Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 20:23, доклад
В 1995–1996 гг. происходит постепенное создание таможенного союза в составе России, Белоруссии, Казахстана и Киргизии. Чуть позже к ним присоединился Таджикистан. Однако достичь большинства намеченных целей не удалось. Более того, в конце 1990-х произошла эрозия существовавшего таможенного союза. В отсутствие единого органа управления тарифной политикой страны-члены регулярно пренебрегали обязательством согласования национальных действий в этой сфере и в одностороннем порядке пересматривали импортные тарифы. Неоднократно имели место случаи введения отдельными странами-членами нетарифных ограничений на ввоз или вывоз тех или иных товаров.
История возникновения и развития ЕврАзЭС неразрывно связана с другими проектами экономической интеграции на постсоветском пространстве, а точнее, со сложностями реализации последних. Уже в середине 1990-х годов стало ясно, что многие вопросы, прежде всего в сфере экономики и внешней торговли, не находят своего решения в рамках СНГ. В связи с этим некоторые страны стали искать новые форматы интеграционного взаимодействия.
В 1995–1996 гг. происходит постепенное
создание таможенного союза в
составе России, Белоруссии, Казахстана
и Киргизии. Чуть позже к ним
присоединился Таджикистан. Однако
достичь большинства намеченных
целей не удалось. Более того, в
конце 1990-х произошла эрозия существовавшего
таможенного союза. В отсутствие
единого органа управления тарифной
политикой страны-члены
Неудачи в развитии интеграции
в рамках «пятерки» выявили
16 августа 2006 г. Межгоссовет принял решение о создании в рамках ЕврАзЭС Таможенного союза (ТС ЕврАзЭС) – интеграционного объединения России, Белоруссии и Казахстана, открытого для присоединения к нему остальных государств-членов ЕврАзЭС по мере их готовности. Тем самым было принято принципиальное решение о дифференцированной интеграции в рамках модели «авангард-арьергард». Страны авангарда в очередной раз приступили к строительству таможенного союза и, также не в первый раз, заявили о намерении создать единое экономическое пространство.
В отличие от предыдущих попыток, на этот раз имелась согласованная концепция ТС и четкий план его строительства. В частности, заранее был сформирован перечень документов, необходимых для его создания, и утвержден План действий по созданию Таможенного союза. В 2007–2008 гг. постепенно была создана правовая база ТС ЕврАзЭС, включающая в себя более 70 соглашений. В ходе сложных переговоров, длившихся весь 2009 г., России, Казахстану и Белоруссии удалось договориться о почти полном согласовании единого таможенного тарифа. Проведена масштабная работа по унификации процедур таможенного контроля. С 1 июля 2010 г. начнет функционировать единая таможенная территория. Правда, на последнем этапе не обошлось без скандала: премьер-министр Белоруссии С. Сидорский в конце мая 2010 г. отказался приехать в Санкт-Петербург на подписание уже согласованного Таможенного кодекса. Позиция этой страны никак не связана с содержанием договоренностей о таможенном союзе: Белоруссия настаивает на отмене экспортных пошлин на поступающие из России нефть и нефтепродукты. В итоге Россия и Казахстан вдвоем подписали и уже ратифицировали Таможенный кодекс, оставив Белоруссии возможность присоединиться к нему.
Большим шагом вперед, – появляется понятие договорно-правовой базы Сообщества: Договор о ЕврАзЭС и другие действующие в рамках Сообщества договоры «по списку, определяемому решением Межгосударственного совета». Присоединение ко всем этим договорам обязательно для любой страны, вступающей в ЕврАзЭС; подразумевается, что это обязательно и для всех стран-основателей. В данном качестве договорно-правовая база ЕврАзЭС является полным аналогом acquis communautaire Евросоюза [17].
