Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 08:24, контрольная работа
Рассмотрение проблемы богатства и собственности в протестантизме особенно интересно, т.к. оно приводит нас к третьей христианской парадигме – «протестантской этике». Этот термин принадлежит известному немецкому социологу Максу Веберу (1864-1920), впервые употребившего его в своей нашумевшей работе «Протестантская этика и дух капитализма» /63/. В этой книге, опубликованной в 1905 г., Вебер замечает, что в Германии имеет место «несомненное преобладание протестантов среди владельцев капитала и предпринимателей», и наоборот – «незначительная роль католиков».
ВЯТСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ
Кафедра
менеджмента
Предмет:
ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ
УЧЕНИЙ
Контрольная работа № 1
Вариант
№ 2
Студент: 1 курса, группы Мбс-14
Ф.И.О.: Бондаренко Евгения Сергеевна
Преподаватель:
Сивкова Наталья Александровна
Дата сдачи работы «10» декабря 2011 г.
Оценка: _________________
Проверил:_______________
Киров
2011
Рассмотрение проблемы богатства и собственности в протестантизме особенно интересно, т.к. оно приводит нас к третьей христианской парадигме – «протестантской этике». Этот термин принадлежит известному немецкому социологу Максу Веберу (1864-1920), впервые употребившего его в своей нашумевшей работе «Протестантская этика и дух капитализма» /63/. В этой книге, опубликованной в 1905 г., Вебер замечает, что в Германии имеет место «несомненное преобладание протестантов среди владельцев капитала и предпринимателей», и наоборот – «незначительная роль католиков».
Обсудив
эти факты и выяснив, что их
нельзя объяснить какими-то побочными
причинами, он заключает: «Причину различного
поведения названных
Но как
все-таки протестантизм стимулировал
капитализм?
Для
протестантизма характерна
Протестанты впервые за много лет заявили, что любой труд может быть служением Богу, и как следствие, может приносить прибыль, которую тоже нужно использовать по-христиански: помогая бедным. Ведь и идея благотворительности впервые зародилась именно в протестантской среде.
Если
подходить к проблеме схематично
и упрощенно, то можно сказать
так: у католиков и православных
труд — это чаще всего проклятие
Божье. Временная и тяжкая обязанность.
Для протестанта же труд — это
служение Богу и ближнему. Протестанту
не важно тачает ли он сапоги, печет ли
пироги, или проповедует в церкви — любым
трудом он служит Богу. А Бог, видя такое
усердие, благословляет трудящегося.
В целом
доктрина протестантства, в сравнении
с католичеством, еще более ориентирована
на личное спасение и еще менее
склонна учитывать влияние
Наконец,
протестантство родилось, в то время,
когда на дворе уже явственно
были видны ростки капитализма. Традиционное
христианство родилось в совершенно
других социально-экономических
Таким
образом, «отвязанность» протестантизма
от предыдущей христианской традиции,
фактически полный разрыв с ней и обусловили
весьма легкомысленное отношение к имущественной
этике. Причем, чем более радикальным был
разрыв с предыдущей традицией, чем более
решительным было разрушение «средневековых
ограничений», тем беспрепятственнее
дух наживы проникал в умы верующих.
Отмечу,
что «протестантская этика» отвергает
не только святоотеческое учение о богатстве
и собственности, но и «умеренную доктрину»;
она оказывается новой, третьей, типично
западной концепцией, которая совершенно
не соответствует православной традиции.
Здесь и предопределенность к спасению
и осуждению, которая совершенно не свойственна
святоотеческому учению. Здесь и абсолютно
несвойственный православию поиск каких-то
внешних знаков своего избранничества.
Здесь, и совершенно евангельски необоснованное
видение признаков своего спасения в удаче
в бизнесе. И, наконец, поразительная
подмена понятий - принятие собственных
усилий в деловой области за промысел
Божий. Разрыв с предыдущей христианской
традицией полный.
В конце XVII в. происходит разложение идей меркантилизма и возникает новое, большое экономическое направление —классическая политэкономия. Наиболее ярко это проявилось в Англии. В конце XVI — начале XVII в. в Англии происходила буржуазная революция, началось бурное развитие капитализма. Если раньше главной сферой приложения капитала была сфера обращения, то из-за быстрого развития капиталистической мануфактуры (фабрики) капиталы начали перемещаться в сферу производства. И в этих условиях учение меркантилистов перестало соответствовать экономическим интересам новой промышленной буржуазии. Возникли новые проблемы, связанные с процессом производства, требовавшие своего решения. Таким образом, появляется экономическая мысль, отстаивающая интересы крупной и средней промышленной буржуазии и анализирующая прежде всего сферу производства материальных благ.
