История возникновения ЕврАзЭС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 20:23, доклад

Описание

В 1995–1996 гг. происходит постепенное создание таможенного союза в составе России, Белоруссии, Казахстана и Киргизии. Чуть позже к ним присоединился Таджикистан. Однако достичь большинства намеченных целей не удалось. Более того, в конце 1990-х произошла эрозия существовавшего таможенного союза. В отсутствие единого органа управления тарифной политикой страны-члены регулярно пренебрегали обязательством согласования национальных действий в этой сфере и в одностороннем порядке пересматривали импортные тарифы. Неоднократно имели место случаи введения отдельными странами-членами нетарифных ограничений на ввоз или вывоз тех или иных товаров.

Работа состоит из  1 файл

История возникновения и развития ЕврАзЭС.docx

— 20.65 Кб (Скачать документ)

История возникновения и  развития ЕврАзЭС неразрывно связана с другими проектами экономической интеграции на постсоветском пространстве, а точнее, со сложностями реализации последних. Уже в середине 1990-х годов стало ясно, что многие вопросы, прежде всего в сфере экономики и внешней торговли, не находят своего решения в рамках СНГ. В связи с этим некоторые страны стали искать новые форматы интеграционного взаимодействия.

В 1995–1996 гг. происходит постепенное  создание таможенного союза в  составе России, Белоруссии, Казахстана и Киргизии. Чуть позже к ним  присоединился Таджикистан. Однако достичь большинства намеченных целей не удалось. Более того, в  конце 1990-х произошла эрозия существовавшего  таможенного союза. В отсутствие единого органа управления тарифной политикой страны-члены регулярно  пренебрегали обязательством согласования национальных действий в этой сфере  и в одностороннем порядке  пересматривали импортные тарифы. Неоднократно имели место случаи введения отдельными странами-членами нетарифных ограничений  на ввоз или вывоз тех или иных товаров.

Неудачи в развитии интеграции в рамках «пятерки» выявили необходимость  создания эффективного многостороннего  организационно-правового механизма  практической реализации имеющихся (и  будущих) договоренностей. В конце 2000 г. был подписан Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (Договор о ЕврАзЭС), в соответствии с которым таможенный союз был преобразован в международную организацию, имеющую четкую институциональную структуру, статус юридического лица и более четкие полномочия. В 2001–2002 гг. были сформированы и начали работу основные органы ЕврАзЭС. В январе 2006 г. членом ЕврАзЭС стал Узбекистан, который, однако, вышел из его состава в ноябре 2008 г.

16 августа 2006 г. Межгоссовет принял решение о создании в рамках ЕврАзЭС Таможенного союза (ТС ЕврАзЭС) – интеграционного объединения России, Белоруссии и Казахстана, открытого для присоединения к нему остальных государств-членов ЕврАзЭС по мере их готовности. Тем самым было принято принципиальное решение о дифференцированной интеграции в рамках модели «авангард-арьергард». Страны авангарда в очередной раз приступили к строительству таможенного союза и, также не в первый раз, заявили о намерении создать единое экономическое пространство.

В отличие от предыдущих попыток, на этот раз имелась согласованная  концепция ТС и четкий план его  строительства. В частности, заранее  был сформирован перечень документов, необходимых для его создания, и утвержден План действий по созданию Таможенного союза. В 2007–2008 гг. постепенно была создана правовая база ТС ЕврАзЭС, включающая в себя более 70 соглашений. В ходе сложных переговоров, длившихся весь 2009 г., России, Казахстану и Белоруссии удалось договориться о почти полном согласовании единого таможенного тарифа. Проведена масштабная работа по унификации процедур таможенного контроля. С 1 июля 2010 г. начнет функционировать единая таможенная территория. Правда, на последнем этапе не обошлось без скандала: премьер-министр Белоруссии С. Сидорский в конце мая 2010 г. отказался приехать в Санкт-Петербург на подписание уже согласованного Таможенного кодекса. Позиция этой страны никак не связана с содержанием договоренностей о таможенном союзе: Белоруссия настаивает на отмене экспортных пошлин на поступающие из России нефть и нефтепродукты. В итоге Россия и Казахстан вдвоем подписали и уже ратифицировали Таможенный кодекс, оставив Белоруссии возможность присоединиться к нему.

