Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 07:56, курсовая работа
Рассматриваемая в данной работе тема - одна из наиболее актуальных на сегодняшний день и именно поэтому этот вопрос заслуживает детального рассмотрения.
Основную цель деятельности любого производителя (фирмы, делового предприятия) составляет максимизация прибыли. Возможности её получения ограничены, во-первых, издержками производства и, во-вторых, спросом на произведённую продукцию.
Введение
1 Теория издержек. Производство и издержки
1.1 Издержки производства и прибыль предприятий в различных экономических концепциях
1.2 Виды издержек
1.3 Издержки производства в краткосрочном периоде
1.4 Издержки производства в долгосрочном периоде
1.5 Пути снижения издержек производства
2 Теория прибыли. Экономическая прибыль и предпринимательский доход
2.1 Экономическая сущность, формирование, функции и виды прибыли
2.2 Максимизация прибыли
2.3 Пути увеличения прибыли
Заключение
Список литературы
7
Содержание
Введение
1 Теория издержек. Производство и издержки
1.1 Издержки производства и прибыль предприятий в различных экономических концепциях
1.2 Виды издержек
1.3 Издержки производства в краткосрочном периоде
1.4 Издержки производства в долгосрочном периоде
1.5 Пути снижения издержек производства
2 Теория прибыли. Экономическая прибыль и предпринимательский доход
2.1 Экономическая сущность, формирование, функции и виды прибыли
2.2 Максимизация прибыли
2.3 Пути увеличения прибыли
Заключение
Список литературы
Рассматриваемая в данной работе тема - одна из наиболее актуальных на сегодняшний день и именно поэтому этот вопрос заслуживает детального рассмотрения.
Основную цель деятельности любого производителя (фирмы, делового предприятия) составляет максимизация прибыли. Возможности её получения ограничены, во-первых, издержками производства и, во-вторых, спросом на произведённую продукцию.
Главным ограничителем прибыли являются издержки производства. К их определению и измерению существуют разные подходы, в которых можно выделить взгляд экономиста, ориентированный на перспективу фирмы, и позицию бухгалтера, которых, прежде всего, интересует финансовые отчёты и балансы предприятия.
Именно издержки производства лежат в основе производственного процесса. И именно о них в первую очередь думает производитель. А разве проблема максимизации прибыли не затрагивает проблему издержек производства, а не вечный ли это вопрос: "Как увеличить число покупателей, спрос на свою продукцию?" Все это говорит о том, что издержки производства одна из основных слагаемых процесса производства.
Любая фирма стремиться поучить максимум прибыли при минимальных совокупных затратах. Естественно, что минимальный объем совокупных затрат меняется в зависимости от объема производства. Однако составляющие совокупных затрат по-разному реагируют на изменение объема производства. Это относится, в первую очередь, к расходам на оплату обслуживающего персонала и оплату производственных рабочих. Поэтому “совокупные общие затраты” делятся на “постоянные” и переменные.
Любая фирма, прежде чем начать производство, должна четко представить, на какую прибыль она может рассчитывать. Для этого она изучает спрос и определяет, по какой (примерно) цене будет продаваться ее продукция. Решение принимается после сравнения предполагаемых доходов с издержками, которые предстоит понести.
Современная экономическая теория сохраняет исходное положение об издержках производства: чтобы получить большее количество любого блага, необходимо предоставить потенциальным производителям и поставщикам этого блага определенный стимул, который бы побудил их перебросить ресурсы из сферы их текущего использования на производство того, чего мы хотим. Необходимо, чтобы выгоды от такой переброски превысили затраты на нее, т.е. превысили ценность тех возможностей, от которых придется отказываться потенциальным предпринимателям.
Изменение спроса воздействует на цены в зависимости от величины предельных издержек производства. Возрастание спроса на любое благо повысит затраты на приобретение этого блага лишь постольку, поскольку оно не вызовет роста величины предложения. Затраты связаны не с вещами, а с действиями людей. Существо экономической системы и состоит в постоянной координации процессов сотрудничества и взаимного приспособления.
При системе свободного предпринимательства производятся только те товары и услуги, которые ценятся индивидуальными потребителями данного общества. Мы склонны так действовать, поскольку это выгодно нам самим. Ожидание вознаграждения (для предприятия - это прибыль) стимулирует работников производить больше, а работодателей расходовать ресурсы рационально.
