ИТ-Франчайзинг в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2011 в 00:03, доклад

Описание

Франчайзинг – это способ ведения бизнеса, при котором известная фирма предоставляет свои передовые технологии и возможность работы под ее маркой другим организациям. Система франчайзинга основана на использовании конкретного товара. Этот товар должен обладать известной торговой маркой и номенклатура товаров должна быть ограничена.

Работа состоит из  1 файл

56.doc

— 48.00 Кб (Скачать документ)

ИT-франчайзинг в России

Мошина  Л., Сибирский институт бизнеса

и информационных технологий

научный руководитель Сорока Е. Г. 

  Франчайзинг – это способ ведения бизнеса, при котором известная фирма предоставляет свои передовые технологии и возможность работы под ее маркой другим организациям. Система франчайзинга основана на использовании конкретного товара. Этот товар должен обладать известной торговой маркой и номенклатура товаров должна быть ограничена.

  Франчайзер  – это крупная фирма (корпорация), имеющая широко известную торговую марку и высокий имидж на потребительском рынке. Эта фирма предоставляет другой стороне (франчайзи) возмездное право действовать на заранее оговоренных условиях и в определенный срок на рынке от имени франчайзера и под его торговой маркой. Франчайзер в системе всегда один. Франчайзи является, как правило, малая фирма или предприниматель (юридическое или физическое лицо), приобретающий (на возмездной основе) у франчайзера исключительное право на ведение коммерческой деятельности от его имени под его торговой маркой. Экономический эффект франчайзинга состоит в сочетании эффективности и подвижности небольшого частного предприятия с технологическими достижениями и гарантиями фирмы с раскрученной торговой маркой. Для фирмы-франчайзи это означает хорошую возможность начать и развить свой бизнес, а для клиентов – высокое качество гарантированного обслуживания. Важен и психологический эффект франчайзинга. С одной стороны, владельцы фирмы-франчайзи чувствуют себя хозяевами собственного дела, которое ведут в своих интересах, которое они могут продать или передать по наследству. С другой стороны, франчайзи чувствуют себя не «одинокими волками», а частью сплоченного сообщества профессионалов, делящихся друг с другом своими технологическими достижениями, сообща решающими многие проблемы. Франчайзи заинтересованы в качественной работе своих коллег – они вместе работают на репутацию общего дела.

  Многие  проблемы франчайзинга в России в настоящее время концентрируются в области права. Это вызвано тем, что франчайзинг как система отношений основан на системе договорных отношений и должен быть подкреплен серьезной правовой базой.

  Экономические, правовые и организационные проблемы франчайзинга, естественно, очень важны, но в не меньшей степени сдерживают развитие франчайзинга и социально-психологические проблемы. Первое, с чем сталкиваются организаторы франчайзинговых систем в России, – это отсутствие собственно отечественного опыта франчайзинга и боязнь предпринимателей-потенциальных франчайзи провала во франчайзинговой системе в целом. Ссылка на зарубежный опыт воспринимается, как правило, достаточно скептически, и на него следует возражение, что не весь западный опыт работает в России, особенно в современных условиях. Преодолеть эту проблему можно только путем скрупулезного сбора и обобщения отечественного опыта франчайзинга как в отечественных системах, так и с участием иностранного капитала, причем и успешных, и неудачных. Очень серьезной проблемой франчайзинга в нашей стране становится традиционное пренебрежение к интеллектуальной собственности. У нас ценится товар, имеющий материальную форму, а франчайзинг предполагает передачу и оплату интеллектуальной собственности, такой как: торговая марка, технология производства, организация бизнес-процессов и ряда других. Предстоит длительная и систематическая работа, подкрепленная правовыми и экономическими методами, прежде чем в России начнут уважать интеллектуальную собственность, а без этого франчайзинг будет недостаточно эффективен. Причем уважение к чужой интеллектуальной собственности должно распространяться независимо от защиты ее правовыми методами. Еще одной очень существенной социально-психологической проблемой франчайзинга является боязнь предпринимателей-потенциальных франчайзи «потерять свое лицо». Естественно, что вхождение во франчайзинговую систему требует от франчайзи работать по тем стандартам, которые сформулировал франчайзер. Однако работа в крупной франчайзинговой системе дает франчайзи такой опыт, который он, за редким исключением, не сможет приобрести самостоятельно, и этот опыт компенсирует все прочие потери.

