Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 19:29, курсовая работа
Важнейшей исторической предпосылкой формирования марксистского мировоззрения явилось крушение феодализма и быстрое развитие капитализма в ряде стран Западной Европы и в Северной Америке. Промышленный переворот, существенно ускорившийся в первые десятилетия Х1Хв., ознаменовал небывалое на протяжении всей предшествующей истории развитие производительных сил, означал создание адекватной капитализму материально-технической базы в форме крупной малинной индустрии и достижения нового уровня обобществления производства и труда.
Санкт-Петербургский
Государственный
Факультет экономики и менеджмента
Кафедра
Стратегического менеджмента
Реферат по курсу: «История экономических учений»
на тему: «Исторические предпосылки формирования марксизма. Утопический социализм начала 19 века и его экономические идеалы»
Выполнила:
студентка гр.1075/2
Цветкова А.А
Проверила:
Щербакова
М.А
Санкт-Петербург
2009
Введение
Важнейшей исторической предпосылкой формирования марксистского мировоззрения явилось крушение феодализма и быстрое развитие капитализма в ряде стран Западной Европы и в Северной Америке. Промышленный переворот, существенно ускорившийся в первые десятилетия Х1Хв., ознаменовал небывалое на протяжении всей предшествующей истории развитие производительных сил, означал создание адекватной капитализму материально-технической базы в форме крупной малинной индустрии и достижения нового уровня обобществления производства и труда.
Возникновение марксистской политической экономии было наиболее выдающимся событием в истории мировой экономической мысли XIX в. Основоположники марксизма совершили подлинно революционный переворот в экономической мысли, в понимании предмета и метода исследований, трактовке категорий капитализма, его социальной природы и исторических судеб.
Этот переворот носил революционный характер, ибо освобождал политическую экономию от наслоений буржуазной апологетики и по-новому решал основные проблемы на базе историзма, последовательного материализма, анализа экономических законов капитализма, выявления материалистической диалектики его развития с точки зрения смены общественно-экономической формации. Стало возможно выяснение неизбежной гибели капитализма под ударами пролетарской революции, ее объективных предпосылок и всемирно-исторической роли рабочего класса.
Тем самым
создавались предпосылки для
появления марксистского учения
об общественно-экономических
Целью
настоящей работы является раскрытие
основных понятий, направлений и
сущность теории марксизма, утопического
социализма
Утопический
социализм начала 19в
и его экономические
идеалы
Понятие
«Утопический социализм» происходит
от названия сочинения Т. Мора «Утопия»
(1516). «... Первоначальный социализм был
утопическим социализмом. Он критиковал
капиталистическое общество, осуждал,
проклинал его, мечтал об уничтожении
его, фантазировал о лучшем строе, убеждал
богатых в безнравственности эксплуатации.
Но утопический социализм не мог указать
действительного выхода. Он не умел ни
разъяснить сущность наемного рабства
при капитализме, ни открыть законы его
развития, ни найти общественную силу,
которая способна стать творцом нового
общества»
История
утопического социализма делится на
три этапа:
-ранний утопический социализм эпохи первоначального накопления капитала(16в-17в)
-утопический
социализм эпохи буржуазных
-утопический
социализм эпохи утверждения
капитализма(18в-начало 19в)
Социалистический идеал возникает в 19 веке, когда в экономике развитых государств Европы утверждался капитализм. Его первые шаги сопровождались разрушением традиционных основ жизни многих слоев населения (крестьянства, мелких торговцев, дворянства). Рождался рабочий класс положение которого в те годы было чрезвычайно тяжелым .Погоня за прибылью исключала саму мысль о необходимости социальной поддержки обездоленных слоев населения. Социалистический идеал возникал как реакция на трудности и лишения значительных масс европейского населения, из желания создать общество, в котором гарантии благополучия были представлены всем. Ф. Энгельс писал, что ранний социализм стал предшественником возникшего позже пролетариата.
