История возникновения и развития потребительской кооперации России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 11:05, реферат

Описание

Целью написания данной работы является изучение истории возникновения и развития потребительской кооперации в России и отражение основных идеологических, правовых и социально-экономических предпосылок ее появления.

Работа состоит из  1 файл

Введение.doc

— 113.50 Кб (Скачать документ)


 

Введение

 

 

На протяжении всей истории развития человечества существовали определенные виды деятельности, которыми чаще занимались группы людей, чем отдельные лица в связи с тем, что объединение давало более высокие экономические результаты деятельности. В середине XIX века объединения людей для совместного ведения определенных видов деятельности получили название потребительских (потребительных) обществ или кооперативов. К концу столетия идеи кооперации распространились по всей Европе. Они развивались, основываясь на общеевропейском опыте.

Возрождение кооперации на принципиально новой финансово-экономической и социально-политической базе с учетом использования богатого опыта организации ее работы является одной из основных задач современности. Рассмотрение опыта хозяйственной деятельности системы, а также факторов стабилизации деятельности потребительской кооперации в виде исторического процесса, позволит не повторить ошибок прошлого и предложить рекомендации для возможно бескризисного развития потребительской кооперации в ближайшем будущем. Для диверсификации деятельности современной потребительской кооперации необходимо изучение и использование богатейшего исторического опыта ее развития, особенно в наиболее сложные периоды жизни страны и применения его с учетом современных исторических условий.

Актуальность курсовой работы обусловлена необходимостью формирования целостной исторической картины становления и развития кооперативного движения в России.

Объектом исследования является история развития кооперативного движения в России.

Целью написания данной работы является изучение истории возникновения и развития потребительской кооперации в России и отражение основных идеологических, правовых и социально-экономических предпосылок ее появления.

Для реализации этой цели в работе поставлены следующие задачи:

рассмотреть сущность потребительской кооперации как хозяйственной системы;

изучить вопрос возникновения кооперативного движения в России с позиций идеологических, правовых и социально-экономических предпосылок;

отразить основные особенности зарождения потребительских кооперативов в России.

Теоретико-методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных авторов, представляющих различные экономические школы, подходы и направления в рамках изучаемой темы; монографии, статьи, посвященные проблемам развития потребительской кооперации.

Структура работы: работа включает в себя введение, пять параграфов, заключение и список используемых источников, включающий 22 наименования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Сущность потребительской кооперации как хозяйственной системы

 

Кооперация возникла и развивалась вместе с трудовой деятельностью человека и своими корнями уходит вглубь истории человеческого общества. Потребность в сотрудничестве, взаимопомощи, в совместных усилиях всегда была присуща всем народам мира. Но кооперация как общественная форма организации, объединяющая людей в различные ассоциации и общества, могла возникнуть лишь на определенном этапе общественного развития.

Как движение масс, в первую очередь трудящихся, кооперация оформилась вместе со становлением и развитием буржуазного общества. Общей причиной, побудившей людей объединяться в кооперативы, явились экономические и социальные последствия перехода к капитализму.

В хозяйственной практике каждой страны применяются разнообразные орга­низационно-правовые формы предприятий, в том числе и кооперативы. Виды кооперативов, сгруппированные    по основной хозяйственной деятельности
    1) производственные;

    2) по переработке сельскохозяйственной продукции;

    3) потребительские;

    4) строительные;

    5) сбытовые и снабженческие;

    6) кредитные;

7) обслуживающие;

    8) многофункциональные.

Такая классификация является наиболее распространенной классифика­цией кооперативов.

В настоящее время в мире действуют более 120 видов и разновидностей коо­перативов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Социльно-экономические предпосылки возникновения потребительских кооперативов

 

              Группа социально-экономических предпосылок возникновения потребительских кооперативов включает формирование социальной базы кооперативов, создание условий для накопления денежных средств населением и образования кредитно-банковской системы. Формирование социальной базы кооперативов.

              Исходным пунктом зарождения явились изменения в социальной жизни и структуре общества, когда капиталистическая промышленная система на первое место выдвинула два новых больших класса буржуазию и пролетариат. Собственники фабрик и заводов, предприниматели были заинтересованы в росте своих прибылей, а наемные рабочие – в повышении своей заработной платы.

              Возможность одновременного увеличения прибылей и заработной платы в условиях производства была еще ограничена. Промежуточное положение занимали мелкие товаропроизводители. Противоположность и столкновение экономических интересов буржуазии и пролетариата лежали в основе процессов, которые объективно усиливали тенденцию наемных рабочих к взаимопомощи, объединению, организации. В общем потоке социального движения как одна из форм защиты экономических интересов широких масс возникает кооперативное движение.

