Ипотечное жилищное кредитование в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 19:58, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является рассмотрение ипотечного жилищного кредитования как способа улучшения жилищных проблем.
Основными задачами, поставленными при написании данной работы, являются:
определить понятие, сущность и применение ипотечного кредитования в России;
провести анализ стратегии государства в становлении и развитии системы ипотечного жилищного кредитования;
анализировать ситуацию на отечественном рынке ипотечного кредитования;
привести примеры целевых программ на примере г. Санкт-Петербурга.

Работа состоит из  1 файл

курсовая ипотека.doc

— 161.00 Кб (Скачать документ)

В случае невыполнения заемщиком  и залогодателем условий кредитного договора или договора об ипотеке  кредитор обращает взыскание на заложенное жилье в судебном или внесудебном  порядке. Предмет ипотеки реализуется, а полученные средства идут на погашение долга кредитору (основной суммы долга, процентов, штрафов, пеней и т.д.), осуществление расходов по процедуре обращения взыскания и продажи предмета ипотеки. Оставшиеся средства получает заемщик.

По договору об ипотеке  может быть заложено недвижимое имущество, права на которое зарегистрированы в порядке, установленном для  государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в том числе:

1) земельные участки,  за исключением земельных участков;

2) предприятия, а также  здания, сооружения и иное недвижимое  имущество, используемое в предпринимательской  деятельности;

3) жилые дома, квартиры  и части жилых домов и квартир,  состоящие из одной или нескольких  изолированных комнат;

4) дачи, садовые дома, гаражи и другие строения потребительского назначения;

5) воздушные и морские  суда, суда внутреннего плавания  и космические объекты.

При правильной организации  ипотека постепенно трансформируется в самофинансируемую систему, которая  формирует рынок жилья и обеспечивает его развитие. Как правило, такие системы функционируют без финансового участия государства, за исключением случаев государственных дотаций банкам для компенсации им более низких, чем рыночные, ставок ипотечных кредитов. Необходимо подчеркнуть, что ключевой задачей государства является создание условий, которые позволили бы банкам заниматься ипотечным кредитованием без неоправданного риска.

Система ипотечного кредитования включает два направления5:

  • непосредственную выдачу ипотечных кредитов хозяйствующим субъектам и населению;
    • продажу ипотечных кредитов на вторичном рынке (ипотечных обязательств), которая обеспечивает дополнительное привлечение ресурсов для кредитования.

Первым направлением занимаются в основном ипотечные  банки, вторым – финансовые компании, фонды, скупающие активы ипотечных банков, обеспеченные залогом имущества, и затем от своего имени на их базе выпускающие ценные бумаги (облигации). Ценные бумаги ликвидны, поскольку обеспечены недвижимостью и позволяют получать долгосрочный и стабильный доход на инвестиции. По обязательствам некоторых финансовых компаний за рубежом гарантом выступает государство, что повышает их надежность.

Функционирование вторичного рынка ипотечного кредита на жилье  обеспечивает ликвидность капитала ипотечных банков, связывает денежную массу в обороте, способствует перераспределению капитала по районам страны и экономическим сферам, стабилизирует процентные ставки по кредитам.

Банки, занимающиеся ипотечным  кредитованием, в этих условиях не так ограничены кредитными ресурсами, поскольку, осуществляя операции на вторичном рынке, имеют возможность дополнительно мобилизовать необходимые средства, которые снова пускают в оборот, выдавая новые кредиты. Эффективное функционирование данной системы предполагает наличие развитого вторичного ипотечного рынка.

Ипотека – это долгосрочный кредит, который выдается на приобретение жилья.

Не каждые слои населения  могут позволить купить квартиру за наличный расчет, накапливая деньги долгие годы, поэтому программа ипотеки выгодна в этом плане. При стабильном рынке (рост в пределах инфляции), заемщик всегда оказывается в выигрыше, так как «переплата» компенсируется ростом цен на жилье. Многие не решаются брать кредит, хотя при этом арендуют другую квартиру вместо того, чтобы погашать кредит за собственную. А ведь стоимость арендной платы за однокомнатную квартиру, в 2007 г. почти равна ежемесячному платежу по кредиту.

Положительные аспекты ипотечного кредитования на долгий срок:

    • доступная ценовая политика;
    • можно брать кредит семьей в несколько поколений;
    • относительно небольшие ежемесячные выплаты, сравнимые со стоимостью аренды жилья;
    • фиксированный процент выплат;

Отрицательные аспекты:

    • ограничение прав пользования недвижимостью в момент выплат кредита;
    • высокая процентная годовая ставка, чем при потребительских кредитах.