  Одним из ярких примеров франчайзинга в  области информационных технологий является деятельность такой известной российской фирмы как «1С». Фирма сумела подобрать два ключа, которые открыли дверь к успеху.

  Первый  – это индустриальный подход к разработке, тиражированию, продаже и поддержке программ. В принципе при умелом подходе можно продать что угодно, но «1С» всегда стремилась выпускать то, в чем имеется реальная, а не искусственно созданная потребность большого количества покупателей. Руководители «1С» считали, что качественное и экономически эффективное обслуживание массового потребителя возможно только через широкую партнерскую сеть, и лишь опора на самостоятельные партнерские организации может обеспечить высокие темпы развития бизнеса. Поэтому формировались типовые условия взаимодействия, ведь отслеживать индивидуальные договоры для сети из более чем 1 800 партнеров просто нереально. Следовало заранее просчитывать эти типовые условия, чтобы они были действительно выгодны не только фирме «1С», но и ее партнерам.

  Второй  ключ – соответствие программных продуктов и партнерской сети по их распространению. Многие разработчики, создав компьютерную программу, начинают подыскивать пути ее распространения. Для «1С» программные продукты и партнерская сеть – две неразделимые составляющие бизнеса, развивающиеся по единому плану.

  Современная технологическая платформа «1С:Предприятие» дает широкие возможности по настройке системы на решение любых отраслевых и специализированных задач, по адаптации к специфике учета на конкретном предприятии и по интеграции системы с программными и аппаратными средствами других производителей.

  Франчайзинговая сеть партнеров-внедренцев создана и развивается фирмой «1С» для квалифицированного выполнения работ по обслуживанию пользователей системы «1С:Предприятие» и гарантирует качество оказываемых услуг. На сегодня эта сеть не имеет аналогов в России, она сформирована и развивается на базе коллективов, не просто продающих программные продукты, но и имеющих опыт до- и послепродажного обслуживания клиентов, внедрения, сопровождения, а зачастую и разработки программ. Фирмы-франчайзи работают под единой маркой «1С:Франчайзинг», имеют в своем составе аттестованных фирмой «1С» специалистов, что гарантирует высокое качество выполнения типового набора услуг, начиная от простой инсталляции и элементарной настройки прикладной конфигурации до интеграции программы с другими пакетами, обучения пользователей и постановки учета на предприятии в полном объеме.

  Фирма «1С» и ее партнеры прилагают совместные усилия для постоянного повышения качества обслуживания пользователей. Фирма «1С» разрабатывает типовую систему качества «1С:Франчайзи», которая позволяет даже небольшим фирмам организовать работу в соответствии со стандартом качества ISO 9001 и получить сертификат международного образца. Сертификация по стандарту ISO 9001 гарантирует, что компания хорошо организована, в ней четко распределены обязанности, процедуры, соблюдается технология работы, имеются оперативные инструкции, документированные и известные всему персоналу, процедура контроля выполняемых работ и, конечно, профессиональный и хорошо обученный персонал, способный выполнять свою работу качественно и в срок. Первыми фирмами-франчайзи, прошедшими сертификацию по международным стандартам ISO 9001, стали московские фирмы «И.К.С.» и «АВРО-БУС».

  Почему  обслуживанием пользователей занимается не сама фирма «1С», а ее партнеры-франчайзи? Дело в том, что франчайзинг (по мнению многих специалистов) – наилучший на сегодняшний день метод обеспечить индустриальное качество услуг, позволяющий сочетать эффективность, энергию, высочайший профессионализм и подвижность сотен небольших частных предприятий с мощью признанной торговой марки, технологическими достижениями и гарантиями ведущего российского разработчика программного обеспечения. Только небольшие частные предприятия реально могут оказывать внимание конкретным нуждам конкретного клиента. При этом наличие у франчайзи за спиной самой фирмы «1С» дает клиенту уверенность, что предложенные ему решения по автоматизации будут совершенствоваться и поддерживаться на регулярной и долговременной основе.