              Экономическими предпосылками были ставшие при капитализме всеобщими товарно-денежные отношения, образование современной кредитно-банковской системы.

              Еще в недрах рабовладельческих государств получили распространение торговля и ростовщичество. Однако несмотря на это, важнейшей особенностью рабовладельческого и феодального общества было господство натурального хозяйства. Условия непосредственно потребительского характера производства исключали вероятность возникновения кооперативов, ибо последние еще не имели реальных шансов накопить средства, необходимые как для развития своего хозяйства, так и для материального стимулирования своих пайщиков. Возможность накопления средств для указанных целей кооперативы получили благодаря операциям купли-продажи товаров на капиталистическом рынке при наличии менового денежного хозяйства. Именно рыночная экономика и явилась колыбелью кооперативов.

              Рыночная экономика была условием для возникновения кооперативов и в другом отношении: рынок более усердно служил богатым (тем, у кого много денег) и может оставить неудовлетворенными самые насущные потребности бедняков (тех, у кого нет или мало средств). Значит, рыночная экономика сама обусловливает создание кооперативов как социального института, способного в некоторой степени защитить своих членов из малообеспеченных слоев общества.

              Также, изменение отношений при капитализме привело к изменениям социальной структуры общества. По экономическому положению выделился средний слой населения, включающий рабочих, ремесленников, кустарей, служащих, крестьян, фермеров, которые для защиты от эксплуатации нуждались в создании своих совместно владеемых  предприятий, в том числе кооперативов. Из сказанного следует, что только при капитализме сформировалась социальная база кооперативов, т.е. социальные слои населения, которым нужны были разные виды кооперативов для защиты от эксплуатации: в сфере приложения труда (производственные кооперативы), при получении кредита (кредитные кооперативы), при покупке продуктов и других товаров у частных торговцев (потребительские кооперативы -  потребительские общества).

              Далее рассмотрим другие социально-экономические факторы более подробно. Создание условий для накопления денежных средств населением. Кооператив любого вида может быть создан, если граждане в состоянии накопить средства для образования кооперативного имущества. При капитализме

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таким образом, кооперативы возникли как здоровая реакция рабочих, крестьян, кустарей и ремесленников на капиталистическую эксплуата­цию в различных отраслях производства и обращения. В движении за создание кооперативов и развитие кооперации втягивались все новые массы. А возникшие при капитализме кооперативы яви­лись порождением не просто бедности, а потребностей, вернее, не­обходимости кооперативных способов их удовлетворения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Идеологические факторы возникновения потребительских кооперативов

 

              Кооперативная идеология или кооперативная мысль появилась а 20-30 годы XIX века в Англии, Франции, Германии, России и других европейских странах и в возникновении и развитии кооперации при капитализме важная роль принадлежит идеологам кооперации. Идеологи кооперации – компетентные люди, которые понимали сущность кооперативов, умели составлять кооперативные законы и уставы, донести до других людей особые свойства кооперативов, помочь создать кооперативы и кооперативные объединения. Величайшими идеологами кооперации XIX и начала XX в. Были Роберт Оуэн и Ванситарт Нил – в Англии; Шарль Фурье, Луи Блан и Шарль Жид – во Франции; Фридрих Райффайзен и Герман Шульце-Делитче – в Германии; Николай Чернышевский, Михаил Туган-Барановский и Алекандр Чаянов – в России [17,С.89].

              Идеология включала в себя морально-этические нормы христианства, идеи утопического социализма и экономического либерализма. Кооперативная мысль носила прагматический характер. Она предлагала вполне реальный механизм улучшения материального положения трудящихся – создание кооперативов различных видов, но заблуждалась, рассматривая кооперативы как универсальное средство решения всех социально-экономических проблем.

              Наибольшего распространения кооперативный реформизм достиг в 20-60 годы нашего столетия в период подъема кооперативного движения в Европе и других странах.

              С наступлением постиндустриальной эры влияние кооперативной идеологии пошло на убыль, поскольку многие социальные цели, к которым стремились кооперативные реформаторы, были достигнуты.

              Вместе с тем кооперативные идеи, традиции, кооперативный образ жизни, кооперативная культура, (ее просветительный, образовательный, пропагандистский, научно-исследовательский аппараты) оказали большое влияние не только на социально ориентированную хозяйственную деятельность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе История возникновения и развития потребительской кооперации России