Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 14:13, курсовая работа
Валовой национальный продукт (ВНП). Расчет ВНП по расходам: личное потребление, валовые инвестиции, государственные закупки товаров и услуг, чистый экспорт. Расчет ВНП по доходам: амортизация, косвенные налоги, вознаграждение за труд наемных работников, рентные платежи, процент, доходы от собственности, прибыли корпораций. Чистый национальный продукт. Личный доход. Располагаемый доход. Измерения динамики этих показателей. Национальное богатство, отраслевая и секторальная структура национальной экономики. Межотраслевой баланс. Система национальных счетов. Теневая экономика
К сфере материального производства относятся все вида деятельности, создающие материальные блага в форме продуктов, энергии, в форме перемещения грузов, хранения продуктов, сортировки, упаковки и других функций, являющихся продолжением производства в сфере обращения.
Остальные виды деятельности, в процессе которых материальные блага не создаются, образуют в своей совокупности непроизводственную сферу деятельности.
Такая группировка отраслей народного хозяйства необходима для правильного определения объема общественного продукта и национального дохода, их распределения, перераспределения и использования, составления баланса трудовых ресурсов, а так же для установления народно-хозяйственных пропорций и определния экономической эффективности общественного производства.
Отрасли материальной сферы:
Промышленность
Сельское хозяйство
Лесное хозяйство
Рыбное хозяйство
Транспорт и связь
Строительство
Торговля общественное питание
Материально-техническое снабжение и сбыт
Заготовки
Информационно-вычислительное обслуживание
Операции с недвижимым имуществом
Общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка
Геология и разведка недр, геодезическая и гидрометеорологическая службы
Прочие виды деятельности сферы материального производства.
Непроизводственная сфера:
Жилищно-коммунальное хозяйство
Непроизводственные виды бытового обслуживания населения
Здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение
Народное образование
Культура и искусство
Наука и научное обеспечение
Финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение
Управление
Общественные объединения
Укрупненные отрасли промышленности:
Электроэнергетика
Топливная промышленность
Черная металлургия
Цветная металлургия
Химическая и нефтяная промышленность
Машиностроение и металлообработка
Деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность
Промышленность строительных материалов
Стекольная и фарфоро-фаянсовая промышленность
Легкая промышленность
Пищевая промышленность
Микробиологическая промышленность
Мукомольно-крупяная и комбикормовая промышленность
Медицинская промышленность
Полиграфическая промышленность
Другие промышленные производства.
Общероссийский классификатор «отрасли народного хозяйства» (ОКОНХ)
1,01,76 с дополнениями и изменениями.
Межотраслевой баланс производства и распределения общественного продукта, экономико-математическая модель, образуемая перекрестным наложением балансов распределения продукции (строки таблицы) и затрат на их производство (колонки), увязанных по итогам (шахматный баланс), детально отражает производственные и хозяйственные связи отраслей. Составляется в денежной и натуральной формах. Главные показатели – коэффициенты полных затрат и коэффициенты прямых затрат. За рубежом называется методом «затраты-выпуск».
Принципы Системы национальных счетов
Стандартная система национальных счетов, разработанная статистической комиссией ООН, применяется с 1953 гоа. Существенный вклад в разработку современной СНС был сделан лауреатом Нобелевской премии американским экономистом Саймоном Кузнецом и английским экономистом Ричардом Стоуном.
Это система взаимосвязанных показателей развития экономики на макроуровне. На ее основе разрабатываются экономические модели и прогнозы, например, в области налогообложения, кредитования, темпов экономического роста, дефицита гос-
бюджета, регулирования инфляции и т.д. СНС охватывает абсолютно все технические операции, происходящие в экономике, и все ресурсы, которыми располагает страна. Назовем главные принципы, лежащие в основе СНС.
По-иному, чем в практике бывшего СССР, СНС определяет границы сферы производства валового продукта и национального дохода. СНС исходит из того, что валовой продукт и национальный доход страны производятся как в сфере материального производства, так и в сфере услуг, т.е. в сферу производства включается деятельность:
а) компаний и предприятий, производящих товары и услуги;
б) частных некорпорированных предприятий;
в) подсобных хозяйств;
г) лиц свободных профессий (адвокатов, артистов, журналистов и др.);
д) работников сферы управления;
е) финансово-коммерческих организаций;
ж) некоммерческих организаций (клубов, обществ, ассоциаций);
з) армии;
и) наемной прислуги;
к) владельцев жилья, сдаваемого в аренду.
Практически не учитываются лишь нелегальные виды деятельности (наркобизнес, проституция) и ведение личного домашнего хозяйства.
Другой важный принцип, лежащий в основе СНС, состоит в признании того, что в создании стоимости товаров ц услуг наряду и наравне с трудом принимают участие земля, капитал и предпринимательская деятельность, т.е. факторы производства. Создаваемая прибыль рассматривается не как результат только труда, а как результат совокупного использования этих факторов.
