История экономического анализа
История экономического
анализа
«ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА»
(«History of Economic Analysis») — незавершенный
труд известного австрийского
экономиста и социолога Йозефа
Алоиза Шумпетера (1883—1950), начатый
в 1930-е и опубликованный посмертно в
1954; рус. пер. в трех томах — СПб., 2001). Книга
охватывает практически всю историю экономической
мысли — от греко-римского периода до
кейнсианства и экономической науки в
тоталитарных странах — в контексте развития
других общественных наук, а также философии.
Для философии науки наиболее
интересна первая часть труда,
в которой рассматривается предмет
и метод экономической науки,
анализируется структура экономического
знания, его взаимосвязи со смежными
науками, отношение экономической науки
и идеологии в плане социологии знания.
Шумпетер ставит проблему разграничения
экономического анализа как собственно
научной области, которая «вырабатывает
специализированную технику поиска и
интерпретации (анализа) фактов», и истории
политической экономии и экономической
мысли, основанных на ценностных и обыденных
суждениях, на нормативных принципах,
на идеологии. Значимость такого разграничения
он показывает на примере трактата А. Смита
«Исследование о природе и причинах богатства
народов». «Мы рассматриваем его, поскольку
политические принципы и рекомендации
Смита — апология свободы торговли и пр.
— не более чем поверхностная оболочка
его великих достижений в области анализа...
Нам интересно не то, за что он ратовал,
а то, как он обосновывал рекомендуемую
им политику и какие средства анализа
использовал». Очевидно также, что анализ
и экономическая мысль тесно переплетены,
и изучение экономики в этом отношении
представляет особую трудность, поскольку
«здесь соотношение между обыденным и
научным знанием смещено в сторону первого
гораздо больше, чем в остальных областях
научных исследований».
Экономический анализ включает
методы исторического, статистического
и абстрактно-теоретического исследования.
Он основан также на «видении»,
под которым Шумпетер понимает
«преданалитический акт познания»,
позволяющий выстроить определенный набор
взаимосвязанных явлений и представить
в целом картину научного поиска. Видение
может быть основано на ценностных суждениях
и даже на идеологии, однако требования
адекватности и логической последовательности
позволяют с его помощью получать научные
результаты и строить теоретические модели.