Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 21:09, доклад
История гостеприимства представляет собой науку, изучающую различные типы культур с целью выявления характерных для них моделей “человека путешествующего”, а также с целью изучения влияния материальной и бытовой культуры на развитие традиций гостеприимства и раскрытия основных этапов, тенденций и культурно-национальных особенностей развития туризма.
Применение исторического подхода к гостиприимству осуществляется с целью определить причины взникновения и логику развития рассматриваемого явления. Осуществить это можно путем обращения к предыстории гостиприимства в предшествующих культурах.
Появление первых прообразов гостиниц и профессий по обслуживанию людей, останавливающихся на ночлег, связано с ранними периодами человеческой истории и отражает особенности и традиции бытовой культуры народов Древнего мира. В обычаях разных народов было широко распространено покровительство путникам, которые выступало формой защиты их личности и имущества.
Первые годы ХХ стл. считаются началом строительства гостиниц для бизнес-менов и комерсантов. Первым кто понял перспективу этого направления был Элеворт Сталер. В 1908 году он открывает гостинецу в Буффало под названием “Буффало Статлер”. Это была пренципиально новая концепция в гостиничном бизнесе, создана для предоставления клиентам максимальных удобств. Что осо-бенно важно, это первая гостинеца в своем роде которая ориентирована исклю-чительнно на бизнесменов.
В годы Первой мировой войны гостинечное строительство в США останавли-вается. Много гостинец в тот период ели сводили концы с концамию. Дальнейшие развитие гостинечной индустрии востановилось в 20-е года. В этот период техно-логии гостинечного бизнеса достигло своего высокого уровня. Именно в это время начал розвиватся гостинечный бизнес Конрада Хилтона. В 30-е годы, в середине Великой дипресии, этот бизнес пришел в упадок. Это было большое горе, которое выпало на судьбу гостинечной индустрии США. Возраждения индустрии госте-приимство началось в начале 40-х годов.
Вторая мировая война, в отличие от Первой, диктовала необходимость значимых переездов територии США большим количеством людей, что не могло не повлиять на гостинечную индустрию. Необходимость в номерах в то время была настолько велика, что гостинецы работали со 100% нагрузкой. После Второй мировой войны, в 50-е годы, произошли значимые изменения, а как ответ на изменения в американском способе жизни появились мотели. В 1952 году Кемонс Уилсон построил одини из первых гостинец для автомобилистов “Холидэй-иннз”. В это время американцы начали много путешествовать, что тре-бывало новых типов гостинец. Возникла необходимость в помещениях, удобных для сименого размещения, но без необходимости оплачивать весь комплекс услуг, предоставленый гостинецей. Появление мотелей с ограниченным набором услуг по низким ценам было наилутшим решением. Рост числа и популярности мотелев как новой гостиничной концепции создало значительную конкуренцию между хозяивами этих двух видов способов размещения-нового и старого типа. Многие не большие гостинецы старого типа были вынуждены закрыться навсегда. Борьба набирала в некоторых местах драматичного характера, не обходилось и без убийств. Мир наступил только в 60-х годах, когда хозяева гостинец приняли эту “новую идею”, понявши, что она необходима как дополнения к гостинечной индустрии США. Признания новой гостинечной концепции выявилась в при-нятии хозяев мотелей и гостинец для автотуристов до Американской Гостиничной Ассоциации, которая была познее периименована в Американскую Ассоциацию Мотелев и Гостинец.
После Второй мировой войны в американском гостинечном бизнесе стали появляться новые тенденции. Одним из требований стал выход на между-народный рынок услуг. Несколько первых гостиниц “Интэр-Континентал” были построены авиокомпанией “Амэрикен”. В 1948 году Конрад Хилтон тоже вошел к международному делу.
Сформировашиеся буквально в первоепослевоенное десятилетие (1945-1955 гг.) автомобильная и авиационная индустрии определили гостиничный бум во всем мире. Гостиничная база преврашается в это время в индустрию услуг, предоставляя туристу, гостю, путешественнику, отдыхающему полный набор услуг по размещению, питанию, развлечениям, отдыху. Гостиница из дома временного проживания людей все чаще превращается в туристский комплекс, полносервисный отель, в котором оказывается множество разнообразных услуг, предназначенных для так называемого целевого потребителя. Гостиницы на авто-трассах, железнодорожных вокзалах, при аэропортах, а также гостиницы для деловых людей и бизнесменов в торговых, административных центрах больших городов, курортные гостиницы и пансионаты-вот далеко не полный перечень гостиниц целевого назначения. Для каждого из перечисленных видов характерна тенденция к расширению сервиса и повышения качества услуг.
