Инжениринг и франчайзинг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 17:38, контрольная работа

Описание

По договору комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга) (далее - договор франчайзинга) одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на определенный в договоре франчайзинга срок либо без указания срока комплекс исключительных прав (лицензионный комплекс), включающий право использования фирменного наименования правообладателя и нераскрытой информации, в том числе секретов производства (ноу-хау), а также других объектов интеллектуальной собственности (товарного знака, знака обслуживания и т.п.), предусмотренных договором франчайзинга, для использования в предпринимательской деятельности пользователя.

Содержание

1. Сущность и содержание понятия «франчайзинг». Понятие «делового комплекса». Виды международного франчайзинга. Основные условия договора франчайзинга. Преимущества и недостатки франчайзинга.

2. Инжиниринг: понятие, виды. институциональная структура рынка инжиниринга

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


.

Работа состоит из  1 файл

контрольная моя в5.6.doc

— 103.00 Кб (Скачать документ)


СОДЕРЖАНИЕ:

 

 

1. Сущность и содержание понятия «франчайзинг». Понятие «делового комплекса». Виды международного франчайзинга. Основные условия договора франчайзинга.  Преимущества и недостатки франчайзинга.

2. Инжиниринг: понятие, виды. институциональная структура рынка инжиниринга

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

.


1. Сущность и содержание понятия «франчайзинг». Понятие «делового комплекса». Виды международного франчайзинга. Основные условия договора франчайзинга.  Преимущества и недостатки франчайзинга.

 

По договору комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга) (далее - договор франчайзинга) одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на определенный в договоре франчайзинга срок либо без указания срока комплекс исключительных прав (лицензионный комплекс), включающий право использования фирменного наименования правообладателя и нераскрытой информации, в том числе секретов производства (ноу-хау), а также других объектов интеллектуальной собственности (товарного знака, знака обслуживания и т.п.), предусмотренных договором франчайзинга, для использования в предпринимательской деятельности пользователя. (ГК РБ Глава 53, статья 910)

Во франчайзинге, как уже отмечалось, участвуют две группы бизнесменов: правообладатель и пользователь. Выгоды из объединения усилий в бизнесе извлечь непросто. Когда люди сотрудничают, это дает не только полезный эффект, но и создает определенные трудности и ограничения, вытекающие из системы сотрудничества. Каждый партнер должен подчинить себя общей цели, общим правилам, общим договоренностям, т. е. свои интересы согласовывать с интересами и другой стороны.

Суть франчайзинга состоит в предоставлении крупной и известной компанией малому предприятию, часто только начинающему собственный бизнес на рынке, права в течение определенного времени и на оговоренной территории вести предпринимательскую деятельность, аналогичную деятельности франчайзера, с использованием уже отработанной технологии, известного и популярного товарного знака, с возможностью обучения персонала и получения необходимых консультаций. Правообладатель может брать на себя обязательство по поставке оборудования, сырья и материалов, оказывать помощь в управлении бизнесом, предоставлять своим пользователям финансовую помощь. Вознаграждение по договору франчайзинга, как правило, выплачивается пользователем в форме фиксированного первоначального взноса, платы за лицензию, а также последующих отчислений от выручки или в иной форме, например, посредством приобретения оборудования и материалов у правообладателя.

Пользователь сам оплачивает затраты на создание бизнеса. Пользователь покупает возможность обучения и помощь при создании бизнеса у правообладателя и выплачивает  (роялти) за использование товарного знака, ноу-хау и системы ведения работ правообладателя. Очень часто правообладатель предоставляет очень выгодные скидки на важные поставки (материалы, расходные средства). Эти скидки всегда дают возможность пользователю покупать продукты у правообладателя по более низкой цене и таким образом это стоит дешевле, чем развивать бизнес без правообладателя. Пользователь делает первоначальный взнос за помощь по созданию и открытию бизнеса. Пользователь принимает на себя обязанность выплачивать ежемесячные взносы за право пользование торговым знаком и бизнес системой и за поддержку, обучение и консалтинг, предоставляемые правообладателем. Если все идет по плану, то пользователь ведет успешный бизнес, и его прибыль превосходит затраты.