Ход и результаты экономических процессов отражаются в показателях СНС с учетом взаимодействия различных сфер и форм хозяйственной деятельности, включая подробную информацию в области внешнеэкономических связей.
Схема Системы национальных счетов
Система национальных счетов дает ступенчатую картину экономических процессов в стране, включая информацию по стандартному набору (для всех секторов экономики) счетов, в которых и регистрируются операции, относящиеся к основным
фазам экономического процесса. Такими фазами являются: >
1) производство и образование доходов;
2) распределение и перераспределение доходов; •
3) образование «располагаемого дохода» и его использование на потребление и накопление;
4) формирование источников финансирования капитальных затрат;
5) инвестиции;
6) приобретение финансовых активов и принятие финансовых обязательств;
7) изменения в активах, не связанные с нормальными экономическим процессом (в результате стихийных бедствий, катастроф, войн);
8) формирование активов и пассивов.
Данные счетов обобщаются и анализируются по секторам.
Секторы экономики — это однородные институционные единицы, группирующиеся по признаку выполняемых ими функций. Основными секторами экономики по СНС являются:
1. Нефинансовые корпоративные и квазикорпоративные предприятия, занятые производством товаров и услуг, реализуемых на рынке;
2. Финансовые учреждения и корпорации;
3. Органы государственного управления;
4. Частные некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства;
5. Домашние хозяйства (как потребители и как предприниматели);
6. Остальной мир (включая внешнеэкономические связи).
Взаимосвязи между секторами охватывают абсолютно все типы операций с товарами, услугами, доходами, финансами. В конечном итоге вся информация агрегируется для национального хозяйства в целом.
Система национальных счетов постоянно совершенствуется: в 1993 г. ООН утвердила новую стандартную СНС, которая сменит прежнюю, введенную в 1968 г. Новая СНС несколько видоизменяет наименования секторов экономики, стандартных счетов и основных макроэкономических показателей.
СНС отражает идею общего экономического равновесия в стране, когда наблюдается соответствие (равенство) наличных ресурсов и их использования.
В СНС, представленной в форме таблицы, составляются ресурсы и их использование. Важная характеристика СНС – принцип двойной записи. Это означает, что каждая операция имеет плательщика и получателя, и поэтому записана один раз – как ресурсы и один раз как использование. Таким образом, все операции характеризуются в реальном и финансовом аспекте, а сводный материально-финансовый баланс национального хозяйства представлен в виде системы корреспондентских счетов.
ПОДПОЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА
Экономисты сходятся в том, что существует достаточно большой, вероятно, растущий подпольный, или теневой, сектор в нашей экономике. Некоторые представители этого сектора вовлечены в нелегальную деятельность, такую, как азартные игры, мошенничества с предоставлением ссуд, проституция и торговля наркотиками. Это могут быть "процветающие виды деятельности". По понятным при-
чинам, люди, получающие доход от подобной нелегальной деятельности, стремятся скрыть свои доходы. Большинство участников подпольной экономики заняты легальной деятельностью, но при этом скрывают часть получаемых ими доходов от Управления внутренних доходов. Официант или официантка могут не указывать в налоговых документах чаевые. Бизнесмен может включить в отчет для налогового инспектора только часть выручки от реализации продукции. Рабочий, желающий сохранить пособие по безработице либо государственное вспомоществование, может наняться на работу без оформления или с оплатой исключительно наличными деньгами и, таким образом, избежать записи о своей деятельности. Чем в большей степени инфляция и высокие налоги уменьшают реальные, находящиеся в распоряжении индивидов доходы, тем сильнее стимулы к получению дохода в формах (например, в виде наличных денег либо бартерного товарообмена), которые не так-то легко обнаружить Управлению внутренних доходов.
Кроме того, есть основания предполагать, что подпольная экономика росла быстрее легальной. Если это в действительности так, то счета национального дохода будут в увеличивающихся масштабах недооценивать состояние экономики и ее рост на протяжении определенного времени.
Наконец, в той мере, в какой часть населения вовлечена в нелегальную экономику либо легальную деятельность, где часть дохода укрывается от налогообложения, происходит завышение нашей официальной статистики, касающейся безработицы. И это может создать проблему для тех, кто делает политику. Если существование подпольной экономики искажает размеры таких важнейших показателей экономики, как ВНП и уровень безработицы, то политика, базирующаяся на этих показателях, может быть необоснованной и вредной. Таким образом, заниженный ВНП и завышенная безработица могут вынудить политиков к принятию мер по стимулированию экономики. Но, как мы обнаружим в главе 14, эти стимулы могут вызвать скорее нежелательную инфляцию, чем увеличение реального выпуска продукции и занятости.
Тема 9