1.2 Стратегия государства  в становлении и развитии системы  ипотечного жилищного кредитования

 

В первые голы возрождения  ипотечного кредитования стало очевидно, что успешное и динамичное развитие рынка ипотечного жилищного кредитования в России невозможно без активного участия в этом процессе государства. Необходимо было разработать общую концепцию развития ипотечного кредитования, создать инфраструктуру ипотечного рынка.

Ипотечное жилищное кредитование становится составной частью государственной жилищной политики. Это нашло свое отражение в государственной целевой программе «Жилище»6 (июнь 1993 г.) – одной из приоритетных программ структурной перестройки экономики России.

Основными результатами данного этапа можно назвать следующие:

    • на основе Конституции Российской Федерации был принят ряд основополагающих законов, иных правовых актов, обеспечивающих проведение жилищной реформы;
    • было частично преодолено сокращение объемов жилищного строительства;
    • начал функционировать рынок жилья;
    • произошли коренные изменения в структуре источников финансирования жилищного строительства.

Несмотря на достигнутые  результаты, проблема обеспечения жильем продолжала обостряться, а инвестиционная деятельность – снижаться.

В ходе практической реализации программы «Жилище» выявилась необходимость новых подходов к ряду проблем жилищной реформы. Стало очевидным, что необходимо найти новые, высокоэффективные внебюджетные источники финансирования строительств жилья. В частности, возродить систему ипотечного кредитования жилищного строительства, которая уже давно доказала свою эффективность во многих странах, в том числе и в дореволюционной России.

10 июня 1994 г. президент Российской Федерации подписал следующие указы:

    • «О жилищных кредитах» в целях «оказания кредитно-финансовой поддержки населению в решении жилищной проблемы». Отмечалось, что коммерческие банки могут выдавать три вида жилищных кредитов: земельный кредит, строительный кредит и кредит на приобретение жилья.
    • «О выпуске и обращении жилищных сертификатов», согласно которому юридическое лицо – заказчик при осуществлении строительства жилых домов получал право привлекать средства граждан РФ с помощью особого вида облигаций – жилищных сертификатов, имеющих номинальную стоимость в единицах общей площади.

Всего в течение 1993–1995 гг. были разработаны и введены в действие около 50 правовых актов по регулированию жилищной сферы7.

В марте 1996 г. Указом Президента были одобрены основные направления нового этапа реализации государственной целевой программы «Жилище». Началось возрождение системы ипотечного кредитования.

    • Был принят Федеральный закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)», определивший правовые основы ипотечного кредитования;
    • Правительством Российской Федерации было создано Агентство по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК) (1998 г.);
    • Банковской системой начали отрабатываться конкретные механизмы предоставления ипотечных кредитов;
    • Произошли изменения формы участия бюджетов в жилищном финансировании путем ориентации бюджетов на оказание поддержки непосредственно гражданам в форме предоставления субсидий на приобретение жилья.

В июне 1996 г. была утверждена федеральная программа «Свой дом», которая подлежала финансированию за счет средств федерального бюджета.

Программой предусматривалось создание эффективного кредитно-финансового и инвестиционного механизма, обеспечение доступности жилья для граждан и осуществление строительства жилья с помощью привлечения средств населения и долгосрочных банковских кредитов.

Существенное значение для совершенствования правовых и методологических основ ипотечного жилищного кредитования имеет принятая Правительством Российской Федерации в январе 2000 г. «Концепция развития системы ипотечного жилищного кредитования»8.

Согласно данной Концепции, регулирующая роль государства заключается в создании правовой основы, обеспечивающей эффективное взаимодействие всех участников процесса жилищного кредитования, а также, при необходимости, в оказании прямым или косвенным образом воздействия на привлечение дополнительных частных инвестиций в жилищную сферу и в содействии различным категориям граждан в приобретении жилья.

Концепция определила главную  цель развития долгосрочного ипотечного кредитования – создать эффективно работающую систему обеспечения  доступным по стоимости жильем российских граждан со средними доходами, основанную на рыночных принципах приобретения жилья на свободном от монополизма жилищном рынке за счет собственных средств граждан и долгосрочных ипотечных кредитов.

