Историческая школа в Германии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 18:13, доклад

Описание

Историческая школа — направление в экономической науке, главными положениями которого являлись: изучение истории хозяйства; анализ конкретных экономических ситуаций в различных странах (в отличие от классиков, считавших, что сформулированные ими законы реализуются в любом государстве во всякое время); использование в основном индуктивного метода.

Работа состоит из  1 файл

Историческая школа в Германии.doc

— 35.50 Кб (Скачать документ)


Историческая школа в Германии

 

              Историческая школа — направление в экономической науке, главными положениями которого являлись: изучение истории хозяйства; анализ конкретных экономических ситуаций в различных странах (в отличие от классиков, считавших, что сформулированные ими законы реализуются в любом государстве во всякое время); использование в основном индуктивного метода.

              Наибольшее распространение идеи исторической школы получили в Германии: здесь действовали старая, новая и юная исторические школы.

Основными представителями старой Исторической школы являются В.Рошер, К.Книс и Б.Гильдебранд.

Крупнейшие экономисты новой Исторической школы: Г. фон Шмоллер, А. Шеффле, К. Бюхер, А. Вагнер, Г. Ф. Кнапп, Э. Энгель и Людвиг Йозеф (Луйо) Брентано.

Среди ученых юной Исторической школы выделяются: В. Зомбарт, А. Шпитгофф , К. Поланьи, М. Вебер и его брат А. Вебер.

 

Германия, в отличие от Англии и Франции, в рассматриваемый период (середина XIX века) была экономически менее развитой страной, разделенной на мелкие государства вплоть до 70-х годов XIX века. Поэтому развитие экономической науки в Германии имеет свои особенности. Немецкая политическая экономия формировалась под влиянием английских и французских теорий, в частности учений Мальтуса и Бастиа.

 

Бесспорным основателем школы является Вильгельм Рошер (1817 - 1894), профессор Геттингенского университета, который опубликовал в 1843 году свои «Краткие основы курса политической экономии с точки зрения исторического метода». «Наша цель, - говорит он, - описание того, чего хотели и к чему стремились народы в экономической области; цели, которые они преследовали и достигли; основания, ради которых они преследовали и добивались их». «Такое исследование, - прибавляет он, - может быть сделано при условии, если остаешься в тесном контакте с другими знаниями национальной жизни». Но он тотчас отгоняет от себя мысль встать в оппозицию к школе Рикардо. «Я, - продолжает он, - далек от того, чтобы признавать этот путь единственным или наиболее кратким для отыскания истины; но я не сомневаюсь, что он ведет в весьма прекрасные и плодородные области, которые, будучи раз возделаны, никогда не будут окончательно покинуты».

Таким образом, Рошер ставит себе задачу просто дополнить общепризнанную теорию историей экономических событий и мнений.

Хотя, Правильнее рассматривать попытку Рошера как опыт связать учение политической экономии с традицией старых немецких «камералистов» XVII и XVIII веков.

              В. Рошер также придерживался тезиса, что невозможно создание универсальной экономической теории, поскольку разные страны находятся на разных этапах своего развития, полагая, что однотипные хозяйственные системы у разных народов никоим образом не могут существовать. Экономику следует рассматривать как часть национальной культуры - как хозяйственную культуру.

 

 

 

 

 

Основные положения

 

Немецкая историческая школа представляет собой главное еретическое направление в экономической науке XIX века. Подход представителей немецкой исторической школы отличался следующими особенностями:

1. Отрицательное отношение к любым попыткам создания универсальной экономической теории и, в частности, к классической политической экономии.

2 . Антикосмополитизм. Представители немецкой исторической школы в

той или иной степени были склонны подчеркивать роль национальных факторов в хозяйственном развитии.

3. Отрицательное отношение к абстрактно-дедуктивным методам анализа.

4. Трактовка народного хозяйства как единого целого, части которого находятся в постоянном взаимодействии между собой, а не как простой суммы отдельных индивидов.

5 . Отрицательное отношение к концепции экономического человека.

6. Трактовка хозяйства как одной из частей социальной жизни и, как следствие, учет разнообразных внеэкономических факторов - этических, психологических и правовых.

7. Понимание хозяйства как эволюционирующей системы, проходящий в своем развитии различные стадии.

8. Благосклонное отношение к государственному вмешательству.

 

Критические идеи исторической школы

 

Нельзя было бы ожидать полного совпадения взгля­дов среди столь разнообразных умов. Но в целом немецкая историческая школа начала с критики классической экономии.

Рассмотрим последовательно все эти упреки.

1. Экономисты-историки менее всего прощают Смиту и его по­следователям их, как говорит Гильдебранд, "универсализм", или их, как говорит Книс, "абсолютизм или перпетуализм".

2. Второй упрек, адресуемый экономистами-историками пер­вым экономистам, - следующий: узость и недостаточность их пси­хологии.

3. Злоупотребление абстракцией и дедукцией. Школа хотела бы на место дедукции поставить в качестве преоб­ладающего метода основанную на наблюдении индукцию.

 



Информация о работе Историческая школа в Германии