На практике прибыль есть излишек выручки над затратами капитала. Прибыль представляет собой конкретную цель, к которой стремится каждый предприниматель, а издержки производства - затраты на достижение этой цели.
Таким образом, вышесказанное подтверждает актуальность выбранной темы курсовой работы.
Марксистская концепция. Издержки производства (по Марксу) - это то, чего стоит товар капиталисту, ибо та часть стоимости, которая состоит из прибавочной стоимости, капиталисту ничего не стоит. Это происходит потому, что прибавочная стоимость стоит рабочему неоплаченного труда.
Выделение категории издержек производства служит выражением специфического характера капиталистического производства. Капиталистические издержки производства меньше стоимости товара на величину прибавочной стоимости. Другими словами, товарная стоимость равна издержкам производства (c+v) плюс прибавочная стоимость (m).
Маркс делит издержки производства на два вида - издержки на постоянный и переменный капитал. Различия между этими видами издержек сразу бросаются в глаза, как только наступают изменения в величине стоимости товара.
Издержки на постоянный и переменный капитал. Предположим, что издержки производства равны 500 единицам, из них 400 истрачены на средства производства и 100 - на рабочую силу. Стоимость продукта в этом случае равна 400c+100v+100m=600. Пусть цена средств производства повысится до 600c, т.е. на 200 единиц. Стоимость товара также повысится на эту же сумму:
600c+100v+100m=800.
То же произойдет и при понижении цены на средства производства - уменьшатся не только сами издержки, но и стоимость товара:
200c+100v+100m=400.
Причина такого изменения связана с тем, что израсходованный постоянный капитал переносит на продукт свою собственную стоимость, что влечет за собой возрастание или падение абсолютной величины стоимости. Другими словами, старая стоимость вновь проявляется как составная часть стоимости продукта, но она не возникает в процессе производства этого продукта, она существовала раньше как составная часть авансированного капитала.
Совершенно обратное происходит с другой составной частью издержек производства. Переменный капитал, как известно, не переносит свою стоимость на продукт, так как он представлен живым, а не овеществленным трудом. Живой труд создает новую стоимость, равную 200 единицам (100v+100m). Из этой новой стоимости одна часть возмещает авансированный переменный капитал в 100v, или цену примененной рабочей силы. Но эта авансированная капитальная стоимость не входит в образование новой стоимости. При авансировании капитала рабочая сила оплачивается как стоимость, но в процессе производства выступает сама живая, созидающая стоимость рабочая сила.
Предположим, цена рабочей силы увеличится на 50 единиц. Тогда изменятся и издержки производства, они возрастут до 550 единиц, но товарная стоимость останется неизменной:
400c+150v+50m=600.
В случае понижения цены рабочей силы картина будет выглядеть следующим образом:
400c+50v+150m=600.
Товарная стоимость остается неизменной потому, что авансированный переменный капитал не присоединяет к продукту своей собственной стоимости. Вместо его стоимости в продукт вошла новая стоимость, созданная живым трудом. Поэтому изменения в абсолютной величине стоимости переменного капитала служат лишь выражением в цене рабочей силы, но ничего не меняют в величине товарной стоимости, которая создается трудом. Однако указанное изменение влияет на соотношение составных частей вновь созданной стоимости, из которых одна возмещает переменный капитал, а вторая образует прибавочную стоимость. Поэтому увеличение цены рабочей силы ведет к уменьшению прибавочной стоимости и наоборот.
Прибавочная стоимость и прибыль. Прибавочная стоимость представляет собой избыток стоимости товара над издержками производства. Поскольку в издержках стирается различие между постоянным и переменным капиталом, то создается видимость, будто прибавочная стоимость возникает одинаково из всех элементов авансированного капитала. Поэтому прибавочная стоимость, представленная как порождение всего авансированного капитала, приобретает превращенную форму прибыли.
Если товар продается по стоимости, то реализуется прибыль, равная избытку его стоимости над издержками производства, следовательно, прибыль количественно равна прибавочной стоимости. Но капиталист может продавать товар с прибылью, продавая его и ниже стоимостью. До тех пор, пока продажная цена выше издержек его производства, хотя она и ниже стоимости, будет реализовываться часть прибавочной стоимости, а капиталист будет получать прибыль.
