Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 18:36, статья
В работе описана эволюция банковской системы РФ
Налоги в СССР (1917-91 гг.)
В результате прошедшей в феврале
1917 г. революции произошли перемены
в государственной власти. Временное
правительство остро нуждалось
финансовых источников, избрав путь пополнения
казны эмиссионными бумажными деньгами
и ростом косвенных налогов. Однако
общее ослабление государственной
власти не позволило Временному правительству
использовать налоговые инструменты
в своей политике.
В октябре 1917 г. свершилась Великая Октябрьская
Социалистическая революция. Экономическое
состояние страны было удручающим. Финансовое
система страны была в состояние разрухи.
Советское правительство нуждалось в
действенной финансовой системе и прежде
всего налоговой. Первые шаги на данном
пути Советского правительства были нелегкими.
В условиях отсутствия сформировавшейся
финансовой системы, и в частности финансового
аппарата, Советское правительство вынуждено
было обеспечить взимание ранее установленных
налогов.
В связи с чем, Декретом СНК от 24 октября
1917 г. "О взимании прямых налогов"
был установлен единый срок для уплаты
ранее введенных налогов. В то же время
отменялись налоги, которые противоречили
вновь изданным декретам или не устраивали
власти по политическим или экономическим
причинам. В связи с национализацией земли
был отменен поземельный налог, а также
земские и мирские сборы. Одним из элементов
налоговой политики Советского государства
в начальный его период является введение
чрезвычайных революционных налогов с
городского и сельского населения страны.
Введение чрезвычайных революционных
налогов помимо финансовых задач - пополнения
скудных денежных ресурсов, выполняло
и иную задачу Советского правительства
- борьбу с имущими слоями населения. В
основу которого были положены классовые
принципы.
Декретом о единовременном чрезвычайном
десятимиллиардном революционном налоге,
принятом Постановлением ВЦИК и СНК от
28 октября 1918 г. было произведено изъятие
средств для нужд Красной Армии. Чрезвычайный
налог носил раскладочный характер. Общая
сумма - 10 миллиардов рублей - была разверстана
между губерниями. Данный налог содержал
в себе элемент контрибуции с имущих слоев
населения страны. Однако при взимании
налога не обошлось без нарушений законности,
если о ней можно было тогда говорить,
что заставило Советское правительство
иначе посмотреть на проблему обложения
данным налогом крестьян-середняков. Связано
было это, прежде всего, тем, что при взимании
данного налога под него подпадали хозяйства
крестьян середняков.
В резолюции 8 съезда РКП(б) Об отношении
к среднему крестьянству подчеркивалась:
"Среднее крестьянство должно облагаться
чрезвычайно умеренно, лишь в размере,
вполне посильном и необременительном
для него".
Декретом ВЦИК от 9 апреля 1919 г. "О льготах
крестьянам-середнякам в отношении взыскания
единовременного чрезвычайного налога"
полностью были сложен налог с крестьян,
которые подлежали обложению по небольшим
ставкам и значительно был снижены более
высокие ставки окладов. Финансовые результаты
проведения налога значительно отличались
от запланированных сумм. Вместо запланированных
10 миллиардов рублей получено было 1,5 миллиарда
рублей. Помимо общегосударственных чрезвычайных
революционных налогов вводились и местные
чрезвычайные единовременные революционные
налоги. Данные средства направлялись
на покрытие расходов местной власти.
В связи с натурализацией хозяйственных
отношений, обесцениванием денег взимание
денежных налогов было приостановлено.
Острая продовольственная нехватка вынудила
найти новые инструменты пополнения продовольственных
запасов государства. В условиях натурализации
экономики и прекращения денежного обращения
правительству пришлось перейти к взиманию
натуральных налогов.
Декретом ВЦИК от 30 октября 1918 г. "Об
обложении сельских хозяев натуральным
налогом", в виде отчисления части сельскохозяйственных
продуктов был введен натуральный налог.
Строился он по принципу подоходного налога.
Налог взимался с излишек продуктов сверх
потребности хозяйств и по прогрессивной
системе в зависимости от количества десятин
посева, численности скота в хозяйстве
и с учетом количества едоков. В отношении
кулацких хозяйств была установлена особая
система индивидуального обложения. Местные
Советы могли привлекать кулацкие хозяйства
к обложению по повышенным нормам или
отнести их к более высоким разрядам по
обеспеченности посевом, или обложению
всех посевов без учета количества едоков.