У. Петти как первый представитель классической школы в политэкономии, впервые научно сформулировал и обосновал основной тезис трудовой теории стоимости: стоимость товара определяется количеством труда или рабочего времени, затраченным на его производство. У. Петти принадлежит известное изречение: «Труд — отец богатства, земля есть мать богатства».
У. Петти
впервые систематически проанализировал
практически все основные категории капиталистического
общества, как то: капитал, заработная
плата, процент, стоимость земли, земельная
рента, прибыль, теория стоимости товара.
Величайшей его заслугой как ученого-экономиста было то, что он впервые рассматривал производство не как единичный процесс, а как постоянно возобновляемый, т.е. как процесс воспроизводства. Сам термин «воспроизводство» введен в экономическую науку Ф. Кенэ.
Ф. Кенэ создал первую модель движения товаров и денег в обществе, определил условия реализации общественного продукта, показал процесс воспроизводства товаров, капитала и производственных отношений. Ф. Кенэ назвал свою модель «Экономическая таблица».
Центральное место в экономической системе физиократов занимало учение о «чистом продукте», под которым Ф. Кенэ понимал разницу между совокупным общественным продуктом (сумма стоимости всех товаров, произведенных в государстве за определенный период времени) и издержками производства.
Несомненной заслугой физиократов и, непосредственно, Ф. Кенэ было то, что они были первыми, кто систематически исследовал капитал, процесс его воспроизводства и распределение доходов в обществе.
Недостатком
физиократов было то, что они исследовали
только сферу земледелия, а это
не совсем верно, т. к. процесс производства
и воспроизводства материальных благ
происходит не только в сельском хозяйстве.
Идея свободы, политического и экономического либерализма и трудовая концепция стоимости богатства — вот основы теории А. Смита.
Заслуга А. Смита и Д. Рикардо состоит в следующем:
- они пытались научными методами проникнуть вглубь экономических явлений и процессов, анализировали действительность с большой объективностью и беспристрастием;
- в основе теорий А. Смита и Д. Рикардо лежало представление о существовании объективных экономических законов, не зависящих от воли человека. Эти законы способны обеспечивать естественное равновесие в экономической системе. Поэтому они считали, что государственное вмешательство в экономику должно быть четко ограниченным и регламентированным определенными ситуациями;
- весь анализ строится на трудовой теории стоимости;
- они не только показали классовую структуру капиталистического общества, но и отметили противоположные интересы капиталистов и наемных рабочих;
- классическая политэкономия впервые начала исследовать механизм воспроизводства (процесс производства, взятый как постоянно возобновляющийся процесс) общественного капитала.
Во-первых, разработана и доказана теория прибавочной стоимости, которая четко показывает, как наемный рабочий создает прибавочную стоимость, которую потом получает капиталист, а рабочий не получает, т. е. раскрыт механизм эксплуатации.
Во-вторых, К. Маркс открыл двойственный характер труда при капитализме: абстрактный труд (расходование человеческих сил) как труд, производящий стоимость товара, и труд конкретный (труд в конкретной профессиональной форме: металлург, сапожник и т. д.) как труд, производящий потребительную стоимость.
В-третьих, К. Маркс анализировал экономические категории последовательно, выводя одну из другой, и в результате получилось единое целое — капиталистический способ производства.
В-четвертых,
К. Маркс и Ф. Энгельс разработали
теорию развития человеческого общества
через смену общественно-
Надо отметить, что экономический аспект учения К. Маркса не вызывает больших сомнений и на сегодняшний день, более того, его разработками пользовались абсолютно все последующие экономисты.
Главное
в учении К. Маркса,
что он дал полную
экономическую картину
капиталистического
общества, показал, по
каким законам
и как функционирует
капитализм в производстве
материальных благ,
в их обмене и потреблении.
К. Маркс
и Ф. Энгельс — последние
Американского экономиста Торстейна Веблена (1857–1929) называют основоположником нового, нетрадиционного институционального направления в экономической науке.
Веблен выступил против концепции «экономического человека», получившей распространение еще со времен классиков (А. Смита). Человек не должен трактоваться наподобие механического шарика, своего рода «калькулятора удовольствий и тягот». Поведение индивидуума как потребителя и участника производства весьма неоднозначно. Экономические интересы представляют собой сложную и противоречивую систему. Надо полнее учитывать социальные условия, психологические мотивы.
Экономическое поведение обусловлено многими факторами. В основе лежат институты: традиции, обычаи, нормы поведения, предписывающие их законы, финансовые и производственные структуры.
«Всякую социальную общность, – отмечал Веблен, – можно рассматривать как производственный или экономический механизм, структура которого складывается из того, что называется социально-экономическими институтами».