История экономических учений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 08:24, контрольная работа

Описание

Рассмотрение проблемы богатства и собственности в протестантизме особенно интересно, т.к. оно приводит нас к третьей христианской парадигме – «протестантской этике». Этот термин принадлежит известному немецкому социологу Максу Веберу (1864-1920), впервые употребившего его в своей нашумевшей работе «Протестантская этика и дух капитализма» /63/. В этой книге, опубликованной в 1905 г., Вебер замечает, что в Германии имеет место «несомненное преобладание протестантов среди владельцев капитала и предпринимателей», и наоборот – «незначительная роль католиков».

Работа состоит из  1 файл

контрольная работа.docx

— 35.63 Кб (Скачать документ)

ВЯТСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ

ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

Кафедра менеджмента 
 

Предмет: ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ 

Контрольная работа № 1

Вариант № 2 
 
 

                Студент: 1 курса, группы Мбс-14

                Ф.И.О.:    Бондаренко Евгения Сергеевна

                Преподаватель: Сивкова Наталья Александровна 
                 

Дата сдачи  работы «10» декабря  2011 г.

Оценка: _________________

Проверил:_______________ 
 
 

Киров

2011 

  1. Поясните, как повлияло протестантское движение на этику  хозяйственной жизни.

Рассмотрение  проблемы богатства и собственности  в протестантизме особенно интересно, т.к. оно приводит нас к третьей христианской парадигме – «протестантской этике». Этот термин принадлежит известному немецкому социологу Максу Веберу (1864-1920), впервые употребившего его в своей нашумевшей работе «Протестантская этика и дух капитализма» /63/. В этой книге, опубликованной в 1905 г.,  Вебер замечает, что в Германии имеет место «несомненное преобладание протестантов среди владельцев капитала и предпринимателей», и наоборот – «незначительная роль католиков».

Обсудив эти факты и выяснив, что их нельзя объяснить какими-то побочными  причинами, он заключает: «Причину различного поведения названных вероисповеданий следует поэтому, прежде всего, в устойчивом внутреннем своеобразии каждого вероисповедания, а не только в его внешнем историко-политическом положении». Иначе говоря, протестантизм стимулировал развитие капитализма.

Но как  все-таки протестантизм стимулировал капитализм? 

 Для  протестантизма характерна недооценка  святоотеческой традиции. Христианство создается протестантами чуть ли не с чистого листа – будто и не было полутора тысяч лет напряженных поисков воли Божией, споров, заблуждений, пламенных молитв и откровений.  И прежде всего, отброшена традиция отношения к собственности, которой худо-бедно придерживались и католичество и православие. Имущественное учение св. Иоанна Златоуста им полностью незнакомо. А ведь прежняя традиция, в лице «умеренной» доктрины, являлась пусть не радикальной, но достаточно влиятельной силой, которая сдерживала жажду накопления. Теперь же все ограничения снимаются – все это католический хлам, который должен быть выброшен. То, что было пререкаемо в католичестве, стало, в пику им, вполне допустимым и даже желательным. Кальвин в Женеве с легкостью разрешил процент, а его последователи дали теологическое основание этого. Ограничение, ставившее преграду развития капитализма, было снято. В Женеву стали стекаться любители умножить свои капиталы.

Протестанты впервые за много лет заявили, что любой труд может быть служением  Богу, и как следствие, может приносить  прибыль, которую тоже нужно использовать по-христиански: помогая бедным. Ведь и идея благотворительности впервые  зародилась именно в протестантской среде.

Если  подходить к проблеме схематично и упрощенно, то можно сказать  так: у католиков и православных труд — это чаще всего проклятие  Божье. Временная и тяжкая обязанность. Для протестанта же труд — это  служение Богу и ближнему. Протестанту не важно тачает ли он сапоги, печет ли пироги, или проповедует в церкви — любым трудом он служит Богу. А Бог, видя такое усердие, благословляет трудящегося. 