В отличие от чрезвычайного революционного
налога натуральный налог имел окладной
характер, а не раскладочный. Объектом
обложения являлись посевные земельные
участки всех видов и скот, имеющийся в
хозяйстве. Были установлены необлагаемые
минимумы. Ставки налога устанавливались
в пудах ржи, но налогоплательщик мог вносить
налог другими продуктами.
Натуральный налог был непосредственно
связан с хлебной монополией и являлся
инструментом не столько финансовой, сколько
продовольственной политики государства.
Однако проведение налога не получило
большого значения, т.к. не позволили мобилизовать
все излишки продовольствия в государстве.
В связи с чем правительство вынуждено
было ввести продовольственную разверстку.
Декретом СНК от 11 января 1919 г. в общегосударственном
масштабе введена Продовольственная разверстка.
В соответствии с ней все количество хлеба
и зернового фуража, которое было необходимо
для удовлетворения государственных нужд,
разверстывалась для отчуждения у населения
между производящими губерниями. В результате
проведения продовольственной разверстки
у крестьян изымались не только излишки
продовольствия, но и часть необходимых
самим крестьянам продуктов.
Декретом Совета труда и обороны от 19 ноября
1919 г. О натуральной трудовой и гужевой
повинности в целях преодоления топливного
кризиса устанавливались:
В результате происходящих
в стране событий состояние экономики
и отдельных ее отраслей было удручающим.
Сельскохозяйственное производство в
1920 г. составляло 50 % от довоенного уровня.
Необходимость нормализации и развития
экономических отношений, побудило
правительство пересмотреть систему
отношении к сельскому
На X съезде партии была принята резолюция
о переходе к Новой Экономической Политике,
а также о замене продовольственной разверстки
натуральным налогом. В резолюции устанавливались
основные принципы продовольственного
налога и особо подчеркивалось, что общая
сумма налога подлежит уменьшению по мере
восстановления промышленности и транспорта
Советского государства.
Во исполнение резолюции X съезда партии
Постановлением ВЦИК от 21 марта 1921 г. "О
замене продовольственной и сырьевой
разверстки" натуральным налогом на
Совет Народных Комиссаров была возложена
обязанность по изданию декретов об отдельных
натуральных налогах. Декретом СНК от
21 апреля 1921 г. "О натуральном налоге
на хлеб, картофель и масленичные семена"
налог был построен по принципу прогрессивного
обложения, при котором учитывалась мощность
хозяйства по ряду показателей. Показателями
мощности хозяйства являлись: количество
пашни, число едоков и урожайность. Устанавливались
семь групп хозяйств по количеству пашни
на едоков и одиннадцать разрядов по урожайности.
Сочетание показателей и определяло размер
налога, подлежащего уплате. Следует отметить,
что система взимание натурального налога
1921/22 гг. осуществлялось из целого ряда
разных видов натуральных налогов.
Наряду с Декретом от 21 апреля 1921 г. "О
натуральном налоге на хлеб, картофель
и масленичные семена", были изданы
ряд декретов по ряду натуральных налогов
на отдельные сельскохозяйственные продукты:
Все натуральные налоги
могли уплачиваться 18 различными видами
продуктов, с установлением эквивалента
замены одного вида сельскохозяйственной
продукции другим. Первоначально
натуральные налоги не распространялись
на производственные сельскохозяйственные
кооперативы, которые сдавали
Однако затем Декретом ВЦИК и СНК от 17
ноября 1921 г. они были привлечены к уплате
натуральных налогов. Наличие множества
натуральных налогов не обеспечивало
равномерности обложения, ставило определенные
пределы для развития тех или иных сельскохозяйственных
культур, тормозило дальнейшее развитие
товарно-денежных отн
Взимание налога несло на себе большие
издержки по взиманию, которые достигали
иногда до 40 % валового сбора. Все это требовало
изменений в порядке обложения крестьянских
хозяйств. XI Всероссийская партийная конференция
рекомендовала изучить опыт взимания
продналога и найти возможность упростить
для крестьянства выполнение лежащих
на них государственных повинностей.
На IX Всероссийском Съезде Советов были
выработаны указания о необходимости
пересмотра взимания натурального налога.
На основе этого Декретом ВЦИК и СНК от
17 марта 1922 г. "Об едином натуральном
налоге на продукты сельского хозяйства
на 1922/23 гг." вводится единый натуральный
налог вместо прежних отдельных натуральных
налогов, устанавливается единая весовая
мера начисления налога, в пудах ржи или
пшеницы, налог исчислялся от сочетания
трех показателей: количества пашни на
едока, обеспечения скота и урожайности.
