Эффект масштаба
Высокий уровень концентрации производства
имеет 2 противоположные тенденции:
-
положительный эффект масштаба производства
-
отрицательный эффект масштаба
Положительный эффект обусловлен факторами:
-
специализация труда,
-
специализация управленческого персонала
-
эффективное использование капитала
-
производство побочных продуктов
Отрицательный эффект масштаба обусловлен:
-
нарушением рациональности в размещении производств ведет к повышению транспортных расходов
-
возникновение монополии отдельных производителей ведет к росту цен, снижению качества продукции, к застою в области совершенствования технологического производства
-
чрезмерное укрупнение производства не способствует более равномерному размещению промышленности страны по территории и комплексному развитию хоз-ва экономических районов.
2% промышленных предприятий с
численностью занятых свыше 5
тыс. чел. выпускают более 40%
всего объема продукции, при
производстве которой получено
свыше половины прибыли промышленности.~Сейчас основной объем производства
промышленной продукции сосредоточен
на крупных предприятиях
Для многих отраслей промышленности характерна олигополия—сосредоточение
выпуска значительной части однородной
продукции на 2—4 крупнейших предприятиях.
Разновидность олигополии - двусторонняя
монополия, когда на рынке продукции 1
продавец и 1 покупатель.
Повышение концентрации производства
порождает проблему выбора оптимальных
размеров производства.
Планирование концентрации
производства и определение оптимальных
размеров производства
При планировании концентрации производства
пользуются факторами:
-
общие факторы: НТП, уровень специализации и комбинирования, состояние развития транспортного и дорожного хоз-ва. Они обязательно учитываются при планировании и управлении процессами предприятия в каждой отрасли промышленности
-
специфические факторы имеют решающую значимость для некоторых отраслей промышленности. Н-р в добывающих отраслях (угольной, нефтяной и др.) большую роль играют природные факторы – размер и запасы полезных ископаемых, условия их залегания и т.д.
При экономическом обосновании оптимальных
размеров промышленных предприятий
должны учитываться условия:
-
общественная потребность в данном виде продукции
-
обеспечение выполнения требований НТП
-
повышение эффективности кап.вложений
-
наиболее полное использование всех имеющихся ресурсов, снижение себестоимости продукции, повышение рентабельности
-
организационные и экономические границы эффективного хоз-ного управления предприятием.
В промышленности разработана классификация
отраслей, исходя из их технико-экономических
особенностей, определяющих рациональные
размеры предприятий в каждой
отрасли. В зависимости от этого
отрасли объединены в группы:
-
отрасти добывающей промышленности, в которых оптимальный размер предприятия определяется кол-вом и качеством месторождения полезных ископаемых и экономически целесообразным сроком их эксплуатации
-
монопродуктовые отрасли обрабатывающей промышленности, изготовляющие относительно однородную простую продукция. В них (черная и цвет. металлургия) оптимальные размеры предприятия определяются главным образом единичной мощностью и производительностью современных агрегатов и уровнем комбинирования производства.
-
Отрасли обрабатывающей промышленности, (машиностроение, обувная, швейная, деревообрабатывающая и др. промышленности) в которых оптимальный размер предприятий определяется путем установления целесообразного набора цехов и производств для каждого типа промышленного предприятия и производств и возможности специализации производства.
-
Отрасли перерабатывающие первичное сельхоз. и малотранспортабельное сырье, оптимальные размеры предприятия устанавливаются с учетом плотности сырьевой базы, зоны потребления готовой продукции, среднего радиуса перевозки грузов.
Концентрация
производства и монополизм.
В 1988г. только в одном машиностроении насчитывалось
166 предприятий абсолютных монополистов
и 180 монопольных производств, свыше 1/3
ассортимента важнейших видов продукции
производится на одном единственном предприятии
и примерно столько же на 2-х предприятиях.
В базовых отраслях промышленности «гиганты
индустрии» становились все более невосприимчивыми
к НТП; ухудшалось качество продукции
в виду отсутствия конкуренции.
Современный уровень монополизации в
России. (2002год)
Отрасли промышленности |
Число предприятий монополистов |
Удельный вес предприятий монополистов,
в % |
В общем числе предприятий |
В общем объеме производства |
Вся промышленность, в т.ч.
Топливная
Черная металлургия
Цветная металлургия
Хим. и нефтехимическая
Машиностроение, металлообработка
Лесная и деревообрабатывающая
Строительн. материалы
Легкая
Пищевая |
254
6
28
25
41
125
11
4
1
7 |
1,0
1,0
9,8
5,0
6,1
2
0,4
0,2
0,03
0,1 |
16,7
5,3
67,6
10,7
35,2
24,3
18,8
2,5
0,6
0,3 |
Для приведения гос.политики по развитию
товарных рынков и конкуренции, ограничению
монополистической деятельности образовано
Министерство по антимонопольной политике
и поддержке предпринимательства
Основным фактором, под воздействием которого
будет формироваться антимонопольная
политика среднесрочной стратегии, является
открытие экономики для иностранной конкуренции
и установление единого курса рубля по
отношению к доллару.
С этой точки зрения экономику разделяют
на 4 сектора:
-
Предприятия конкурентоспособные на мировом рынке . им была дана широкая свобода перестройки собственной внутренней структуры, снято ограничение на рост концентрации производства, жесткие санкции за незаконные соглашения о разделе рынка, регулирование цен и т. д.