В целом  доктрина протестантства, в сравнении  с католичеством, еще более ориентирована  на личное спасение и еще менее  склонна учитывать влияние общества. Но говорить, что протестантизм вовсе  не имеет социальной доктрины было бы упрощением. Она имелась, но ее лучше было бы назвать социальной психологией меньшинств. Дело в том, что протестантство, и кальвинизм в особенности, по большей части существовало небольшими общинами, боровшимися за выживание в условиях враждебного окружения. В связи с этим вырабатывалась своеобразная идеология, согласно которой наживать деньги ради общины было не только не зазорным, но рассматривалось как христианская добродетель. 

Наконец, протестантство родилось, в то время, когда на дворе уже явственно  были видны ростки капитализма. Традиционное  христианство родилось в совершенно других социально-экономических условиях, так что капитализм был для  него уже «новшеством», против которого оно боролось. Для протестантизма же капитализм был как бы естественной средой, и оно, не обремененное традицией, приняло его как своего. 

Таким образом, «отвязанность» протестантизма от предыдущей христианской традиции, фактически полный разрыв с ней и обусловили весьма легкомысленное отношение к имущественной этике. Причем, чем более радикальным был разрыв с предыдущей традицией, чем более решительным было разрушение «средневековых ограничений», тем беспрепятственнее дух наживы проникал в умы верующих.   

 Отмечу, что «протестантская этика» отвергает не только святоотеческое учение о богатстве и собственности, но и «умеренную доктрину»; она оказывается новой, третьей, типично западной концепцией, которая совершенно не соответствует православной традиции. Здесь и предопределенность к спасению и осуждению, которая совершенно не свойственна святоотеческому учению. Здесь и абсолютно несвойственный православию поиск каких-то внешних знаков своего избранничества. Здесь, и совершенно евангельски необоснованное видение признаков своего спасения в удаче в бизнесе.   И, наконец, поразительная подмена понятий - принятие собственных усилий в деловой области за промысел Божий. Разрыв с предыдущей христианской традицией полный. 

  1. Обоснуйте основные положения, раскрывающие роль и  значение классической школы политической экономии.

В конце XVII в. происходит разложение идей меркантилизма  и возникает новое, большое экономическое  направление —классическая политэкономия. Наиболее ярко это проявилось в Англии. В конце XVI — начале XVII в. в Англии происходила буржуазная революция, началось бурное развитие капитализма. Если раньше главной сферой приложения капитала была сфера обращения, то из-за быстрого развития капиталистической мануфактуры (фабрики) капиталы начали перемещаться в сферу производства. И в этих условиях учение меркантилистов перестало соответствовать экономическим интересам новой промышленной буржуазии. Возникли новые проблемы, связанные с процессом производства, требовавшие своего решения. Таким образом, появляется экономическая мысль, отстаивающая интересы крупной и средней промышленной буржуазии и анализирующая прежде всего сферу производства материальных благ.

  • Краеугольным камнем классической политэкономии является трудовая теория стоимости. Принято считать, что первым экономистом, который разработал трудовую теорию стоимости, является Уильям Петти (1623—1687, Англия).

У. Петти как первый представитель классической школы в политэкономии, впервые научно сформулировал и обосновал основной тезис трудовой теории стоимости: стоимость товара определяется количеством труда или рабочего времени, затраченным на его производство. У. Петти принадлежит известное изречение: «Труд — отец богатства, земля есть мать богатства».

У. Петти впервые систематически проанализировал практически все основные категории капиталистического общества, как то: капитал, заработная плата, процент, стоимость земли, земельная рента, прибыль, теория стоимости товара. 

  • Ф. Кенэ был родоначальником и главным представителем школы физиократов в классической политэкономии.

Величайшей его заслугой как ученого-экономиста было то, что он впервые рассматривал производство не как единичный процесс, а как постоянно возобновляемый, т.е. как процесс воспроизводства. Сам термин «воспроизводство» введен в экономическую науку Ф. Кенэ.

Ф. Кенэ создал первую модель движения товаров и денег в обществе, определил условия реализации общественного продукта, показал процесс воспроизводства товаров, капитала и производственных отношений. Ф. Кенэ назвал свою модель «Экономическая таблица».