Уплата могла производиться различными
сельскохозяйственными продуктами в определенном
эквиваленте к основной весовой мере исчисления
налога - пуду ржи и пшеницы. Сам налог
строился по прогрессивной шкале ставок.
Объектом обложения стала земля-пашня,
а также сенокос в переводе на пашню и
количество продуктового скота имеющегося
в хозяйстве.
В течение 1922 г. помимо единого натурального
налога вводится два общегражданских
налога, подворно - денежный налог, трудгужналог.
Необходимость роста валовой продукции
и товарности сельского хозяйства, укрепления
рубля и развития денежного обращения,
использования налогового обложения деревни
в целях стимулирования производственных
сил сельского хозяйства настоятельно
потребовало изменения в системе налогообложения
крестьянства. Развития экономики настоятельно
требовало перехода от натурального обложения
к денежному. Изменения в налогообложении
деревни могло протекать по двум направлениям:
перехода от натурального обложения к
денежному обложению и переходу к единому
сельскохозяйственному налогу. Необходимость
перехода к единому налогу была обусловлена
тем, что наличие множества налогов не
позволяло проводить равномерное обложение
сельскохозяйственных товаропроизводителей,
а также тем, что взимание налога производилось
различными органами: Наркомпрод, Наркомфин
и местными органами. Уплата налога натуральными
продуктами фактически лишало крестьянина
права распоряжаться продуктами своего
труда, что не отвечало задачам развития
товарооборота, укрепления рубля и развитию
денежного обращения.Переход к денежному
обложению отвечал интересам бюджета
и значительно позволил бы снизить расходы
на организацию взимания налогов. Однако
условия неравномерного развития районов
страны не позволил полностью отказаться
от взимания натуральных налогов и переходу
к денежному взиманию.
Решение о переходе к уплате единого налога
в деревне было принято на XII съезде партии
в резолюции "О налоговой политике в
деревне". В резолюции XII съезда РКП
говорилось о наличии ограничения прав
крестьян на результаты своего труда и
признавало права крестьян свободно распоряжаться
продуктами своего труда, подчеркивая,
что это право было ограничено необходимостью
получать в свое распоряжение хлебные
запасы для обеспечения государственных
нужд. Резолюция в налогообложении деревни
определяла следующее: Кроме перехода
от натурального обложения к денежному
коммунистическая партия, в целях облегчения
положения крестьянства должна провести
объединение всех государственных прямых
налогов, лежащих на крестьянстве (продналог,
подворно-денежный и трудгужналог), а равно
и всех местных прямых налогов в единый
прямой сельскохозяйственный налог. Единый
сельскохозяйственный налог должен решительно
покончить с множественностью обложения.
Единый сельскохозяйственный налог должен
обеспечить соответствие тяжести обложения
каждого хозяйства с размерами его доходов
и достатком.
Переход к единому сельхозналогу был осуществлен
Декретом ВЦИК и СНК от 10 мая 1923 г. "О
едином сельскохозяйственном налоге".
В соответствии с ним на 1923/24 гг. устанавливался
единый сельскохозяйственный налог взамен
налогов, уплачиваемых населением, нанимающимся
сельским хозяйством, в частности: единого
натурального налога, трудгужналога, подворно-денежного
налога, общегражданского налога. Исчисления
налога производилось в весовой мере -
пудах ржи или пшеницы. При определении
налога учитывалось:
Система построения налога
способствовала развитию технических
отраслей сельского хозяйства и
животноводства.
XIII Всероссийская партийная конференция
рассматривая задачи экономического развития
Советского государства, в том числе и
в области налогообложения крестьянства
сельскохозяйственным налогом, определило
пути дальнейшего совершенствования налогообложения
сельскохозяйственным налогом, в частности,
полный переход к денежному обложению,
широкий круг льгот для малоимущих хозяйств.
Конкретные шаги реорганизации сельскохозяйственного
налога были определены II съездом Совета
Союза СССР.
Постановлением ЦИК и СНК СССР от 30 апреля
1924 г. утверждено "Положение о едином
сельскохозяйственном налоге на 1924/25 гг".
