Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 05:23, реферат
С обретением государственного суверенитета наша страна столкнулась с необходимостью формирования современной эффективной системы государственного управления для успешного развития в глобальном высоко конкурентном мире. Необходимо было не просто произвести слом прежней модели управления, а создать новую архитектуру государственного менеджмента в экономике, политике, культуре и других сферах жизни казахстанского общества.
Особого внимания требовала социально-трудовая сфера, так как от этого зависело социальное самочувствие и социальный оптимизм большинства населения страны, а значит и будущее суверенного государства.
История создания Мин ТиСЗ
С обретением государственного
суверенитета наша страна столкнулась
с необходимостью формирования современной
эффективной системы
Особого внимания требовала социально-трудовая
сфера, так как от этого зависело социальное
самочувствие и социальный оптимизм большинства
населения страны, а значит и будущее суверенного
государства.
В результате проведенных широкомасштабных
реформ была сформирована система государственного
управления, адаптированная к требованиям
рыночной экономики. Последовательно
совершенствовалась и оптимизировалась
структура Правительства, активно осуществлялась
децентрализация государственного управления.
Реализован целый комплекс мероприятий
по модернизации государственного управления
страны, способствующей повышению результативности
государственных органов.
Переход от командно - административной
системы к рыночной экономике не мог быть
простым и безболезненным процессом. После
распада СССР последовал разрыв налаженных
хозяйственных связей в экономике, остановка
и разрушение промышленных предприятий.
Страна стояла на грани промышленного
коллапса, тысячи предприятий были признаны
банкротами, сотни тысяч рабочих и инженеров
остались без работы и средств к существованию.
В этих условиях созданное Министерство
труда сыграло роль стабилизационного
регулятора в условиях, когда доходы населения
стремительно таяли, обесценивались деньги,
падала мотивация к трудовой деятельности.
Министерство труда Республики Казахстан
(1991-1996 годы) было образовано Указом Президента
Казахской ССР от 14 марта 1991 года в результате
преобразования Госкомитета Казахской
ССР по труду и социальным вопросам.
Шло становление совершенно нового государственного
управления по труду, включавшую в себя
государственную службу занятости и Государственную
экспертизу условий труда. В составе службы
занятости был образован Государственный
фонд содействия занятости. Был принят
закон об охране труда, создана Государственная
инспекция по охране труда.
Руководителями ведомства в разные годы
были Бейсенов Саят Дюсенбаевич (март
1991 года - октябрь 1993 года), Соболев Виктор
Васильевич (октябрь 1993 года - октябрь
1994 года), Крепак Петр Иванович (октябрь
1994 года - ноябрь 1996 года).
Кризис перестроечного процесса поставил
все социальные достижения республики
на грань катастрофы: пенсия и заработная
плата многих казахстанских граждан оказались
намного ниже прожиточного минимума, что
привело к стремительному падению жизненного
уровня значительной части населения
Казахстана, прежде всего пенсионеров
и инвалидов. Поэтому очень своевременным
было решение о создании Минсоцзащиты
РК.
Министерство социальной защиты населения
Республики Казахстан (1992 -1996 годы) было
образовано Указом Президента РК от 7 февраля
1992 года в результате переименования Министерства
социального обеспечения Казахской ССР.
В эти годы, несмотря на трудности в экономике
страны, были приняты акты (законы) по социальной
защите граждан, пострадавших вследствие
ядерных испытаний на Семипалатинском
ядерном полигоне и экологического бедствия
в Приаралье. Впервые жертвы массовых
политических репрессий на законодательном
уровне получили специальный статус и
вытекающие из него социальные гарантии.
Участники, инвалиды ВОВ и приравненные
к ним люди получили льготы в связи с принятием
закона об их социальной защите.
Руководителями ведомства в эти годы были
Кадырова Зауре Жусуповна (февраль 1992
года - июнь 1994 года), Тутенов Байкарим
Вильямович (июнь 1994 года - октябрь 1995 года).