К важнейшему историческому рубежу в развитии Утопический социализм подошли в начале 19 в. великие социалисты-утописты К. А. Сен-Симон, Ш. Фурье и Р. Оуэн, с особой силой выразившие разочарование буржуазным обществом самых передовых представителей его интеллигенции Они создали новое направление критико-утопического социализма и коммунизма, вскрыли царящую при капитализме анархию производства, противоположность частнособственнических интересов интересам общества, преобладание паразитических элементов над производительными, фальшь разглагольствований о «правах человека» без обеспечения ему права на труд, моральное разложение господствующих классов и растлевающее воздействие капитализма на личность. . Классический утопический социализм XIX века) явился одним из теоретических источников марксизма.
Высказав ряд гениальных догадок и зародышевых концепций материалистического историзма, Сен-Симон, Фурье, Оуэн и их ученики всё же не сходили с почвы идеалистического мировоззрения. Они считали конечной движущей пружиной общественно-исторического развития смену религиозных и нравственных идей общества, не понимали важнейшей исторической роли классовой борьбы народных масс и видели в пролетариате лишь страдающий класс. Для укрепления сотрудничества пролетариата и буржуазии критико-утопический социализм возрождал религиозные идеи. «Значение критико-утопического социализма и коммунизма, – писали К. Маркс и Ф. Энгельс, – стоит в обратном отношении к историческому развитию. По мере того как развивается и принимает все более определенные формы борьба классов, это фантастическое стремление возвыситься над ней, это преодоление ее фантастическим путем лишается всякого практического смысла и всякого теоретического оправдания
Революционный переворот в социалистических и коммунистических идеях был осуществлен Марксом и Энгельсом. Марксизм превратил социализм из утопии в науку, доказав, что социализм есть не осуществление абстрактных принципов справедливости и разума, а закономерный результат исторического развития общества и классовой борьбы пролетариата, объединяющего вокруг себя всех трудящихся. Преодоленный в научном коммунизме, Утопический социализм как великое достижение общественной мысли явился одним из его важнейших идейных источников.
Идеи
утопического социализма противоречивы.
Они и не могли быть другими, поскольку
в содержании социализма идеологи пытались
совместить несовместимые социальные
и политические моменты. Утопический социализм
подвергали критике как представители
буржуазной идеологии, так и марксисты,
которые претендовали на роль теоретических
социалистов. Маркс пришел к выводу, что
все идеологи до него пытались опираться
на идеологию, а не на реальные общественные
отношения при конструировании идеального
общества. Он попытался теоретически,
в научной форме, доказать, что единственным
политическим актуальным классом, который
несет в себе содержание будущих отношений,
является пролетариат. Поэтому пролетарии
всех стран объединятся, добьются преодоления
частной собственности на средства производства,
возьмут власть в свои руки, установят
диктатуру пролетариата.
Начало
экономических исследований
К.Маркса и Ф.Энгельса.
Карл Маркс (5.5.1818 - 14.3.1883), основоположник научного коммунизма, учитель и вождь международного пролетариата. Учение Маркс раскрыло законы общественного развития и указало человечеству путь к коммунистическому обновлению мира. В личности Маркс слились черты гениального мыслителя, осуществившего революционный переворот в общественных науках, и несгибаемого революционного борца, способствовавшего превращению рабочего движения в могучую силу общественного прогресса.
Фридрих Энгельс (28.11.1820-5.08.1895) — один из основоположников марксизма, друг, единомышленник и соавтор Карла Маркса. Энгельс, как и Маркс, является одним из основоположников материалистического понимания истории. Энгельс совместно с Марксом предпринял диалектико-материалистическую переработку буржуазной политической экономии. Создав вместе с Марксом диалектический материализм, материалистическое понимание истории и научный коммунизм, Энгельс в ряде своих произведений в строго систематизированной форме изложил марксизм как цельное мировоззрение, показал его составные части и теоретические источники. Этим Энгельс в огромной мере способствовал победе марксизма в международном рабочем движении в 90-е гг. 19 в.
Первым
политэкономическим произведением
марксизма считается работа Фридриха
Энгельса (1820–1895) «Наброски к критике политической
экономии». В ней рассматриваются проблемы
частной собственности как исходной базы
капитализма; накопления капитала; концентрации
и централизации капитала; экономические
кризисы. Статья Энгельса в некотором
смысле дала толчок Марксу засесть за
учебники поэкономике.
