целостной правовой базы, регулирующей основные параметры инвестиционного процесса, такие, как налоги, цены, доходы, тарифная система, сроки амортизации оборудования и методы учета основных фондов. Как правило, ей присуща высокая степень государственного участия в экономике. Неформализованная государственная инвестиционная политика характеризуется сравнительно низкой долей государственных капиталовложений, большим объемом частного капитала, свободным перемещением капитала за рубеж и из-за рубежа и главное – несистематизированной правовой базой.

По форме управления можно выделить следующие типы инвестиционной политики: либеральная и централизованная. Либеральному типу инвестиционной политики присущи преимуще­ственно экономические методы государственного регулирования инвестиционными процессами, развитая вертикальная система инвесторов (государство — финансовые институты — бизнесме­ны — мелкие инвесторы), а также разнообразные источники ин­вестиций (частные, государственные, привлеченные и т.д.), раз­витая финансовая инфраструктура. Централизованная инве­стиционная политика, основной чертой которой является ис­пользование преимущественно жестких административных мето­дов управления. Источники инвестиций в этом случае формиру­ются посредством аккумулирования ресурсов различными государственными структурами, централизованно осуществляет­ся долгосрочное прогнозирование, а общее правовое поле жестко регламентирует развитие инвестиционного процесса.

Исходя из этих критериев современную региональную инве­стиционную политику, проводимую большинством регионов Рос­сии, можно оценить как формализованную и централизованную. Роль государственного вмешательства значительна как по объемам контролируемых им инвестиций, так и по степени регулирования данного процесса. Средства государственного инвестиционного бюджета составили чуть больше 60%. Любое решение, касающееся привлечения крупных кредитов государственными или ком­мерческими предприятиями, так или иначе контролируется государственными ведомствами.

Инвестиционному процессу в регионах Российской Федерации присущи следующие особенности.

Децентрализация инвестиционного процесса. Выделяют два направления этого процесса: федеральный центр — регион; региональное правительство — региональные про­мышленные и финансовые институты. В первом случае происхо­дит передача централизованных управляющих функций в пользу региональных властных структур при одновременном истощении федеральных источников инвестиций. В настоящее время ни в одном регионе России федеральное правительство не осуществляет комплексную инвестиционную политику, поэтому все инвестици­онные потоки формируются на локальном уровне. Во втором слу­чае экономическая политика региональных властных структур приводит к постепенному сокращению объемов государственных инвестиций, увеличению числа приватизированных предприятий и утрате части собственных контролирующих и управляющих функций в сфере воспроизводства. Доля прямых государственных инвестиций в валовых капитальных вложениях незначительна. Следовательно, современный инвестиционный процесс в регио­не характеризуется сокращением доли государственных инвести­ций при сохранении государственного контроля над подавляющим объемом капитальных вложений.

Переход к преимущественно экономическим методам воздействия.

Государство утрачивает свои функции главного планирующего и распределяющего института и приобретает иные, ранее не прису­щие ему, роли: собственника, равноправного участника, долево­го партнера, финансового агента, гаранта и кредитора. К новым формам го­сударственного воздействия на инвестиционный процесс в реги­онах страны можно отнести: формирование инвестиционного бюджета как ключевого элемента государственного планирования, долгосрочное государственное кредитование, государственные гарантии и регулирование деятельности акционированных пред­приятий посредством управления пакетами акций, принадлежа­щих государству.

Появление новых участников инвестиционного процесса. На уп­равляемость инвестиционным процессом воздействует и его структурное развитие, которое характеризуется появлением боль­шого числа новых субъектов. Система воспроизвод­ственных отношений «государство — промышленное предприя­тие» перерастает в разветвленную структуру участников инвести­ционного процесса. Изменение количественных и качественных параметров, с одной стороны, усложняет реализацию инвестици­онной политики, с другой — позволяет государству передать часть своих инвестиционных обязательств и интересов иным участ­никам.

В настоящее время инвестиционное проектирование выступает основным средством реализации инвестиционной политики реги­она.

Под «проектом» понимается комплекс действий (работ, услуг, приобретений, управленческих операций и решений), направлен­ных на достижение сформулированной цели. Разработка инвес­тиционного проекта предполагает обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления инвестиций, а также описание практических действий по их осуществлению.

Цели инвестиционной политики региона.

Целями текущей инвестиционной политики для большинства регионов в настоящее время являются: структурная перестройка региональной экономики; достижение экономической самостоя­тельности и обеспечение экономической безопасности региона; рационализация размещения производительных сил в регионе и укрепление собственной индустриальной базы; выделение приоритетных инвести­ционных проектов, исходя из интересов регионального хозяй­ственного комплекса.

Инновационный характер инвестиций. Инновации становятся важнейшим условием экономическо­го подъема страны. Обеспечение необходимого уровня инноваци­онной активности в экономике региона — ключевая экономичес­кая проблема успешности его развития.
В то же время инновационная активность в российской эко­номике пока еще достаточно низка, что вызвано слабой прорабо­танностью организационно-экономических моделей деятельнос­ти экономических агентов.