-
Предприятия, которые не выдерживают конкуренцию импортных товаров. Был задействован механизм инициативного или принудительного разукрупнения предприятий, т.к. в рамках неконкурентоспособных предприятий могут оказаться жизнеспособные подразделения.
-
Рынки, где иностранная конкуренция не будет оказывать серьезное воздействие вследствие масштабов страны, специфики продукции и др. факторов. Будет применяться традиционные методы антимонопольного регулирования, включая недопущение злоупотребления доминирующим положением, запрещение антиконкурентных соглашений, контроль за процессами концентрации производства и т. д.
Вместе с тем ставится задача
по созданию крупных производственных
объединений в виде концернов, холдинговых
компаний и ФПГ.
Концерн – объединение
самостоятельных предприятий различных
отраслей, связанных совместными разработками
посредством системы участия, патентно-лицензионных
соглашений, финансирования, тесного производственного
сотрудничества.
Предприятия, входящие в концерн, сохраняют
свою юридическую самостоятельность,
но финансовый контроль и определенные
функции по снабжению производства и маркетинга
взято под единое управление.
Главный признак –
наличие общего органа управления.
Холдинги – компании,
созданные для владения и управления контрольными
пакетами акций других предприятий.
Появление холдингов в России связано
с необходимостью сохранения управляемости
после приватизации крупных предприятий.
Холдинги организуются по отраслевому,
межотраслевому, территориальному, программно-целевому,
ведомственному признакам. Главное преимущество –
их риск меньше суммы рисков отдельных
предприятий, входящих в холдинг.
Холдинговые компании – единственные
из всех известных организационных форм
объединения предприятий, который ограничены
в своем распространении. Практика создания
холдингов на протяжении последних 3х
лет обширна в отраслях: ТЭК, машиностроительной,
оборонно-отраслевой промышленности.
ФПГ – группа
предприятий, организаций кредитно-финансовых
учреждений, инвестиционных институтов,
объединение капиталов которых осуществляется
в целях активизации инвестиций, структурной
перестройки, производство конкурентоспособной
продукции, укрепление позиции наукоемких
отраслей.
По состоянию на 1 марта 2002 года официальный
статус получили 88 ФПГ. Общая численность
занятых в них примерно 3,5 млн. человек,
число работающих в каждой ФПГ от 1,5 до
300 тыс. человек, количество предприятий,
банков, коммерческих и иных фирм – от
4 до 60, совокупный годовой объем продукции
сектора ФПГ – 15% ВВП, выпуск продукции
предприятий, входящих в ФПГ в 2000 году
достиг 300 млрд. руб.
Отраслевое распределение ФПГ по основным
видам деятельности промышленных участников:
-
АПК – 16%
-
Оборонная промышленность – 14%
-
Хим. И нефтехимическая промышленность – 11%
-
Стройиндустрия – 8%
-
Легкая промышленность – 6%
-
Ювелирная промышленность – 4%
-
машиностроительная промышленность – 10%
-
автомобилестроение – 6%
-
Металлургия – 4%
-
Приборостроение – 6%
-
ТЭК – 3%
-
Судоремонтная промышленность – 6%
-
Добыча, переработка морепродуктов – 2%
-
Прочие – 2%
Монополия и конкуренция
Данные о конкуренции рынков даны в таблице
1.
Таблица 1
Отрасли промышленности |
Присутствующие |
Конкурирующие |
Коэф.конкурентоспо-собности,
в % |
Промышленность
1.Электроэнергетика
2.Топливная
3.Черная металлургия
4.Цветная металлургия
5.Хим. и нефтехимическая
6.Машиностроение
7.Лесная, целлюлознобумаж. и деревообрабатывающая
8.Строительн. материалы
9. Стекольная
10. Легкая
11. Пищевая
12. Мукомольная |
13
10
7
8
3
7
8
38
5
4
17
23
26 |
9
6
3
6
2
6
5
27
4
3
11
16
22 |
80
65
63
76
85
88
82
78
76
86
77
76
92 |
Виды конкуренции:
-
совершенная конкуренция (идеальная) – между производителями, продавцами товаров, где представлено неограниченное количество продавцов и покупателей однородного товара, свободно общающиеся между собой.
-
несовершенная конкуренция – конкуренция в условиях, когда предприятия имеют возможность контролировать цены на продукцию, которую они производят.
Несовершенная конкуренция:
-
Натуральная (чистая) монополия. Натуральным монополистом является единственный производитель в своей отрасли какого-либо продукта, у которого нет близких аналогов. Он является носителем абсолютной рыночной власти. Главная причина возникновения монополистов – специфика, технология производства или оказания услуг.
-
Олигополия – господство нескольких крупных фирм на рынке. Возникает там, где большую роль играет концентрация производства. Она бывает:олигополией первого вида – несколько крупных фирм, производящих почти идентичные товары; олигополией второго вида -- несколько крупных фирм, производящих дифференцируемые товары.
-
Дифференциация продукции—при равных ценах на товары предпочтение получает товар, имеющий отличия от других в сорте, качестве, торговой марке, стиле оформления и т.д.