  Отраслевая  специализация фирм-франчайзи обеспечивает существенное повышение эффективности их деятельности за счет хорошего знакомства с предметной областью и способствует появлению конфигураций, хорошо отражающих специфику конкретных отраслей. Фирма «1С» регулярно публикует сборник «Внедренные решения на основе системы программ «1С:Предприятие», в котором содержится информация об использовании системы «1С:Предприятие» в конкретных организациях в самых различных отраслях. В этом сборнике представляются материалы об оригинальных конфигурациях, разработанных фирмами франчайзинговой сети «1С», а также примеры внедрения типовых конфигураций «1С». Наиболее отработанные решения партнеров оформляются в виде тиражных типовых конфигураций для системы «1С:Предприятие» и передаются в фирму «1С» для сертификации. После тщательного тестирования на соответствие определенному набору требований такие продукты получают сертификат «Совместимо! Система программ «1С:Предприятие» и продаются фирмой «1С» клиентам в режиме дистрибьюции через партнерскую сеть. В настоящее время уже есть решения для автотранспортных предприятий, бюджетных и военных организаций, гостиниц, Интернет-технологий, для расчета квартплаты, для медицинских учреждений, международных и национальных стандартов учета, некоммерческих организаций, образования, общественного питания, планирования, управленческого учета и финансового анализа, для производственных предприятий, страховых организаций, строительства, для торговли различными видами товаров (автомобили, медикаменты, алкоголь и т. д.) и стыковки с торговым оборудованием, специальный расчет зарплаты и кадровый учет, а также различные утилиты для «1С:Предприятие» и решения, предоставляющие дополнительные сервисные возможности.

  Договоры  на абонементное сопровождение и  консультирование пользователей системы  «1С:Предприятие» являются в настоящее  время уже стандартной формой работы многих фирм франчайзинговой сети «1С». С одной стороны, имеется объективная тенденция постоянного развития учета и изменения учетного законодательства в странах бывшего СССР. С другой стороны, фирма «1С» постоянно наращивает разработку методических и консультационных материалов по организации учета. Руководство фирмы считает, что должны поставлять не только программы, но и систему знаний о том, как следует организовать учет, технологию ведения учета.

  С весны 1999 г. для официальных пользователей  «1С:Предприятия» публикуется СD-ROM информационно-технологического сопровождения (ИТС), включающий разовую информацию и постоянно обновляемые разделы: новые формы документов, релизы программ, учебные и методические материалы по эксплуатации, настройке и конфигурированию системы, практические рекомендации по ведению бухучета и составлению отчетности, консультации, обзоры, архивы ведущих экономических изданий и аудиторов. ИТС включает в себя систему правовой поддержки компании «Гарант-Сервис», интегрированную с «1С:Предприятие». Это позволяет фирмам-франчайзи повысить эффективность и качество абонементного обслуживания своих клиентов, а пользователям – оперативно получать на своем рабочем месте электронное издание, не имеющее аналогов на настоящий момент.

  Фирмы «1С:Франчайзи» могут использовать символику «1С» в рамках деятельности, ограниченной договором франчайзинга, получают специальную рекламную поддержку в центральной прессе, на выставках, получают компенсацию затрат на региональную рекламу, получают специальную методическую рабочую информацию, имеют высокие скидки на приобретаемые в фирме «1С» программные продукты, проходят обучение, получают консультации в фирме «1С» по программным средствам и вопросам франчайзинговой деятельности, проводят аттестацию своих сотрудников в фирме «1С», регулярно получают актуальную технологическую информацию, помогающую в практической работе с клиентами по электронной почте, на сайте фирмы «1С» в Internet, на технологических дисках.

Организация бизнеса  «1С:Франчайзи» требует начальных  затрат в размере от 250 до 1 000 долларов и уплаты ежеквартального взноса в размере 100 долларов. При выполнении определенных условий франчайзи от ежеквартального взноса освобождается. Для своей работы франчайзи необходимо приобрести программный продукт (продукты) «1С:Предприятие» и аттестовать в фирме «1С» не менее двух специалистов-внедренцев. Сотрудники-внедренцы должны быть коммуникабельными, разбираться в бухгалтерском и управленческом учете, владеть навыками программирования, быть готовыми к работе, связанной с разъездами. Договор франчайзинга ограничивает ценовой демпинг и распространение конкурирующих бухгалтерских программ. При выполнении этих условий фирма-франчайзи получает сертификат и последующую поддержку в работе от фирмы «1С».

Информация о работе ИТ-Франчайзинг в России