Согласно данной Концепции, эффективный рыночный механизм жилищного финансирования должен включать следующие основные взаимосвязанные блоки:

    • Долгосрочное ипотечное жилищное кредитование населения;
    • Кредитование жилищного строительства;
    • Государственная бюджетная поддержка приобретения жилья населением (система целевых адресных субсидий).

Для становления и  развития системы ипотечного жилищного  кредитования были поставлены следующие  основные задачи:

    • Совершенствование законодательной и нормативной базы для реализации механизма данного вида кредитования и эффективного функционирования первичного и вторичного рынков ипотечных жилищных кредитов;
    • Создание и внедрение универсального механизма обеспечения притока долгосрочных внебюджетных финансовых ресурсов на рынок ипотечных жилищных кредитов;
    • Создание инфраструктуры, обеспечивающей эффективное взаимодействие всех участников рынка ипотечных жилищных кредитов;
    • Налоговое стимулирование граждан, получающих ипотечные кредиты, кредиторов и инвесторов, обеспечивающих рефинансирование кредиторов;
    • Создание равных условий для свободной конкуренции между субъектами рынка ипотечных жилищных кредитов;
    • Создание механизмов социальной защиты заемщиков от неправомерных действий кредиторов и их социальной адаптации при процедуре выселения в случае невозможности погашения взятого ранее ипотечного кредита.

В соответствии с данной Концепцией был разработан и принят в 2003 г. Закон «Об ипотечных ценных бумагах», который создал условия для рефинансирования ипотечных жилищных кредитов.

Следующий этап развития ипотечного жилищного кредитования связан с федеральной программой «Жилище» на 2002–2010 гг. В программе были предусмотрены меры по развитию системы рефинансирования ипотечных жилищных кредитов путем предоставления государственных гарантий по заимствованиям АИЖК с целью повышения привлекательности для инвесторов облигаций, эмитируемых АИЖК.

В 2003 г. начал реализовываться проект «Доступное и комфортное жилье – гражданам России».

Данный этап развития ипотечного жилищного кредитования был связан с активным процессом совершенствования законодательных основ, регулирующих деятельность различных субъектов рынка ипотечных жилищных кредитов. В конце 2004 г. Государственной Думой был принят пакет законов, направленных на формирование рынка доступного жилья.

Однако, несмотря на все принимаемые меры, развитие ипотечного кредитования проходило очень медленно. Не была решена одна из основных проблем – проблема отсутствия долгосрочных, относительно дешевых источников финансирования.

Для ее решения в марте 2005 г. правительство РФ одобрила «Концепцию развития унифицированной системы рефинансирования ипотечных жилищных кредитов».

Целью данного документа  является описание мер, которые необходимо предпринять, чтобы повысить доступность  для населения ипотечных жилищных кредитов.

Унифицированная система рефинансирования ипотечных жилищных кредитов (УСР ИЖК) становится важным элементом системы ипотечного кредитования в целом, поскольку позволяет существенным образом расширить объем долгосрочных ресурсов, привлекаемых в сферу ипотечного жилищного кредитования. Базовым элементом такой системы является унификация стандартов и процедур ипотечного жилищного кредитования у первичных кредиторов. Унификация и стандартизация в этой сфере позволяет предложить финансовому рынку прозрачные и надежные ипотечные ценные бумаги, избежать затрат инвесторов на изучение и проверку кредиторов, входящих в состав ипотечного покрытия, и снизить требуемую доходность по ценным бумагам. Такая унифицированная система позволяет расширить объемы выдаваемых ипотечных жилищных кредитов и снизить процентные ставки по этим кредитам9.

В настоящее время  задачи государства в области  ипотечного кредитования заключаются  в следующем:

    • Реализовать ряд мер, направленных на увеличение возможных сроков ипотечного кредитования;
    • Создать условия для снижения процентных ставок в системе ипотечного кредитования за счет управления рисками и снижения транзакционных издержек в рамках общей тенденции снижения уровня инфляции;
    • Развивать механизмы, позволяющие населению осуществлять накопление первоначальных взносов, необходимых для получения ипотечных кредитов;
    • Развивать новые ипотечные продукты, в том числе предполагающие различные графики погашения основного долга и процентов (например, инструменты с растущими платежами), для охвата в качестве потенциальных заемщиков по ипотечным кредитам отдельных категорий граждан, статус которых обуславливает прогноз стабильного роста их доходов.

Информация о работе Ипотечное жилищное кредитование в России