Этапы эволюции гостиничной индустрии
| |||
Время | Место | Характеристика |
|
1 | 2 | 3 |
|
II-I тысячелетия до н. э. | Ассирия | Возникновения кара-ван-сараев-первых зданий для временного пребывания и отдыха путешественников. |
|
То же | Другие страны Востока, Древняя Греция, Крит | Распространение караван-сараев по странам древнего мира. |
|
I тысячелетие до н. э. | Древняя Греция | Распространены трех типов гостиницы: частные заезжие дворы; пандокеи-государ-ственные заезжие дворы; таверны с помешениями для размещения путешестве-нников. |
|
VI в. до н.э.-I в. н. э. | Древний Рим | Историческое начало-за-рождение массового гостиничного промысла, развитие разветвленной сети постоялых дворов и таверн на огромной территории Римской империи в городах и вдоль дорог. Путешественники- |
|
I-V вв. Период упадка Римской империи | Страны, образовавшиеся при распаде Римской империи | Большое разорение постоялых дворов и таверн. |
|
V-XIII вв. (средне-вековье) | Европа | Возникновение гостиниц при монастырях (организуются по эдикту Карла Великого для странствующих). |
|
|
|
|
|
Сохраняются тенденции к специализации гостиниц (сегментация рынка гостиничных услуг), росту числа малых гостиниц и фешенебельных гостиниц- гигантов, а также изысканных и причудливых, неповторимых гостиниц в необычных местах. Растет число гостиничных объединений-цепей, ассоциаций. Гостиницы становятся пионерами в использовании новейших достижений техники новых материалов(экологически чистых, пожаробезопасных), передовых технологий по системам жизнеобеспечения и обеспечения безопасности. [ 1, 11]
1.3 Современные тенденции развития индустрии гостеприимства
К тенденциям развития предприятий индустрии гостеприимства, получившие развитие в последние десятилетия, следует отнести:
1) углубление специализации гостиничного и ресторанного предложений;
2) образование международных гостиничных и ресторанных цепей;
3) развитие сети малых предприятий;
4) внедрение в идустрию гостеприимства новых компьютерных технологий.
В последнее время наряду с традиционными полносервисными отелями и ресторанами все больше стали появляться специализированные предприятия с сокращенным набором предлагаемых услуг. Специализация предприятий бывает самой разнообразной. Гостиницы могут ориентироваться на обслуживание представителей определенного сегмента туристского рынка: например, на клиентов, посвящающих свой отпуск игре в гольф, катанию на лыжах, конным турам и т. д.
Углубление специализации предприятий гостеприимства взаимосвязано с такой важнейшей тенденцией, как образование международных цепей, которые играют огромную роль в разработке и продвижении высоких стандартов обслу-живания.
Тенденция образования гостиничных цепей и объединенний наблюдаются и в России в последние годы. В октябре 1997 года в Москве была создана первая российская гостиничная цепь- “Норд-отель”, представляющая собой добро-вольное объединение из двенадцати гостиничных предприятий различных организационно-правовых форм Северо-Восточного округа Москвы, таких как “Алтай”, “Байкал”, “Восток” и другие (25% гостиничных мест Москвы).
За годы независимости Украина достигла значительных успехов в развитии туризма и гостиничного хозяйства. Быстрой интэграцией объесняется выгодным географическим положения Украины. Она находится в центре Европы, на перекрестке как транзитного, так и конечного движения милионов людей(7,6 млн в 1998г.) с востока на запад (Шелковый путь). Наличие крупной гостиничной индустрии играет важную роль в привле-чении иностраных туристов. Успех маленьких островов, например Канарских, которые принимают больше туристов, чем страны Западной Африки вместе взятые, основан на больших возможностях их гостиничной индустрии. В последнее десятилетие существенно увеличили объемы своих гости-ничных секторов страны Юго-Восточной Азии благодаря значительным инвестициям и внедрению новых технологий. Эти страны создали транснациональные гостиничные цепи “Мандарин Ориентал” и “Регент”, а также построили обширную маркетинговую сеть по всему миру. По предложению гостиничных номеров Америка и Карибский бассейн занимают второе место, и в 2002 г. Их доля составила почти 50% мирового предложения, из которых 84,2% сосредоточилось в Северной Америке и только 11,63%-в Латинской Америке. [ 4, стр. 46]
На страны Карибского бассейна приходится 3,2% гостиничных номеров от общемирового числа. Однако регион испытывает бурный рост, и за последние 10 лет он составлял 45% против 28% во всех американских странах за тот же период.
В Африке предложения гостиничных номеров сосредоточены в странах на севере материка, в основном в Тунисе и Марокко(около 47%). Этот регион конти-нента также стремительно развивается-около 60% против 31% общеафри-канского. По данным ВТО, к 2000 г. В мире было всего 1,2 млн гостиничных мест и заполняемость их составляла примерно 65-70%.
Современная гостиница призвана создать комфортабельные условия для ночевки туриста и предоставить ему ряд дополнительных услуг. Самыми распро-страненными классификациями являются: система звезд, применяемая во Франции, Австрии, Венгрии, Египте, России и ряде других стран, участвующих в международном туриском обмене;
Система букв, используемая в Греции;
Система “корон”или “ключей”, характерная для Великобритании;
Система разрядов и др.