Единицей обложения являлась десятина
пашни. Сенокосы и скот подлежали пересчитыванию
в единицы обложения по установленным
коэффициентам. Положением были предусмотрены
различный уровень обложения хозяйств
в разных местностях и установлено 40 различных
таблиц ставок применительно к отдельным
районам страны по принципу скользящей
прогрессии. Значительные льготы были
предоставлены хозяйствам с техническими
культурами. Расширены были льготы и для
малоимущих хозяйств. Коллективные хозяйства
получили скидки при исчислении суммы
налога в размере 25 % с исчисленной суммы
налога. Сельскохозяйственный налог исчислялся
в рублях и взимался деньгами, взимание
налога полностью перешло введение Наркомфина.
Для целей поддержки развития коллективных
форм хозяйствования Декретом СНК О премировании
по единому сельскохозяйственному налогу
крестьянских обществ и других коллективов
и кооперативов трудовых земледельцев
была установлена сумма премирования
сельскохозяйственных улучшении по РСФСР
в размере 2.240 тыс. рублей.
На XIV конференции РКП(б) были рассмотрены
вопросы налогообложения в деревне и принята
резолюция "О едином сельскохозяйственном
налоге". В резолюции признана необходимость
проведения улучшения в порядке обложения
налога, подчеркнута необходимость распределения
налоговой тяжести между плательщиками
по экономической мощности крестьянского
хозяйства.
В связи с чем постановлением Президиума
ЦИК СССР от 7 мая 1925 г. утверждено Положение
о едином сельскохозяйственном налоге
на 1925/26 гг. Объектом обложения выступали,
как и прежде земельные участки. Проведена
была дифференциация налоговых ставок,
на каждую губернию устанавливались особая
таблица ставок. Новым положением была
отменена система ежегодного установления
разрядов и ставок обложения на основе
оценки урожая и учета цен на сельскохозяйственную
продукцию текущего года. Введены твердые
ставки налога по губерниям и не подлежащие
изменению сроки уплаты налога. Плательщики
налога не подлежали обложению иными налогами,
за исключением платежей по обязательному
окладному страхованию. Положением устанавливался
необлагаемый минимум, исчислявшийся
в десятинах пашни в зависимости от обеспеченности
хозяйств рабочими руками. Но распространялся
он не на всю страну, а на отдельные губернии.
С ростом товарно-денежных отношении,
ростом количества коллективных хозяйств
необходимо было рассмотреть вопрос перехода
сельскохозяйственного налога с поземельного
принципа на подоходный. В период Социалистической
индустриализации страны налоговая политика
была подчинена задаче массового перехода
коллективизации крестьянских хозяйств.
К 1926 г. сельское хозяйство по своим важнейшим
показателям приблизилось к довоенным
показателям: посевные площади достигли
92,5 % от показателей 1913 г., численность
скота составила 88,2 % от показателей 1916
г., валовая продукция зерновых культур
составила 88,1 % от показателей 1913г. Важнейшим
этапом проведения изменений в налогообложении
деревни стало решение апрельского (1926)
пленума ЦК ВКП(б), который определил задачи
стоящие на пути построения сельскохозяйственного
налога. В частности предлагалось построить
налог на основе определения доходов в
денежной форме, включать в объект обложения
доходы от неземледельческих заработков,
построение налога по прогрессивному
обложению, усиление обложения кулацких
хозяйств
Постановлением ВЦИК СССР от 25 апреля
1926 г. было утверждено Положение "О едином
сельскохозяйственном налоге 1926/27 гг".
Налог был построен по подоходному принципу.
Объектом обложения являлся доход соответствующего
хозяйства в денежной форме. Включались
в объект обложения и доходы от неземледельческих
заработков. Доход исчислялся в денежном
выражении, с установлением нормативного
метода исчисления по единой таблице ставок
налога с дохода в зависимости от совокупного
дохода и числа едоков в хозяйства. Шкала
обложения была установлена по доходу
на едока, однако с учетом особенностей,
установлено было 3 шкалы обложения:
Были установлены
необлагаемые минимумы. Обложение колхозов
проводилось на тех же основаниях
что и единоличные хозяйства.
Но при этом они имели налоговые
льготы в виде 25% скидки с исчисляемого
дохода. Были установлены большие
сроки платежа по союзным республикам.
Усилено было обложение кулацких
хозяйств и увеличено количество
освобожденных от налога хозяйств.
