Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 12:36, контрольная работа
Целью данной работы является изучение бедности и неравенства в экономическом аспекте, их особенностей и способов преодоления. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи: исследовать особенности дифференциации доходов, характерные черты бедности и неравенства в России; рассмотреть последствия бедности и экономического неравенства, выявить возможные способы выхода из сложившейся ситуации и рассмотреть политику социальной защиты населения.
1.4 Количественные оценки, причины и последствия бедности в России
С точки зрения
доходов населения оценка уровня
жизни осуществляется через показатель
прожиточного минимума. Прожиточный
минимум – это показатель минимального
состава и структуры
Величина прожиточного минимума представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины, включающей минимальный набор продуктов питания, а также расходы на непродовольственные товары и услуги, налоги и обязательные платежи, соответствующие по структуре затрат на эти цели бюджетам низкодоходных семей. Величина прожиточного минимума является показателем абсолютного измерения низких доходов с использованием нормативов потребления важнейших благ и услуг на минимально допустимом уровне.
О снижении жизненного уровня свидетельствовала не только высокая доля населения с доходами ниже прожиточного минимума, но и то, что минимальный размер заработной платы и ставка 1-го разряда тарифной сетки, действующей в бюджетной сфере, до сих пор значительно ниже величины прожиточного минимума. Это означает, что низкий уровень жизни имели не только нетрудоспособные лица (инвалиды, дети-сироты), безработные, но и работающие на низкооплачиваемой работе.
Ещё одним показателем измерения уровня и качества жизни является индекс человеческого развития или индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), который рассчитывается исходя из трёх параметров – средней ожидаемой продолжительности предстоящей жизни (базовый показатель долголетия), базового показателя образованности (доля грамотных в возрасте 15 лет и старше, а также показатель полноты охвата обучением) и показателя реального валового внутреннего продукта на душу населения.
Влияние безработицы на бедность самое большое, когда глава семей лишаются рабочего места, особенно если это единственный источник семейного дохода. Потеря занятости грозит чем-то большим, нежели потерей дохода – выпадением из сети привычных сообществ. В рыночной экономике «полная занятость» постоянно сопровождается безработицей, когда часть работоспособного населения, временно или постоянно не имеют работу. Добиться того, чтобы было занято все трудоспособное население, практически невозможно. Чрезмерная безработица влечет за собой большие экономические и социальные издержки. Безработица приводит к бездеятельности определенной части трудоспособного населения, как следствие - к потере квалификации, упадку моральных устоев, распаду семьи, к общественным и политическим беспорядкам. А современная рыночная экономика нуждается в высококвалифицированных работниках, способных творчески подходить к выполнению своих функций, принимать неординарные решения, нести ответственность за них, осуществлять поиск новых конструктивных идей.
Угроза стать безработным и бедным меняет репродуктивные установки населения. Значительная часть молодых семей и семей в детородном возрасте, где оба родителя работают, откладывает рождение детей до лучших времен, прекрасно сознавая, что появление ребенка автоматически означает попадание данной семьи в категорию бедных, а для женщины-матери, кроме того, резко возрастает вероятность оказаться, в конечном счете, в числе безработных.
Бедность возникает из таких факторов как общий уровень производства и производительность, из структуры рынка труда и ассоциируется с трудовыми процессами. Неравенство в доступе к рынкам труда необходимо понимать как часть процесса социальной и экономической стратификации, одним из результатов которого является бедность. Дифференциация и неравенство на рынке труда, первичным образом обуславливает дифференциацию в уровне жизни – сами по себе важные определители общего уровня бедности. В широком смысле бедность отражает превалирование на рынке труда низкооплачиваемых работ и процессов, нестабильную, часто граничащую с безработицей, занятость, которые толкают людей в безработицу и экономическую неактивность.[6]
2. Проблемы социальной защиты населения в России и пути их решения
2.1 Понятие социальной защиты населения и ее проблемы
В современных условиях система социальной защиты населения имеет большое значение для экономического и социального развития России. Её качественные и количественные параметры определяют порядок в стране, степень согласия в обществе, устойчивость экономической динамики, что особенно актуально в период экономического кризиса. При формировании дальнейшей политики социально-экономического развития регионов России особое внимание необходимо уделить факторам, которые обеспечивают рост экономических показателей. Одним из таких факторов является обеспечение социальной защиты населения. Социальная защита – это совокупность институтов и комплекс экономических, социальных и правовых мер экономической политики, направленных на предупреждение или смягчение негативных последствий для отдельного человека или группы людей действия социальных рисков и угроз и обеспечивающих всем гражданам равные возможности для сохранения определённого уровня жизни. [4]
Следовательно, социальная защита в системе социальной устойчивости общества выполняет следующие функции. Во-первых, она обеспечивает определённые минимальные гарантии для всех граждан страны по доступу к базовым (основным) социальным благам, обеспечивающим жизнедеятельность любого человека. Во-вторых, она обеспечивает страхование граждан страны от рисков, возникающих в процессе их жизненного цикла. В-третьих, она обеспечивает помощь и поддержку гражданам страны, которые в силу тех или иных причин поставлены в трудное, а иногда особо сложное положение в обществе.