Центральное место в экономической системе  физиократов занимало учение о «чистом продукте», под которым Ф. Кенэ понимал разницу между совокупным общественным продуктом (сумма стоимости всех товаров, произведенных в государстве за определенный период времени) и издержками производства.

Несомненной заслугой физиократов  и, непосредственно, Ф. Кенэ было то, что они были первыми, кто систематически исследовал капитал, процесс его воспроизводства и распределение доходов в обществе.

Недостатком физиократов было то, что они исследовали  только сферу земледелия, а это  не совсем верно, т. к. процесс производства и воспроизводства материальных благ происходит не только в сельском хозяйстве. 

  • Своего  высшего развития классическая политическая экономия достигла в работах английских ученых А. Смита и Д. Рикардо, поскольку Англия была на тот период самой передовой в экономическом отношении страной.

Идея  свободы, политического  и экономического либерализма и  трудовая концепция  стоимости богатства — вот основы теории А. Смита.

Заслуга А. Смита и Д. Рикардо состоит в следующем:

- они пытались научными методами проникнуть вглубь экономических явлений и процессов, анализировали действительность с большой объективностью и беспристрастием;

- в основе теорий А. Смита и Д. Рикардо лежало представление о существовании объективных экономических законов, не зависящих от воли человека. Эти законы способны обеспечивать естественное равновесие в экономической системе. Поэтому они считали, что государственное вмешательство в экономику должно быть четко ограниченным и регламентированным определенными ситуациями;

- весь анализ строится на трудовой теории стоимости;

- они не только показали классовую структуру капиталистического общества, но и отметили противоположные интересы капиталистов и наемных рабочих;

- классическая политэкономия впервые начала исследовать механизм воспроизводства (процесс производства, взятый как постоянно возобновляющийся процесс) общественного капитала.

  • Марксизм, основные положения:

Во-первых, разработана и доказана теория прибавочной стоимости, которая четко показывает, как наемный рабочий создает прибавочную стоимость, которую потом получает капиталист, а рабочий не получает, т. е. раскрыт механизм эксплуатации.

Во-вторых, К. Маркс открыл двойственный характер труда при капитализме: абстрактный труд (расходование человеческих сил) как труд, производящий стоимость товара, и труд конкретный (труд в конкретной профессиональной форме: металлург, сапожник и т. д.) как труд, производящий потребительную стоимость.

В-третьих, К. Маркс анализировал экономические  категории последовательно, выводя одну из другой, и в результате получилось единое целое — капиталистический способ производства.

В-четвертых, К. Маркс и Ф. Энгельс разработали  теорию развития человеческого общества через смену общественно-экономических формаций.

Надо  отметить, что экономический аспект учения К. Маркса не вызывает больших  сомнений и на сегодняшний день, более того, его разработками пользовались абсолютно все последующие экономисты.

Главное в учении К. Маркса, что он дал полную экономическую картину  капиталистического общества, показал, по каким законам  и как функционирует  капитализм в производстве материальных благ, в их обмене и потреблении. 

К. Маркс  и Ф. Энгельс — последние представители  классической политической экономии. 

  1. Поясните  существо тезиса, выдвинутого  Т. Вебленом: «Институты – основа экономического поведения».

Американского экономиста Торстейна Веблена (1857–1929) называют основоположником нового, нетрадиционного институционального направления в экономической науке.

Веблен выступил против концепции «экономического человека», получившей распространение еще со времен классиков (А. Смита). Человек не должен трактоваться наподобие механического шарика, своего рода «калькулятора удовольствий и тягот». Поведение индивидуума как потребителя и участника производства весьма неоднозначно. Экономические интересы представляют собой сложную и противоречивую систему. Надо полнее учитывать социальные условия, психологические мотивы.

Экономическое поведение обусловлено многими  факторами. В основе лежат институты: традиции, обычаи, нормы поведения, предписывающие их законы, финансовые и производственные структуры.

«Всякую социальную общность, – отмечал  Веблен, – можно рассматривать как производственный или экономический механизм, структура которого складывается из того, что называется социально-экономическими институтами».

Информация о работе История экономических учений