Единый сельхозналог фактический был
приближен к подоходному
Этим целям был ориентирован Единый сельскохозяйственный
налог на 1927/28 гг., утвержденный ЦИК и СНК
СССР от 2 апреля 1927 г. В основном налог
сохранил прежние ставки обложения и нормы
доходности, увеличил льготы колхозам
и бедняцким хозяйствам, по техническим
культурам и животноводству. В то же время
были внесены изменения в порядок освобождения
по необлагаемому минимуму. Теперь необлагаемый
минимум определяется не по доходу на
едока, а по доходу на хозяйство. Для коллективных
хозяйств было установлено обложение,
которое не могло превышать средние размеры
обложения единоличных хозяйств по району,
среднюю ставку налога на рубль дохода
и средний облагаемый доход на едока. Доходы
от неземледельческих заработков подлежали
обязательному учету повсеместно. Задачей
налоговой политики является переход
к полному прогрессивно-подоходному обложению,
в целях усиления обложения кулацких хозяйств.
Налоговая система использовалась в качестве
одного из важнейших орудий ограничения
и вытеснения, а затем, на известном этапе,
ликвидации капиталистических элементов.
Налоговая политика на протяжении 10 лет
ярко отражала принцип социальной справедливости
- принцип классовый. Все налоги, как прямые,
так и косвенные, главной своей тяжестью
ложились и ложатся на плечи зажиточного
населения за счет полного освобождения
или значительного польготирования малообеспеченного
населения. В ознаменование 10-летия установления
Советский власти 2-сессия ЦИК СССР 4 созыва
приняла Манифест. В соответствие с ним
предусматривалось освободить от сельскохозяйственного
налога 10 % крестьянских хозяйств, сложить
недоимки по налогу за предыдущие годы.
На основании этого ЦИК и СНК принимают
постановление от 21.10.1927 г., по которому
полностью или частично освобождаются
от налога маломощные крестьянские и коллективные
хозяйства, по решению районных налоговых
комиссий.
Важным этапом в развитии налогообложения
стали новые задачи, которые ставило Правительство
страны. Прежде всего: переход на рельсы
индустриализации страны, развитие социалистических
элементов в сельском хозяйстве, усиление
налогообложения зажиточных слоев деревни.
XV съездом Партии было принято решение
на ограничение кулацких элементов в деревне
и развитие коллективизации сельского
хозяйства. Определено было также, что
борьба с кулачеством наряду с другими
мероприятиями и должна идти путем роста
налогообложения кулацких хозяйств.
В соответствии с этим, в Положении "О
едином сельскохозяйственном налоге",
утвержденном ЦИК и СНК СССР от 21 апреля
1928 г., основной был упор сделан на расширение
льгот коллективным хозяйствам и усиление
обложения кулацких хозяйств. Это выражалось
введении для последних индивидуального
обложения и повышении максимальных ставок
обложения с 5 до 25 % по принципу определения
действительного дохода каждого отдельного
хозяйства от различных объектов. Шкала
обложения устанавливалась комбинированная
с учетом числа едоков. В основу построения
налога был заложен классовый принцип.
Что ярко проявилось в предоставлении
больших льгот коллективным хозяйствам.
Обложение сельскохозяйственным налогом
создавало большую заинтересованность
для колхозов в повышении доходности.
С ростом доходности доля дохода, взимаемая
в пропорциональных ставках, не повышалась.
Для коллективных хозяйств были установлены
дифференцированные ставки: для ТОЗ-20%,
для сельскохозяйственных артелей - 40
%.
С 1929 г. в развитии сельского хозяйства
произошли большие перемены. В стране
начался процесс массового перехода крестьян
в коллективные хозяйства. В связи с этим
и налоговая политика страны приобрела
новые аспекты. Прежде всего, налоговая
политика страны была нацелена на решение
задач о проведении коллективизации деревни,
поддержании и укреплении колхозного
строя, ликвидации кулачества.
Изменения в порядке обложения сельскохозяйственным
налогом были определены постановлением
ВЦИК и СНК от 8 февраля 1929 г. "О едином
сельхозналоге и облегчении обложения
середняцкого хозяйства" и Положением
о едином сельхозналоге на 1929-30 гг. утвержденным
Постановлением ЦИК и СНК СССР от 20 февраля
1929 г. Объектом обложения новое положение
определяла совокупный доход соответствующего
хозяйства. Коллективные хозяйства в местностях,
где обложение налогом производилось
по пашне, понижались нормы доходности
десятины, в местностях, где обложение
производилось по посеву, освобождались
от обложения доходы от прироста посевных
площадей. Была продолжена политика расширения
льгот коллективным и середняцким хозяйствам.
Путем снижения общей суммы и порядка
исчисления налога и предоставления дополнительных
льгот. Льготы были направлены на расширения
посевных площадей, поощрения развитию
технических культур и животноводства.