Аимбетов Сейтсултан Сулейменович (октябрь
1995 года - ноябрь 1996 года).
Поступательный экономический рост к
середине 90-х годов позволил нам значительно
расширить социальную направленность
государственных расходов, по классификации
Всемирного банка Казахстан вошел в группу
стран со средним уровнем дохода. Это позволило
нам приступить к реализации трехлетней
программы углубления социальных реформ.
Прежде всего, Указом Президента РК от
29 октября 1996 года на основе упразднения
двух министерств (Минтруда и Мисобеса)
было образовано Министерство труда и
социальной защиты населения Республики
Казахстан.
Произошло реформирование всей системы
социального обеспечения, переход на трехуровневую
систему пенсионного обеспечения, идеология
которой проста. Во-первых, это базовые
социальные выплаты, гарантированные
государством. Во- вторых, обязательное
социальное страхование. И, наконец, добровольные
накопления граждан, которые в будущем
могут быть превращены в социальные платежи.
Эти три источника создадут необходимые
условия для достойного обеспечения старости
наших граждан. Были приняты законы о пенсионном
обеспечении, обязательном социальном
страховании.
Приняты меры по социальной защите инвалидов,
медико-коррекционной поддержке детей
с ограниченными возможностями. Была упразднена
система предоставления натуральных льгот,
вместо них стали выплачиваться государственные
специальные пособия. Принят закон о миграции
населения.
Усилилась борьба с бедностью, были разработаны
и приняты законы об адресной социальной
помощи, о прожиточном минимуме, занятости
населения.
В последние годы наметился коренной поворот
к вопросам трудовых отношений, большое
внимание было уделено социальному партнерству,
подготовке рабочих кадров. Приняты меры
по обязательной ответственности работодателей,
безопасности и охране труда. Вступил
в силу Трудовой Кодекс - трудовая Конституция
РК.
Сформировался конструктивный диалог
между Правительством, объединениями
работодателей и профсоюзов. Впервые с
участием Главы государства состоялись
форум по социальному партнерству, международный
форум работодателей. Президентом РК был
учрежден и начал вручаться ежегодный
специальный приз «Парыз» лучшим работодателям
в сфере социального партнерства.
Начала реализовываться программа «Нурлы
кош» для наших соотечественников - оралманов,
принят закон «О специальных социальных
услугах».
Руководителями ведомства в эти годы были
Коржова Наталья Артемовна (ноябрь 1996
года - октябрь 1999 года), Радостовец Николай
Владимирович (октябрь 1999 года - август
2000 года), Байменов Алихан Мухамедьевич
(август 2000 года - ноябрь 2001 года), Карагусова
Гульжана Джанпеисовна (ноябрь 2001 года
- август 2007 года), Сапарбаев Бердыбек Машбекович
( август 2007 года - март 2009 года). Абдыкаликова
Гульшара Наушаевна (марта 2009 года – сентябрь
2012 года.
Абденов Серик Сакбалдиевич работает
с сентября 2012 года. Большое внимание уделяется
вопросам занятости населения, пенсионному
обеспечению, обязательному социальному
страхованию, трудовым отношениям, оплате
труда, социальной поддержки семей с детьми,
предоставления социальной помощи отдельным
категориям граждан, реабилитации инвалидов
и предоставления специальных государственных
услуг.
В кризисные годы была реализована Дорожная
карта, принята Программа занятости 2020,
которая в пилотном режиме прошла апробацию,
а в 2012 году – получит повсеместно широкое
распространение. Ведется работа по совершенствованию
пенсионной системы.
В настоящее время Казахстан продолжает
реформирование системы государственного
управления. Этот процесс является составной
частью комплекса мероприятий, направленных
на создание сильного, благополучного,
устойчивого и процветающего государства.
Предстоит в соответствии с Посланием
Главы государства народу от 28 января
2012 года реализовать на практике масштабные
задачи по социально-экономической модернизации,
являющейся главным вектором развития
Республики Казахстан на современном
этапе.