Низшей границей продажной цены служат издержки производства. Если капиталист начнет продавать свой товар ниже издержек производства, то он не сможет возместить израсходованные части своего производительного капитала, его авансированная капитальная стоимость будет исчезать. Поэтому капиталист считает издержки производства действительной внутренней стоимостью товара, потому что продажа по цене, равной издержкам, сохранит его капитал. По существу же, издержки производства представляют собой ту покупную цену, которую сам капиталист заплатил за производство товара. Поэтому реализуемый при продаже товара избыток стоимости, или прибавочная стоимость, представляется капиталисту избытком продажной цены товара над его стоимостью, а не избытком его стоимости над издержками его производства.
Итак, марксистская концепция издержек производства базируется на трудовой теории стоимости, согласно которой стоимость создается трудом. Поэтому издержки производства - это затраты овеществленного и живого труда. По Марксу, издержки производства не являются конституирующим элементом цены. Увеличение или уменьшение издержек производства не обязательно влияет на рост или падение цен, оно может привести к уменьшению или увеличению прибыли, тогда как цена остается неизменной[1].
Неоклассическая концепция. Неоклассическая концепция издержек производства значительно отличается от марксистской не только по существу, но и по терминологии. Издержки производства представляют собой сумму затрат на приобретение факторов производства и делятся на две группы: постоянные и переменные. Постоянные издержки - это не затраты на постоянный капитал, как в марксистской теории, а те издержки, которые не зависят от количества произведенной продукции. Другими словами, постоянные издержки - это общие затраты на функционирование предприятия, в которые входят затраты на здания, оборудование, оплату управленческого и административного аппарата и т.п.
Переменные издержки - это издержки, которые непосредственно связаны с количеством произведенной продукции и изменяются вместе с изменением выпуска продукции. Сюда входят затраты на покупку сырья, материалов, оплату рабочей силы.
Деление на постоянные и переменные издержки относится только к короткому периоду. Если же рассматривать длительный период, то здесь и постоянные издержки могут меняться, поскольку технический прогресс невозможен без обновления оборудования. Таким образом, в длительном периоде все факторы производства становятся переменными.
Общие и средние издержки. Различают также общие и средние издержки производства. Общие издержки - это совокупность всех издержек, направленных на приобретение факторов производства, т.е. сумма постоянных и переменных издержек. Средние издержки равны общим издержкам, деленным на количество произведенной продукции. Средние издержки можно подсчитать лишь апостериорно, т.к. они зависят от количества произведенной продукции. Однако фирма может на основании оценки своих постоянных и переменных издержек определить денежные издержки для короткого периода при различных объемах производства.
Предельные издержки и предельный доход. Большую роль в неоклассической теории играют предельные величины. Предельные издержки - это издержки, которые необходимы для обеспечения прироста производства продукта. Предельные издержки можно определить как дополнительные издержки, необходимые для обеспечения прироста продукции. При этом дополнительные единицы продукта должны быть обеспечены наиболее дешевым способом. Обычно предельные издержки представлены переменными издержками, т.к. в коротком периоде постоянные издержки не меняются.
Общий, средний и предельный доходы. Различают общий (валовый), средний и предельный доходы. Общий доход - это сумма доходов, поступающая от продажи определенного количества блага. Этот доход вычисляется умножением количества произведенного продукта на его цену. Средний доход - это доход на единицу продукции, которые равен частному от деления валового дохода на количество проданного блага, т.е. он равен рыночной цене самого блага. Предельный доход - это такое приращение дохода, которое образуется за счет продажи предельной единицы товара. В условиях совершенной конкуренции (цена продукта не зависит от ее производства) предельный доход равен цене блага. В условиях несовершенной конкуренции (производитель может сам устанавливать цены) положение меняется.
С ростом производства до определенного момента предельный доход превышает предельные издержки. Но как только предельные издержки превысят предельный доход, необходимо сокращать производство, т.к. прибыль будет уменьшаться. Точка оптимального выпуска продукции для получения максимальной прибыли будет находиться там, где предельный доход будет равен предельным издержкам.
Издержки – это сумма затрат на приобретение ресурсов (факторов), необходимых для данного производства[2].
Альтернативные «явные» и «неявные» издержки.
Большую часть издержек производства составляет использование производственных ресурсов. Если последние применяются в одном месте, то не могут использоваться в другом, так как обладают такими свойствами, как редкость и ограниченность. Например, деньги, израсходованные на покупку домны для производства чугуна, не могут одновременно быть истрачены на производство мороженого. В результате, используя какой-нибудь ресурс определенным образом, мы теряем возможность использовать этот ресурс каким-нибудь другим образом.