Кулацкие хозяйства облагались в индивидуальном
порядке. В облагаемый доход включались
полностью все доходы от неземледельческих
заработков. Сплошная коллективизация
сельского хозяйства привела к росту коллективных
хозяйств, что требовало изменения системы
обложения колхозов в общей системе сельхозналога.
Отсутствие опыта обложения большого
количества коллективных хозяйств привели
к определенным трудностям при взимании
сельскохозяйственного налога с колхозов.
Это потребовало выделения платежей колхозов
из общей системы налогообложения.
Согласно новому Положению "О едином
сельхозналоге на 1930-31 гг.", утвержденном
Постановлением ЦИК и СНК от 23 февраля
1930 г., для колхозов была установлена пропорциональная
система обложения вместо прогрессивного
обложения. Новым положением фактически
были установлены три различные системы
обложения: обложение колхозов, обложение
трудовых единоличных хозяйств и кулацких
хозяйств. Кулацкие хозяйства облагались
в индивидуальном порядке, был расширен
перечень признаков отнесения того или
иного хозяйства к кулацким. Была установлена
пропорциональная система обложения колхозов.
Облагаемый доход колхозов определялся
по установленным нормам доходности. Облагаемый
доход коллективных хозяйств мог определяться
по установленным нормам доходности и
по данным годовой отчетности хозяйства.
Установлен был льготный порядок обложения
доходов от посевов технических культур.
В соответствии с Постановлением ЦИК и
СНК от 30 сентября 1930 г. "О распределении
поступлений единого сельскохозяйственного
налога" значительная часть поступлений
по сельскохозяйственному налогу передавалась
в местные бюджеты. Постановлением ЦИК
и СНК СССР от 29 марта 1931 г. утверждено
Положение "О едином сельскохозяйственном
налоге на 1931 г". В соответствие с положением,
исчисление налога с колхозов стали производить
по валовому доходу за год. Из облагаемого
дохода исключались: отчисления в неделимые
и общественные фонды, доходы от рыболовства.
Исчисление налога велось на основе годовых
отчетов по производственным планам на
пропорциональному принципу обложения.
Коллективные хозяйства получили широкий
круг льгот. В состав облагаемого налогом
дохода единоличных хозяйств стали включатся
от всех источников дохода.
Постановлением ВЦИК и СНК от 9 января
1931 г. с единоличных хозяйств был взыскан
единовременный сбор на хозяйственное
и культурное строительство в сельских
районах. В 1932 и 1933 гг. ЦИК и СНК принимали
новые Положения "О едином сельскохозяйственном
налоге". Положение о сельхозналоге
на 1932 г. существенных изменении не принесло.
Облагаемый доход колхозов, как и прежде,
определялся на основе отчетности. Обложение
кулацких хозяйств не претерпело существенных
изменений. 19 ноября 1932 г. ЦИК и СНК вводят
для единоличных хозяйств единовременный
налог на единоличные крестьянские хозяйства.
Налог был в веден в целях изъятия части
доходов единоличных хозяйств, не вошедших
при обложении сельскохозяйственным налогом.
С введением вместо договорной системы
заготовок на обязательную сдачу зерновых
культур по твердо установленным ценам,
потребовала изменить и систему налоговых
отношении колхозов с государством.
В соответствии с Положением, утвержденным
ЦИК и СНК 25 мая 1933 г., при обложении сельскохозяйственным
налогом колхозов устанавливались два
объекта обложения: посевные площади и
доходы, получаемые от неземледельческих
доходов. Обложение производилось на основе
твердых погектарных ставок, установленных
с учетом доходности различных видов сельскохозяйственных
культур. Налогообложение строилось на
основе сочетания поземельного и подоходного
принципов. Обложение производилось на
основе пропорционального метода. Сумма
налога определялась путем умножения
соответствующих ставок на число гектаров,
учтенных посевов озимых и на число гектаров
планового посева яровых. Ставка налога
с неземледельческих доходов устанавливалась
для сельскохозяйственных артелей 3,5 коп.
с рубля, а для ТОЗ - 5 коп. Были предоставлены
льготы колхозам в части освобождения
доходов от торговли на колхозных ларьках
и базарах. Система обложения кулацких
хозяйств не претерпела значительных
изменений. Обложение доходов от полеводства
у колхозов определялась по планам посевной
площади независимо от фактического выполнения
плана. В дальнейшем обложение сельхозналогом
строилось на принципах, установленных
в 1933 г. С 1934-38 гг. в этот порядок вносились
некоторые изменения. С 1938 г. в целях ликвидации
преимуществ единоличных крестьянских
хозяйств перед хозяйствами колхозов
был введен налог на лошадей единоличных
хозяйств.
