Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 13:07, реферат
Содержание сложившегося в настоящее время в международной коммерческой практике понятия лизинга заключается в том. Что одна коммерческая организация (лизингополучатель) обращается к другой коммерческой организации (лизингодателю) приобрести определенное первой организацией имущество у третьей коммерческой организации (продавца, поставщика), опять – таки определенной первой организацией, и передать такое имущество первой организации во временное владение и пользование, срок которого по продолжительности примерно равен сроку службы такого имущества (сроку его амортизации).
По континентальной правовой системе, к которой относится и Россия, допускается наряду с взысканием убытков применение штрафных санкций. В этой связи, когда в Конвенции говорится только о праве стороны расторгнуть договор, например, в подпункте «а» п.1 ст.12. Тем не менее, по согласованию сторон могут быть установлены штрафные санкции за просрочку передачи предмета лизинга лизингодателю.
Целесообразность отступить от положений Конвенции может возникнуть в связи со специфическими особенностями товара, в частности когда им является дорогостоящее мобильное оборудование, например, самолеты или космические аппараты. Некоторые исследователи называют летательные судна «объектами недвижимого имущества», что создает несколько другие правовые особенности заключения договора лизинга.
Так, в соответствии с п.5 ст.13 Конвенции требуется, чтобы лизингодатель предоставил лизингополучателю возможность исполнить нарушение обязательств до реализации права лизингодателя на расторжение договора. Однако на практике это положение может создать трудности. В договоре международного лизинга самолетов обычно содержится иное положение: в случае, если самолет не застрахован лизингополучателем, лизингодатель вправе расторгнуть договор без особого уведомления лизингополучателя. Это необходимо лизингодателю, чтобы иметь возможность задержать самолет в аэропорту, воспрепятствовать его полетам и избежать риск незастрахованного возможного ущерба.
3.3. Особенности договора лизинга оборудования
Международный лизинг почти неизменно имеет дело с дорогостоящим для пользователя оборудованием и в этом контексте разграничение ответственности и рисков между лизингодателем и лизингополучателем осуществляется иным, чем предусмотрено Конвенцией, образом.
Это наглядно видно на примере ст.14 Конвенции, в которой речь идет о передаче прав на оборудование по договору международного лизинга. Как считают западноевропейские юристы «положения этой статьи чрезмерно упрощены». Так, в статье говорится, что лизингодатель вправе передать все или часть принадлежащих ему по договору международного лизинга прав на оборудование и такая «передача е должна освобождать лизингодателя от его обязанностей по договору лизинга». На деле имеется целый ряд способов, чтобы осуществлять такую передачу прав.
«Передача прав может быть осуществлена на основе цессии10 и при этом лизингодатель действительно не освобождается от выполнения его обязанностей по договору международного лизинга». Однако «передача прав может произойти и в результате новации обязательств, при которой лизингодатель освобождается от выполнения таких обязанностей. Решение этого вопроса может быть детально урегулировано в конкретной договорной практике».
Примерами того, что на практике в договорах содержаться более детальные положения, чем в Конвенции, являются положения следующих ее статей:
3.4. Условия,
необходимые для договора
Упоминание об отсутствии факта случайной утраты или случайного повреждения до передачи предмета лизинга лизингополучателю «особенно важно в отношении уникального и сложного оборудования как индивидуально определенной вещи, которую не представляется возможным заменить».
Условие о сроке фактического приобретения товара лизингодателем также является важным для лизингополучателя. Это условие подлежит одобрению лизингополучателем, т.к. от него зависит начало его предпринимательской деятельности по эксплуатации оборудования, являющегося предметом лизинга.
Возникают в практике
и такие ситуации, «когда лизингополучатель
не имеет достаточных
Страхование от рисков случайной утраты и случайного повреждения. «Стороны договора сами решают вопрос о включении или не включении условий о страховании в договор, за исключением случаев, когда национальное законодательство содержит императивные нормы на этот счет». Например, если лизингополучатель является российской коммерческой организацией, а предметом лизинга является токарно-винторезный станок, то он обязан застраховать свою гражданскую ответственность по обязательствам из причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц в процессе владения и пользования предметом лизинга в силу Федерального закона от 25 апреля 2004 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».
«В случае если продавец и лизингополучатель находится в разных странах, то возможно применение разных базисных условий трансграничной поставки предмета лизинга». Общепринятые понятия и толкования таких базисных условий содержаться в Международных правилах толкования торговых терминов, действующие в настоящее время в редакции 2000 года. Ссылка на эти международные правила в договоре важна с точки зрения распределения рисков и расходов.
