Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 14:32, курсовая работа
Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.
Содержание.
Введение. 3
1.Бюджетная система и бюджетное устройство Российской Федерации 4
1.1. Принципы бюджетной системы 5
2. Анализ становления бюджетной системы России до конца ХХ века 8
3.Пути совершенствования бюджетной основы России в ХХI веке 16
3.1. Структура бюджетной системы РФ на современном этапе 17
3.2. Участники бюджетного процесса на современном этапе 20
3.3. Проблемы бюджета РФ на современном этапе 23
Заключение. 26
Литература. 28
Президент Российской Федерации,
Органы законодательной (представительной) власти,
Органы исполнительной власти всех уровней,
Финансовые органы,
Органы, осуществляющие сбор доходов бюджетов,
Органы денежно-кредитного регулирования,
Органы финансового контроля,
Государственные внебюджетные фонды,
Главные распорядители и распорядители бюджетных средств.
Получателями бюджетных средств являются бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, другие организации, а также кредитные организации, выполняющие отдельные операции с бюджетными средствами.
Общая продолжительность одного цикла бюджетного процесса составляет два с половиной года, в том числе около года занимают составление проекта бюджета, его рассмотрение и утверждение, год - исполнение бюджета и около полугода - составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение.[7, с. 112]
Основные процедуры и правила бюджетного процесса:
1.
Функции по составлению и
2.
Составление проекта бюджета
начинается за 10 (5-6 - для местного
бюджета) месяцев реализуется
методом прогноза на основе
фактических поступлений
Проекты бюджетов составляются с учетом необходимости достижения минимальных государственных социальных стандартов на основе нормативов финансовых затрат на предоставление государственных и муниципальных услуг, а также в соответствии с другими нормами и нормативами, установленными законодательством РФ, субъектов РФ, правовыми актами органов местного самоуправления (налоговое законодательство, нормативы отчислений от собственных и регулирующих доходов бюджетов иных уровней, объемы финансовой помощи и др.). Составление бюджета основывается на макроэкономических данных:
-
прогнозе социально-
-
основных направлениях
-
плане развития
Бюджетная политика РФ на очередной финансовый год определяется в Бюджетном послании Президента РФ.
3. Рассмотрение и постатейное утверждение бюджета должно осуществляться до начала очередного финансового года. Если до начала финансового года закон о бюджете не вступил в силу, то исполнительная власть осуществляет расходование бюджетных средств на цели, определенные законодательством, но не более ¼ ассигнований предыдущего года в расчете на квартал по соответствующим разделам функциональной и ведомственной классификации. Рассмотрение обычно происходит в 4 чтениях. После утверждения закон подписывается Президентом РФ (губернатором или главой муниципалитета) и публикуется.
4.
В РФ действует казначейская
система исполнения бюджетов. Органы
Федерального Казначейства
Объемы принятых и исполненных бюджетных обязательств не превышают лимиты бюджетных обязательств. Объем подтвержденных бюджетных обязательств не превышает объем принятых бюджетных обязательств (рис.3).
Рис.3. Исполнение государственного бюджета через органы Федерального казначейства.
5. Отчет об исполнении готовится в течение 5-6 месяцев по окончании финансового года и утверждается законодательной властью. Представленный отчет проверяется Счетной палатой Российской Федерации, которая представляет заключение в Государственную Думу.
Финансовый контроль осуществляется законодательными (представительными) Органами, органами исполнительной власти и местного самоуправления, Федеральным казначейством, Министерством финансов, финансовыми органами субъектов Федерации и муниципальных образований, главными распорядителями бюджетных средств. Для контроля за исполнением федерального бюджета Федеральное Собрание создает Счетную палату. В случае обнаружения нарушений бюджетного законодательства виновные несут ответственность в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и федеральными законами
Среди множества бюджетных проблем на современном этапе развития экономики РФ, следует, выделить две:[20]
Для решения этих проблем целесообразно определить следующие важнейшие направления:
Все ресурсные платежи необходимо оставить в системе доходов бюджетов субъектов. Это было экономически и политически верно, так как использование, сохранение и приумножение природных богатств регионов - их прямая задача.
Обеспечить на федеральном и региональном уровне комплекс мер по повышению собираемости налогов. В этих целях необходима четкая координация работы всех фискальных органов:
Необходимо привести в соответствие с Бюджетным Кодексом и доработать региональные законы. Разработка и последовательная реализация мер, направленных на увеличение доходов бюджета и сокращение его расходов, регулирование бюджетного дефицита, целенаправленное управление его размерам в совокупности с другими экономическими антикризисными мерами, позволят стабилизировать финансовое положение нашей страны.
При таком подходе федеральном и региональном уровнях к экономике всего народнохозяйственного комплекса, сбалансированности бюджетов, выработки четкой стратегии построения системы доходов, все регионы будут иметь равные возможности по развитию, по капитальным вложениям для решения региональных проблем.
В заключении оценим бюджетную ситуацию в России на конец 1 го квартала 2009 года.
В средствах массовой информации обозначены риски, угрожающие исполнению закона о бюджете на 2009 год [21]. К ним относятся:
В Минфине уверены: бюджет на 2010 год исполнить будет еще сложнее - добавится проведение пенсионной реформы за счет бюджета и необходимость возврата средств компаниям.
Такой сценарий есть, сказал «Ведомостям» министр финансов Алексей Кудрин.[21] Пока он маловероятен, «тем не менее его вероятность растет, учитывая, как мы прошли I квартал», считает министр. При планировании спада ВВП за год на 2,2% прогнозировалось, что в I квартале он сократится на 7,5%, а в реальности падение превысило 8%; промышленное производство по прогнозу сокращалось на 10,5%, а по факту вышло больше 14%, аргументирует он. Это означает, что в прогноз сбора доходов уже можно вносить коррективы, считает Кудрин. Недостачу можно покрыть из резервного фонда, но это «напряженно для макроэкономики». Согласно уточненному бюджету-2009 расходы в сравнении с 2008 годом возрастают на 28%, доходы сокращаются на 27,6% («Бюджет под угрозой»).
«У нас просчитан вариант, когда Резервный фонд будет полностью исчерпан уже в будущем году, а в лучшем случае на 2013 год перейдет только около 200 млрд. рублей», - заявила «Времени новостей» замглавы минфина Татьяна Нестеренко, давая понять, что «копилка» невечна и рассчитывать покрывать любые расходы из Резервного фонда слишком долго не стоит («Переходящие опасения»).[21]
«Коммерсантъ» замечает, что Минфин пока предпочитает не ввязываться в дискуссию о размере дефицита в 2010 году. Газета напоминает, что помощник президента Аркадий Дворкович на заседании коллегии Минфина на прошлой неделе заявил, что считает поставленный целью пятипроцентный дефицит чрезмерным. При этом он пообещал, что эта тема будет освещена в бюджетном послании президента, которое сейчас готовится в Кремле. Нет пока ясности и в вопросе, каким будет следующий бюджет - трехлетним, как того требует Бюджетный кодекс, или однолетним, как в 2009 году. В Минфине говорят, что из-за неопределенности макроэкономической ситуации сейчас рассматриваются два варианта: принимать «трехлетку» или же предложить Госдуме бюджет лишь на 2010 год с приложением к нему финпланов на 2011 и 2012 годы. Несмотря на крушение всех последних прогнозов, совсем отказываться от среднесрочного планирования в ведомстве, похоже, не хотят («Бюджет получил угрозы при исполнении»).
Информация о работе Эапы становления и развития бюджетной системы Рф