На основании Постановления ЦИК и СНК
от 7 апреля 1936 г. к уплате сельскохозяйственного
налога стали привлекаться хозяйства
членов промысловых кооперативных артелей.
Абсолютное превосходство коллективных
форм хозяйствования и установление социалистических
форм хозяйствования, в качестве единственной
формы земледелия потребовала изменить
и систему сельскохозяйственного налога.
Законом "О сельскохозяйственном налоге"
от 1 сентября 1939 г. к уплате сельхозналога
привлечены были, помимо хозяйств колхозников,
единоличных крестьянских хозяйств, хозяйства
членов промысловых кооперативов, также
хозяйства рабочих и служащих, имевшие
подсобное сельское хозяйство в сельской
местности. Объектом налогообложения
являлись доходы от сельскохозяйственных
культур и неземледельческих заработков.
Доходы определялись на основе норм доходности,
устанавливаемых в зависимости от урожайности
по культурам и средних цен на колхозных
рынках. Доходы, получаемые по трудодням
колхозниками, обложению не подлежали.
Обложения строилось по прогрессивному
методу обложения. Для единоличных хозяйств
была установлена специальная шкала ставок
с более высокой прогрессией, обложение
велось на основе учета размеров их доходности.
Имелся большой перечень льготных категорий,
не подлежащих обложению. Были определены
три срока уплаты налога: 1 октября, 1 ноября
декабря.
Законом от 1 марта 1941 г внесены некоторые
изменения путем повышения нормы доходности
по отдельным сельхозкультурам, утверждены
новые таблицы ставок.
В первый год войны Указом Президиума
ВС СССР от 3 июля 1941 г. была введена стопроцентная
надбавка к сельскохозяйственному налогу.
С 1942 г. Указом Президиума ВС СССР от 29
декабря 1941 г. был установлен военный налог,
которым облагалось все население страны,
в связи с чем стопроцентная надбавка
к сельскохозяйственному налогу была
отменена.
Указом Президиума ВС СССР от 3 июня 1943
г. были внесены изменения в порядок обложения
сельхозналогом. Коснулись они повышения
норм доходности и их дифференциации,
изменению подверглась таблица ставок
налога, порядок исчисления налога с единоличных
хозяйств.
Указами Президиума ВС СССР от 13 июля 1948
г., 7 августа 1950 г. и 1 августа 1951 г. сельскохозяйственный
налог претерпел незначительные изменения.
Изменения коснулись в части увеличения
прогрессии в обложении и процентов изъятия
доходов, сокращения льгот по налогу и
порядку предоставления льгот.
Указом Президиума от 7 мая 1952 г. законодательство
о сельскохозяйственном налоге были внесены
изменения в порядок обложения дохода.
В соответствии с законом от 8 августа
1953 г. обложению сельскохозяйственным
налогом подлежали: хозяйства колхозников,
хозяйства рабочих и служащих, единоличные
крестьянские хозяйства и хозяйства других
граждан, не являющихся членами колхозов,
если им отведены земельные участки в
сельской местности. Налог взимался в
целом с хозяйства, а не с отдельного члена
семьи.
М.И. Пискотин, проводя исследования налогообложения
сельского населения страны, отмечал ряд
особенностей, связанных с сельскохозяйственным
налогом. Особенность М.И. Пискотин прежде
всего видел в том, что субъектами сельскохозяйственного
налога является не отдельный гражданин,
а его хозяйство. Признавая, что сельскохозяйственный
налог является разновидностью подоходного
налога, но имеющего ту особенность, что
сельскохозяйственным налогом облагаются
доходы от личного хозяйства. Особенность
сельскохозяйственного налога Пискотин
М.И видел и в порядке взимания, и уплате
налога. Важной проблемой, решение которой
необходимо было в законодательстве о
сельскохозяйственном налоге, М.И. Пискотин
считал определение статуса Главы хозяйства.
Рассматривая действующий порядок определения
главы хозяйства, Пискотин М.И. находил
ее неправильным. Поскольку разные государственные
органы могли по разному определять главу
хозяйства, он предлагал вынести вопросы
определения главы хозяйства для обсуждения
на сельские Советы. Он считал целесообразным
установить главой колхозного двора только
члена колхоза. Проблема определения главы
хозяйства уже в Крестьянских (фермерских)
хозяйствах в современных условиях также
стала актуальной.