Существует пять основных
вариантов последствий
В ходе предпринимательской деятельности, основанной на эксплуатации оборудования, являющегося предметом лизинга, и выпуске продукции с помощью такого оборудования, «лизингополучатель может столкнуться с претензиями третьих лиц, связанных, по их мнению, с нарушением лизингополучателем прав интеллектуальной собственности».
Такие претензии могут возникнуть, например, «если у продавца имеется лицензионный договор на передачу прав пользования патентом третьему лицу или договор франчайзинга с третьими лицами. Продавец и лизингодатель должны незамедлительно принять меры по обеспечению спокойного владения и пользования лизингополучателем предмета лизинга».
При возникновении убытков у лизингополучателя в связи с нарушением спокойного от требований третьих лиц владения и пользования предметом лизинга они должны быть возмещены лизингополучателю продавцом либо продавцом и лизингополучателем как несущие солидарную ответственность.
Глава 4. Лизинговые платежи
Стоимость приобретения предмета лизинга включает стоимость оборудования, являющегося предметом лизинга по договору купли-продажи между продавцом и лизингодателем как покупателем, а также, если лизингодатель пользовался банковским кредитом, затраты на его оплату. «Возмещение посредством лизинговых платежей может распространяться на полную стоимость оборудования как предмета лизинга, а также распространяться на его стоимость частично». Лизинговые платежи включают в себя стоимость амортизации предмета лизинга, плату за привлечение кредита для реализации лизинга, вознаграждение лизингодателю и иные платежи, согласованные сторонами.
Лизинговые платежи являются периодическими, как правило, регулярными, в равные промежутки времени. Могут быть оговорены дополнительные платежи, например, за дополнительные услуги лизингодателя по техническому обслуживанию оборудования, являющегося предметом лизинга. Может быть оговорен авансовый платеж до приемки предмета лизинга лизингополучателем. Может быть оговорено приобретение предмета лизинга по остаточной стоимости вместо обычного возвращения предмета лизинга в распоряжение лизингодателя после истечения срока действия договора лизинга.
Периодические платежи могут рассчитываться, определяя ее путем деления общей стоимости приобретения предмета лизинга на количество платежей в течение срока действия договора лизинга. Этот метод указан в «Методических рекомендациях по расчетам лизинговых платежей», принятых 16 апреля 1996 года Минэкономики России.
Однако в международной коммерческой практике чаще применяется иной метод, который учитывается, что величина долга лизингополучателя перед лизингодателем уменьшается в течение срока действия договора лизинга. Лизинговые платежи начисляются лизингодателем на текущую сумму долга лизингополучателя. При этом размер периодических лизинговых платежей, представляющих собой сумму амортизации предмета лизинга и проценты за кредит, являются постоянными либо за счет применения «арендного дифференциала» соответственно увеличивается или уменьшается.
1 Международный институт унификации частного права - межправительственная организация по унификации частного права
2 уникальность правовой конструкции (акта, закона, статуса и т. д.), которая, несмотря на наличие известного сходства с другими подобными конструкциями, в целом не имеет прецедентов. Уникальность любого из случаев «sui generis» зачастую становится предметом затяжных споров.
3 Неправительственная организация, объединяющая национальные ассоциации и федерации лизинговых компаний.
4 Европейская федерация ассоциаций лизинговых компаний
5 Газман Виктор Давидович - профессор Государственного университета — Высшей школы экономики.
6 Михаил Исаакович Брагинский — доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации. Широко известен благодаря пятитомнику «Договорное право», написанному в соавторстве с Витрянским В. В. и изданному издательством «Статут». Также известны его монографии: «Общее учение о хозяйственных договорах», «Участие советского государства в гражданских правоотношениях», «Структура договорных связей и ответственность участников при поставках товаров народного потребления транзитом», «Договор подряда и подобные ему договоры» (М., 2002), «Договор страхования». Всего М. И. Брагинский опубликовал свыше 600 научных работ. Среди них 11 монографий, 13 брошюр, статьи в научных журналах, главы в коллективных монографиях, учебниках, комментариях к Гражданскому кодексу РФ, а также иным законам. Является одним из разработчиков ГК РФ.
7 Витрянский, Василий Владимирович — российский юрист, учёный-цивилист, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации, Заместитель председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
8 Вступила в силу для Российский Федерации с 1 января 1999 года.
9 ТН ВЭД России. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Российской Федерации
10 Уступки права требования
11 Инкорпорация - подготовка и издание различного рода собраний и сборников нормативных актов. Особенность - изменения в содержание не вносятся и содержание по существу не меняется. Обычно в сборниках действующие нормативные акты, тексты таких актов печатаются с учетом последних официальных изменений и дополнений. Кроме того, в процессе инкорпорации из текстов, помещенных в сборник актов удаляются главы, статьи и т. д., признанные утратившими силу.
Информация о работе История понятия «Лизинг», его правовое оформление