Для компаний франчайзинг - это способ распространения бизнеса. Для предпринимателей франчайзинг - это один из способов стать владельцем бизнеса.

Только франчайзинговые фирмы практически не разоряются. Раскрученный бренд как раскрученный маховик легко проходит, все спады и кризисы и помогает своим партнерам. В этом сила торговой марки – лидера.

«Деловой комплекс» включает совокупность промышленных прав и прав на интеллектуальную собственность, касающихся товарного знака, фирменного наименования, обозначения, полезных моделей, дизайна авторских прав, ноу-хау или патентов, используемых для перепродажи товаров или оказания услуг потребителям.

Деловой комплекс состоит из:

• охраноспособных имущественных прав, включающих фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания;

• неохраноспособных имущественных прав — ноу-хау, деловой опыт;

• имущественных прав и других объектов гражданского права — коммерческая информация.

Основные условия договора:

1.       Сторонами по договору франчайзинга могут быть коммерческие организации и индивидуальные предприниматели.

2. Договор франчайзинга заключается в письменной форме.

3. Договор франчайзинга подлежит регистрации в патентном органе в порядке, установленном законодательством.

4. Если договором франчайзинга не предусмотрено иное, правообладатель обязан: оказывать пользователю постоянное техническое и консультативное содействие, включая содействие в обучении и повышении квалификации работников; контролировать качество товаров (работ, услуг), производимых (выполняемых, оказываемых) пользователем на основании договора франчайзинга.

5. Договором франчайзинга могут быть предусмотрены ограничения прав сторон посредством указания на:

        обязательство правообладателя не предоставлять другим лицам аналогичные комплексы исключительных прав для их использования на закрепленной за пользователем территории либо воздерживаться от собственной аналогичной деятельности на этой территории;

        обязательство пользователя не конкурировать с правообладателем на территории, на которую распространяется действие договора франчайзинга в отношении предпринимательской деятельности, осуществляемой пользователем с использованием принадлежащих правообладателю исключительных прав;

        отказ пользователя от получения по договорам франчайзинга аналогичных исключительных прав у конкурентов (потенциальных конкурентов) правообладателя;

        обязательство пользователя согласовывать с правообладателем место расположения помещений, используемых при осуществлении предоставленных по договору франчайзинга исключительных прав, а также их внешнее и внутреннее оформление.

6. Ограничения прав сторон по договору франчайзинга могут быть признаны судом недействительными по требованию антимонопольного органа или иного заинтересованного лица, если эти ограничения с учетом состояния соответствующего товарного рынка и экономического положения сторон противоречат антимонопольному законодательству.

Международный франчайзинг предполагает создание правообладателем франчайзинговой системы за рубежом.

Производственный франчайзинг предполагает отношения в рамках договора франчайзинга, которые дают право пользователю на производство и сбыт под торговым знаком правообладателя продукции с использованием поставляемого им сырья, материалов или технологий. Правообладатель может также передавать пользователю информацию, касающуюся маркетинга, способов продажи и обслуживания продукта. Этот вид франчайзинга широко распространен в сфере общественного питания.

Сбытовой франчайзинг предполагает взаимоотношения сторон в сфере торговли, при которых правообладатель передает, а пользователь получает исключительное право, ограниченное определенной территорией, на реализацию под торговым знаком правообладателя выпускаемой им продукции. Пользователь принимает на себя часть функций поставщика, специализируясь только на его продукции. Такого рода деятельность характерна для автомобильных дилеров, владельцев автозаправочных станций при продаже автомобильного топлива, а также при реализации безалкогольных напитков, косметики. Сюда же можно отнести сеть магазинов или кафе типа «Севен Илевен», «Макдоналдс», «Бургер Кинг», «КФС», «Вендиз».