Идея единства договорно-правовой базы ЕврАзЭС получила дальнейшее развитие в соглашениях, регулирующих функционирование Таможенного союза, – в них не допускаются оговорки. Таким образом, ЕврАзЭС отказался от формата беспорядочной дифференциации, об опасности которой предупреждал еще бывший председатель Еврокомиссии Жак Делор, отмечая, что Европейский союз рискует превратиться в гигантский универмаг, где каждый будет платить лишь за то, что он берет с полки.
Очевидные сложности в реализации базового интеграционного проекта – создания Таможенного союза и единого экономического пространства – легко объяснимы. Участие в Таможенном союзе подразумевает существенный пересмотр всей таможенно-тарифной системы, выработку единой торговой политики и создание определяющих ее новых институтов, что требует высокой степени координации и принятия невыгодных в краткосрочной перспективе решений. А создание единого экономического пространства, понимаемого как пространство четырех свобод, невозможно без глубокой гармонизации ряда областей законодательства, эффективно работающих институтов, обеспечивающих функционирование этого законодательства, и наличия взаимного доверия между странами-участниками. В этой ситуации легко понять, почему при строительстве Таможенного союза ЕврАзЭС страны-члены обратились к другому типу дифференциации, который уже хорошо зарекомендовал себя в Евросоюзе (и не только) – модели авангарда и арьергарда.
Таможенный союз создается тремя странами ЕврАзЭС: Россией, Казахстаном и Белоруссией. При этом по всем основным особенностям создаваемая модель взаимоотношений авангарда и арьергарда сходна с существующей в Евросоюзе:
· соблюдается единство институциональной структуры авангарда и всего ЕврАзЭС
· цели авангарда соответствуют базовому направлению развития и целям всего ЕврАзЭС;
· создание авангарда не наносит ущерба уровню интеграции в рамках всего ЕврАзЭС;
· существует возможность
для отстающих стран
Вторая особенность состоит в том, что ход интеграции в ЕврАзЭС не соответствует классической схеме региональной экономической интеграции: зона свободной торговли (ЗСТ), таможенный союз, общий рынок, экономический и валютный союз. В ЕврАзЭС de facto существует зона свободной торговли, однако с многочисленными изъятиями и с регулярным применением мер, которые в принципе не соответствуют режиму ЗСТ, – таких как квотирование и вывозные пошлины. Основой режима свободной торговли является договорно-правовая база, унаследованная из 1990-х годов и формируемая двусторонними договоренностями государств ЕврАзЭС. В связи с этим существует необходимость юридического закрепления сложившихся в данной области отношений в многостороннем формате. Несоответствие теории и практики подтверждается мнением российских экономистов о том, что в ЕврАзЭС «условия регулирования… остаются сверхлиберальными по сравнению с другими интеграционными образованиями (как в случае с торговлей), либо неопределенными (как в случае с миграцией или движением капиталов)» . Можно только приветствовать развитие отраслевого и проектного сотрудничества. Однако устойчивость интеграционных процессов, в том числе и в отдельных отраслях, зависит, на наш взгляд, от прогресса в сфере общеэкономической интеграции, прежде всего от создания реального функционирующего Таможенного союза. Например, Узбекистан относительно безболезненно вышел из рядов ЕврАзЭС; единственным для этой страны негативным последствием такого шага стало исключение из многостороннего сотрудничества по управлению водными ресурсами. А вот выйти из Таможенного союза будет гораздо сложнее.
Позитивной оценки заслуживает создание в рамках Таможенного союза ЕврАзЭС органа, который полномочен принимать обязательные решения на основе простого большинства и не имеет обязанности в случае разногласий передавать решение вопроса на уровень Межгоссовета. Речь идет о Комиссии таможенного союза. Она принимает решения простым большинством, каждая страна-участник ТС ЕврАзЭС имеет один голос. При этом сфера полномочий Комиссии ТС весьма широка – она является «единым постоянно действующим регулирующим органом таможенного союза» и «обеспечивает в пределах своих полномочий реализацию международных договоров, формирующих договорно-правовую базу таможенного союза».