Исходя из роли и основных функций социальной защиты, можно выделить следующие основные её направления:
Социальное
страхование – направление
Социальная помощь – оказание поддержки гражданам, нуждающимся в материальном содействии в связи с ухудшением их положения и недостаточным уровнем личного дохода, семейным положением, возрастом, состоянием здоровья и другими причинами. Социальная помощь предоставляется в виде льгот и выплат, которые могут осуществляться в различной форме – денежной и натуральной, в виде услуг и товаров. В отличие от социального страхования, которое ориентировано на всех граждан, социальная помощь носит конкретный – адресный или категориальный характер. Этим она принципиально отличается от системы страхования.
Государственная социальная помощь оказывается в целях:
1)поддержания
уровня жизни малоимущих семей,
2)создания необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг;
3)снижения уровня социального неравенства;
4)повышения доходов населения.
Обеспечение минимальных социальных гарантий – важное направление социальной защиты – оно качественно отличается от других тем, что оно призвано обеспечить независимо от материального положения и социальных рисков равный доступ граждан страны к базовым социальным благам и государственную гарантию удовлетворения минимальных потребностей населения.
Система минимальных гарантий охватывает все основные направления и формы социально-трудовых отношений – от установления минимальной оплаты труда до определения минимальных размеров конкретных выплат.
Недавно правительственные эксперты, корректирующие стратегию развития России до 2020 г., представили промежуточный доклад правительству РФ [7]. Одной из важных тем доклада стало сокращение неравенства и бедности в России. С точки зрения официальной статистики, ситуация выглядит достаточно благополучно: доля населения с доходами ниже прожиточного минимума снизилась с 29% в 2000г. до 13,1% в2010г. Однако более глубокий анализ показывает, что социальная острота проблемы сохраняется.
Во-первых, происходит
концентрация бедности в семьях с
детьми. В общей численности
Почему же рост расходов на социальную политику не приводит к симметричному сокращению абсолютной бедности? Дело в том, что выделение ресурсов проводится на основе принадлежности граждан к определенной категории (поддержка статусных групп), а не на основе их реальных нужд. На практике абсолютно доминирует категориальный подход к оказанию социальной помощи. Так, проведенная в 2005 г. монетизация льгот сохранила категориальных льготников как главный контингент получателей денежных выплат. Но льготополучатели сконцентрированы преимущественно в среднедоходных группах населения. Основными бенефициарами мер социальной поддержки стали пенсионеры, тогда как наибольшая концентрация бедных приходится на семьи с детьми. Даже по трем ключевым «адресным» социальным пособиям (жилищная субсидия, ежемесячное пособие на ребенка, регулярная и разовая помощь малообеспеченным (с низкими доходами) семьям и гражданам) не удается обеспечить адекватную помощь малоимущим слоям населения: доля бедных среди получателей отдельных видов адресных пособий колеблется от 36% (жилищные субсидии) до 45% (ежемесячное пособие на ребенка); примерно половина бедных вообще не имеет доступа к адресным программам социальной поддержки; вклад адресных пособий в доходы их получателей невысок – 9,5%.
Налоговая политика не способствует сокращению неравенства и преодолению бедности в силу нескольких причин. Система стандартных вычетов по НДФЛ никак не приспособлена для помощи беднейшим слоям населения: «универсальный» налоговый вычет в размере 400 рублей за каждый месяц налогового периода действует до месяца, в котором доход налогоплательщика, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода, превысил 40 000 рублей. Это означает, что работник с доходами на уровне среднероссийского прожиточного минимума может пользоваться данным вычетом всего лишь полгода. А максимальное увеличение его доходов за счет применения вычета составит 312 руб. в год, что эквивалентно 0,4% годового прожиточного минимума работника. Налоговый вычет на первого и второго ребенка в размере 1400 рублей и третьего и последующих детей 3000 рублей за каждый месяц налогового периода действует до месяца, в котором доход налогоплательщика, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода превысил 280 000 рублей. Это означает, что максимальное увеличение доходов семьи с одним ребенком за счет применения вычета составит 2104 руб. в год, что эквивалентно 3% годового прожиточного минимума ребенка.
В результате взаимодействия всех
перечисленных выше факторов в обществе
постепенно формируются два очага социального
неблагополучия: во-первых, «хронические
бедные». В России уже началось формирование
особой субкультуры бедности. В 2009 г. из
числа экономически неактивного населения
6,3 млн мужчин трудоспособного возраста
не выражали желания работать против 5,9
млн в 2000 г. Эта проблема затрагивает прежде
всего мужчин 20–24 лет, а также лиц обоего
пола старше 50 лет. Развитие данной тенденции
чревато ростом числа получателей трансфертов
и люмпенизированного населения; во-вторых,
«образованные бедные». В России, как и
во многих других странах, формируется
специфическая социальная группа – образованные
бедные. Это люди, получившие высшее образование
с целью занять достойное место в обществе,
но состояние экономики не может удовлетворить
их ожидания.
2.2 Пути решения
социальных проблем в
К 2012 году Россия превратилась в социальное государство. Чтобы убедиться в этом, любой незаинтересованный наблюдатель может посмотреть на структуру текущих государственных расходов. В бюджете на социальные расходы приходится более половины, что составляет примерно 27% ВВП.
В период мирового финансового кризиса 2008 года власти не только выполнили все обязательства перед гражданами - исправно выплачивали зарплаты и пенсии, несмотря на резкое сокращение доходов, но и пошли на резкое увеличение социальных расходов для поддержания спроса и сохранения уровня жизни людей. Эта политика радикально отличалась от кризиса 1998 года, когда власти пошли на резкое сокращение расходов.
Информация о работе Исследование социального неравенства и бедности в России