Сервисный франчайзинг предполагает, что правообладатель передает пользователю разработанную систему оказания услуг, а тот под торговой маркой правообладателя оказывает услуги потребителям. Данный вид франчайзинга распространен в сфере автомобильного обслуживания и при обслуживании кредитных карточек.

Комплексный франчайзинг  предполагает полное обеспечение головной компанией правообладателя деятельности дилера-пользователя, включая предоставление права пользования товарным знаком, разработку маркетинговой стратегии и технологии бизнеса, подготовку руководства по эксплуатации, стандартов, контроль качества продукции. Такой вид франчайзинга распространен в сфере ресторанного бизнеса, розничной торговли, индивидуальных услуг, аренды, обслуживания недвижимости. Их предоставляют компании, занимающиеся ремонтом автомашин, обслуживанием гостиниц, типографским делом, обналичиванием чеков.

Основные преимущества франчайзинга заключаются:

Для правообладателя: Правообладатель развивает свою концепцию бизнеса и доказывает ее прибыльность на примере своих собственных магазинов. Он разделяет свой опыт со всеми пользователями системы, предоставляя им возможность вести свой бизнес так же успешно. Поэтому, если компания хочет узнать, возможно, ли превратить их бизнес в успешную франшизу, они должны просто посмотреть насколько успешно прошло такое превращение в другом, похожем бизнесе. Успех франчайзинговой компании во многом зависит от проверенности и прибыльности бизнес концепции. Продажа франшизы приносит немалые деньги, которые можно вложить в дальнейшее развитие бизнеса. Подписав дополнительно несколько франчайзинговых договоров с пользователем, правообладатель сможет продавать им другие услуги по управлению (менеджменту), такие, как особая поддержка по консалтингу и маркетингу. Обе сделки (первоначальная продажа франшизы и продажа специальных услуг) служат дополнительным источником дохода для правообладателя. С открытием новых предприятий потребители больше узнают о продукте и услугах. Это очень важно, так как новая франшиза становится узнаваемой на рынке по мере предоставления своих услуг. Многочисленные франчайзинговые предприятия на специфичном рынке открывают экономный доступ к рекламе в средствах массовой информации, что делает франчайзинг известным среди большего числа потребителей. Использование рекламы приводит к увеличению продаж и прибыли в каждом предприятии франчайзинговой системы.

Для пользователя:

Пользователь получает профессиональную поддержку от правообладателя. Такая поддержка помогает ему избежать тех ошибок, которые обычно делают другие предприниматели. Правообладатель остерегает пользователя от принятия неправильных решений, которые могли бы повредить или вообще разрушить его предприятие. И в то же время пользователь всегда остается независимым владельцем бизнеса. Эта независимость означает, что его никогда не уволят с этой работы. Самым большим преимуществом являются отношения между правообладателем и пользователем. Все материалы и поддержка, предоставляемая правообладателями индивидуальным пользователям, предназначены для поддержки и усиления значимости франшизы. В списке таких преимуществ можно было бы перечислить: материалы, обучение и консалтинг. Франчайзинговая система дает информацию, которая помогает пользователю найти подходящее местоположение для предприятия, сделать его дизайн и убедится в том, что бизнес правильно функционирует. Пользователю не нужно беспокоиться о проблемах, возникающих на начальной стадии, потому, что он имеет опыт своего правообладателя. После открытия франчайзингового бизнеса пользователь продолжает получать профессиональные услуги от правообладателя по вопросам ежедневного ведения бизнеса и маркетинга. Пользователь никогда не столкнется с открытой агрессивной конкуренцией. Правообладатель определяет своему пользователю территорию ведения бизнеса. Границы этой территории определены условиями франчайзингового договора. Получая территорию, пользователь может эффективно развивать свой бизнес на определенной территории. Это снимает угрозу соперничества со стороны других владельцев этой же франшизы. Пользователь получает в руки раскрученный товарный знак. Только пользователь, работающие в системе данной франшизы, имеют эксклюзивное право использовать товарный знак правообладателя. К моменту открытия ресторана, все в округе уже знают, что он будет предоставлять услуги на высоко профессиональном уровне.