Большим шагом вперед, – появляется понятие договорно-правовой базы Сообщества: Договор о ЕврАзЭС и другие действующие в рамках Сообщества договоры «по списку, определяемому решением Межгосударственного совета». Присоединение ко всем этим договорам обязательно для любой страны, вступающей в ЕврАзЭС; подразумевается, что это обязательно и для всех стран-основателей. В данном качестве договорно-правовая база ЕврАзЭС является полным аналогом acquis communautaire Евросоюза [17].

Идея единства договорно-правовой базы ЕврАзЭС получила дальнейшее развитие в соглашениях, регулирующих функционирование Таможенного союза, – в них не допускаются оговорки. Таким образом, ЕврАзЭС отказался от формата беспорядочной дифференциации, об опасности которой предупреждал еще бывший председатель Еврокомиссии Жак Делор, отмечая, что Европейский союз рискует превратиться в гигантский универмаг, где каждый будет платить лишь за то, что он берет с полки.

 

Очевидные сложности в  реализации базового интеграционного  проекта – создания Таможенного  союза и единого экономического пространства – легко объяснимы. Участие в Таможенном союзе подразумевает  существенный пересмотр всей таможенно-тарифной системы, выработку единой торговой политики и создание определяющих ее новых институтов, что требует  высокой степени координации  и принятия невыгодных в краткосрочной перспективе решений. А создание единого экономического пространства, понимаемого как пространство четырех свобод, невозможно без глубокой гармонизации ряда областей законодательства, эффективно работающих институтов, обеспечивающих функционирование этого законодательства, и наличия взаимного доверия между странами-участниками. В этой ситуации легко понять, почему при строительстве Таможенного союза ЕврАзЭС страны-члены обратились к другому типу дифференциации, который уже хорошо зарекомендовал себя в Евросоюзе (и не только) – модели авангарда и арьергарда.

Таможенный союз создается  тремя странами ЕврАзЭС: Россией, Казахстаном и Белоруссией. При этом по всем основным особенностям создаваемая модель взаимоотношений авангарда и арьергарда сходна с существующей в Евросоюзе:

· соблюдается единство институциональной структуры авангарда и всего ЕврАзЭС

· цели авангарда соответствуют  базовому направлению развития и  целям всего ЕврАзЭС;

· создание авангарда не наносит ущерба уровню интеграции в  рамках всего ЕврАзЭС;

· существует возможность  для отстающих стран присоединиться к авангарду при готовности взять  на себя дополнительные обязательства.

 

Вторая особенность состоит  в том, что ход интеграции в  ЕврАзЭС не соответствует классической схеме региональной экономической интеграции: зона свободной торговли (ЗСТ), таможенный союз, общий рынок, экономический и валютный союз. В ЕврАзЭС de facto существует зона свободной торговли, однако с многочисленными изъятиями и с регулярным применением мер, которые в принципе не соответствуют режиму ЗСТ, – таких как квотирование и вывозные пошлины. Основой режима свободной торговли является договорно-правовая база, унаследованная из 1990-х годов и формируемая двусторонними договоренностями государств ЕврАзЭС. В связи с этим существует необходимость юридического закрепления сложившихся в данной области отношений в многостороннем формате. Несоответствие теории и практики подтверждается мнением российских экономистов о том, что в ЕврАзЭС «условия регулирования… остаются сверхлиберальными по сравнению с другими интеграционными образованиями (как в случае с торговлей), либо неопределенными (как в случае с миграцией или движением капиталов)» . Можно только приветствовать развитие отраслевого и проектного сотрудничества. Однако устойчивость интеграционных процессов, в том числе и в отдельных отраслях, зависит, на наш взгляд, от прогресса в сфере общеэкономической интеграции, прежде всего от создания реального функционирующего Таможенного союза. Например, Узбекистан относительно безболезненно вышел из рядов ЕврАзЭС; единственным для этой страны негативным последствием такого шага стало исключение из многостороннего сотрудничества по управлению водными ресурсами. А вот выйти из Таможенного союза будет гораздо сложнее.

Позитивной оценки заслуживает  создание в рамках Таможенного союза  ЕврАзЭС органа, который полномочен принимать обязательные решения на основе простого большинства и не имеет обязанности в случае разногласий передавать решение вопроса на уровень Межгоссовета. Речь идет о Комиссии таможенного союза. Она принимает решения простым большинством, каждая страна-участник ТС ЕврАзЭС имеет один голос. При этом сфера полномочий Комиссии ТС весьма широка – она является «единым постоянно действующим регулирующим органом таможенного союза» и «обеспечивает в пределах своих полномочий реализацию международных договоров, формирующих договорно-правовую базу таможенного союза».


Информация о работе История возникновения ЕврАзЭС