В 1844 г.
Энгельс начал писать первые статьи для
Немецко-Французского Ежегодника. Немецко-Французский
Ежегодник
издавался Карлом Марксом и Арнольдом Руге в Париже, вследствие
чего началась обширная переписка. На
обратном пути в Германию конце августа
1844 Энгельс заехал в Париж и во второй
раз встретился с Марксом. На этот раз
встреча была гораздо теплей. Они пробыли
вместе 10 дней и поняли, что их взгляды
полностью совпадают. Они решили с этих
пор тесно сотрудничать.
«Экономико-философские рукописи» Карла
Маркса (1818–1893) посвящены проблемам соотношения
труда и капитала, динамики заработной
платы. Капитал Маркс характеризует как
накопленный чужой труд. Впервые отмечается,
что основу человеческого общества составляет
материальное производство.
Главный труд Маркса «Капитал» состоит из четырех томов. Первый том был издан в 1867 г. и посвящен анализу производства прибавочной стоимости. Маркс подробно рассматривает товар и его свойства (потребительную стоимость и стоимость); содержание стоимости, ее источники, величину, факторы, ее изменяющие. Маркс считал, что стоимость товара создает труд, сама стоимость меняла форму от простейшей до денежной, и что это — общественное, а не природное свойство вещи. Товар, по Марксу, содержит противоречия между потребительной стоимостью и меновой стоимостью, абстрактным и конкретным трудом, частным и общественным трудом. Здесь же выводится всеобщая формула капитала:
Д — Т —
… П … — Т" — Д".
Центральной
проблемой первого тома «Капитала»
считается производство абсолютной прибавочной
стоимости, двойственный характер труда
при капитализме (процесс труда и процесс
возрастания стоимости) Капитал, по Марксу, —
это стоимость, приносящая прибавочную
стоимость.
Маркс выделяет три ступени роста производительности
труда, с которыми связано производство
относительной прибавочной стоимости
(простая кооперация, разделение труда
и мануфактуры, машинная стадия развития).
Маркс считал, что заработная плата —
это превращенная стоимость (цена) рабочей
силы. Он анализирует факторы, воздействующие
на изменение заработной платы, ее формы,
национальные особенности.
Кроме вышеперечисленных проблем, Маркс
рассматривает накопление капитала, воспроизводство,
превращение прибавочной стоимости в капитал,
безработицу.
Второй том «Капитала» был издан в 1885 г.
и посвящен анализу процесса обращения
капитала, тех превращений, которые капитал
претерпевает в своем движении. Маркс характеризует
основные функциональные формы кругооборота
производительного, денежного и торгового
капитала, а также оборот капитала во времени.
Третий том «Капитала» издаётся в 1894 г.
В нем Маркс анализирует процесс производства
капитала в целом, превращение прибавочной
стоимости в прибыль, образование нормы
прибыли. Совокупный общественный продукт,
по Марксу, равен сумме издержек производства
и прибыли:
Маркс создал новый
язык классической экономической науки,
основанный на представлениях о переменном
капитале и прибавочной стоимости.
Это позволили ему выявить ряд важных
черт той экономической системы, которую
он называл «капитализмом».Ему удалось
выявить некоторые важные тенденции развития
рыночной экономики XIX века и начала XX
века (такие, например, как растущая концентрация
производства и капитала, усиление кризисных
явлений в экономических циклах, действительно
наблюдавшееся до второй мировой войны).А
также ему удалось показать, что если
будущее не является неопределенным и,
соответственно, не возникает проблем
с измерением будущей стоимости, то экономически
вполне возможно существование централизованной
рыночной экономики с общественной собственностью
на средства производства, в котором реализуем
принцип распределения «по труду». Однако
ему не удалось показать, что в таком обществе
реализуем принцип «от каждого по способностям,
каждому по потребностям».
Основу
жизни общества Маркс усматривая
в материальном производстве, формы
которых обусловливаются