Для потребителя:

Потребитель получает возможность пользоваться в своем районе продуктами и/или услугами известной торговой марки определенного качества и по единой цене.

Недостатки:

Для правообладателя:

Производить контроль за сделками пользователя для правообладателя не так легко. Ведь пользователь являются независимыми владельцами бизнеса. Нередко пользователь проводит финансовые махинации. Правообладатель устанавливают структуру выплат за предоставленный сервис, принимая за основу процент от общей суммы продаж в каждом предприятии. Пользователи обязаны предоставлять отчет об общей сумме продаж правообладателю для того, чтобы определить сумму оплаты за сервис. Пользователь может попытаться скрыть сумму продаж и предоставить неполный отчет с тем, чтобы занизить взнос своему правообладателю. Если пользователь не выполняет законов франчайзингового бизнеса, правообладатель не сможет завершить отношения с ним. Франчайзинговый договор определяет природу отношений между правообладателем и пользователем. Франчайзинговый договор предусматривает ряд положений, защищающих пользователя. Эти положения предусматривают невозможность для правообладателя расторгнуть контракт с пользователем.  Если какой-нибудь пользователь плохо ведет свой бизнес, то это будет бросать тень на всю франчайзинговую систему. А многие потребители воспринимают каждое франчайзинговое предприятие как часть одной цепи предприятий, работающих под единым товарным знаком. Принципы бизнеса правообладателя представляют собой коммерческую тайну и служат основой успеха франчайзинговой системы. Пользователь получает доступ к коммерческим секретам, проходя обучение по программе правообладателя. И хотя франчайзинговый договор запрещает пользователю разглашать подобную информацию, все равно это случается. Правообладателю сложно с этим бороться. На каком-то этапе пользователь может посчитать, что франчайзинговые отношения накладывают на него слишком большие ограничения и в результате потерять интерес к этому бизнесу. Расторгнув контракт с правообладателем он, возможно, захочет открыть свой собственный бизнес, который будет представлять прямую конкуренцию правообладателю.

Для пользователю:

Пользователи могут вносить свои предложения, но они не могут менять систему. Пользователь должен соблюдать правила франчайзинговой системы. Эти правила сформулированы во франчайзинговом договоре и их должны выполнять все пользователи без исключения. В дополнение к франчайзинговому договору пользователь должен следовать специальным правилам, касающимся ежедневных операций в бизнесе и использования товарного знака франшизы. Это все описано в программе обучения правообладателя. Такие ограничения могут касаться рабочих часов, границ территории, ассортимента продукта и услуг, предлагаемых потребителю. Пользователь должен дать согласие на принятие этих ограничений до начала действия франчайзингового договора. Пользователь должен определить уровень поддержки до того, как начнет действовать контракт. Недостаточная поддержка со стороны правообладателя подрывает силу франчайзинговой системы. Потенциальный пользователь должен внимательно ознакомиться с работой франчайзинговой системы, чтобы определить предоставляет ли правообладатель необходимую поддержку по менеджменту или ведению работ. Пользователь обязан сотрудничать с другими пользователями, хочет он того или нет. Хотя пользователь представляет собой независимого владельца своего бизнеса, он является важным связующим звеном в сети владельцев франшизы. Каждый отдельный пользователь является товарищем по бизнесу. Не смотря на то, что пользователи предоставляют на рынок одинаковый продукт и услуги, они не являются конкурентами. Может случиться так, что правообладатель объявит о банкротстве, что может привести к продаже франшизы или ее аннуляции. Перед тем, как подписывать франчайзинговый договор пользователь должен выполнить ряд необходимых процедур, если он заботится о своем будущем бизнесе.

Информация о работе Инжениринг и франчайзинг