Наиболее распространенной является классификация, в соответствии с которой все гостинцы в зависимости от комфортабельности делятся на категории, условно обозначаемые звездами.
Гостиницы высших категорий - четырех и пятизвездочные - имеют более просторные номера, высококачественную мебель и оборудование, а также больший набор предоставляемвх услуг, чем в гостиницах двух- и трехзвездочных категорий.
В Греции пользуется популярностью буквенная система классификации, хотя на фасадах отелей можно увидеть и првычные звезды. Все греческие гостиницы делятся на четыре категории: А, В, С, D. Гостиницы категории А соответствуют четырехзвездному уровню, В - трехзвездному, С - двухзвездному.
Гостиницам высшей категории в Греции нередко присуждаются категория “de Luxe”.
Класификация английских гостиниц достаточна сложна. Как правило, на фасаде отелей изображены не звезды, а короны. Чтобы перевести категорию гостиницы с “языка корон” “на звездный”, необходимо от общего числа корон отнять одну.
Но наиболее правильной считается классификация, предложенная Ассоци-ацией британских турагенств-British T)ravel Authoritу (ВТА):
Бюджетные гостиницы(1 звезда). Расположены в центральной части города и имеют минимум удобств;
Гостиницы туристского класса(2 звезды). Распологают баром и рестораном;
Гостиницы среднего класса(3 звезды). Уровень обслуживания достаточно высок;
Гостиница первого класса(4 звезды). Очень высокое качество проживания и отличный уровень обслуживания;
Гостиницы высшей категории(5 звезд). Уровень обслуживания и проживания экстракласса.
Классификация итальянских гостиниц достаточно запутанная, офици-альной “звездной” шкалы в стране нет. Гостиничная база Италии представлена 40 тыс. гостиниц, разбросанных по всей стране. Согласно принятым в Италии нормам, гостиницы дифференцируются по трем категориям:
Первую категорию условно можно отнести к четырехзвездной;
Вторую категорию - к трехзвездной, третью категорию - к двухзвездной.
К наиболее отличительным особенностям итальянских гостиниц следует отнести их небольшие размеры (50-80 номеров).
В Испании также существует градация средств размещения по категориям:
Гостиницы-пять категорий от 1-до 5 звезд;
Дома гостиничного типа, бунгало,апартаменты и др.-от1 до 4 звезд;
Постоялые дворы-от 1 до 3 звезд;
Пансионаты-трех категорий.
Кроме того, в Испании существуют государственные предприятия приема туристов, находящиеся в подчинении у Государственного министерства по туризму. К ним относятся старые крепости, замки, которые оборудованы как отели “люкс”.
В Российской Федерации гостиницы и мотели классифицируются по категориям Гост Р 50645-94.
· Категории соответствуют звездам, число которых увеличивается с повышением уровня обслуживания. Гостиницы классифицируются по пяти категориям, мотели-по четырем. Категории обозначают символом *- звезда. Высшую катего-рию гостиницы обозначают-*****, низшую-*, высшую категорию мотеля-****. При сертификации гостиницы для присвоения ей определенной категории учиты-вают требования, предъявляемые:
· к зданию и прилегающей к нему территории;
· техническому оборудованию;
· номерному фонду;
· оснащению мебелью;
· предметам санитарно-технического оснащения номера;
Как только гостиница определила свое назначение и сформулировала его в письменном виде, необходимо определить цели.
Цель - идеальное или желательное состояние объекта управления, в данном случае, гостиницы.
На формулирование цели влияют:
· характер производственного и кадрового потенциала гостиницы;
· условия ее функционирования;
· взгляды руководства;
· интересы персонала, деловых партнеров, клиентов, местных властей, общества.
Цель более специфична чем назначение и представляет уровень достижений, выполнение которых может быть осуществлено. Определив цели, правление гостиницей может легко контролировать прогресс предприятия. Правление может также определять, были ли выполнены поставленные цели, а при необходимости внести в свой действия коррективы.
Выполнение определенной цели облегчает разделение их среди различных служб. Это способствует сосредоточению усилий служащих на определенных тактических и стратегических направлениях, помогает гостинице выполнить поставленные задачи значительно эффективнее.
Как и все предприятия, гостиницы должны иметь смысл для существования. Каждая гостиница должна определить свое назначение, которое отличает ее от других ей подобных. Это выражается и сосредотачивается на основной философии, используемой в управлении отелем. Хорошо продуманная и правильно поставленная задача имеет большое значение. Она включает в себя интересы четырех различных групп людей: гостей, управляющих и служащих. Во-первых, и прежде всего, определяя основные задачи гостиницы следует учитывать нужды и потребности гостей. Вне зависимости от размера и категорийности гостиницы всем прибывающим гостям необходимо следушее: чистые комфортабельные номера; безопасное и надежное условия проживания. [10, стр25]