Принципами формирования обоснованной региональной инве­стиционной политики являются: эффективность, структурное рав­новесие, целенаправленность, общенациональная значимость.

1.      Ориентир на эффективное инвестирование. Инвестиции, на­правляемые в экономику региона, должны приносить прибыль в условиях, ограничиваемых целями каждого конкретного проекта, периодом его реализации, привлекаемыми под него ресурсами. Целесообразно вкладывать средства в проекты, эффективность которых заранее подтверждена, сроки окупаемости невелики, а условия реализации не имеют дополнительных рисков. Следова­тельно, инвестиции должны направляться в первую очередь на создание новых некапиталоемких или стратегически важных про­изводств, ориентированных на конкретные внутренние и внешние рынки сбыта, или реконструкцию и модернизацию традиционной промышленной базы

2.      Стремление к достижению структурного равновесия. В реги­ональной экономике инвестиционные потоки имеют определен­ные ограничения структурного характера. Каждое структурное соотношение нуждается в установлении некоторых предельных уровней развития или текущего состояния.

3.      Целенаправленность инвестирования. Необходимость этого принципа связана с ограниченностью инвестиционных ресурсов. Инвестиции следует направлять на реализацию конечного числа проектов, имеющих конкретное обоснование и практическую пользу.

4.      Общенациональная значимость. Основными условиями реа­лизации инвестиционной политики должны стать концентрация и общая направленность финансовых и иных интересов основных субъектов инвестиционного процесса, их ответственность в при­нятии решений и реализации тех или иных программ. Формиро­вание такого подхода должны взять на себя государственные орга­ны региона.

 

 

 

2. Источники и структура государственных инвестиций региона.

 

 

 

Основными источниками региональных инвестиций являются: государственные инвестиции (федерального и регионального уровня), частные внутренние инвестиции, частные иностранные инвестиции, иностранные государственные и межгосударственные инвестиции.

К государственным инвестициям в регионе относятся:

        средства государственного бюджета развития (федерально­го и регионального);

        инвестиции государственных предприятий и организаций, министерств и ведомств, внебюджетных фондов, осуществ­ляемые вне плановой инвестиционной программы;

        налоговые льготы и инвестиционные кредиты, предостав­ляемые предприятиям и иным экономическим субъектам, а также кредиты государственных финансовых структур.

Региональный бюджет развития является ключевым институ­том государственного участия в сфере региональных воспро­изводственных отношений.

В бюджете развития региона источники инвестиций подраз­деляются на безвозмездные и возвратные. Безвозмездные инвести­ции, в основном государственные ресурсы, направляются в соци­альную сферу. Возвратные ресурсы включают в себя займы госу­дарства (иностранные кредиты и эмиссия ценных бумаг), государственные инвестиционные кредиты и кредиты, предо­ставляемые под государственные гарантии. Из-за крайне сложного финансового положения региона заемные государственные ресур­сы больше не являются перспективным источником. Ввиду огра­ниченности средств регионального бюджета развития необходи­мо введение принципа обязательной возвратности и платности в качестве основы формирования бюджета развития региона.

Принципами разработки бюджета развития региона являются:

1.      Четкое определение структурных соотношений между про­изводственным и социальным направлениями инвестирования в экономику региона.

2.      Концентрация государственных инвестиционных ресурсов для реализации стратегически наиболее перспективных проектов.

3.      Научное обоснование структурных коэффициентов распре­деления государственных капитальных вложений по районам и городам областного подчинения в целях нивелирования резких территориальных различий в обеспечении социальными благами, а следовательно, и в уровне жизни.

4.      Более широкое использование инструментов и методов эко­номико-математического моделирования, которые сейчас практи­чески не применяются государственными органами управления экономикой в регионах.

Внебюджетные фонды как средство реализация инвестицион­ной политики в регионе. Деятельность многих внебюджетных фондов, в частности, фонда занятости, фонда социального стра­хования, департамента пенсионной службы, универсальна для всех регионов России. Вместе с тем в некоторых регионах созданы специальные институты, занимающиеся инвестиционной деятель­ностью.

К проблемам разработки региональных бюджетов развития относятся:

        недостаточность финансовых ресурсов для покрытия теку­щей валовой инвестиционной потребности региона;

        несовершенство государственного регулирования при аккумуляции источников инвестиционного бюджета — ис­пользование преимущественно прямых государственных инвестиций при низкой возвратности средств, что приводит к постепенному истощению ресурсов;

        перегруженность бюджета расходами, выделяемыми на без­возвратной основе, и территориальные различия в рас­пределении инвестиций, которые в долгосрочной перспек­тиве могут привести к ряду негативных тенденций в заня­тости, расселении и иных социальных аспектах жизни населения;

Информация о работе Инвестиционная политика региона и ее реализация