В соответствии с Указом Президиума ВС
СССР "О внесении изменений и дополнений
в Закон СССР О сельскохозяйственном налоге
от 21.12.1971 г." сельскохозяйственный налог
подлежал к уплате в два срока равными
долями 15 августа и 15 октября. Указом Президиума
ВС СССР О сельскохозяйственном налоге
были внесены изменения в Закон "О сельскохозяйственном
налоге". Изменения вступали в действие
с 1 января 1984 г.
Изменению с 1936 г. подверглось обложение
колхозов. Постановлением ЦИК и СНК от
20 июля 1936 г. "О замене сельскохозяйственного
денежного налога с колхозов подоходным
денежным налогом". Взамен прежней погектарной
и неравномерной формы исчисления доходов
было установлено обложение по фактически
полученным доходам. Подоходным налогом
облагался валовой доход от всех отраслей
сельского хозяйства. Льготы по обложению
доходов от технических культур и животноводства
были отменены. В валовой доход подлежало
учитывать все денежные и натуральные
доходы. Облагаемый валовой доход определялся
по отчетности за истекший год. Ставки
подоходного налога были установлены
по пропорциональному принципу и дифференцировались
по субъектам: 3% с валового дохода в год
для артелей и коммун, 4 % - для ТОЗ. Правления
колхозов до 20 февраля обязаны были представлять
в районный финансовый отдел годовой бухгалтерский
отчет. С введением подоходного налога
были, устранены перекосы в обложении
отдельных отраслей сельского хозяйства.
Причиной побудившей к изменению налогообложения
колхозов явилась неравномерность обложения
отраслей сельского хозяйства. Сельскохозяйственный
налог способствовал решению задач, связанных
с коллективизацией, организацией колхозов,
расширением и повышением урожайности
посевных площадей и ростом товарности
сельского хозяйства в целом. Широкая
система льгот и преференции по сравнению
с единоличным хозяйством способствовало
укреплению колхозной системы. Однако
основная сумма налога взималась за, счет
зерновых культур.
В 1935 г. колхозы за счет доходов от зерновых
культур уплачивали 64,0% всей суммы сельскохозяйственного
налога, а за счет других отраслей уплачивали
36 % причитающегося сельскохозяйственного
налога. Уже в 1936 г. после введения подоходного
налога колхозы за счет доходов от зерновых
культур уплачивали 39,2% всей суммы налога,
а 60,8% за счет доходов от других отраслей
сельского хозяйства. Это приводило к
неравномерному распределению налоговых
платежей. Помимо этого существующий до
1936 г. порядок взимания сельскохозяйственного
налога не позволял в полной мере учитывать
все источники доходов колхозов и не позволял
правильно определить фактический доход
с колхозов. Следовательно, обложение
по валовому доходу способствовало равномерному
обложению доходов от всех отраслей сельского
хозяйства и облегчало обложение зерновых
культур. Подоходный налог, введенный
в 1936 г., просуществовал до 1940 г. без серьезных
изменений.
В действующей системе обложения в 40-е
гг. имелся ряд недостатков. Сложилось
неравномерность в обложении налогом
колхозов между колхозами с разносторонне
развитыми хозяйствами и с односторонне
развитым хозяйством. Выражалось это в
том, что часть продукции, которая производилась
в колхозе и использовалась в натуральной
форме, оставалась в колхозе и направлялись
на оплату по трудодням и в фонды; часть
продукции сдавалось государству и часть
реализовывалась на колхозных рынках.
При этом в денежном выражении продукция
оценивалась по-разному. Это потребовало
изменения в порядке обложения, и 1 марта
1941 г. Верховный Совет СССР принял Закон
"О подоходном налоге с колхозов".
Субъектами налога стали выступать все
виды коллективных хозяйств. Налог исчислялся
по доходу за предшествующий год по годовым
отчетам после проверки отчетов финорганами.
В доходы, облагаемые подоходным налогом,
включались все виды доходов от всех отраслей
сельского хозяйства. В состав облагаемого
дохода не включались суммы, полученные
колхозом за сдачу государственных продуктов
по обязательным поставкам и ряд других
сумм. В особом порядке облагались доходы
рыболовецких артелей от рыболовства
при сдаче ими продукции государству по
государственным заготовительным ценам.
В этом случае доходы от рыболовства облагались
рыболовным сбором и не подлежали зачислению
в общий доход, облагаемый подоходным
налогом. Были установлены две различные
ставки: